Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Порто-франко по-русски – без портовиков

Морские порты
Порто-франко по-русски – без портовиков

Уже около двух лет в России действует первый порто-франко – свободный порт Владивосток. Резиденты имеют существенные льготы по налогам и таможенным процедурам. Сейчас в реестре официально зарегистрировано 190 компаний, специализирующихся на самых разных видах деятельности – от строительства до киносъемок. Но только пятая часть из них имеет отношение к перевалке грузов, морским перевозкам и рыболовству.

Почему же не все стивидоры становятся резидентами свободного порта? Главная причина – законодательные препоны. По закону о свободном порте Владивосток получить льготы может только строящийся терминал – действующие предприятия, по мнению чиновников, обойдутся и без преференций. Такой подход противоречит мировой практике – режим порто-франко в развитых странах подразумевает свободу для всех. Зато наш, российский, Минфин спокоен за бюджет.

Александра Васильцева

Ускоренное развитие для дальних территорий

Идея предоставить порту Владивосток особый статус свободного порта впервые была высказана президентом РФ Владимиром Путиным в декабре 2014 года. Глава государства говорил о необходимости ускоренного развития Дальнего Востока и о том, что ключевую роль должны сыграть особые инструменты, например, территории опережающего развития (ТОРы).

«Предлагаю предоставить Владивостоку также статус свободного порта с привлекательным облегченным таможенным режимом. Напомню, что такая возможность предусмотрена в отношении Севастополя и других портов Крыма», – заявил тогда президент.

Работа в этом направлении пошла довольно оперативно. Через полгода законопроект о свободном порте Владивосток был внесен правительством РФ в Госдуму. «На указанных территориях законопроект создает условия для осуществления инвестиций в действующие предприятия и вновь создаваемые, в инфраструктурные объекты, в транспортно-логистические комплексы, включая создание и модернизацию морских причалов», – говорилось в пояснительной записке.

Документ очень быстро и без больших поправок прошел все три чтения и уже 13 июля 2015 года был подписан президентом. Особой конкретики он не содержал, поскольку ключевые моменты должны были регламентироваться постановлениями правительства РФ или решениями Наблюдательного совета свободного порта. Например, было установлено, что резидент должен инвестировать в свой проект не менее 5 млн рублей за три года.

Свободный порт Владивосток курирует Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, председателем Набсовета стал полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Как рассказывал в декабре 2015-го глава Минвостокразвития Александр Галушка, к этому моменту Набсовет получил 29 заявок от потенциальных резидентов с общей суммой заявленных инвестиций свыше 74 млрд рублей. Речь шла о реконструкции или строительстве портовых терминалов, транспортно-логистических комплексов, холодильного терминала для рыбы, производстве энергосберегающих ламп и гостиничном комплексе.

«Наши целевые ориентиры – это Гонконг, Дубай, – рассказывал на Давосском форуме Ю. Трутнев. – Пока мы сделали даже не первый шаг, а только ногу приподняли, и идти еще довольно далеко».

Фактически первые пять соглашений были подписаны с резидентами 16 марта 2016 года. Все они предполагали создание новых мощностей, причем лишь одна компания занималась портовой деятельностью (см. «Кто они – резиденты свободного порта?»). А первое по-настоящему крупное соглашение появилось в апреле 2016-го: ООО «Новый угольный терминал» (НУТ) пообещало в течение пяти лет построить под Находкой новый перегрузочный комплекс для угля, инвестировав в проект порядка 60 млрд рублей. Компания была учреждена японским торговым холдингом TOSEI Co., Ltd., который намеревался дать доступ к будущему терминалу малым и средним угледобывающим компаниям из Приморья, Якутии, Кузбасса и даже Монголии. Сейчас эти игроки зачастую не имеют доступа к портовым мощностям.

Однако ООО «НУТ» так и не приступило к стройке. Как пояснил журналистам его гендиректор Алексей Щепин, компания не находит достаточной поддержки со стороны российской власти. По словам топ-менеджера, инвестору необходимо какое-либо документальное подтверждение со стороны Минэкономразвития РФ, «в виде письма-намерения, к примеру, где будет ясно сказано, что России нужен этот терминал, ежегодно дающий 50 миллионов долларов налогов в бюджеты всех уровней и около 500 рабочих мест для приморцев». По словам А. Щепина, запуск первой очереди терминала перенесен с 2019 на 2020 год.

В конце прошлого года резидентом свободного порта стало АО «Восточный порт», крупнейший угольный стивидор России. Под льготный режим, правда, попадает не весь бизнес, а только третья очередь углепогрузочного комплекса, которая должна быть полностью введена в 2019 году. Годовая перевалка «Восточного порта» тогда вырастет до 39 млн тонн (грузооборот в 2016 г. – 23,5 млн тонн). В рамках соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока стивидор обещает инвестировать 17,2 млрд рублей и создать 619 рабочих мест.

