Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Порто-франко по-русски – без портовиков

Морские порты
Порто-франко по-русски – без портовиков

Уже около двух лет в России действует первый порто-франко – свободный порт Владивосток. Резиденты имеют существенные льготы по налогам и таможенным процедурам. Сейчас в реестре официально зарегистрировано 190 компаний, специализирующихся на самых разных видах деятельности – от строительства до киносъемок. Но только пятая часть из них имеет отношение к перевалке грузов, морским перевозкам и рыболовству.

Почему же не все стивидоры становятся резидентами свободного порта? Главная причина – законодательные препоны. По закону о свободном порте Владивосток получить льготы может только строящийся терминал – действующие предприятия, по мнению чиновников, обойдутся и без преференций. Такой подход противоречит мировой практике – режим порто-франко в развитых странах подразумевает свободу для всех. Зато наш, российский, Минфин спокоен за бюджет.

Александра Васильцева

Ускоренное развитие для дальних территорий

Идея предоставить порту Владивосток особый статус свободного порта впервые была высказана президентом РФ Владимиром Путиным в декабре 2014 года. Глава государства говорил о необходимости ускоренного развития Дальнего Востока и о том, что ключевую роль должны сыграть особые инструменты, например, территории опережающего развития (ТОРы).

«Предлагаю предоставить Владивостоку также статус свободного порта с привлекательным облегченным таможенным режимом. Напомню, что такая возможность предусмотрена в отношении Севастополя и других портов Крыма», – заявил тогда президент.

Работа в этом направлении пошла довольно оперативно. Через полгода законопроект о свободном порте Владивосток был внесен правительством РФ в Госдуму. «На указанных территориях законопроект создает условия для осуществления инвестиций в действующие предприятия и вновь создаваемые, в инфраструктурные объекты, в транспортно-логистические комплексы, включая создание и модернизацию морских причалов», – говорилось в пояснительной записке.

Документ очень быстро и без больших поправок прошел все три чтения и уже 13 июля 2015 года был подписан президентом. Особой конкретики он не содержал, поскольку ключевые моменты должны были регламентироваться постановлениями правительства РФ или решениями Наблюдательного совета свободного порта. Например, было установлено, что резидент должен инвестировать в свой проект не менее 5 млн рублей за три года.

Свободный порт Владивосток курирует Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, председателем Набсовета стал полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Как рассказывал в декабре 2015-го глава Минвостокразвития Александр Галушка, к этому моменту Набсовет получил 29 заявок от потенциальных резидентов с общей суммой заявленных инвестиций свыше 74 млрд рублей. Речь шла о реконструкции или строительстве портовых терминалов, транспортно-логистических комплексов, холодильного терминала для рыбы, производстве энергосберегающих ламп и гостиничном комплексе.

«Наши целевые ориентиры – это Гонконг, Дубай, – рассказывал на Давосском форуме Ю. Трутнев. – Пока мы сделали даже не первый шаг, а только ногу приподняли, и идти еще довольно далеко».

Фактически первые пять соглашений были подписаны с резидентами 16 марта 2016 года. Все они предполагали создание новых мощностей, причем лишь одна компания занималась портовой деятельностью (см. «Кто они – резиденты свободного порта?»). А первое по-настоящему крупное соглашение появилось в апреле 2016-го: ООО «Новый угольный терминал» (НУТ) пообещало в течение пяти лет построить под Находкой новый перегрузочный комплекс для угля, инвестировав в проект порядка 60 млрд рублей. Компания была учреждена японским торговым холдингом TOSEI Co., Ltd., который намеревался дать доступ к будущему терминалу малым и средним угледобывающим компаниям из Приморья, Якутии, Кузбасса и даже Монголии. Сейчас эти игроки зачастую не имеют доступа к портовым мощностям.

Однако ООО «НУТ» так и не приступило к стройке. Как пояснил журналистам его гендиректор Алексей Щепин, компания не находит достаточной поддержки со стороны российской власти. По словам топ-менеджера, инвестору необходимо какое-либо документальное подтверждение со стороны Минэкономразвития РФ, «в виде письма-намерения, к примеру, где будет ясно сказано, что России нужен этот терминал, ежегодно дающий 50 миллионов долларов налогов в бюджеты всех уровней и около 500 рабочих мест для приморцев». По словам А. Щепина, запуск первой очереди терминала перенесен с 2019 на 2020 год.

В конце прошлого года резидентом свободного порта стало АО «Восточный порт», крупнейший угольный стивидор России. Под льготный режим, правда, попадает не весь бизнес, а только третья очередь углепогрузочного комплекса, которая должна быть полностью введена в 2019 году. Годовая перевалка «Восточного порта» тогда вырастет до 39 млн тонн (грузооборот в 2016 г. – 23,5 млн тонн). В рамках соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока стивидор обещает инвестировать 17,2 млрд рублей и создать 619 рабочих мест.

