Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Находка и черный снег: новая беда портовиков

Морские порты
Находка и черный снег: новая беда портовиков

Прямая линия с президентом РФ Владимиром Путиным, прошедшая в июне этого года, неожиданно встряхнула портовую отрасль. Реплика десятилетнего мальчика обрушила многочисленных контролеров на Находкинский морской торговый порт и других стивидоров. Угольная пыль стала главной темой на Дальнем Востоке. В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) предлагают выяснить, «пылят» ли порты на самом деле, а если да, то кто именно. Депутаты Госдумы спешат все запретить.

Татьяна Лозовая

Хотел собаку, а напугал порт

Все началось 15 июня текущего года, когда во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным десятилетний мальчик Андрей Боль из Находки пожаловался на местный порт. «Меня очень волнует проблема с угольной пылью, то есть перегружают уголь открытым способом. Как нам теперь жить?» – спросил юный зритель.

Позже в интервью местным СМИ Андрей признался, что вообще-то планировал попросить президента подарить ему собаку. Но послушав, какие серьезные вопросы задают другие люди, вспомнил про «черный снег» в Находке. Даже родители мальчика удивились.

Глава государства сделал пометки, пообещал выяснить, кому принадлежит порт, и в дальнейшем связаться с Андреем, чтобы проверить, решена ли проблема. А на следующий день Дальневосточная транспортная прокуратура по поручению московских коллег начала проверку местных терминалов.

На самом деле жители Находки уже много лет ведут борьбу с перевалкой угля в центре города. Ситуация обострилась в последнее время, когда резко вырос экспорт сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Некоторые порты, ранее не занимавшиеся перевалкой угля, даже перепрофилируют свою деятельность. А жители Находки в социальных сетях показывают слои черной пыли на снегу, детских площадках, крышах автомобилей и подоконниках.

В Находке 12 стивидоров занято перевалкой угля. Примерно половина находится в бухте Врангеля – достаточно далеко от городской черты. А непосредственно в центре города, в районе мыса Астафьева, пишут местные СМИ, работают всего четыре компании: ОАО «Терминал Астафьева» (владельцы – экс-депутат Госдумы Руслан Кондратов и партнеры), ЗАО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» (принадлежит семье местного бизнесмена Андрея Заварзина и миноритариям), ООО «Аттис-Энтерпрайс» (совладелец – предприниматель Артем Козовой, сын Геннадия Козового, экс-совладельца шахты «Распадская») и «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» (принадлежит кипрской Lanerbook Limited, основной бенефициар – Роман Абрамович).

Прямая линия: реакция

Реакция на обещание В.Путина разобраться с ситуацией в Находкинском порту последовала очень быстро. Некоторые депутаты Госдумы, как обычно, предложили радикальный метод решения: вообще запретить открытую перевалку угля в границах населенных пунктов. Инициатором оказалась глава Комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. Причем новый закон, по задумке, должен вступить в действие уже с 1 ноября текущего года. Пока, правда, документ даже не существует в виде законопроекта к первому чтению.

Однако идея О. Тимофеевой не вызвала восторга даже в стенах на Охотном ряду, не говоря уж об отраслевом сообществе. По мнению правового управления аппарата Госдумы, инициатива может повлечь дополнительные расходы бюджета, а сам текст «нуждается в существенной юридическо-технической доработке», пишет газета «Коммерсантъ». Поэтому есть шанс, что документ так и застрянет среди многочисленных инстанций Госдумы.

Более взвешенной позиции придерживается Министерство энергетики. Ведомство выступает против запрета на открытую перевалку угля в городских портах. Об этом сообщил замминистра Анатолий Яновский, выступая на открытии двух новых шахт в Кемеровской области.

«Мы сейчас будем и уже начали предпринимать максимум усилий для того, чтобы эта инициатива не оформилась в закон первого чтения, – рассказал чиновник. – Потому что считаем, что это абсолютно неправильно: для угольной промышленности это будет просто катастрофа с точки зрения экспорта». А. Яновский напомнил: из 400 млн тонн запланированной добычи в этом году 185 млн отправится на экспорт.

Впрочем, Минэнерго готово сделать перевалку угля более цивилизованной. Проблемы, по мнению замминистра, создают «дикие площадки». Это территории, не специализирующиеся на хранении угля, но по договоренности с владельцем топлива размещающие его у себя. Естественно, особой защиты на таких площадках нет.

АСОП: надо разобраться, кто «пылит»

Запрет на открытую перевалку в черте города (если будет принят) фактически парализует работу почти всех действующих терминалов России, хотя они строились и эксплуатируются в соответствии со всеми нормативами. Такое мнение высказали представители Ассоциации морских торговых портов на встрече с замминистра транспорта Виктором Олерским 30 июня текущего года.

