Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Утилизация бытовых отходов

Морской транспорт

Национальные и международные требования к утилизации бытовых отходов на судах и экологической безопасности

Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Проведен анализ преимуществ и недостатков основных способов утилизации мусора, реализуемых на морских судах, в соответствии с положениями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). Выявлена необходимость проведения контроля воздушных выбросов в ходе процесса сжигания отходов в инсинераторных установках на судах.

А. Тихомирова, АО «ЦНИИМФ»

Научно-технический прогресс поднял человека на качественно новую ступень, предоставив ему еще больше возможностей по преобразованию окружающей природной среды и открыв перед ним необычайные перспективы. Однако общество, увлекаясь открытиями и инновациями, забывает о ценности окружающей среды, ставя под угрозу существование планеты и всего человечества.

Ценности жизни

В современных условиях, когда наблюдается повышенный интерес мировой общественности к глобальным проблемам, будь то загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост народонаселения на планете или необратимые климатические изменения на Земле, происходит существенное переосмысление ценностей жизни и взаимосвязей человека с окружающим его природным, а также социальным миром.

Сохранение здоровой экологической обстановки является одной из основных задач современного общества. Немаловажное влияние оказывают на окружающую среду различные виды транспорта. Особого внимания заслуживает судоходство ввиду ряда своих особенностей.

В отличие от сухопутного транспорта, на судах люди оказываются в условиях ограниченного пространства, что неизбежно приводит к возникновению дополнительных загрязняющих факторов, а именно мусора.

Мусор может быть представлен твердыми и жидкими отходами. Образующийся во время эксплуатации судов мусор ранее сбрасывался за борт, что приводило к загрязнению Мирового океана. Длительное поступление отходов в водоемы планеты губительно сказывается на ее здоровом существовании. В целях снижения вредного влияния человеческой деятельности на морскую среду усилиями мирового сообщества была разработана и утверждена законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая обращение с различными типами отходов на судах.

К основным документам можно отнести следующие:

Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция, 1972 г.);

Конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция, 1992 г.);

Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененную Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).

Лондонская конвенция направлена на контроль морских загрязнений, вызванных сбросами отходов и других материалов. Приложения I и II Лондонской конвенции содержат перечни материалов, сброс которых с судов запрещен или ограничен.

Базельская конвенция

Базельская конвенция регулирует трансграничную перевозку опасных отходов и предусматривает обязательства сторон по обеспечению надлежащей организации экологически безвредной утилизации отходов. В Приложениях к Базельской конвенции приводятся перечни категорий отходов, для которых требуются специальные меры контроля, включая операции по утилизации.

Из вышеназванных документов особый интерес представляет Конвенция МАРПОЛ 73/78, нацеленная на предотвращение загрязнений окружающей среды в ходе эксплуатации судов.

Конвенция выделяет «специальные зоны» и устанавливает условия утилизации и сброса отходов с морских судов на данных участках. Приложения к Конвенции МАРПОЛ 73/78 определяют нормативы и порядок утилизации или иных способов предотвращения загрязнения морей нефтесодержащими отходами, вредными жидкими веществами, сточными водами и мусором. При этом Приложение VI устанавливает требования и к воздушным выбросам, что немаловажно ввиду различного характера процессов, осуществляемых на судах.

Бытовые отходы на судах подвергаются утилизации в соответствии с нормативами, приведенными в Приложении V Конвенции МАРПОЛ 73/78.

На основании данного Приложения мусор на судах собирается раздельно с целью упрощения процесса его уничтожения. Выделяются следующие основные группы отходов:

пищевые отходы;

бытовые отходы;

пластмассовые изделия;

нефтесодержащие отходы;

отходы от технического обслуживания судна.

Пищевые отходы на судах могут быть представлены продовольственными продуктами (овощи, мясные и молочные продукты, фрукты и т.д.), а также иными материалами, содержащими подобные отходы и образующимися на судне в местах приготовления и приема пищи. Пищевые отходы должны накапливаться отдельно от остального мусора и подлежат сбросу в особых районах после измельчения в соответствии с требованиями МАРПОЛ 73/78 (Приложение V). При этом ряд государств ввиду своих особых требований и правил контроля распространения заболеваний как человека, так и флоры и фауны требует дополнительной обработки пищевых отходов с целью уничтожения болезнетворных организмов.

Материалы для обшивочных и упаковочных работ, всевозможные емкости и изделия из материалов, не содержащих вредных веществ (стекло, керамика, бумага, текстиль), утратившие свои функции для экипажа ввиду различных событий, относятся к группе бытовых отходов. Бытовые отходы подлежат постоянному или периодическому удалению.