Действующие стивидоры – без льгот

Хотя на момент принятия закона о свободном порте в пояснительной записке ясно было сказано, что проект создает условия и для инвестиций в действующие предприятия, их модернизацию, фактически ничего подобного не происходит. Компании, давно работающие на этой территории, никаких льгот не имеют. Преференции предоставляются только при строительстве новых мощностей.

«Сейчас статус резидента может получить только новый проект или предприятие, начинающее новую деятельность. Фактически для этого необходимо создавать отдельное юридическое лицо», – прямо заявлял советник министра развития Дальнего Востока Павел Волков на одном из профильных мероприятий в апреле 2016 года.

Впрочем, правила постоянно меняются: как мы видим на примере АО «Восточный порт», отдельную компанию для третьей очереди угольного комплекса создавать все-таки необязательно. А вот новая деятельность – принципиальный момент.

Это, конечно, создает неравные условия для конкуренции. Когда новые мощности будут построены, получится, что на одной территории, в одном порту работают два стивидора, переваливающие примерно одни и те же грузы, но один из них имеет существенные льготы, а другой – нет. На эту несправедливость постоянно указывает Ассоциация морских торговых портов России (АСОП).

«Эта ситуация длится уже больше двух лет. Мы неоднократно обращали внимание на проблему потенциально неравной конкуренции между действующими и будущими стивидорами, – говорит председатель инвестиционного комитета АСОП Дмитрий Морозов. – Мы находим понимание в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока, однако, чтобы изменить ситуацию, нужна согласованная позиция всех министерств. А Минфин против преференций для уже работающих компаний и готов рассматривать как объекты для налоговых льгот только новые мощности в зоне свободного порта».

Причем если смотреть на мировой опыт, продолжает Д. Морозов, то льготы, предусмотренные свободным портом, как правило, получают все предприятия, находящиеся на данной территории, а не только вновь созданные. В качестве примера эксперт привел порт Сингапура.

Напомним, что сейчас помимо Владивостока статус свободного порта получил целый ряд дальневосточных портов (см. «Что такое свободный порт Владивосток?»). Вместе с тем, станут ли они полноценно свободными, а Дальний Восток настоящей территорией роста – большой вопрос. Во всех публичных выступлениях чиновники говорят именно о комплексном развитии региона. Но на практике мы видим лишь отдельные точки, даже в самих портах.

От Калининграда до Находки

Возможно, Владивосток окажется не единственным свободным портом в России. Как сообщила на 30-й конференции АСОП в марте текущего года заместитель руководителя Росморречфлота Наталья Жихарева, сейчас Минтранс на основе закона о свободном порте Владивосток разрабатывает законопроект, предполагающий появление порто-франко и в других регионах. Документ предусматривает несколько этапов создания свободных портов, обоснование для каждого региона своих льгот и призван решить ряд проблем, с которыми столкнулись во Владивостоке, в том числе с проблемой неравной конкуренции в отношении действующих стивидоров.

«Этот законопроект, безусловно, нужен, потому что расширять свободный порт Владивосток до бесконечности невозможно, сейчас он дошел уже до Чукотки, – говорила Н. Жихарева. – Есть востребованность тех льгот, которые предусматривает режим свободного порта, есть письма-обращения от Калининграда, от южных регионов, которые хотели бы к своим портам тоже применять подобный режим».

Впрочем, как всегда, вопрос упирается в деньги. У Минтранса большие разногласия с Минфином, который не хочет давать дополнительных льгот портовикам, ссылаясь на интересы бюджета.

Что такое свободный порт Владивосток?

Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» был принят в июле 2015 года и вступил в силу (за исключением нескольких статей) в октябре того же года. Его действие распространяется на 16 муниципальных образований Приморского края, аэропорт Кневичи, а также на городской округ Петропавловск-Камчатский, Ванинский район (Хабаровский край), Корсаковский городской округ (Сахалинская область) и порт Певек (Чукотка). С недавних пор сюда попадает и Углегорский городской округ (Сахалинская область).

Резиденты свободного порта получают различные льготы. Вот основные:

– налог на прибыль: 5% (в течение 5 лет) вместо 20%*;

– страховые взносы: 7,6% (в течение 10 лет) вместо 30%*;

– налог на имущество: 0% (в течение 5 лет) вместо 2,2%**;

– налог на землю: 0% (в течение 5 лет) вместо 1,5%***;

– возмещение НДС: 10 дней вместо камеральной проверки (три месяца).

Кроме того, резиденты пользуются режимом свободной таможенной зоны. Например, они могут беспошлинно ввозить и вывозить иностранное оборудование, хранить иностранные товары. Срок проверки деятельности резидентов не может превышать 15 дней, а срок получения разрешительной документации для капитального строительства – менее 40 дней.

* Базовая ставка

** Ставка налога на имущество организации в Приморском крае

*** Ставка земельного налога в городе Владивостоке для «прочих земельных участков»

Источник: Фонд развития Дальнего Востока, Налоговый кодекс РФ.

