Военно-морская политика России в действии

Транспортная политика
Военно-морская политика России в действии

Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Путина1, касающихся непосредственно будущего и настоящего Военно-Морского Флота России. Первый – Указ от 20 июля 2017 года № 327 «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» и второй от 27 июля 2017 г. № 343 – «О проведении Главного военно-морского парада». Сопоставляя эти два указа, следует сразу отметить не только их неразрывную логическую взаимосвязь, но и взаимозависимость.

М.В. Московенко, капитан 1-го ранга, член-корреспондент Академии военных наук, кандидат исторических наук, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ и ее первый ответственный секретарь в 2001-2004 гг., эксперт Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ

Третьи основы

Утверждение президентом РФ очередных, уже третьих с 2000 года, Основ государственной политики в области военно-морской деятельности на очередной период до 2030 года впервые было приурочено ко Дню Военно-Морского Флота2, хотя и произошло без излишней помпезности. В приветственной речи президент страны не стал акцентировать внимание на этом событии. Но если принять во внимание, что в России уже действуют Морская доктрина и программа военного кораблестроения на период до 2050 года, то налицо реальный поворот к восстановлению морской мощи нашего государства и проведению военно-морской политики . Теперь задача не критиковать принятые «Основы…», а предлагать пути их выполнения, тем более, как показывает опыт реализации двух предыдущих «Основ…» – на период до 2010 года и на период до 2020 года, – дело это в государстве так полностью и не организовано.

Прежде всего следует отметить, что к обеспечению реализации Основ государственной политики России в области военно-морской деятельности на период до 2030 года президент привлек правительство. Это подтверждается статьей 47 «Основ…», в которой определено, что «государственная политика в области военно-морской деятельности реализуется посредством осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (при координирующей роли Министерства обороны) комплекса скоординированных и целенаправленных мер организационного, нормативно-правового, внешнеполитического, военного, экономического, финансового и информационного характера». Если представить, что за каждой из этих перечисленных мер стоит конкретный федеральный орган исполнительной власти, а именно: Аппарат Правительства (Морская коллегия), Минюст, Минобороны, Минэкономразвития, Минфин, ФСБ, Роскомнадзор, а также добавим Минпромторг, Росморречфлот, Росрыболовство, «Совкомфлот», ОСК и прочая, прочая, прочая, то от Минобороны России как координирующего органа в реализации госполитики в области военно-морской деятельности в ближайшие 10-12 лет потребуются серьезные организационные мероприятия.

В соответствии со ст. 46 «Основ…» к 2030 году РФ должна обладать на всех стратегических направлениях мощными сбалансированными флотами, состоящими из кораблей, предназначенных для выполнения задач в ближних, дальних морских зонах и океанских районах, а также из морской авиации и береговых войск, оснащенных эффективным ударным высокоточным оружием, имеющим развитую систему базирования и обеспечения.

Для выполнения этого требования в соответствии со ст. 49 «Основ…» необходимо уже в ближайшее время провести следующие основные мероприятия:

а) разработать и издать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок планирования и обеспечения мероприятий по осуществлению военно-морской деятельности.

Выполнение этого пункта является основным в проведении военно-морской политики, поскольку только с твердой нормативной правовой базой, имеющей силу закона, наши очередные «Основы…» могут быть выполнены.

То есть мы должны выйти на Военно-морскую доктрину, которая, развивая содержание «Морской доктрины», «Основ политики в области военно-морской деятельности» и «Военной доктрины», видится как совокупность официально принятых в государстве взглядов на главные цели, стратегические приоритеты, основные задачи и механизмы реализации военно-морской политики, то есть как основополагающий документ, определяющий государственную политику страны в области военно-морской деятельности – военно-морскую политику РФ.

Одновременно с разработкой Военно-морской доктрины следует наконец принять долгожданное решение о финансировании отдельной строкой федерального бюджета принятой программы военного кораблестроения и утверждение ее на уровне закона, обязательного для выполнения нашим оборонно-промышленным комплексом;

б) разработать и реализовать федеральные и иные целевые программы в области морской и военно-морской, пограничной деятельности, государственную программу вооружения, программы кораблестроения и государственного оборонного заказа на плановый период.

Извиним разработчиков «Основ…» за некорректность формулировок.

Военно-морская деятельность в соответствии с действующей Морской доктриной РФ – это неотъемлемая часть морской деятельности. За выполнением этого пункта стоит целый комплекс ответственных федеральных органов: Минобороны России, ФСБ, Минпромторг, Минэкономразвития, ОСК, Совет безопасности, Росрыболовство и т.д. Определяющим для выполнения данного требования к указанному сроку является утверждение ФЦП «Мировой океан», а также безусловный приоритет в строительстве и финансировании вооружения, военной и специальной техники для военно-морской и пограничной деятельности;

в) организация системного мониторинга и анализа реализации государственной политики в области военно-морской деятельности.