Сброс бытовых отходов в море разрешен за пределами 12 миль на ходу судна вне особых районов, а сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы разрешены к сбросу за пределами зоны в 25 миль.

Пластмассовые изделия категорически запрещено сбрасывать в море в любых зонах. Подобного рода мусор, а именно: упаковочные материалы на основе полимеров, элементы судовых конструкций, рыболовные принадлежности и т.д., необходимо собирать отдельно от других отходов в специально отведенные емкости и сдавать в портах либо подвергать сжиганию.

Нефтесодержащие отходы и отходы от технического обслуживания судна (палубный сор, обтирочные отходы, ветошь и т.д.) также запрещены к сбросу и должны собираться в отдельные контейнеры.

Два способа

На основании требований Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 на судне должны быть предусмотрены следующие виды оборудования по предотвращению морских загрязнений мусором:

устройства для сбора мусора;

устройства для обработки мусора.

Способы утилизации мусора на судне сводятся к двум основным принципам: сжиганию и измельчению.

Измельчение мусора осуществляется с помощью установок, оборудованных специальными режущими приспособлениями, позволяющими размельчать любые виды твердых отходов. Такого рода установки получили название «грохот». Ввиду того, что измельченные отходы подлежат сбросу в море лишь в специальных зонах, обозначенных Конвенцией МАРПОЛ 73/78, и того, что представленный процесс не позволяет отказаться от других видов оборудования по обработке мусора, широкого распространения в морской отрасли грохоты не получили. Чаще всего измельчающие установки используются для пищевых отходов, которые, как отмечалось ранее, подлежат сбросу в зоне 12 миль от ближайшего берега.

Однако измельчение решает одну весьма серьезную проблему – уменьшение объемов скапливающегося мусора. При этом в случаях, когда у судна длительное время отсутствует возможность зайти в порт, все же приходится прибегать к дополнительным устройствам, а именно – прессам.

В соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 отсутствие оборудования не должно быть основанием для сброса отходов за борт на акватории порта, на рейде и в прибрежных водах.

Прессование как способ обработки отходов имеет следующие преимущества:

возможность обработки любых видов твердых отходов (при этом не обязательна предварительная их сортировка);

простую конструкцию и отсутствие потребности в тщательном уходе;

возможность монтажа в любом месте судна, включая палубу;

небольшую потребляемую мощность.

К недостаткам этого способа следует отнести необходимость обеззараживания, обусловленного хранением на судне спрессованных отходов, а также потребность в специальных помещениях для них.

Наибольшее распространение на судах получил термический способ утилизации мусора посредством его сжигания в инсинераторных установках, что особенно актуально для судов, совершающих длительные рейсы, ввиду отсутствия возможности регулярно сдавать накопившиеся отходы.

Несомненными преимуществами данного способа утилизации отходов является следующее:

уничтожение широкого спектра судовых отходов (за исключением стекла и металла);

значительное уменьшение объемов скапливающегося мусора;

стерильность образующихся остатков.

Несмотря на ряд достоинств, представленный способ утилизации отходов накладывает некоторые ограничения на возможность его использования.

При сжигании мусора запрещается загружать в инсинераторы большое количество промасленной ветоши и пластика, так как это может привести к резкому повышению температуры в реакторе и повышенной дымности отходящих газов. Кроме того, при сжигании пластика в отходящих газах могут образовываться хлорсодержащие и циансодержащие соединения токсического характера. В связи с этим накладываются ограничения на использование инсинераторов. Так, например, в территориальных водах стран – участниц Конвенции по охране морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция, ХЕЛКОМ 74/92) в районе Балтийского моря запрещается любое сжигание отходов, образовавшихся на борту судна.

Использование инсинераторов, несомненно, упрощает процесс утилизации отходов на судне, однако, в свою очередь, может выступать источником воздушных выбросов с судов, что также способно нанести вред окружающей среде.

Основные вредные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух при использовании инсинераторных установок:

взвешенные вещества;

оксид углерода;

диоксины;

диоксид азота;

оксид азота;

диоксид серы;

хлористый водород;

фтористый водород;

оксиды тяжелых металлов;

ПАУ (бенз(а)пирен).

Такое разнообразие воздушных выбросов неоспоримо требует тщательного контроля за концентрациями представленных веществ с целью обеспечения безопасности существования человека.

