Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Ж/Д транспорт
Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект транспортного и экономического развития. Она превратит российские моногорода в точки роста, повысит мобильность трудового населения, привлечет новые грузопотоки на территорию России. Чем будет полезна линия для грузовладельцев и перевозчиков и когда они смогут ей воспользоваться?

Ольга Гольдберг

Глобальный проект

ВСМ Москва – Казань рассматривается как первый этап строительства российского участка глобального транспортного коридора между Европой и Азией. ВСМ состоит из четырех участков: Москва – Владимир, Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары и Чебоксары – Казань. В дальнейшем магистраль планируют продлить до Пекина и интегрировать в проект Нового шелкового пути, который свяжет Китай с рынками европейских и ближневосточных государств.

Проект получил начало в 2013 году. После успешного запуска в 2009 году «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом правительство РФ приняло решение развивать высокоскоростное железнодорожное движение. В октябре 2014 года Минтранс России, ОАО «РЖД», Государственный комитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги» подписали меморандум о совместной разработке Евразийского высокоскоростного транспортного коридора «Москва – Пекин», включающего приоритетный проект ВСМ Москва – Казань. Заказчиком проекта стала компания «Скоростные магистрали» – дочерняя структура ОАО «РЖД».

Изначально магистраль планировали построить к 2018 году, к чемпионату мира по футболу. (К этому событию в Нижнем Новгороде и Казани возводятся стадионы для проведения международных матчей чемпионата.) Затем сроки неоднократно переносились из-за проблем как с инвестициями, так и с проектированием.

На сегодняшний день закончено проектирование первого участка (от Москвы до Владимира), документация передана в Главгосэкспертизу. Проектно-сметная документация для второго и третьего участков (Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары) должна быть готова в первом полугодии 2017 года. Однако РЖД попросили правительство сдвинуть сроки предоставления на госэкспертизу документов на третий участок в связи с технологической сложностью работ, из-за чего пришлось пересмотреть график финансирования.

По словам генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, при подготовке проектной документации всегда появляются новые факторы, которые чаще всего ведут к удорожанию проекта, а при нехватке ресурсов любое увеличение вложений требует проработки и понимания источников их покрытия.

Начать строительство в 2017 году, как планировали в РЖД, не получится, поскольку не завершен этап проектирования. В ноябре 2016 года президент РЖД заявил, что сроки запуска ВСМ Москва – Казань перенесены с 2020 года на 2022–2023 годы, отметив при этом, что «активная работа по этому направлению не останавливалась ни на минуту».

П. Иванкин предполагает, что это не последний перенос сроков, и «все будет зависеть от определения источников финансирования и скорости реализации этапов проекта».

Схема финансирования

Финансироваться проект будет на принципах ГЧП в форме концессии в две фазы: Москва – Нижний Новгород и Нижний Новгород – Казань. Стоимость проекта – 1,2 трлн рублей. Из них на инфраструктуру первой фазы запланировано потратить 613 млрд рублей, на инфраструктуру второй фазы – 501 млрд рублей, на приобретение подвижного состава – 85 млрд рублей.

Проектирование магистрали ведет российско-китайский консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group. РЖД профинансируют проектные работы в 2017 году за счет собственных средств (6,4 млрд из 6,5 млрд рублей). Привлекать заемные средства на проектирование не планируется.

Строительство магистрали, напротив, будет вестись в основном на средства участников. Глава РЖД Олег Белозеров заявил о стремлении обойтись при строительстве без привлечения государственных средств и пояснил, что концессионное соглашение предполагает внесение со стороны РЖД 50 млрд рублей, остальное составят средства участников проекта: «Как структурируется концессионное соглашение: обычно на 10% вклада в уставной капитал, дальше все является заемным финансированием».

Кто будет делать первоначальный взнос, госбюджет или РЖД, пока не решено. Зато уже ясно, что финансирование из федерального бюджета на ВСМ Москва – Казань сократится в 2017 году на 30%, до 6,5 млрд рублей. Средства были заложены в инвестпрограмму РЖД, но она на 2017 год уменьшена со стороны государства на 65,3 млрд рублей по проектам государственного значения.