Вопросы реализации государственной политики в области военно-морской деятельности должны периодически рассматриваться на заседаниях Государственной Думы и Морской коллегии при Правительстве РФ, о чем будет сказано ниже;

г) совершенствование международной нормативно-правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для защиты национальных интересов РФ и ее союзников в Мировом океане.

МИД России целесообразно разработать перспективный план совершенствования такой базы. Более того, в концептуальных документах внешнеполитической деятельности государства должны быть определены основные направления внешней политики в части, касающейся обеспечения военно-морского присутствия РФ и демонстрации флага России в Мировом океане, а также координации военного сотрудничества с иностранными партнерами в соответствии с внешнеполитическими приоритетами России и международной обстановкой;

д) развитие системообразующих структур оборонно-промышленного комплекса РФ, специализированных отраслей науки и технологий.

Ответственность за выполнение данного пункта целесообразно возложить на Минпромторг;

е) организация и проведение научных исследований в области военно-морской деятельности.

Здесь требуется определить координирующую роль в проведении научных исследований в области военно-морской деятельности за ВУНЦ ВМА им. Н.Г. Кузнецова с участием Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Академии военных наук с включением таких исследований отдельным разделом в план проведения научных исследований Минобороны и Главкомата ВМФ.

Видимо, целесообразно Минобороны совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти оперативно разработать проект плана мероприятий правительства по выполнению указа президента от 20 июля 2017 года № 327. В марте 2000 года после подписания президентом В.В. Путиным Указа «О совершенствовании морской деятельности РФ», в развитие принятого указа уже в июне 2000 года вышло постановление правительства «О мерах по совершенствованию морской деятельности РФ»3. И указ, и постановление, хотя и носят закрытый характер, действуют до сих пор.

Политико-управленческая роль государства

В такой динамично изменяющейся сложной и противоречивой области, как военно-морская политика, политико-управленческая деятельность государства заключается в сбалансированном развитии и совершенствовании всех отраслей морской деятельности. Поскольку в настоящее время еще в полной мере не сформулированы представления о согласованной и осуществляемой в рамках единого целого целеполагающей, организующей, регулирующей и координирующей деятельности органов исполнительной власти, направленной на поддержание научно обоснованного уровня проведения военно-морской политики, представляется целесообразным изложить теоретические аспекты построения такой системы в РФ.

Представляется, что традиционными и преемственными целями военно-морской политики России являются реализация и защита государственных интересов страны в Мировом океане, сохранение за ней статуса мировой морской державы, развитие и эффективное использование военно-морского потенциала государства и его силовой основы – военно-морского флота.

Субъектами определения и проведения военно-морской политики следует определить:

– Президента РФ – Верховного главнокомандующего Вооруженными силами;

– Министерство обороны РФ;

– Главкомат Военно-Морского Флота;

– Министерство иностранных дел в части обеспечения внешнеполитических интересов государства.

Военно-морская политика проводится и реализуется путем применения военно-морского флота. Непосредственно заинтересованными в результатах проведения военно-морской политики также являются Минэкономразвития России, Минпромторг, Росрыболовство, ОСК и другие.

Известно, что в настоящее время в обеспечении государственной координации проведения национальной морской политики на основе Морской доктрины основную роль играет Морская коллегия. На нее возложена задача согласования действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в сфере морской деятельности, судостроения и создания морской техники, а также в области изучения и освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики.

Видимо, и в перспективе в качестве основного системообразующего элемента в системе проведения морской политики представляется целесообразным определить Морскую коллегию при Правительстве РФ, которая обладает организующими, координирующими и контрольными управляющими воздействиями в области проведения морской политики, придав ей соответствующие полномочия.

Особо сложным в Морской коллегии является разделение функций по проведению государственной политики в сфере областей морской деятельности, связанных с экономической и военно-морской деятельностью. Председателем Морской коллегии является заместитель председателя правительства Д.О. Рогозин, который в соответствии с распределением обязанностей непосредственно ответственен в правительстве, как известно, за судостроение и военно-промышленный комплекс. Членами Морской коллегии являются руководители (представители) федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, научных и других организаций, деловых кругов, непосредственно связанных с различными областями морской деятельности, с судостроением и созданием морской техники, изучением, освоением и использованием Мирового океана, Арктики и Антарктики, а также ответственный секретарь Морской коллегии.