При этом для снижения количества опасных выбросов каждый инсинератор должен проходить проверку на соответствие принятым нормам в соответствии с Резолюцией ИМО МЕРС.244(66) «Стандартные технические требования к судовым инсинераторам». В Приложении 3 к Резолюции установлены технические требования к судовым инсинераторам, которые сводятся к следующему:

максимальная температура на выходе топочных газов из камеры сгорания – 1200°С;

минимальная температура на выходе топочных газов из камеры сгорания – 850 °С;

выхлопные газы из инсинератора – минимум 6% O2 (измеренные в сухом топочном газе);

предельно допустимые выбросы в атмосферу окиси углерода – 200 мг/МДж;

дымность отходящих газов – 3,0 FSN (по Бакараку).

Проведением испытаний судовых инсинераторов и оценкой выбросов в атмосферный воздух занимаются специализированные лаборатории, что позволяет своевременно предотвращать негативное воздействие на окружающую среду. Необходимость подобного рода процедур не оставляет сомнений, поскольку антропогенные источники загрязнения атмосферы неизбежно ведут к ухудшению экологической обстановки, способной губительно сказаться на всем человечестве.

Морские вести России №3 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Всероссийская кают-компания к 90-летию Валентина Пикуля прошла в Москве

Всероссийская кают-компания к 90-летию Валентина Пикуля прошла в Москве В столичном киноконцертном зале «Россия» 13 июля, в день 90-летия В.С.Пикуля, прошла Всероссийская л...

Промысловая добыча снетка в Чудском озере снизится в два раза в 2019 году

Промысловая добыча снетка в Чудском озере снизится в два раза в 2019 году Промысловая добыча снетка (мелкая озерная форма европейской корюшки) в 2019 году в в Чудском...

Российская экономика

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин Федеральный бюджет РФ исполнен в первом половине 2018 года с профицитом в 1,9% ВВП, или 877 млрд...

Орешкин заявил о необходимости максимизации дивидендного потока от госкомпаний

Орешкин заявил о необходимости максимизации дивидендного потока от госкомпаний Дивиденды в размере 50% от чистой прибыли по МСФО из числа российских госкомпаний пока не платят...

Транспортная политика

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы 120-я сессия Совета Международной морской организации (ИМО) прошла со 2 по 6 июля в Лондоне,...

Запуск маршрута «Север - Юг» требует единого оператора и систему тарифов - Абдулатипов

Запуск маршрута «Север - Юг» требует единого оператора и систему тарифов - Абдулатипов Транспортный коридор «Север - Юг», позволяющий переправлять грузы из Индии через Иран, Каспийское мо...

Морские порты

АО «Восточный Порт» пополнило парк пылеуборочной техники

АО «Восточный Порт» пополнило парк пылеуборочной техники АО «Восточный Порт» приобрел два современных пылеуборочных вакуумных погрузчика в рамках реализации ...

Кабмин выдвинул экс-министра Льва Кузнецова в совет директоров НМТП

Кабмин выдвинул экс-министра Льва Кузнецова в совет директоров НМТП Правительство РФ выдвинуло экс-министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и главу департамен...




Морской транспорт

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике ГК «СКАНЭКС» и крупнейшая российская судоходная компания ПАО «Совкомфлот» на протяжении года развива...

Сухогруз проекта RSD59 «Пола София» спущен сегодня на воду заводом «Красное Сормово»

Сухогруз проекта RSD59 «Пола София» спущен сегодня на воду заводом «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» 12 июля 2018 года спустил на воду третий сухогрузный теплоход проекта RSD59,...

Речной транспорт

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов Псковская природоохранная межрайонная прокуратура требует поднять семь затонувших судов со дна Псков...

Речная навигация началась в Диксоне

Речная навигация началась в Диксоне Речная навигация началась в поселке Диксон в Красноярском крае, самом северном порту России. Теплохо...

Ж/Д транспорт

Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию ж/д станции в Приморье для увеличения мощности угольного терминала

Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию ж/д станции в Приморье для увеличения мощности угольного терминала Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту реконструкции железнодорожной станции «...

В Карелии сошли с рельсов 15 вагонов грузового поезда

В Карелии сошли с рельсов 15 вагонов грузового поезда В Карелии с рельс сошли 15 вагонов грузового поезда, сообщает пресс-служба МЧС региона.

Авто транспорт

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь Почти 460 тыс. автомобилей проехали по Крымскому мосту за июнь 2018 года, всего за 1,5 месяца работы...

Сборы системы «Платон» в 2018 году планируются на уровне 20 млрд рублей - глава

Сборы системы «Платон» в 2018 году планируются на уровне 20 млрд рублей - глава Сборы системы «Платон», пересчитанные с учетом переноса индексации тарифа с 2018 года на 2019 год, в...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне Оценка деятельности, данная компетентным человеком, всегда воспринимается как наиболее объективная. ...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...