Выжидательная приватизация

Российская экономика
Выжидательная приватизация

Правительство РФ давно собирается устроить большую распродажу, выходя из капитала крупнейших компаний. С тех пор, как был принят план приватизации, прошло три года, а проданные активы можно пересчитать по пальцам одной руки.

Главные кандидаты на сегодня – «Роснефть» и «Башнефть», доход от их продажи мог бы принести в бюджет до 1 трлн рублей. Но чиновники не спешат расставаться с частью «Роснефти», а с «Башнефтью» ситуация еще сложнее, потому что купить ее хочет сама «Роснефть». Возможно, единственным активом, реализованным в 2016 году, так и останутся около 11% акций компании «Алроса» за 52 млрд рублей.

Александра Васильцева

Нет офшорам и кредитам госбанков

Правительство РФ приняло решение о большой распродаже госактивов еще в 2013 году. В списке фигурировали почти 20 крупнейших компаний, в том числе «Совкомфлот», РЖД, ВТБ, «Аэрофлот» и другие (см. «Большая распродажа»), а также около 1500 других госпредприятий. Но за прошедшие два года чиновники успели продать лишь около 200 компаний, из крупных – долю в ПАО «Интер РАО», причем она досталась государственному «Роснефтегазу».

Крупная волна приватизации была запланирована на 2016 год. В мае текущего года министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что правительство рассчитывает выручить почти 1 трлн рублей, реализовав пакеты «Роснефти», «Башнефти», «Совкомфлота», «Алросы» и ВТБ.

В феврале 2016-го президент Владимир Путин провел совещание, посвященное грядущей распродаже, на котором присутствовали главы компаний РЖД, ВТБ, «Алросы», «Аэрофлота», «Роснефти», «Башнефти» и «Совкомфлота». В.Путин поторопил членов правительства, а также обозначил несколько важных условий приватизации: сделки должны быть прозрачными, а государство не может потерять контроль над стратегическими активами; покупатель должен иметь хорошую деловую репутацию и четкую стратегию развития актива, а кроме того, находиться в российской юрисдикции.

«Серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы, – подчеркнул президент. – Мы уже давно говорим о деофшоризации, и в этих условиях идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики, неправильно».

Глава государства также призвал избежать продажи компаний по бросовым ценам. «Реализация госимущества должна быть экономически оправданна, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно, мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат – нужно находить золотую середину», – заключил В. Путин и добавил, что покупатели, используя кредитные ресурсы, не должны привлекать госбанки.

Аналитики по итогам совещания отмечали, что рынок находится на дне и избежать дешевых продаж вряд ли получится. Главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров предполагал, что приватизация, вероятно, будет происходить между сентябрьскими выборами в Госдуму и концом 2016 года. «Потом стартует президентская гонка, и в это время принимать непопулярные решения (продажу госактивов по низким ценам. – Ред. «Морские порты») власть тоже не будет без крайней на то необходимости», – пояснял эксперт.

Проданная «Алроса»

Большая распродажа началась в июле, когда государство через агента – «ВТБ Капитал» – выставило на торги 10,9% акций алмазодобывающей компании «Алроса». Покупателем оказалось большое количество частных инвесторов, в том числе 35% из России, 35% из Европы, 25% из Азии и Ближнего Востока, остальные 5% из Америки. В сумме они заплатили 52,2 млрд рублей, что вполне соответствовало ожиданиям чиновников.

Вырученная сумма превосходит суммарные доходы от продажи госимущества в 2014 и 2015 годах (см. «Замедлившаяся приватизация»). «Размещение «Алросы» произошло быстро и успешно. Мы увидели, что качественная компания может размещаться успешно в любое время», – заявил глава Московской биржи Александр Афанасьев.