Действующие стивидоры – без льгот

Хотя на момент принятия закона о свободном порте в пояснительной записке ясно было сказано, что проект создает условия и для инвестиций в действующие предприятия, их модернизацию, фактически ничего подобного не происходит. Компании, давно работающие на этой территории, никаких льгот не имеют. Преференции предоставляются только при строительстве новых мощностей.

«Сейчас статус резидента может получить только новый проект или предприятие, начинающее новую деятельность. Фактически для этого необходимо создавать отдельное юридическое лицо», – прямо заявлял советник министра развития Дальнего Востока Павел Волков на одном из профильных мероприятий в апреле 2016 года.

Впрочем, правила постоянно меняются: как мы видим на примере АО «Восточный порт», отдельную компанию для третьей очереди угольного комплекса создавать все-таки необязательно. А вот новая деятельность – принципиальный момент.

Это, конечно, создает неравные условия для конкуренции. Когда новые мощности будут построены, получится, что на одной территории, в одном порту работают два стивидора, переваливающие примерно одни и те же грузы, но один из них имеет существенные льготы, а другой – нет. На эту несправедливость постоянно указывает Ассоциация морских торговых портов России (АСОП).

«Эта ситуация длится уже больше двух лет. Мы неоднократно обращали внимание на проблему потенциально неравной конкуренции между действующими и будущими стивидорами, – говорит председатель инвестиционного комитета АСОП Дмитрий Морозов. – Мы находим понимание в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока, однако, чтобы изменить ситуацию, нужна согласованная позиция всех министерств. А Минфин против преференций для уже работающих компаний и готов рассматривать как объекты для налоговых льгот только новые мощности в зоне свободного порта».

Причем если смотреть на мировой опыт, продолжает Д. Морозов, то льготы, предусмотренные свободным портом, как правило, получают все предприятия, находящиеся на данной территории, а не только вновь созданные. В качестве примера эксперт привел порт Сингапура.

Напомним, что сейчас помимо Владивостока статус свободного порта получил целый ряд дальневосточных портов (см. «Что такое свободный порт Владивосток?»). Вместе с тем, станут ли они полноценно свободными, а Дальний Восток настоящей территорией роста – большой вопрос. Во всех публичных выступлениях чиновники говорят именно о комплексном развитии региона. Но на практике мы видим лишь отдельные точки, даже в самих портах.

От Калининграда до Находки

Возможно, Владивосток окажется не единственным свободным портом в России. Как сообщила на 30-й конференции АСОП в марте текущего года заместитель руководителя Росморречфлота Наталья Жихарева, сейчас Минтранс на основе закона о свободном порте Владивосток разрабатывает законопроект, предполагающий появление порто-франко и в других регионах. Документ предусматривает несколько этапов создания свободных портов, обоснование для каждого региона своих льгот и призван решить ряд проблем, с которыми столкнулись во Владивостоке, в том числе с проблемой неравной конкуренции в отношении действующих стивидоров.

«Этот законопроект, безусловно, нужен, потому что расширять свободный порт Владивосток до бесконечности невозможно, сейчас он дошел уже до Чукотки, – говорила Н. Жихарева. – Есть востребованность тех льгот, которые предусматривает режим свободного порта, есть письма-обращения от Калининграда, от южных регионов, которые хотели бы к своим портам тоже применять подобный режим».

Впрочем, как всегда, вопрос упирается в деньги. У Минтранса большие разногласия с Минфином, который не хочет давать дополнительных льгот портовикам, ссылаясь на интересы бюджета.

Что такое свободный порт Владивосток?

Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» был принят в июле 2015 года и вступил в силу (за исключением нескольких статей) в октябре того же года. Его действие распространяется на 16 муниципальных образований Приморского края, аэропорт Кневичи, а также на городской округ Петропавловск-Камчатский, Ванинский район (Хабаровский край), Корсаковский городской округ (Сахалинская область) и порт Певек (Чукотка). С недавних пор сюда попадает и Углегорский городской округ (Сахалинская область).

Резиденты свободного порта получают различные льготы. Вот основные:

– налог на прибыль: 5% (в течение 5 лет) вместо 20%*;

– страховые взносы: 7,6% (в течение 10 лет) вместо 30%*;

– налог на имущество: 0% (в течение 5 лет) вместо 2,2%**;

– налог на землю: 0% (в течение 5 лет) вместо 1,5%***;

– возмещение НДС: 10 дней вместо камеральной проверки (три месяца).