Главным инвестором проекта выступит Китай. Консорциум «Шелковый путь» вкладывает в акционерный капитал первого участка магистрали (от Москвы до Нижнего Новгорода) 52 млрд рублей и 1 млрд долларов будет инвестировать во второй участок (от Нижнего Новгорода до Казани). China Development Bank предоставляет кредит на 400 млрд рублей сроком на 20 лет.

Первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин в интервью ТАСС в ноябре 2016 года подтвердил договоренности с китайской стороной: «Речь идет о более чем 500 млрд рублей инвестиций со стороны наших китайских партнеров. Это и заемные средства, и вклад в капитал». Сейчас, по словам А. Мишарина, обсуждается «объем использования китайских технологий при обязательном условии их локализации на территории России, а также стоимость денег».

Также «Скоростные магистрали» ведут переговоры о финансировании с консорциумом «Немецкая инициатива», который предложил инвестиции сначала в размере 2,7 млрд евро, а затем пообещал привлечь в проект еще 800 млн евро и увеличить предложение до 3,5 млрд евро. В состав консорциума входят Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании.

Однако среди условий сотрудничества – поставка немецких технологий и техники, что идет вразрез с задачами российской стороны по развитию производства внутри страны. Как отметил А. Мишарин, выделение денег – это не единственное условие: «Важно, на каких условиях они даются, то есть соответствует ли это нормам локализации производства, требует ли это государственных гарантий и так далее».

От «Немецкой инициативы» ждут проект межправительственного соглашения, где будут учтены эти факторы.

Особенности магистрали

Презентацию проектных решений, вокзальных комплексов и подвижного состава глава «Скоростных магистралей» провел на форуме «Транспорт России – 2016» в Москве 2 декабря 2016 года. Он отметил, что по высокоскоростной магистрали планируется перевозить легкие грузы с высокой добавленной стоимостью по принципу авиационного контейнера. По его словам, только перевозка почтовых грузов в регионах трассы тяготения может добавить более 1 млрд рублей выручки перевозчику.

Большинство технических решений, которые будут использованы при реализации проекта, применяются в нашей стране впервые. Около 1,5 тыс. км будут проложены по безбалластному железнодорожному пути (на жесткой основе). Кроме того, специально для магистрали на основе математического моделирования разработана контактная сеть КС-400.

Из общих 770 км трассы 150 км пройдут по искусственным сооружениям, которых на ВСМ будет 795. Среди них 3 моста через Волгу (длиной 4 км), Оку и Суру, 50 больших мостов общей протяженностью 31 км, 78 средних мостов, 49 эстакад общей протяженностью 77 км, 33 железнодорожных путепровода и 128 автодорожных, 454 водопропускных трубопровода.

Высокоскоростные грузовые поезда разрабатывают в нескольких странах. РЖД работают сейчас над концепцией поезда, аналогичного пассажирскому. Его конструкция позволит перевозить 300-600 тонн груза со скоростью 300 км/ч.

Китай анонсировал работу над инновационным высокоскоростным поездом, который будет развивать скорость до 400 км/ч. Поезд можно будет использовать как на китайских железнодорожных путях, так и на ВСМ Москва – Казань. Благодаря наличию специальных колесных пар их не придется заменять на границах государств, имеющих разные размеры дорожной колеи, а можно будет подгонять к стандартам.

Как рассказал А. Мишарин, в настоящее время РЖД рассматривают различные варианты подвижного состава для ВСМ от разных производителей. «Главное, что подвижной состав будет создаваться на совместном предприятии в России. Вопрос локализации является необходимым условием», – напомнил он.

Ближайшие перспективы

Президент РЖД Олег Белозеров в середине 2016 года обозначал ближайшие шаги в работе над проектом в таком порядке: после завершения стадии проектирования «уточнить стоимость работ, определиться с финансовой моделью, рассчитать нагрузки на экологию и прочие составляющие». Но в начале ноября правительство РФ потребовало «повторно обеспечить качественную доработку» финансовой и организационно-правовой моделей ВСМ: проработать механизм концессии, оценить предлагаемые условия финансирования, пересчитать пассажиропоток.