Но на этом большая приватизация пока и закончилась. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев также в июле заявил в интервью Financial Times, что продажа компании сейчас невыгодна ни государству, ни ей самой. Он напомнил, что именно «Аэрофлот» после банкротства «Трансаэро» обеспечил перелет 1,96 млн пассажиров и выплатил компенсации, это обошлось перевозчику в 17 млрд рублей. По словам топ-менеджера, два года назад государство, продав 10%-процентную долю «Аэрофлота», могло бы заработать $300 млн. Теперь же, чтобы выручить такую сумму, нужно продать 25% акций.

Приватизация «Совкомфлота» предположительно состоится лишь в первом квартале 2017 года, рассказал президент компании Сергей Франк агентству Bloomberg в конце июня. Топ-менеджер тогда связывал результаты IPO с предстоящим в Великобритании голосованием о выходе из Евросоюза.

«Важно, чтобы Лондон продолжал функционировать как международный морской узел и не появилось никаких дополнительных препятствий для судоходства», – цитировала С.Франка газета «Ведомости». В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев назначил «ВТБ Капитал» инвестиционным консультантом по приватизации 25% минус одна акция «Совкомфлота». Впрочем, определенности со сроками до сих пор нет. Ранее А.Улюкаев в интервью телеканалу «Россия 24» оценивал стоимость этого пакета в 24 млрд рублей.

Продать госдолю в ВТБ мешают санкции, утверждал президент банка Андрей Костин в мае текущего года. Они отсекают большой пласт инвесторов, заинтересованных в этом активе. Позже вице-премьер Игорь Шувалов также говорил, что реализация пакета 10,9% акций едва ли состоится в 2016 году.

Еще одним объектом на продажу в обозримом будущем являются акции ОАО «РЖД», тем более глава компании Олег Белозеров присутствовал на совещании у В. Путина, посвященном приватизации. Но едва ли гигантский перевозчик будет продан в текущем году, говорил в мае министр транспорта Максим Соколов. Хотя приватизация могла бы принести в казну значительную сумму.

Весной 2016 года О.Белозеров оценил стоимость железнодорожной монополии в 2-4,5 трлн рублей. Таким образом, реализация 25% акций РЖД дала бы госбюджету от 500 млрд до 1,125 трлн рублей. Впрочем, найти инвесторов на такую огромную сумму действительно нелегко.

Против приватизации «Ростелекома» выступают спецслужбы и Минобороны. Кроме того, недавно секретарь Совета безопасности Николай Патрушев направил президенту Путину письмо, предложив создать отдельную сеть связи для госорганов. Реализация проекта, по информации «Ведомостей», обойдется более чем в 660 млрд рублей (в том числе 580 млрд бюджетных). Если оператором новой сети станет «Ростелеком», то компанию нельзя будет продать частному инвестору.

Замедлившаяся приватизация

За 2014 и 2015 годы чиновники пустили с молотка 210 предприятий и приняли распоряжения об условиях приватизации еще 188 компаний – значительно меньше, чем было в планах. Среди крупнейших продаж в 2014 году фигурировало 13,76% акций ОАО «Интер РАО» за 18,8 млрд рублей и 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот» за 2,2 млрд рублей.

В 2014-м бюджет получил от приватизации 29,1 млрд рублей, но в 2015-м цифра сократился до 7,4 млрд рублей. Крупных продаж не было совсем. Причина – волатильность финансовых рынков и высокая стоимость заемных средств, поясняли в отчете представители Росимущества. Напомним, в конце 2014 года Центробанк РФ поднял ключевую ставку до 17%, фактически отрезав многих потенциальных инвесторов от кредитов. Сейчас ставка составляет 10,5%.

Список объектов приватизации постоянно пополняется. Например, в 2016 году в него добавили ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт».

Большая распродажа

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план большой приватизации три года назад (распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 г. №1111-р). Так, в 2014-2016 годах государство планировало выйти из капитала «Объединенной зерновой компании», «Росспиртпрома», «Ростелекома», «Роснано», «Интер РАО», аэропортов Шереметьево и Внуково.

