Частные железные дороги: российский опыт

Ж/Д транспорт
Частные железные дороги: российский опыт

Банк развития Китая собирается вложить 400 млрд рублей в российский проект высокоскоростной магистрали Москва–Казань. До этого государственно-частное партнерство (ГЧП) в России в сфере строительства железных дорог нечасто оказывалось удачным: причиной тому – долгий срок окупаемости проектов и высокие риски. Однако китайцы все же собираются вложить беспрецедентно большую сумму и, похоже, уверены в успехе.

Татьяна Лозовая

 

Китайские планы

Китайские инвесторы готовы вложить 400 млрд рублей в строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Полная стоимость проекта составляет 1,06 трлн рублей, из них 380 млрд – бюджетные средства, 150 млрд – деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), остальная часть – средства РЖД. Именно на последнюю часть и привлекается внешний инвестор.

Напомним, раньше реализация ВСМ была под вопросом как раз из-за недостатка финансирования. «Проект состоит из государственной поддержки и привлеченных средств. В правительстве России до этого нам говорили: а где вы возьмете остальную часть денег?» – рассказывает генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин.

С августа РЖД начали поиски инвестора в Азии (что неудивительно при сложившейся международной обстановке). Переговоры велись с гонконгскими, сингапурскими и китайскими финансовыми корпорациями. И, наконец, завершились успехом. Банк развития Китая, согласившийся участвовать в ВСМ, имеет большие планы в отношении нашей страны. В апреле он объявил о готовности вложить $5 млрд в различные проекты на российском Дальнем Востоке.

Неизвестно, на каких условиях будут участвовать китайцы. Главная проблема ВСМ – непонятный срок окупаемости. Осенью 2013 года, обсуждая проект, первый вице-премьер Игорь Шувалов решил отложить его, предложив дополнительно проработать финансово-экономическое обоснование. Он напомнил, что средства ФНБ должны быть возвратными, а в данном случае уверенности нет.

Тогда же правительство РФ приняло решение финансировать два других проекта – модернизацию Транссиба и БАМа, а также строительство Центральной кольцевой автодороги.

 

Купить ветку, спасти «Мечел»

В 2000 году Министерство путей сообщения начало строительство железной дороги в направлении Эльгинского месторождения коксующегося угля, крупнейшего в России. Ветка длиной 315 км должна была соединить станцию Улак на БАМе с якутским месторождением. Однако уже в 2002-м проект свернули – не хватало финансирования. Было проложено 60 км пути, но движение не открыто. Затраты составили более $300 млн.

Новый импульс дорога получила в начале 2008 года, вскоре после приобретения ОАО «Мечел» лицензии на разработку Эльгинского месторождения. Компания Игоря Зюзина выкупила ветку за $450 млн. Первый год прошел бодро: готовность ветки до 286 км достигла 80%, а на первых 60 км ходили поезда.

Однако экономический кризис притормозил проект. В июне 2009-го работы встали, а долг перед рабочими и подрядчиками достиг 4 млрд рублей. Это было страшное время: среди бизнесменов, работавших на проект и увязших в кредитах, случались даже самоубийства. Напомним, неприятности «Мечела» – помимо кризиса – усугублялись резкими заявлениями Владимира Путина (дважды приводившими к падению капитализации компании более чем на треть) и претензиями ФАС.

В конце концов, «Мечел» сумел разместить облигации в госбанках на 10 млрд рублей и продолжил строительство. В сентябре 2011 года был сдан в эксплуатацию участок с 1 по 209 км, построена перевалочная станция. Примерно тогда же с Эльгинского месторождения пошел первый уголь. Его самосвалами везли на станцию и перегружали в вагоны. Сырье в основном предназначалось для экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В начале 2012 года прокладка пути – 321 км – была завершена. «Мечел» оценил свои инвестиции в 40 млрд рублей ($1,25 млрд по курсу на январь 2012-го). Впрочем, до недавнего времени дорога функционировала лишь в режиме временной эксплуатации, а уголь по-прежнему частично возили самосвалами до перевалочной станции. Лишь в середине августа текущего года Росжелдор выдал «Мечелу» положительное заключение о возможности подачи вагонов на строящийся путь вплоть до месторождения. Срок действия заключения – до августа 2015 года. В целом, готовность ветки оценивается в 91%.