По мнению П. Иванкина, желание доработать модель до выбора партнера по проекту связано с тем, что проблемы с бюджетом заставляют российское правительство закладывать дополнительные инструменты снижения суверенных рисков.

Заинтересованных в проекте, несмотря на сложности и задержки, не становится меньше. Это, собственно, и РЖД, которые даже в условиях сокращения госучастия не замораживают проект в отличие от остальных проектов государственной важности, и иностранные инвесторы, оспаривающие между собой право заплатить за строительство инфраструктуры и подвижного состава.

Теперь дело за окончательной детальной проработкой проекта. Глобальные стройки почти всегда не укладываются в запланированные сроки, но это, наверное, не столь важно. Важнее, чтобы в главном расчеты оправдались, чтобы ВСМ Москва – Казань оправдала свое предназначение первой ласточки в освоении российского транспортно-транзитного потенциала на высоких скоростях между Европой и Азией.

Нужно строить до Пекина!

Глава информационно-аналитического агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что о высоком потенциале использования ВСМ для грузового движения можно говорить, только если железнодорожная магистраль будет начинаться в Китае.

Если движение грузовых составов будет идти только ночью, как это делается в Германии на линиях Ганновер – Вюрцбург, Мангейм – Штутгарт и Нюрнберг – Ингольштадт, то ВСК Москва – Казань ждет непростая конкуренция с ускоренными контейнерными поездами (в проекте «Транссиб за семь суток» скорость поездов достигает 1050 км в сутки) и с автотранспортом из столицы в Нижний Новгород и в Казань.

Продление ВСК Москва – Казань до Екатеринбурга и дальше через территории Казахстана и Монголии до Пекина даст сокращение транзитной перевозки грузов из Европы в Китай (или из Китая в Европу) в 30 раз – с 60 дней по морю до 2 дней по высокоскоростной магистрали, но это вопрос не самого ближайшего будущего. А пока в первые пять лет предстоит построить отрезок от Москвы до Казани.

Характеристики ВСМ Москва – Казань

Протяженность – 770 км.

Эксплуатационная скорость:

пассажирские поезда – до 360 км/ч;

грузовые поезда – до 300 км/ч.

Стоимость – 1,2 трлн рублей.

Прогноз по пассажирским перевозкам на период с 2020 по 2050 год:

пассажиропоток вырастет в 5 раз – с 4,7 млн до 24 млн человек в год.

Время в пути на магистрали сократится в 4 раза – с 14 часов до 3,5 часов.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

В ГУМРФ состоялись III Макаровские чтения

В ГУМРФ состоялись III Макаровские чтения В Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова 17 мая прошла т...

Водный транспорт оказался одним из векторов Сибирского транспортного форума

Водный транспорт оказался одним из векторов Сибирского транспортного форума В период с 16 мая по 19 мая 2018 года в г.Новосибирске проходят VII Международный Сибирский транспор...

Российская экономика

Ростуризм предлагает разработать стратегию развития круизного туризма на Дальнем Востоке

Ростуризм предлагает разработать стратегию развития круизного туризма на Дальнем Востоке Федеральное агентство по туризму считает перспективным развитие круизных линий на Дальнем Востоке и ...

Счетная палата раскритиковала законопроект «Росатома» об Арктике

Счетная палата раскритиковала законопроект «Росатома» об Арктике В бюджете нет средств на строительство портовой инфраструктуры, которое предлагает «Росатом» в закон...

Транспортная политика

Новый глава Минтранса назвал скорейшее исполнение указов президента приоритетом ведомства

Новый глава Минтранса назвал скорейшее исполнение указов президента приоритетом ведомства Скорейшее исполнение указов президента РФ Владимира Путина стоит в приоритетах Министерства транспор...