Видимо, следует конкретизировать статьи проекта закона «О государственном управлении морской деятельностью» в части законодательного распределения обязанностей за реализацию в государстве основных областей морской деятельности, в том числе и военно-морской. При этом в федеральных органах исполнительной власти, участвующих в морской деятельности, следует определить заместителей руководителей этих органов, непосредственно отвечающих за реализацию «Основ государственной политики в области военно-морской деятельности» по кругу ведения. Что касается Министерства обороны, то еще Н.Г. Кузнецов предупреждал, что «при организации Вооруженных сил необходимо сохранить правовое положение Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на уровне с министрами. В противном случае происходит только принижение роли и значения военно-морского флота в системе Вооруженных сил»4.

Приведенные соображения основываются на взглядах Научно-экспертного совета Морской коллегии, состоящих в том, что функции Морской коллегии следует расширить и в полной мере возложить на нее функциональные задачи российской системы проведения морской политики и всех ее составляющих, в том числе и военно-морской политики, как единой целостной системы, подход к разработке и развитию которой должен быть соответствующим, для чего предлагаются к рассмотрению следующие возможные варианты выполнения указа президента об утверждении «Основ государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года».

Президент проводит военную, морскую и внешнюю политику государства, а при необходимости и непосредственно военно-морскую политику, определяет содержание и приоритетные задачи государственного управления морской деятельностью на долгосрочную перспективу, а в ежегодных посланиях Федеральному Собранию – на ближайшую перспективу, и через соответствующие органы в Администрации президента осуществляет государственное управление морской деятельностью. Сегодня, к сожалению, в посланиях президента к Федеральному Собранию проблемы морской деятельности и реализации морской политики не звучат.

Полномочные представители президента в федеральных округах через советы по морской деятельности, в состав которых входят и представители командования ВМФ, организуют работу по реализации органами государственной власти субъектов РФ решений президента в области морской деятельности, обеспечивают координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, участвующих в государственном управлении морской хозяйственной и военно-морской деятельностью.

Федеральное Собрание РФ в рамках своих конституционных полномочий осуществляет законодательную деятельность по обеспечению реализации государственного управления морской деятельностью и несет прямую ответственность за состояние и развитие российского флота и его главную составляющую – Военно-Морской Флот РФ.

При этом Совет Федерации Федерального Собрания РФ через компетентные комитеты и комиссии решает вопросы законодательного обеспечения, в том числе осуществления морской деятельности, содействия развитию отечественного кораблестроения, судостроения и судоремонта.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ:

– принимает федеральные законы в сфере морской деятельности и через соответствующие компетентные комитеты и комиссии, в ведении которых находятся вопросы, связанные с морской деятельностью, организует проводимые Государственной Думой парламентские слушания по вопросам морской деятельности, в том числе ежегодно по состоянию Военно-Морского Флота и судостроительной промышленности;

– дает заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета, в том числе по расходам на финансирование Военно-Морского Флота и программы военного кораблестроения отдельной защищенной строкой федерального бюджета.

Совет безопасности РФ осуществляет формирование основных направлений военно-морской политики с учетом государственной внешней и военной политики, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз национальной безопасности России с морских и океанских направлений, подготовку президенту предложений о применении соответствующих военно-политических мер, рассмотрение вопросов международного сотрудничества в области военно-морской деятельности, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов по реализации принятых президентом решений в области обеспечения национальной безопасности.

Правительство России осуществляет меры по реализации военно-морской политики государства. При этом через заместителя председателя правительства, непосредственно ответственного за морскую деятельность, соответствующие органы в Аппарате правительства и Морской коллегии осуществляют руководство государственным управлением в области морской деятельности, ее совершенствование в соответствии с Морской доктриной РФ по следующим приоритетным направлениям:

1) усилению государственной поддержки морской деятельности РФ, включая принятие комплекса мер по стимулированию и регулированию указанной деятельности, а также по осуществлению ее контроля;

2) поддержанию и развитию сил и средств, обеспечивающих национальную безопасность и защиту интересов государства на морских пространствах РФ и в Мировом океане, прежде всего сил (войск) Военно-Морского Флота страны;

3) охране и защите государственной границы РФ в подводной среде;

4) охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, их природных ресурсов, а также водных биологических ресурсов, подводных трубопроводов за пределами исключительной экономической зоны РФ, где в соответствии с международными договорами Россия обладает правами на их сохранение и использование;

5) развитию прибрежно-портовой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для увеличения объемов перевозок внешнеторговых грузов российским морским транспортом и переработке этих грузов в российских морских портах;

6) активному использованию, дальнейшему освоению и развитию Северного морского пути;

7) повышению эффективности рыбопромысловой деятельности, ее поэтапному переходу от сложившейся экспортно-импортной направленности к решению неотложных проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности страны;

8) совершенствованию международно-правовой базы в части, касающейся обеспечения морской деятельности РФ и законодательства, регламентирующего эту деятельность.