Одновременно с весны 2014-го года пошли разговоры о желании «Мечела» избавиться от ветки. Игорь Зюзин предложил РЖД выкупить актив. Вырученные средства пошли бы на погашение долга компании, составляющего $8,3 млрд. В РЖД стоимость ветки Улак–Эльгино оценили в 50-70 млрд рублей, добавив, что профинансировать покупку мог бы один из госбанков.

Конечную стоимость ветки оценили все-таки в 70 млрд рублей. А деньги на нее президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин предложил выделить из ФНБ. «Сейчас рабочим является вариант с использованием бриджевых денег для РЖД из ФНБ с последующим возвратом под гарантии государства. То есть государство должно в конечном счете нам дать средства в уставной капитал, мы за это должны рассчитаться, потому что наше финансовое положение, объем инвестпрограммы самостоятельно такие проекты решать не позволяет», – уточнил глава железнодорожной монополии.

Почему государство или РЖД вообще должны помогать «Мечелу»? «Это не какой-то киоск по продаже газировки. Это огромная компания с большим количеством работающих. Это элемент экономической инфраструктуры нашей страны», – объясняет В.Якунин.

В общем, если следовать логике чиновников и главы РЖД, получается, что на ветку Улак–Эльгино государство все же должно потратить свои деньги, но не потому, что дорога сама по себе неплоха и экономически обоснована, а потому, что «Мечел» – такая большая, важная и правильная компания – вся в долгах и ее надо спасать. Да, и еще – у государства сегодня (в отличие от 2000 года) есть Фонд национального благосостояния, в который можно запросто залезть, если, конечно, просят «свои люди».

Впрочем, не факт, что государство действительно найдет деньги на выкуп этой частной железной дороги.

 

Обская–Бованенково: заведомо убыточный проект

Самая северная железная дорога в мире, ветка Обская–Бованенково–Карская, построена «Газпромом» на полуострове Ямал. Длина – 572 километра.

Проект начали реализовывать еще в конце 80-ых, объявив Всесоюзной ударной стройкой. Часть бригад приехала с БАМа. Магистраль была нужна для ускоренного освоения ямальских газовых месторождений. Перестройка «заморозила» проект. К 1995 году было уложено 224 км пути, запущено движение грузовых и пассажирских поездов до станции Паюта (188-ой км).

Затем дорога перешла в ведение «Газпрома». До 2005 года газовый гигант не особо ей интересовался, вкладывая лишь незначительные средства. А потом приступил к активному строительству. Сейчас движение открыто вплоть до станции Карская, то есть на всех 572 километрах. Затраты на проект – 130 млрд рублей.

Строительство, порой, сопровождалось скандалами. Так, проектно-сметная документация предполагала бетонные шпалы на мостах, например, через реку Юрибей. Однако по факту они оказались деревянными (и это видно даже на фотографиях церемонии открытия). Есть и другие различия. Изучив проектно-сметную документацию, газета «Ведомости» обнаружила еще, как минимум, 13 мостов, не соответствующих проекту.

По расчетам предпринимателя Павла Небова, совладельца компании «Мостострой-13», бывшего подрядчика стройки, «экономия» благодаря использованию более дешевых материалов могла достигнуть 19 млрд рублей. Бизнесмен еще в начале 2012 года направил информацию в Следственный комитет РФ. Впрочем, реакции не последовало. П.Небов долгое время конфликтовал с «Газпромом», а сейчас отбывает семилетний срок в колонии. Он обвиняется в шантаже и вымогательстве, но утверждает, что дело против него фальсифицировано.

В сентябре 2009 года, осматривая объекты в ЯНАО, премьер-министр (на тот момент) Владимир Путин раскритиковал тот факт, что «Газпром» строит на Ямале объекты инфраструктуры. «Это отвлекает силы этой компании от непосредственной работы по освоению месторождений», – заявил глава правительства и велел Владимиру Якунину разобраться с данной ситуацией. Глава «Газпрома» Алексей Миллер явно обрадовался такому повороту, тотчас предложив РЖД выкупить дорогу по себестоимости – за 130 млрд рублей.  Владимир Якунин ответил, что считает эти затраты завышенными.