АСОП уже направила отрицательный отзыв на зреющий в Госдуме законопроект. Организация проанализировала деятельность 15 крупных мировых портов, суммарно переваливающих 600 млн тонн угля в год. Все они находятся в черте города и хранят уголь на открытых площадках.

«В мире 99% угля переваливается именно открытым способом, строить закрытые склады могут лишь небольшие терминалы. В закрытом пространстве угольная пыль может самовозгораться и даже взрываться, из угля может выделяться взрывоопасный газ метан, – рассуждает член совета директоров АСОП Денис Илатовский. – Укрывать можно не угольный склад, а элементы технологической цепочки – конвейер, пересыпки, выгрузку вагонов с использованием вагоно-опрокидов. А для подавления угольной пыли существуют современные технологии, например, системы орошения, подпорные и пылезащитные стенки, вакуумная уборка проездов, зеленые насаждения. Лучшие отечественные терминалы уже применяют мировой опыт».

По мнению АСОП, существующее законодательство уже дает инструменты для борьбы с экологическими нарушителями. Например, Федеральный закон №219-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает предприятия разрабатывать и внедрять «наилучшие доступные технологии». А согласно санитарным нормам, угольная пыль не входит в четыре класса опасных веществ, однако ее концентрация в воздухе не должна превышать 0,1 миллиграмма на кубометр. Добросовестные стивидоры регулярно проводят анализ выбросов в атмосферу и сдают необходимую отчетность, что позволяет Росприроднадзору и Роспотребнадзору контролировать ситуацию.

Что касается Находки, то, напоминает Д.Илатовский, контролирующие органы уже начали там проверки. «В результате будет установлено, действительно ли угольная пыль в воздухе превышает нормы, и если да, то кто именно из стивидоров «пылит», – продолжает представитель АСОП. – Нарушителя, безусловно, нужно наказать и обязать разработать дополнительные меры защиты. Для отдельных терминалов, которые находятся в непосредственной близости от жилых районов, такие меры будут особенно необходимы».

С середины июня Росприроднадзор ведет круглосуточный забор воздуха на семи участках в порту Находки. Планируется, что эти данные будут доступны онлайн на сайте муниципальной администрации. Кроме того, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский призывает местных стивидоров устанавливать другие такие же датчики.

«Мы рассчитываем, что вы на условиях государственно-частного партнерства в приобретении этих датчиков поучаствуете. Пыль-то от вас идет. А система мониторинга является важным фактором спокойствия населения. Для нас комфортная среда для жизни людей – приоритет», – заявил глава региона.

Сейчас В. Миклушевский посещает различных стивидоров и знакомится с методами пылеподавления и другими защитными технологиями, которые те уже применяют.

Находка: у нас все хорошо

Прямая линия В.Путина прошла как раз в разгар сделки по «Находкинскому морскому торговому порту». Группа EVRAZ продавала актив за $354,4 млн своему главному акционеру, кипрской Lanebrook Ltd. Основные бенефициары компании – Роман Абрамович (31% акций) и председатель совета директоров Александр Абрамов (21%). На продукцию холдинга EVRAZ в 2016 году пришлось 66% грузооборота Находкинского порта.

Заявки на покупку актива подавало много претендентов, в том числе группа «Сумма» Зивудина Магомедова, группа Global Ports, китайские и казахстанские инвесторы, но в итоге порт выбрал собственного акционера.

Как утверждают в EVRAZ, сделка нужна группе, чтобы купировать среднесрочные риски, связанные с владением стивидорной компанией, когда отраслевые игроки заявляют новые проекты и перевалочные мощности рискуют стать избыточными.

При этом «Находкинский морской торговый порт» в ближайшие годы намерен только наращивать перевалку угля. Технологические возможности позволяют стивидору довести грузооборот до 12 млн тонн. «Мы, в принципе, могли бы стать полностью угольным портом, если сохранится нынешняя конъюнктура. Пока же у нас примерно 70% общего объема перевалки приходится на уголь, остальные 30% – на металлы», – рассказывал управляющий директор НМТП Вячеслав Сараев деловой газете «Золотой Рог».

Что касается нынешних проблем, то вскоре после прямой линии с В. Путиным порт озвучил планы по борьбе с угольной пылью. Предприятие направит на защитные меры более 800 млн рублей в 2017-2018 годах. Как уточнили «Морским портам» в пресс-службе НМТП, это будет уже второй этап программы. Первый был реализован в 2013-2016 годах. Тогда угольные штабеля были огорожены пылеветрозащитными экранами, появилась система непрерывного орошения, а места складирования и перевалки были оборудованы бетонными ограждениями. Программа стоила 120 млн рублей, в результате концентрация вредных веществ в воздухе вблизи порта снизилась в 3-4 раза.

