Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Ж/Д транспорт
Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект транспортного и экономического развития. Она превратит российские моногорода в точки роста, повысит мобильность трудового населения, привлечет новые грузопотоки на территорию России. Чем будет полезна линия для грузовладельцев и перевозчиков и когда они смогут ей воспользоваться?

Ольга Гольдберг

Глобальный проект

ВСМ Москва – Казань рассматривается как первый этап строительства российского участка глобального транспортного коридора между Европой и Азией. ВСМ состоит из четырех участков: Москва – Владимир, Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары и Чебоксары – Казань. В дальнейшем магистраль планируют продлить до Пекина и интегрировать в проект Нового шелкового пути, который свяжет Китай с рынками европейских и ближневосточных государств.

Проект получил начало в 2013 году. После успешного запуска в 2009 году «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом правительство РФ приняло решение развивать высокоскоростное железнодорожное движение. В октябре 2014 года Минтранс России, ОАО «РЖД», Государственный комитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги» подписали меморандум о совместной разработке Евразийского высокоскоростного транспортного коридора «Москва – Пекин», включающего приоритетный проект ВСМ Москва – Казань. Заказчиком проекта стала компания «Скоростные магистрали» – дочерняя структура ОАО «РЖД».

Изначально магистраль планировали построить к 2018 году, к чемпионату мира по футболу. (К этому событию в Нижнем Новгороде и Казани возводятся стадионы для проведения международных матчей чемпионата.) Затем сроки неоднократно переносились из-за проблем как с инвестициями, так и с проектированием.

На сегодняшний день закончено проектирование первого участка (от Москвы до Владимира), документация передана в Главгосэкспертизу. Проектно-сметная документация для второго и третьего участков (Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары) должна быть готова в первом полугодии 2017 года. Однако РЖД попросили правительство сдвинуть сроки предоставления на госэкспертизу документов на третий участок в связи с технологической сложностью работ, из-за чего пришлось пересмотреть график финансирования.

По словам генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, при подготовке проектной документации всегда появляются новые факторы, которые чаще всего ведут к удорожанию проекта, а при нехватке ресурсов любое увеличение вложений требует проработки и понимания источников их покрытия.

Начать строительство в 2017 году, как планировали в РЖД, не получится, поскольку не завершен этап проектирования. В ноябре 2016 года президент РЖД заявил, что сроки запуска ВСМ Москва – Казань перенесены с 2020 года на 2022–2023 годы, отметив при этом, что «активная работа по этому направлению не останавливалась ни на минуту».

П. Иванкин предполагает, что это не последний перенос сроков, и «все будет зависеть от определения источников финансирования и скорости реализации этапов проекта».

Схема финансирования

Финансироваться проект будет на принципах ГЧП в форме концессии в две фазы: Москва – Нижний Новгород и Нижний Новгород – Казань. Стоимость проекта – 1,2 трлн рублей. Из них на инфраструктуру первой фазы запланировано потратить 613 млрд рублей, на инфраструктуру второй фазы – 501 млрд рублей, на приобретение подвижного состава – 85 млрд рублей.

Проектирование магистрали ведет российско-китайский консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group. РЖД профинансируют проектные работы в 2017 году за счет собственных средств (6,4 млрд из 6,5 млрд рублей). Привлекать заемные средства на проектирование не планируется.

Строительство магистрали, напротив, будет вестись в основном на средства участников. Глава РЖД Олег Белозеров заявил о стремлении обойтись при строительстве без привлечения государственных средств и пояснил, что концессионное соглашение предполагает внесение со стороны РЖД 50 млрд рублей, остальное составят средства участников проекта: «Как структурируется концессионное соглашение: обычно на 10% вклада в уставной капитал, дальше все является заемным финансированием».

Кто будет делать первоначальный взнос, госбюджет или РЖД, пока не решено. Зато уже ясно, что финансирование из федерального бюджета на ВСМ Москва – Казань сократится в 2017 году на 30%, до 6,5 млрд рублей. Средства были заложены в инвестпрограмму РЖД, но она на 2017 год уменьшена со стороны государства на 65,3 млрд рублей по проектам государственного значения.

Главным инвестором проекта выступит Китай. Консорциум «Шелковый путь» вкладывает в акционерный капитал первого участка магистрали (от Москвы до Нижнего Новгорода) 52 млрд рублей и 1 млрд долларов будет инвестировать во второй участок (от Нижнего Новгорода до Казани). China Development Bank предоставляет кредит на 400 млрд рублей сроком на 20 лет.

Первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин в интервью ТАСС в ноябре 2016 года подтвердил договоренности с китайской стороной: «Речь идет о более чем 500 млрд рублей инвестиций со стороны наших китайских партнеров. Это и заемные средства, и вклад в капитал». Сейчас, по словам А. Мишарина, обсуждается «объем использования китайских технологий при обязательном условии их локализации на территории России, а также стоимость денег».

