Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Зачем государству прямое управление транзитом?

Транспортная политика
Зачем государству прямое управление транзитом?

Попытки участия России в создании на своей территории системы международных транспортных коридоров (МТК) начались более 20 лет назад, когда на II панъевропейской конференции по транспорту на о.Крит в марте 1994 года была определена система панъевропейских транспортных коридоров, в том числе №2 и №9, проходящих через территорию Российской Федерации. В то время идея создания МТК активно обсуждалась на разного рода конференциях, а в Европе шла работа по ее реализации.

Я.Н.Семенихин, генеральный директор АО «ДНИИМФ», профессор, к.э.н.;

Е.М.Новосельцев, заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», доцент, к.т.н.

В настоящее время в Европе задачи по созданию международных транспортных коридоров МТК решены: создана необходимая инфраструктура на основных видах транспорта –железнодорожном, автомобильном и водном, согласованы пункты остановок транспорта и перевалки грузов, гармонизировано законодательство сопредельных стран, межграничные процедуры, подписаны различные международные протоколы и соглашения. Решив основные проблемы международных перевозок для европейских стран, коридоры «заработали»… Кроме двух – МТК №2 и №9, где указанные вопросы на российской стороне решены не были. (В 2016 году объем транзитных перевозок через территорию РФ составил всего 260 тыс. контейнеров в ДФИ.)

Еще в 90-х годах прошлого века, когда в России стали понимать, что вопрос создания МТК пробуксовывает, возникла идея принятия федерального закона «О транзите». Основные задачи, которые возлагались на будущий закон, состояли в следующем:

– кардинально снизить уровень контроля за перевозкой транзитных грузов при пересечении государственной границы РФ;

– создать условия для повышения конкурентоспособности транзита через территорию РФ.

Вместе с тем, немаловажным моментом являлось обеспечение приоритетности торговли и транспортировки грузов (товаров) РФ перед транзитными перевозками через российскую территорию.

Споры о необходимости принятия закона шли годами, но ситуация все это время характеризовалась словами известной пословицы «да только воз и ныне там». Пока три года назад Президент России В.В.Путин не подтвердил, что закон нужен.

И вот, наконец, проект Федерального закона №192177-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию РФ и внесению поправок в законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ) представлен на обсуждение.

Даже краткий анализ этого документа показывает, что задачи, которые были первоначально поставлены, ФЗ не решает.

Проект ФЗ предусматривает ограничение по времени процедур проверки грузов контролирующими органами на границе, и это, безусловно, положительный момент. Но таможенные органы по-прежнему будут иметь право вскрывать любой контейнер, поскольку это предусмотрено «в случаях выявления рисков нарушения законодательства» (какого – не сказано). Учитывая, что эти риски определяются внутренними документами таможни (закрытая информация), можно уверенно констатировать: вскрывали и будут вскрывать! А это как раз является основным тормозом для развития транзитных перевозок.

Интересно, что с принятием ФЗ в предложенной редакции разрабатывать направления государственной политики по транзиту будет не Министерство транспорта РФ, а специальная правительственная комиссия. Определенная логика в этом имеется, поскольку Минтранс не имеет влияния на контролирующие органы в пунктах пропуска и не может координировать деятельность федеральных органов. Но комиссия должна работать, а не заседать, и причем на постоянной основе. Как это будет на самом деле, покажет время.

Вероятно, комиссия будет вырабатывать и меры по повышению конкурентоспособности транзита через территорию РФ, так как других мер проект закона не предусматривает, если не считать ответственности юридических лиц за срыв установленных предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов. А вот это уже нововведение, ноу-хау в мировой практике: повышение конкурентоспособности МТК административными мерами (штрафами) в отношении перевозчиков! Вероятно, авторы ФЗ считают, что российские перевозчики не заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности!

Зато как объяснить повышение конкурентоспособности транзита в России путем введения еще одного сбора с перевозчиков – понять совершенно невозможно! Этот сбор, по мнению авторов законопроекта, должен компенсировать затраты госбюджета на содержание Администрации транзитных перевозок (штат около 30 человек), которая будет заниматься мониторингом и анализом перевозок, а также устанавливать предельные размеры провозных платежей и сроки доставки грузов по МТК.

В обосновывающей части к ФЗ говорится, что его принятие «позволит увеличить объем транзитных перевозок через территорию РФ в разы», что принесет в бюджет страны, вероятно, миллиарды рублей. Тогда зачем нужен еще один сбор с перевозчиков?

Смысл деятельности Администрации состоит в анализе стоимостных и временных затрат на транспортировку грузов по МТК, в установлении предельных сроков перевозки и тарифов, а также в ведении реестра МТК. Но эти вопросы Минтранс России свободно может решать и без создания еще одной транспортной структуры, а с привлечением научных или консалтинговых компаний.

Сама идея установления предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов вряд ли будет работать. У перевозчика всегда есть право отказать клиенту (не осуществлять деятельность), если это не выгодно и он не укладывается в предельные сроки и тарифы. А если клиент согласен на цены или сроки выше установленных, тогда как?