Позже специалисты Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), проводившие первичный анализ предложения «Газпрома», пришли к выводу, что данная ветка заведомо убыточна. «Планируемый грузопоток по этой линии – немногим более 3 млн тонн в год, этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу, – объяснил газете «Гудок» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов ИЭРТ Максим Фейло. – При балансовой стоимости дороги 130 млрд рублей на одну лишь амортизацию ежегодно придется отчислять свыше 5 млрд рублей».

 

Проект в Туве: пока порядок

В самих РЖД примером успешного ГЧП называют ветку Элегест–Кызыл–Курагино. Магистраль длиной 410 км строит ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Руслана Байсарова. Железная дорога должна соединить Элегестское месторождение угля с Транссибом.

«Хорошим примером является сотрудничество с Тувинской энергетической промышленной корпорацией, которая строит участок Кызыл–Курагино, а мы в свою очередь развиваем участок Междуреченск–Тайшет, в том числе за счет госсредств, – рассказывал на Петербургском международном экономическом форуме в этом году старший вице-президент ОАО «РЖД» по экономике и финансам Вадим Михайлов. – Сумма на ближайшие три года – около 40 млрд рублей. Уголь, добытый на Элегестском месторождении, можно будет везти в порты Дальнего Востока и европейскую часть России. Мы приветствуем такого рода сотрудничество и надеемся, что его будет больше».

Стоимость ветки Элегест–Кызыл–Курагино, по словам Р. Байсарова, составляет 156 млрд рублей. Пропускная способность – 27 млн тонн грузов в год. В целом на проект развития угольного месторождения из ФНБ будет выделено около 87 млрд рублей. Помимо строительства железной дороги деньги пойдут на создание горно-обогатительного комбината и угольного терминала в Ванино.

Среди других примеров успешных частных дорог – пути необщего пользования, подъезды к портам. Впрочем, и здесь не все гладко. Например, группа «Сумма» уже несколько лет планирует модернизировать существующую ветку до порта Приморск. Однако РЖД – и это подтвердила ФАС – выдала группе весьма обременительные условия примыкания к своим путям.

«ФАС установила, что технические условия, выданные РЖД «Петротранс-Приморску», содержат значительно большее количество требований по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования, чем технические условия, выданные ООО «Сибур-Портэнерго» и ООО «Новатэк Усть-Луга», осуществляющих деятельность в порту Усть-Луга. Это ставит компанию в неравное положение», – говорится в сообщении ведомства. «Сумма» уже несколько лет судится с РЖД, а проект «буксует».

Подводя итог, что можно сказать о российском опыте частных железных дорог? Во-первых, эти проекты можно пересчитать по пальцам. Во-вторых, зачастую они оказываются менее выгодными для бизнеса, чем казалось изначально. Одна из причин этого – средняя окупаемость проектов по постройке железных дорог составляет 15-20 лет, другая причина – слишком велик фактор неопределенности: в нашей стране крайней сложно планировать бизнес даже на 10 лет вперед, если только это не бизнес, приближенный к власти.

Поэтому пока непонятно, на что рассчитывают китайские инвесторы ВСМ. Возможно, у них есть какие-то личные договоренности, гарантирующие, что они – независимо от того, прибыльным или убыточным окажется проект – внакладе не останутся? Ну, например, возьмет г-н Якунин да скажет: «А теперь, дорогие китайские товарищи, мы выкупаем у вас вашу долю в высокоскоростной магистрали Москва–Казань за средства из Пенсионного фонда России». И вдруг, предложенная сумма покупки будет в 1,5-2 раза выше, чем вложили в строительство ВСМ китайские инвесторы…

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Российские военные открыли четыре острова в Красном море

Российские военные открыли четыре острова в Красном море В прошлый раз акваторию исследовали 108 лет назад

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России  Для этого геологи разработали серию карт, где описаны процессы его геологической и тектонической эво...

Российская экономика

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Транспортная политика

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП Обсудили планы и введение независимой оценки квалификации  докеров-механизаторов и инженер...

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов Часть требует дополнительного согласования

Морские порты

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт Впрочем, грузооборот по итогам 11 месяцев снизился на 20,7%

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый




Морской транспорт

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы До 4 тысяч пассажиров. На газу. Общая стоимость двигателей и цифрового оборудования  - 157...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны Возможно, на борт пустят путешественника Федора Конюхова

Речной транспорт

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году На 200 больше, чем в прошлом году при меньшем количестве проверок

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...