Кто они – резиденты свободного порта?

Первые пять резидентов были внесены в реестр 16 марта 2016 года. Лишь один из них, ООО «Владивостокский рыбный терминал», указывал в качестве основной деятельности транспортную обработку грузов. Другие занимались спортивной деятельностью, обработкой отходов резины, оптовой торговлей и выращиванием корнеплодов.

На сегодняшний день реестр насчитывает 190 компаний и индивидуальных предпринимателей, последние были внесены 24 мая 2017 года. Абсолютное большинство зарегистрировано в Приморском крае, чуть больше десятка – в Камчатском крае, шесть компаний – на Сахалине и четыре компании – в Ванинском районе Хабаровского края.

Впрочем, это не окончательная цифра: как утверждают представители Корпорации развития Дальнего Востока, фактически свободный порт насчитывает уже 218 резидентов с заявленной суммой инвестиций почти в 300 млрд рублей.

Примечательно, что деятельность большинства компаний не связана с перевозкой, перевалкой или хранением груза, рыболовством. Как показывает анализ журнала «Морские порты», лишь около четырех десятков резидентов указали в качестве основной деятельности транспортную обработку или хранение грузов, перевозочную деятельность, оперирование терминалами или морским пассажирским транспортом, рыболовство или производство консервов. Другими словами, четыре из пяти компаний, ставших резидентами свободного порта Владивосток, не имеют отношения к морю или не считают это профильным занятием.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Парусник «Крузенштерн» завершил первый в этом году учебный рейс

Парусник «Крузенштерн» завершил первый в этом году учебный рейс Учебно-парусное судно Росрыболовства «Крузенштерн» завершило первый в этом году учебный рейс. Для вс...

Танкер «Инженер Назаров» не может пройти по Саратовскому водохранилищу из-за ледовых заторов

Танкер «Инженер Назаров» не может пройти по Саратовскому водохранилищу из-за ледовых заторов Танкер «Инженер Назаров» в связи с тяжелой ледовой обстановкой встал на 1998 км р. Волга (Сарато...

Российская экономика

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства Вопросы рациональной эксплуатации запасов рыб Северо-Восточной Атлантики и другие актуальные темы об...

Транспортная политика

На Украине собрались закрыть свои реки для прохода российских судов

На Украине собрались закрыть свои реки для прохода российских судов Министерство инфраструктуры Украины инициирует обращение в Совет нацбезопасности и обороны о запрете...

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим Минвостокразвития опубликовало для обсуждения пакет документов о создании в рамках свободного порта ...

Морские порты

Изменены тарифы на услуги буксиров в чукотских портах Провидения и Эгвекинот

Изменены тарифы на услуги буксиров в чукотских портах Провидения и Эгвекинот Анадырский филиал ФГУП «Роспорпорт» уведомляет, что с 15 апреля изменились тарифы на буксирные услуг...

Изменены тарифы на ряд услуг Архангельского филиала «Роспорпорта»

Изменены тарифы на ряд услуг Архангельского филиала «Роспорпорта» Измененены с 19 апреля 2018 года тарифы на проведение геодезических и гидрографических работ и услуг...




Морской транспорт

Росатом просит включить его в рабочую группу по созданию связи и навигации в Арктике

Росатом просит включить его в рабочую группу по созданию связи и навигации в Арктике Госкорпорация «Росатом» попросила включить ее в рабочую группу, которая занимается разработкой конце...

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс Ледокол «Капитан Драницын» 22 апреля вышел в рейс к Обской губе для осуществления ледокольных провод...

Речной транспорт

Завершен капитальный ремонт объектов электроснабжения на Иваньковской ГЭС и Угличском шлюзе

Завершен капитальный ремонт объектов электроснабжения на Иваньковской ГЭС и Угличском шлюзе 19 апреля завершены работы по капитальному ремонту схемы электроснабжения на Иваньковской ГЭС и на У...

На Москве-реке открывается летняя пассажирская навигация

На Москве-реке открывается летняя пассажирская навигация Летняя навигация экскурсионных теплоходов начинается на Москве-реке. Пассажиров будут перевозить пор...

Ж/Д транспорт

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 год на уровне 44,85 руб. на обыкновенную акцию или...

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна Минсельхоз России предлагает продлить субсидирование тарифа на перевозки железнодорожным транспортом...

Авто транспорт

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов Грузовики поедут по Крымскому мосту ориентировочно в октябре, сообщил журналистам министр транспорта...

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку Министр транспорта Крыма Игорь Захаров написал заявление об отставке, сообщил журналистам во вторник...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей День ВМФ стал незабываемым. Наш «Херсонес» открывал парад кораблей в Севастополе! Впервые за последн...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...

Богатства России должны прирастать Арктикой

Богатства России должны прирастать Арктикой 14 декабря в Москве в Центре международной торговли состоялась 13-я ежегодная большая пресс-конферен...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...