Кроме того, резиденты пользуются режимом свободной таможенной зоны. Например, они могут беспошлинно ввозить и вывозить иностранное оборудование, хранить иностранные товары. Срок проверки деятельности резидентов не может превышать 15 дней, а срок получения разрешительной документации для капитального строительства – менее 40 дней.

* Базовая ставка

** Ставка налога на имущество организации в Приморском крае

*** Ставка земельного налога в городе Владивостоке для «прочих земельных участков»

Источник: Фонд развития Дальнего Востока, Налоговый кодекс РФ.

Кто они – резиденты свободного порта?

Первые пять резидентов были внесены в реестр 16 марта 2016 года. Лишь один из них, ООО «Владивостокский рыбный терминал», указывал в качестве основной деятельности транспортную обработку грузов. Другие занимались спортивной деятельностью, обработкой отходов резины, оптовой торговлей и выращиванием корнеплодов.

На сегодняшний день реестр насчитывает 190 компаний и индивидуальных предпринимателей, последние были внесены 24 мая 2017 года. Абсолютное большинство зарегистрировано в Приморском крае, чуть больше десятка – в Камчатском крае, шесть компаний – на Сахалине и четыре компании – в Ванинском районе Хабаровского края.

Впрочем, это не окончательная цифра: как утверждают представители Корпорации развития Дальнего Востока, фактически свободный порт насчитывает уже 218 резидентов с заявленной суммой инвестиций почти в 300 млрд рублей.

Примечательно, что деятельность большинства компаний не связана с перевозкой, перевалкой или хранением груза, рыболовством. Как показывает анализ журнала «Морские порты», лишь около четырех десятков резидентов указали в качестве основной деятельности транспортную обработку или хранение грузов, перевозочную деятельность, оперирование терминалами или морским пассажирским транспортом, рыболовство или производство консервов. Другими словами, четыре из пяти компаний, ставших резидентами свободного порта Владивосток, не имеют отношения к морю или не считают это профильным занятием.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Фрегат «Адмирал Горшков» войдет в состав ВМФ 28 июля

Фрегат «Адмирал Горшков» войдет в состав ВМФ 28 июля Фрегат «Адмирал Горшков» передадут Военно-морскому флоту 28 июля. Об этом сообщили «Интерфаксу» в де...

55 из 316 выпускников Института морского транспортного менеджмента ГМУ им Ушакова получили дипломы с отличием

55 из 316 выпускников Института морского транспортного менеджмента ГМУ им Ушакова получили дипломы с отличием В Институте морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского универси...

Российская экономика

Госдума приняла в I чтении проекты о российских офшорах на островах Русский и Октябрьский

Госдума приняла в I чтении проекты о российских офшорах на островах Русский и Октябрьский Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов о специальных административных районах (САР...

Грузооборот транспорта в России в I полугодии вырос на 2,9% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в I полугодии вырос на 2,9% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2018 г. вырос на 2,9% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Страны Балтии получат 110 млн евро от ЕК на поддержку строительства Rail Baltica

Страны Балтии получат 110 млн евро от ЕК на поддержку строительства Rail Baltica Страны Балтии получат от Еврокомиссии 110 млн евро на поддержку строительства скоростной железнодоро...

Запрет рыбодобытчикам на иностранные суда поможет бороться с «удобными флагами» - профсоюз

Запрет рыбодобытчикам на иностранные суда поможет бороться с «удобными флагами» - профсоюз Запрет использования иностранных транспортных судов для перевозки грузов, о котором Пограничная служ...

Морские порты

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт»

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт» 16 июля состоялось первое после проведения годового собрания акционеров заседание Совета директоров ...

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа посетила морской порт Махачкала

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа посетила морской порт Махачкала Делегация Минкавказа России, возглавляемая заместителем Министра Ольгой Рухуллаевой, 17 июля 2018 го...




Морской транспорт

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один Совет директоров ПАО «Океанрыбфлот» на заседании 16 июля одобрил заключение контракта с турецкой Ter...

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота 20 июля 2018 года в 12:00 на Северной верфи (Санкт-Петербург) состоится церемония закладки я...

Речной транспорт

Речной трамвай появится в Красноярске

Речной трамвай появится в Красноярске Новым видом транспорта в Красноярске станет речной трамвай, его запуск запланирован на текущий год. ...

В Рыбинске построены две нефтеналивные баржи смешанного река-море плавания проекта ROB07 для Ленского пароходства

В Рыбинске построены две нефтеналивные баржи смешанного река-море плавания проекта ROB07 для Ленского пароходства На Рыбинском судостроительном и судоремонтном заводе «Верфь братьев Нобель» прошли торжества, посвящ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...