Также «Скоростные магистрали» ведут переговоры о финансировании с консорциумом «Немецкая инициатива», который предложил инвестиции сначала в размере 2,7 млрд евро, а затем пообещал привлечь в проект еще 800 млн евро и увеличить предложение до 3,5 млрд евро. В состав консорциума входят Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании.

Однако среди условий сотрудничества – поставка немецких технологий и техники, что идет вразрез с задачами российской стороны по развитию производства внутри страны. Как отметил А. Мишарин, выделение денег – это не единственное условие: «Важно, на каких условиях они даются, то есть соответствует ли это нормам локализации производства, требует ли это государственных гарантий и так далее».

От «Немецкой инициативы» ждут проект межправительственного соглашения, где будут учтены эти факторы.

Особенности магистрали

Презентацию проектных решений, вокзальных комплексов и подвижного состава глава «Скоростных магистралей» провел на форуме «Транспорт России – 2016» в Москве 2 декабря 2016 года. Он отметил, что по высокоскоростной магистрали планируется перевозить легкие грузы с высокой добавленной стоимостью по принципу авиационного контейнера. По его словам, только перевозка почтовых грузов в регионах трассы тяготения может добавить более 1 млрд рублей выручки перевозчику.

Большинство технических решений, которые будут использованы при реализации проекта, применяются в нашей стране впервые. Около 1,5 тыс. км будут проложены по безбалластному железнодорожному пути (на жесткой основе). Кроме того, специально для магистрали на основе математического моделирования разработана контактная сеть КС-400.

Из общих 770 км трассы 150 км пройдут по искусственным сооружениям, которых на ВСМ будет 795. Среди них 3 моста через Волгу (длиной 4 км), Оку и Суру, 50 больших мостов общей протяженностью 31 км, 78 средних мостов, 49 эстакад общей протяженностью 77 км, 33 железнодорожных путепровода и 128 автодорожных, 454 водопропускных трубопровода.

Высокоскоростные грузовые поезда разрабатывают в нескольких странах. РЖД работают сейчас над концепцией поезда, аналогичного пассажирскому. Его конструкция позволит перевозить 300-600 тонн груза со скоростью 300 км/ч.

Китай анонсировал работу над инновационным высокоскоростным поездом, который будет развивать скорость до 400 км/ч. Поезд можно будет использовать как на китайских железнодорожных путях, так и на ВСМ Москва – Казань. Благодаря наличию специальных колесных пар их не придется заменять на границах государств, имеющих разные размеры дорожной колеи, а можно будет подгонять к стандартам.

Как рассказал А. Мишарин, в настоящее время РЖД рассматривают различные варианты подвижного состава для ВСМ от разных производителей. «Главное, что подвижной состав будет создаваться на совместном предприятии в России. Вопрос локализации является необходимым условием», – напомнил он.

Ближайшие перспективы

Президент РЖД Олег Белозеров в середине 2016 года обозначал ближайшие шаги в работе над проектом в таком порядке: после завершения стадии проектирования «уточнить стоимость работ, определиться с финансовой моделью, рассчитать нагрузки на экологию и прочие составляющие». Но в начале ноября правительство РФ потребовало «повторно обеспечить качественную доработку» финансовой и организационно-правовой моделей ВСМ: проработать механизм концессии, оценить предлагаемые условия финансирования, пересчитать пассажиропоток.

По мнению П. Иванкина, желание доработать модель до выбора партнера по проекту связано с тем, что проблемы с бюджетом заставляют российское правительство закладывать дополнительные инструменты снижения суверенных рисков.

Заинтересованных в проекте, несмотря на сложности и задержки, не становится меньше. Это, собственно, и РЖД, которые даже в условиях сокращения госучастия не замораживают проект в отличие от остальных проектов государственной важности, и иностранные инвесторы, оспаривающие между собой право заплатить за строительство инфраструктуры и подвижного состава.

Теперь дело за окончательной детальной проработкой проекта. Глобальные стройки почти всегда не укладываются в запланированные сроки, но это, наверное, не столь важно. Важнее, чтобы в главном расчеты оправдались, чтобы ВСМ Москва – Казань оправдала свое предназначение первой ласточки в освоении российского транспортно-транзитного потенциала на высоких скоростях между Европой и Азией.

Нужно строить до Пекина!

Глава информационно-аналитического агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что о высоком потенциале использования ВСМ для грузового движения можно говорить, только если железнодорожная магистраль будет начинаться в Китае.

Если движение грузовых составов будет идти только ночью, как это делается в Германии на линиях Ганновер – Вюрцбург, Мангейм – Штутгарт и Нюрнберг – Ингольштадт, то ВСК Москва – Казань ждет непростая конкуренция с ускоренными контейнерными поездами (в проекте «Транссиб за семь суток» скорость поездов достигает 1050 км в сутки) и с автотранспортом из столицы в Нижний Новгород и в Казань.

