Страховка вместо лицензии?

Морские порты
Страховка вместо лицензии?

Минтранс России предлагает отменить лицензирование на перевалку опасных грузов, морские и речные перевозки, буксировку. Предложение не ново – такая же инициатива обсуждалась в 2008 году, а в 2012-м так и не реализованный законопроект списали в архив.

И тогда, и сейчас речь шла о замене лицензирования страхованием. И тогда, и сейчас портовое сообщество было против. В прошлый раз Правительство РФ собиралось установить слишком высокие тарифы – единственным выигравшим оказалась бы страховая компания. Сейчас деталей нет, размер тарифов неизвестен. Еще одна претензия к законопроекту: страхование не является заменой лицензирования, поскольку компенсирует ущерб, но не предупреждает опасную ситуацию.

Александра Васильцева

Планы Минтранса

О том, что Минтранс готовит новый законопроект об отмене некоторых видов лицензирования, заговорили в конце прошлого года. Во время совместного с Минтрансом заседания совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) позицию ведомства озвучил выступивший директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев.

«В планах Минтранса есть продвижение законопроекта об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в области морского и внутреннего водного транспорта, – заявил он. – Этот законопроект подразумевает фактически ликвидацию института лицензирования на водном транспорте. Мы предлагаем отменить лицензирование по всем видам за исключением пассажирских перевозок, потому что в этой области есть определенные нюансы».

Причем, как уточнил глава департамента, новшество коснется не только перевозчиков, но и стивидоров. Под лицензирование сейчас попадает погрузочно-разгрузочная деятельность при работе с опасными грузами (порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №490). Лицензию сроком на пять лет выдает Ространснадзор.

Что придет на смену лицензированию, В.Клюев не уточнил. Он лишь пояснил, что «вместо лицензирования следует ввести более прогрессивные методы регулирования».

Некоторые выводы можно сделать из предыдущих высказываний чиновников. В марте 2016 года похожие вопросы обсуждались на встрече Министра транспорта РФ Максима Соколова и участников Союза транспортников России. Представители Минтранса пояснили, что ведомство готовит отмену лицензий в четырех случаях:

– при перевозке опасных грузов внутренним водным или морским транспортом;

– при погрузке-разгрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;

– при буксировке морским транспортом;

– при перевозке пассажиров маломерными судами.

Проект документа был направлен на рассмотрение в Росморречфлот и в Ространснадзор. По их расчетам, уже в апреле 2016 года законопроект должен был выйти на стадию общественного обсуждения.

На той же встрече В.Клюев говорил, что, выступая за отмену лицензирования, Минтранс поддерживает введение альтернативных мер: расширение государственного портового контроля и страхования гражданской ответственности за лицензируемые деяния.

Позиция АСОП

Пока планы Министерства транспорта реализуются с опозданием. Законопроект об отмене лицензирования до сих пор не дошел до общественного обсуждения. В конце прошлого года документ еще находился в правовом департаменте Минтранса, то есть даже не получил окончательного согласования в других ведомствах.

«Мы не знаем, что конкретно предлагает министерство, поскольку не видели пока никаких проектов документов на этот счет», – говорит исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.

В целом отношение к инициативе Минтранса у портовиков довольно осторожное. При отмене лицензирования появится какой-то другой вид контроля. Вопрос в том, как это будет выглядеть.

«Мы полагаем, что участники портовой деятельности должны отвечать ряду требований. Прежде всего, это требования к техническому оснащению и профессиональной подготовке персонала, – рассказал журналу «Морские порты» С.Жусупов. – Лицензирование – один из инструментов контроля. Возможно, по мнению представителей Минтранса, существующая система лицензирования требует изменений, позволяющих повысить качество данного контроля и надзора».

Однако в марте 2016 года Минтранс помимо расширения государственного портового контроля рассматривал в качестве альтернативной меры и дополнительное страхование деятельности стивидоров. Второе явно ведет к дополнительным расходам. И не вполне соответствует смыслу лицензирования.

«Что касается возможной замены лицензирования страхованием деятельности, то АСОП против такого подхода, – продолжает С.Жусупов. – Дело в том, что страхование предполагает компенсацию ущерба от возможного инцидента, но не его предупреждение. Мы же считаем, что главное – именно предупредить опасную ситуацию, то есть не допустить ее возникновения. В этом плане страхование неэффективно».

Забытое старое

На самом деле идея заменить лицензию страховым полисом далеко не нова. Впервые подобный законопроект был внесен в Госдуму еще в августе 2008 года. Инициатором выступало Правительство РФ, документ был разработан при активном участии Министерства экономического развития под руководством Эльвиры Набиуллиной. Проект закона являлся ответом на призыв президента Дмитрия Медведева снизить административные барьеры.

Речь шла о перевозке и перевалке опасных грузов, а также буксировке. Говорилось, что вместо лицензии игроки рынка должны иметь договор страхования гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Страховой тариф должен был рассчитываться по правилам, утвержденным Правительством РФ.

«Для оценки рисков при осуществлении предпринимательской деятельности были привлечены представители страхового и банковского сообщества, проведены консультации с представителями лицензирующих органов и предпринимательскими объединениями», – говорилось в пояснительной записке.

Впрочем, профессиональное сообщество без большого энтузиазма отреагировало на законопроект. «Фактическими выгодоприобретателями выступали страховые компании, – вспоминает председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко. – Сохранялся ряд требований к деятельности, но одновременно вводились страховые взносы. Нагрузка на бизнес росла. Портовое сообщество выступило категорически против этого законопроекта».