Кроме того, чиновники собирались сократить долю в «Алросе» (до 25% акций), «Аэрофлоте» (до 25% акций), «Совкомфлоте» (до 25% акций), «РусГидро» (до 50% акций), банке ВТБ (до 50% акций), РЖД (до 75% акций), «Транснефти» (до 75% акций), «Уралвагонзаводе» (до 75% акций), «Государственной транспортной лизинговой компании» (до 75% акций), «Зарубежнефти» (до 90% акций).

В документе подчеркивалось, что сокращение участия в ВТБ должно координироваться и с выходом государства из капитала «Сбербанка». Еще до 2024 года планировалось сокращение доли в «Объединенной авиастроительной корпорации» (до 50% акций) и «Объединенной судостроительной корпорации» (до 75% акций).

Отдельным пунктом шла «Роснефть». Сейчас 69,5% принадлежит государственному АО «Роснефтегаз». По задумке чиновников, до 2016 года «Роснефтегаз» должен был сократить свою долю в «Роснефти» до 50%.

Помимо крупнейших компаний государство планировало приватизировать около 500 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и продать находящиеся в федеральной собственности акции 977 компаний – например, Самарского речного порта, аэропортов Мурманска и Архангельска, машиностроительного завода «Арсенал», «Чеченнефтехимпрома» (владеет нефтяными скважинами и нефтеперерабатывающими заводами). На аукцион также планировалось выставить 1470 иных объектов (например, зданий, земельных участков, морских судов).

Морские порты №6 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Командующий Северным флотом рассказал о зарплате командира подводной лодки

Командующий Северным флотом рассказал о зарплате командира подводной лодки Зарплата командира подводной лодки на Северном флоте более чем в два раза превышает денежное довольс...

Морское сообщество поздравляет с Днем рождения председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева

Морское сообщество поздравляет с Днем рождения председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева Морское сообщество России, причем не только военморы, но и представители торгового флота, рыбаки, ре...

Российская экономика

Россия экспортировала рекордный объем кормов

Россия экспортировала рекордный объем кормов Экспорт кормов всех видов из России в прошлом году увеличился на 8,7% до 4,47 млн т (без уче...

«Лукойл» рассматривает возможность участия в проектах в ОАЭ

«Лукойл» рассматривает возможность участия в проектах в ОАЭ Глава компании Вагит Алекперов уточнил, что речь идет о газовых проектах, в которых есть и нефтяная ...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за первый месяц 2019 года превысил 12 млн тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за первый месяц 2019 года превысил 12 млн тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Сотрудники АО «Ростерминалуголь» получили награды за трудовые успехи и профессионализм

Сотрудники АО «Ростерминалуголь» получили награды за трудовые успехи и профессионализм Сотрудники АО «Ростерминалуголь» получили памятные награды в рамках расширенного итогового совещания...




Морской транспорт

Разработка конструкторской и техдокументации ледокола «Лидер» обойдется в 3 млрд рублей

Разработка конструкторской и техдокументации ледокола «Лидер» обойдется в 3 млрд рублей Разработкой будет заниматься петербургское ЦКБ «Айсберг».

Закончено формирование корпуса УАЛ «Урал»

Закончено формирование корпуса УАЛ «Урал» Специалисты АО «Балтийский завод»  (Входит в Объединенную судостроительную корпорацию&...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

Индекс транзитных железнодорожных перевозок ERAI включен в отчет международного аналитического агентства Drewry

Индекс транзитных железнодорожных перевозок ERAI включен в отчет международного аналитического агентства Drewry Индекс транзитных железнодорожных перевозок Eurasian Rail Alliance Index (ERAI), отражающий ...

ОАО «РЖД» направило 8,5 млрд рублей на природоохранную деятельность в 2018 году

ОАО «РЖД» направило 8,5 млрд рублей на природоохранную деятельность в 2018 году Общие затраты ОАО «РЖД» на природоохранную деятельность в 2018 году превысили 8,5 млрд рублей. Такие...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...