В отношении приоритетности отечественной торговли и перевозки российских товаров перед транзитными перевозками в проекте ФЗ все как раз наоборот. Транзитным грузам предусмотрен «зеленый свет», в то время как российские внешнеторговые грузы и грузы нашей внутренней торговли должны «подождать»! Тогда чью же экономику мы будем развивать?

Не секрет, что у нас немало узких мест в инфраструктуре МТК. И пока они существуют, мы должны ограничивать транзитные перевозки, оставляя приоритет за грузами российских компаний.

В проекте ФЗ немало пунктов, возможность выполнения которых вызывает сомнение. Важно и другое – очевидно, что принятие документа не приведет к росту транзитных перевозок. Тревожит и то, что попытки создания нормальных условий для транзитных перевозок и регулирование ими подменяются прямым управлением транзитом со стороны государства.

В Приморье мы уже не первый раз слышим о необходимости управления со стороны государства работой МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». В чем должно состоять это управление, пока не ясно. Если речь идет о развитии инфраструктуры МТК, международных контактов, координации деятельности различных федеральных ведомств и местных органов власти, о создании благоприятных условий для работы перевозчиков – вопросов нет. Но попытки прямого вмешательства государства в транзитные перевозки выглядят сомнительными.

Может быть, авторам законопроекта надо было более серьезно познакомиться с опытом работы действующих панъевропейских транспортных коридоров, разумеется, не №2 и №9, проходящих через Россию.

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Ракетный фрегат «Адмирал Макаров» прошел Ла-Манш под присмотром британского тральщика

Ракетный фрегат «Адмирал Макаров» прошел Ла-Манш под присмотром британского тральщика Британский минный тральщик Hurworth проследил за прохождением через пролив Ла-Манш новейшего фрегата...

Член экипажа траулера «Капитан Кайзер» скончался на борту судна

Член экипажа траулера «Капитан Кайзер» скончался на борту судна В Беринговом море на БМРТ «Капитан Кайзер»  скончался член экипажа. Видимых признаков наси...

Российская экономика

Инвесторы из КНР проявляют большой интерес к созданию инфраструктуры Севморпути - Трутнев

Инвесторы из КНР проявляют большой интерес к созданию инфраструктуры Севморпути - Трутнев Компании и инвесторы из Китая проявляют большой интерес к проектам строительства инфраструктуры Севе...

ЦБ РФ зарегистрировал допвыпуск акций Амурского судозавода в пользу ОСК на 2 млрд рублей

ЦБ РФ зарегистрировал допвыпуск акций Амурского судозавода в пользу ОСК на 2 млрд рублей Банк России зарегистрировал дополнительный выпуск акций ПАО «Амурский судостроительный завод» (А...

Транспортная политика

КНР не обозначила позицию по МТК в Приморье, возможна смена логистической модели - Трутнев

КНР не обозначила позицию по МТК в Приморье, возможна смена логистической модели - Трутнев Китай пока не обозначил четкой позиции по проектам модернизации действующих международных транспортн...

Украина обвинила РФ в задержании 150 судов на пути в украинские порты на Азовском море

Украина обвинила РФ в задержании 150 судов на пути в украинские порты на Азовском море Российская сторона задержала более 150 иностранных судов, следовавших в украинские порты на Азовском...

Морские порты

Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в экологической акции

Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в экологической акции Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в акции «Чистый берег», которая прошла в субботу в ...

Универсальный перегрузочный комплекс инвестирует в развитие 226 млн рублей первом полугодии 2018 года

Универсальный перегрузочный комплекс инвестирует в развитие 226 млн рублей первом полугодии 2018 года В первом полугодии 2018 года инвестиции ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в развитие состав...




Морской транспорт

Maersk произведет пробную доставку грузов через Северный морской путь

Maersk произведет пробную доставку грузов через Северный морской путь Крупнейшая в мире судоходная компания, занимающаяся контейнерными перевозками, Maersk намерена совер...

Долг Мурманского пароходства за услуги, оказанные «Клавдии Еланской», уже превысил 2 млн руб.

Долг Мурманского пароходства за услуги, оказанные «Клавдии Еланской», уже превысил 2 млн руб. «Клавдия Еланская» – последний выживший реликт регулярного морского пассажирского сообщения на Кольс...

Речной транспорт

«Морская Техника» представила программу модернизации СПК в Амурском бассейне

«Морская Техника» представила программу модернизации СПК в Амурском бассейне Компания «Морская Техника» предложила разработку и реализацию совместной программы по модернизации с...

Речники Обь-Иртышского бассейна обеспечили доступ к удаленному поселку в Арктической зоне ЯНАО

Речники Обь-Иртышского бассейна обеспечили доступ к удаленному поселку в Арктической зоне ЯНАО Специалисты ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» обеспечили воднотран...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Более 2 млн машин проехали по Крымскому мосту с момента его открытия

Более 2 млн машин проехали по Крымскому мосту с момента его открытия Более 2 млн машин проехало по автомобильной дороге через Керченский пролив со времени открытия Крымс...

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...