Кардинальной смены приоритетов работы Минтранса после смены министра не будет - эксперт

Кардинальной смены приоритетов работы Минтранса после смены министра не будет - эксперт Кардинальной смены приоритетов работы Минтранса РФ после назначения на пост главы министерства транс...

Морские порты

НОВАТЭК определился с местом строительства терминала сжиженного природного газа на Камчатке

НОВАТЭК определился с местом строительства терминала сжиженного природного газа на Камчатке Перевалочный терминал сжиженного природного газа в бухте Бечевинская на Камчатке намерен построить «...

СДС инвестирует более 30 млрд руб. в строительство угольного порта в Приморье на 18 млн т в год

СДС инвестирует более 30 млрд руб. в строительство угольного порта в Приморье на 18 млн т в год ООО «Морской порт «Суходол» (100% принадлежит АО «Холдинговая компания «Сибирский деловой со...




Морской транспорт

Спасательно-буксирное судно проекта 22870 «Капитан Гурьев» спущено на воду

Спасательно-буксирное судно проекта 22870 «Капитан Гурьев» спущено на воду На филиале «Астраханский судоремонтный завод АО «Центр судоремонта «Звёздочка», состоялась торжестве...

«Новатэк» создаст транспортную компанию для оптимизации транспортных затрат

«Новатэк» создаст транспортную компанию для оптимизации транспортных затрат Совет директоров «Новатэка» принял решение о создании собственной транспортной компании - дочернего ...

Речной транспорт

Окская судоверфь сдала головную нефтеналивную баржу «Белмакс 1» проекта ROB20

Окская судоверфь сдала головную нефтеналивную баржу «Белмакс 1» проекта ROB20 17 мая Окская судоверфь (входит в состав UCL Holding) сдала головную мелкосидящую «двухкорпу...

Пожарный буксир проекта TG17 «Пенай» отбуксировал баржу «Дамер Риверстар 1»

Пожарный буксир проекта TG17 «Пенай» отбуксировал баржу «Дамер Риверстар 1» Пожарный буксир проекта TG17 «Пенай» осуществил буксировку несамоходной баржи «Дамен Ривестар 1» с г...

Ж/Д транспорт

Суд перенес на 5 июня рассмотрение иска «Трансконтейнера» против ФАС по покупке терминала

Суд перенес на 5 июня рассмотрение иска «Трансконтейнера» против ФАС по покупке терминала Арбитражный суд Москвы перенес на 5 июня рассмотрение иска ПАО «Трансконтейнер» об обжаловании решен...

Евросиб заключил договор на приобретение вагонов нового поколения

Евросиб заключил договор на приобретение вагонов нового поколения Компания «Евросиб» покупает 500 фитинговых вагонов-платформ повышенной грузоподъемности.  ...

Авто транспорт

Федеральную трассу «Таврида» в Крыму откроют в 2018 г., в полном объеме - в 2020 г.

Федеральную трассу «Таврида» в Крыму откроют в 2018 г., в полном объеме - в 2020 г. Две новые полосы федеральной трассы «Таврида», которая соединяет Севастополь и Керчь, будут открыты ...

Открытие автодорожной части Крымского моста состоится 15 мая

Открытие автодорожной части Крымского моста состоится 15 мая 15 мая президент России Владимир Путин примет участие в открытии автодорожной части Крымского моста,...

Аналитика

Транспортная политика

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Развитие водного транспорта – стратегическая задача правительства

Развитие водного транспорта – стратегическая задача правительства 27 марта 2018 года состоялось расширенное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речно...

Морские порты

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Контроль СПГ-танкеров в морском порту Пригородное

Контроль СПГ-танкеров в морском порту Пригородное Порт Пригородное – первый в России морской порт, построенный специально для обслуживания судов, пере...

Морской транспорт

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Морской транспорт КНР

 Морской транспорт КНР Особенность водного транспорта Китая – довольно быстрое развитие с конца XX в. приморских портов и о...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Школа элитных кадров

Школа элитных кадров Лет тридцать назад в одном американском морском журнале промелькнула информация с восхитительным отз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...