На втором этапе, то есть в текущем и следующем году, дополнительные пылеветрозащитные экраны появятся на всей территории порта. Это и будет стоить более 800 млн рублей. А на третьем этапе у стивидора появится вагоноопрокидыватель и будет заменено крановое оборудование. Это повлечет оптимизацию процесса перевалки, что нивелирует образование угольной пыли. Суммарные инвестиции в программу модернизации в НМТП оценивают в сумму до 3,5 млрд рублей.

Впрочем, по мнению пресс-службы, деятельность «Находкинского морского торгового порта» и сейчас соответствует нормативам. В 2015-2017 годах на предприятие неоднократно приходили с проверками, не обнаружившими превышение допустимой концентрации пыли. Всего за два года было проведено 185 исследований воздуха. А 19 июня неподалеку от угольных причалов был установлен датчик непрерывного контроля угольной пыли. По инициативе стивидора до августа такие датчики будут установлены на территории порта, что позволит менеджменту совершенствовать мероприятия по пылеподавлению.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Парусник «Крузенштерн» завершил первый в этом году учебный рейс

Парусник «Крузенштерн» завершил первый в этом году учебный рейс Учебно-парусное судно Росрыболовства «Крузенштерн» завершило первый в этом году учебный рейс. Для вс...

Танкер «Инженер Назаров» не может пройти по Саратовскому водохранилищу из-за ледовых заторов

Танкер «Инженер Назаров» не может пройти по Саратовскому водохранилищу из-за ледовых заторов Танкер «Инженер Назаров» в связи с тяжелой ледовой обстановкой встал на 1998 км р. Волга (Сарато...

Российская экономика

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства Вопросы рациональной эксплуатации запасов рыб Северо-Восточной Атлантики и другие актуальные темы об...

Транспортная политика

На Украине собрались закрыть свои реки для прохода российских судов

На Украине собрались закрыть свои реки для прохода российских судов Министерство инфраструктуры Украины инициирует обращение в Совет нацбезопасности и обороны о запрете...

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим Минвостокразвития опубликовало для обсуждения пакет документов о создании в рамках свободного порта ...

Морские порты

Изменены тарифы на услуги буксиров в чукотских портах Провидения и Эгвекинот

Изменены тарифы на услуги буксиров в чукотских портах Провидения и Эгвекинот Анадырский филиал ФГУП «Роспорпорт» уведомляет, что с 15 апреля изменились тарифы на буксирные услуг...

Изменены тарифы на ряд услуг Архангельского филиала «Роспорпорта»

Изменены тарифы на ряд услуг Архангельского филиала «Роспорпорта» Измененены с 19 апреля 2018 года тарифы на проведение геодезических и гидрографических работ и услуг...




Морской транспорт

Росатом просит включить его в рабочую группу по созданию связи и навигации в Арктике

Росатом просит включить его в рабочую группу по созданию связи и навигации в Арктике Госкорпорация «Росатом» попросила включить ее в рабочую группу, которая занимается разработкой конце...

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс Ледокол «Капитан Драницын» 22 апреля вышел в рейс к Обской губе для осуществления ледокольных провод...

Речной транспорт

Завершен капитальный ремонт объектов электроснабжения на Иваньковской ГЭС и Угличском шлюзе

Завершен капитальный ремонт объектов электроснабжения на Иваньковской ГЭС и Угличском шлюзе 19 апреля завершены работы по капитальному ремонту схемы электроснабжения на Иваньковской ГЭС и на У...

На Москве-реке открывается летняя пассажирская навигация

На Москве-реке открывается летняя пассажирская навигация Летняя навигация экскурсионных теплоходов начинается на Москве-реке. Пассажиров будут перевозить пор...

Ж/Д транспорт

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 год на уровне 44,85 руб. на обыкновенную акцию или...

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна Минсельхоз России предлагает продлить субсидирование тарифа на перевозки железнодорожным транспортом...

Авто транспорт

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов Грузовики поедут по Крымскому мосту ориентировочно в октябре, сообщил журналистам министр транспорта...

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку Министр транспорта Крыма Игорь Захаров написал заявление об отставке, сообщил журналистам во вторник...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей День ВМФ стал незабываемым. Наш «Херсонес» открывал парад кораблей в Севастополе! Впервые за последн...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...

Богатства России должны прирастать Арктикой

Богатства России должны прирастать Арктикой 14 декабря в Москве в Центре международной торговли состоялась 13-я ежегодная большая пресс-конферен...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...