Зачем государству прямое управление транзитом?

Транспортная политика
Зачем государству прямое управление транзитом?

Попытки участия России в создании на своей территории системы международных транспортных коридоров (МТК) начались более 20 лет назад, когда на II панъевропейской конференции по транспорту на о.Крит в марте 1994 года была определена система панъевропейских транспортных коридоров, в том числе №2 и №9, проходящих через территорию Российской Федерации. В то время идея создания МТК активно обсуждалась на разного рода конференциях, а в Европе шла работа по ее реализации.

Я.Н.Семенихин, генеральный директор АО «ДНИИМФ», профессор, к.э.н.;

Е.М.Новосельцев, заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», доцент, к.т.н.

В настоящее время в Европе задачи по созданию международных транспортных коридоров МТК решены: создана необходимая инфраструктура на основных видах транспорта –железнодорожном, автомобильном и водном, согласованы пункты остановок транспорта и перевалки грузов, гармонизировано законодательство сопредельных стран, межграничные процедуры, подписаны различные международные протоколы и соглашения. Решив основные проблемы международных перевозок для европейских стран, коридоры «заработали»… Кроме двух – МТК №2 и №9, где указанные вопросы на российской стороне решены не были. (В 2016 году объем транзитных перевозок через территорию РФ составил всего 260 тыс. контейнеров в ДФИ.)

Еще в 90-х годах прошлого века, когда в России стали понимать, что вопрос создания МТК пробуксовывает, возникла идея принятия федерального закона «О транзите». Основные задачи, которые возлагались на будущий закон, состояли в следующем:

– кардинально снизить уровень контроля за перевозкой транзитных грузов при пересечении государственной границы РФ;

– создать условия для повышения конкурентоспособности транзита через территорию РФ.

Вместе с тем, немаловажным моментом являлось обеспечение приоритетности торговли и транспортировки грузов (товаров) РФ перед транзитными перевозками через российскую территорию.

Споры о необходимости принятия закона шли годами, но ситуация все это время характеризовалась словами известной пословицы «да только воз и ныне там». Пока три года назад Президент России В.В.Путин не подтвердил, что закон нужен.

И вот, наконец, проект Федерального закона №192177-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию РФ и внесению поправок в законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ) представлен на обсуждение.

Даже краткий анализ этого документа показывает, что задачи, которые были первоначально поставлены, ФЗ не решает.

Проект ФЗ предусматривает ограничение по времени процедур проверки грузов контролирующими органами на границе, и это, безусловно, положительный момент. Но таможенные органы по-прежнему будут иметь право вскрывать любой контейнер, поскольку это предусмотрено «в случаях выявления рисков нарушения законодательства» (какого – не сказано). Учитывая, что эти риски определяются внутренними документами таможни (закрытая информация), можно уверенно констатировать: вскрывали и будут вскрывать! А это как раз является основным тормозом для развития транзитных перевозок.

Интересно, что с принятием ФЗ в предложенной редакции разрабатывать направления государственной политики по транзиту будет не Министерство транспорта РФ, а специальная правительственная комиссия. Определенная логика в этом имеется, поскольку Минтранс не имеет влияния на контролирующие органы в пунктах пропуска и не может координировать деятельность федеральных органов. Но комиссия должна работать, а не заседать, и причем на постоянной основе. Как это будет на самом деле, покажет время.

Вероятно, комиссия будет вырабатывать и меры по повышению конкурентоспособности транзита через территорию РФ, так как других мер проект закона не предусматривает, если не считать ответственности юридических лиц за срыв установленных предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов. А вот это уже нововведение, ноу-хау в мировой практике: повышение конкурентоспособности МТК административными мерами (штрафами) в отношении перевозчиков! Вероятно, авторы ФЗ считают, что российские перевозчики не заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности!

Зато как объяснить повышение конкурентоспособности транзита в России путем введения еще одного сбора с перевозчиков – понять совершенно невозможно! Этот сбор, по мнению авторов законопроекта, должен компенсировать затраты госбюджета на содержание Администрации транзитных перевозок (штат около 30 человек), которая будет заниматься мониторингом и анализом перевозок, а также устанавливать предельные размеры провозных платежей и сроки доставки грузов по МТК.

В обосновывающей части к ФЗ говорится, что его принятие «позволит увеличить объем транзитных перевозок через территорию РФ в разы», что принесет в бюджет страны, вероятно, миллиарды рублей. Тогда зачем нужен еще один сбор с перевозчиков?

Смысл деятельности Администрации состоит в анализе стоимостных и временных затрат на транспортировку грузов по МТК, в установлении предельных сроков перевозки и тарифов, а также в ведении реестра МТК. Но эти вопросы Минтранс России свободно может решать и без создания еще одной транспортной структуры, а с привлечением научных или консалтинговых компаний.

Сама идея установления предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов вряд ли будет работать. У перевозчика всегда есть право отказать клиенту (не осуществлять деятельность), если это не выгодно и он не укладывается в предельные сроки и тарифы. А если клиент согласен на цены или сроки выше установленных, тогда как?

В отношении приоритетности отечественной торговли и перевозки российских товаров перед транзитными перевозками в проекте ФЗ все как раз наоборот. Транзитным грузам предусмотрен «зеленый свет», в то время как российские внешнеторговые грузы и грузы нашей внутренней торговли должны «подождать»! Тогда чью же экономику мы будем развивать?

Не секрет, что у нас немало узких мест в инфраструктуре МТК. И пока они существуют, мы должны ограничивать транзитные перевозки, оставляя приоритет за грузами российских компаний.

В проекте ФЗ немало пунктов, возможность выполнения которых вызывает сомнение. Важно и другое – очевидно, что принятие документа не приведет к росту транзитных перевозок. Тревожит и то, что попытки создания нормальных условий для транзитных перевозок и регулирование ими подменяются прямым управлением транзитом со стороны государства.

В Приморье мы уже не первый раз слышим о необходимости управления со стороны государства работой МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». В чем должно состоять это управление, пока не ясно. Если речь идет о развитии инфраструктуры МТК, международных контактов, координации деятельности различных федеральных ведомств и местных органов власти, о создании благоприятных условий для работы перевозчиков – вопросов нет. Но попытки прямого вмешательства государства в транзитные перевозки выглядят сомнительными.

Может быть, авторам законопроекта надо было более серьезно познакомиться с опытом работы действующих панъевропейских транспортных коридоров, разумеется, не №2 и №9, проходящих через Россию.

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...