Сдержанно к проекту отнеслись даже представители других ведомств. «Основная проблема заключается в том, что он (законопроект. – Ред.) предлагает создать пул страховщиков, куда нужно обязательно попасть для того, чтобы иметь право страховать ответственность. Именно по этому пункту есть замечания двух органов – Совета по кодификации и Государственно-правового управления Президента РФ. Они возражают против этой схемы», – говорил В.Клюев (на тот момент заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса).

Законопроект быстро прошел первое чтение, но затем «завис» среди отложенных на неопределенный срок инициатив. Точка была поставлена лишь в декабре 2012 года, когда постановлением Госдумы РФ документ был отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения.

Впрочем, последовала «реинкарнация». Весной 2016 года в парламент поступил законопроект все о том же внесении изменений в порядок лицензирования. Авторы – депутат Госдумы Александр Меткин (недавно он написал заявление о досрочном прекращении полномочий) и член Совета Федерации Николай Власенко. Текст очень короткий. Авторы призывают исключить из перечня лицензируемых видов деятельности перевозку пассажиров и опасных грузов внутренним водным и морским транспортом, а также буксировку морским транспортом. Про погрузочно-разгрузочные работы – ни слова. Ничего не сказано и о том, чем авторы законопроекта предлагают заменить лицензирование.

Немного подробнее пояснительная записка. Парламентарии напоминают, что соискатель лицензии должен соответствовать ряду требований. Однако такие же требования определены в Кодексе торгового мореплавания РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта и Федеральном законе «О морских портах в РФ…». Поэтому лицензирование, по сути, является дублирующим инструментом.

В то же время оно создает ряд помех для бизнеса перевозчиков. Так, судовладелец (фрахтователь) может направить документы на получение лицензии, только укомплектовав судно экипажем. Срок рассмотрения заявления доходит до 45 дней. Все это время судно простаивает, а владелец или фрахтователь несет издержки на его содержание и оплату персонала. Особенно это критично для перевозчиков на внутренних водных путях, где навигация длится всего 3-4 месяца.

Авторы подчеркивают, что в Западной Европе отсутствует лицензирование перевозки пассажиров и опасных грузов. Поэтому иностранные перевозчики, заходящие в Россию, имеют преимущество перед отечественными игроками.

Между тем законопроект не выглядит перспективным. Как рассуждают в Правовом управлении Госдумы, отмена лицензирования повлечет отмену госпошлины, а следовательно, и потери для бюджета. Поэтому данный проект закона требует согласования с Правительством РФ. А как известно из практики, инициативы отдельных депутатов почти никогда не проходят «правительственный фильтр».

В ожидании законопроекта

Сейчас в АСОП ждут публикации Минтрансом законопроекта об отмене лицензирования. Поняв, что конкретно предлагается, представители Ассоциации смогут детально проработать свою позицию. Точные сроки, когда появится документ, неизвестны.

Ранее АСОП активно принимала участие в обсуждении законодательных инициатив в этой сфере. Например, профильный комитет работал с законопроектом о включении в перечень лицензируемых видов деятельности ремонта и обслуживания железнодорожного парка в морских портах. В своем заключении Ассоциация предупреждала, что подобное расширение перечня носит избыточный характер и устанавливает дополнительные административные барьеры. В конечном счете это негативно скажется на возможности проводить ремонт вагонов в порту силами стивидоров.

Морские порты №1 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Флаг Амурского судостроительного завода отправился в Антарктику

Флаг Амурского судостроительного завода отправился в Антарктику Флаг трижды орденоносного Амурского судостроительного завода (ПАО «АСЗ» входит в состав ОСК)...

Осуждены виновники гибели 69 человек при крушении траулера в Охотском море

Осуждены виновники гибели 69 человек при крушении траулера в Охотском море Фигуранты уголовного дела о гибели 69 человек в результате крушения траулера «Дальний Восток» в 2015...

Российская экономика

Центры судостроения могут стать филиалами ОСК - глава корпорации

Центры судостроения могут стать филиалами ОСК - глава корпорации Центры судостроения, входящие в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в ...

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

«Таганрогский морской торговый порт» за 9 месяцев направил на развитие более 118 млн руб.

«Таганрогский морской торговый порт» за 9 месяцев направил на развитие более 118 млн руб. АО «Таганрогский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в январе-сентябре 2017 ...

Морской порт Санкт-Петербург обновил парк портовой техники

Морской порт Санкт-Петербург обновил парк портовой техники АО «Морской порт Санкт-Петербург» принял в эксплуатацию очередную партию техники – четыре вилочных а...




Морской транспорт

Траулер «Ленинец» спущен на воду

Траулер «Ленинец» спущен на воду 17 ноября на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (входит в Объединённую судостроитель...

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути к 2030 году достигнет 70-80 млн тонн

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути к 2030 году достигнет 70-80 млн тонн Объем перевозок грузов по Северному морскому пути (СМП) к 2030 году достигнет 70-80 млн тонн...

Речной транспорт

Стройматериалы для реновации можно перевозить по Москве-реке - глава «Канала им. Москвы»

Стройматериалы для реновации можно перевозить по Москве-реке - глава «Канала им. Москвы» ФГБУ «Канал имени Москвы» готово организовать перевозку строительных материалов и отходов по Москве-...

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...