Продление ВСК Москва – Казань до Екатеринбурга и дальше через территории Казахстана и Монголии до Пекина даст сокращение транзитной перевозки грузов из Европы в Китай (или из Китая в Европу) в 30 раз – с 60 дней по морю до 2 дней по высокоскоростной магистрали, но это вопрос не самого ближайшего будущего. А пока в первые пять лет предстоит построить отрезок от Москвы до Казани.

Характеристики ВСМ Москва – Казань

Протяженность – 770 км.

Эксплуатационная скорость:

пассажирские поезда – до 360 км/ч;

грузовые поезда – до 300 км/ч.

Стоимость – 1,2 трлн рублей.

Прогноз по пассажирским перевозкам на период с 2020 по 2050 год:

пассажиропоток вырастет в 5 раз – с 4,7 млн до 24 млн человек в год.

Время в пути на магистрали сократится в 4 раза – с 14 часов до 3,5 часов.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

В Средиземное море вошли БДК «Минск» и тральщик «Вице-адмирал Захарьин»

В Средиземное море вошли БДК «Минск» и тральщик «Вице-адмирал Захарьин» Большой десантный корабль (БДК) «Минск» и морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» ВМФ Росси...

При взрыве на туристическом пароме в Мексике пострадали 18 человек

При взрыве на туристическом пароме в Мексике пострадали 18 человек Инцидент произошел около 13.00 среды по местному времени. Паром прибыл к месту швартовки за нескольк...

Российская экономика

Кабмин направил 2 млрд рублей на стимулирование закупки инновационных вагонов в 2018 году

Кабмин направил 2 млрд рублей на стимулирование закупки инновационных вагонов в 2018 году Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, утверждающее правила предоставления ...

Портфель иностранных заказов на военную продукцию РФ превысил $50 млрд

Портфель иностранных заказов на военную продукцию РФ превысил $50 млрд Объем экспорта российской продукции военного и двойного назначения растет, пакет заказов от иностран...

Транспортная политика

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены Министерство транспорта РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте строительства желе...

Продление Транссиба - ключевой проект для Австрии - «Австрийские железные дороги»

Продление Транссиба - ключевой проект для Австрии - «Австрийские железные дороги» Австрия заинтересована в продлении железной дороги с широкой колеей от Кошице (Словакия) до ...

Морские порты

Контейнерооборот портов Финляндии за 2017 год вырос на 7,9%

Контейнерооборот портов Финляндии за 2017 год вырос на 7,9% Контейнерооборот портов Финляндии по итогам 2017 года составил 1,63 млн. TEU, что на 7,9% больше...

«Ростерминалуголь» отгрузил 3 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил 3 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая комп...




Морской транспорт

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства Паром «Сахалин-9» со среды уходит на плановый ремонт и, предположительно, возобновит работу на паром...

Океанский лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке

Океанский лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке Первый в новом сезоне круизный лайнер Amadea зайдет во Владивосток 26 февраля, сообщает в среду прес...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустит на воду пятый танкер-химовоз «БФ Танкер» проекта RST27M

«Красное Сормово» спустит на воду пятый танкер-химовоз «БФ Танкер» проекта RST27M На заводе «Красное Сормово» завтра, 22 февраля, состоится спуск на воду танкера-химовоза проекта RTS...

Годовое собрание акционеров Хабаровского речторгпорта назначено на 18 мая

Годовое собрание акционеров Хабаровского речторгпорта назначено на 18 мая Совет директоров ОАО «Хабаровский речной торговый порт» («Хабречторгпорт») назначил годовое ...

Ж/Д транспорт

Более 50 км железной дороги Сахалина в 2018 году переведут на общероссийский стандарт

Более 50 км железной дороги Сахалина в 2018 году переведут на общероссийский стандарт Дальневосточная железная дорога намерена в 2018 году перевести на общероссийский стандарт 52,4 килом...

«Трансконтейнер» может направить на дивиденды за 2017 г. до 50% прибыли по РСБУ

«Трансконтейнер» может направить на дивиденды за 2017 г. до 50% прибыли по РСБУ Менеджмент ПАО «Трансконтейнер» считает возможным направить на дивиденды за 2017 год до 50% чист...

Авто транспорт

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО Грузовые машины теперь могут проехать по ледовой переправе в районе села Усть-Уса на дороге, соединя...

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП Основание городу-порту Магадан было положено в 1929 году на берегу бухты Нагаева Охотского моря. Пер...

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Привлечь, обучить, удержать!

Привлечь, обучить, удержать! «Когда к нам вторгаются иностранные капиталы, мы знаем, что не для нашей, а для своей выгоды они при...

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности В начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Всероссийский форум портовиков: «Инфра...

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

Севморпуть

За безопасность мореплаванияна Севморпути

За безопасность мореплаванияна Севморпути В июле состоялась рабочая встреча председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с генеральным дире...

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...