Приоритетная задача

В то же время, чтобы задача строительства флота действительно стала приоритетной для государства, как этого требуют положения утвержденных «Основ…» и ввиду того, что морская проблематика фрагментирована среди задач, стоящих перед федеральными органами исполнительной власти, и не является для них главной, а также учитывая тот факт, что ни один из существующих федеральных органов исполнительной власти не уполномочен и не способен самостоятельно обеспечить сбалансированное развитие морского потенциала и проведение интегрированной и целесообразной национальной морской политики на ее региональных направлениях: атлантическом, арктическом, тихоокеанском, каспийском, индоокеанском и антарктическом, необходимо, чтобы все принимаемые Морской коллегией решения были обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ, тем более членами Морской коллегии.

Министерство обороны через заместителя министра обороны – Главнокомандующего ВМФ и Главкомат Военно-Морского Флота разрабатывает общую стратегию военно-морской политики РФ и представляет соответствующие предложения президенту РФ, осуществляет проведение военно-морской политики, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений и международного сотрудничества в соответствии с положением о Министерстве обороны РФ.

Эти предложения основаны на опыте реализации «Морской доктрины на период до 2020 года», «Основ политики в области военно-морской деятельности» на период до 2010 года и до 2020 года, деятельности Морской коллегии и ее решений, часть из которых до сих пор так и остается на уровне деклараций. Нужно жестко закрепить в разрабатываемом законе ответственность ГОСУДАРСТВА, а также определенных государственных структур за реализацию военно-морской политики страны.

Это означает, что развитие морской силы России и ее основного компонента – Военно-Морского Флота – возможно как при наличии в государстве целенаправленной преемственной политики в отношении совершенствования и развития всех составляющих морского потенциала государства, особенно Военно-Морского Флота, так и при ее твердом и неуклонном проведении на всех уровнях исполнительной и законодательной власти.

Таким образом, предлагается следующее определение системы проведения в государстве военно-морской политики.

Система проведения в государстве военно-морской политики – это взаимосвязанная и взаимосогласованная совокупность федеральных и региональных органов власти и общественных организаций, организационно структурированных, системно организованных и всесторонне обеспеченных для проведения в государстве военно-морской политики на основе и в соответствии с Военно-морской доктриной, а также нормативными правовыми актами в области государственного управления военной и морской деятельностью страны.

Подтверждением тому, что президент взял в свои руки ответственность за реализацию военно-морской политики, служит проведение по его указу Главного военно-морского парада в День Военно-Морского Флота 30 июля 2017 года в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В императорской России проведение военно-морских парадов было прерогативой императоров как высших руководителей военного флота, а посему и не имело регулярной основы. В Советском Союзе День Военно-Морского флота был установлен постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, согласно которому праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля. В постановлении говорилось: «В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно-Морского Флота Союза ССР».

На последнее воскресенье июля эта праздничная дата была перенесена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях». Затем эта дата была подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях», а также последующими законодательными актами.

Указом Президента России В.В. Путина от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных силах РФ» День Военно-Морского Флота был установлен как рядовой профессиональный праздник в видах Вооруженных сил с отмечанием в последнее воскресенье июля.

Однако День ВМФ всегда широко и празднично отмечался на всех флотах и был действительно всенародным. В городах Ленинграде (Санкт-Петербурге), Балтийске, Североморске, Полярном, Севастополе, Астрахани, Владивостоке традиционно проводились парады военных кораблей, которые, как правило, принимались командующими флотами или высшими должностными лицами государства. Так, 60 лет назад в День Военно-Морского Флота СССР 14 июля 1957 года военно-морской парад в Ленинграде принял лично министр обороны СССР маршал Советского Союза Г.К. Жуков. В своем праздничном приказе министр обороны назвал День ВМФ в стране всенародным праздником. От Балтийского флота были представлены крейсеры «Орджоникидзе» и «Свердлов», от Черноморского флота – крейсер «Михаил Кутузов», а от Северного флота – крейсер «Александр Невский». После обхода кораблей маршал Советского Союза Г.К. Жуков поднялся на борт крейсера «Орджоникидзе» и выступил с поздравительной речью.

И сегодня Минобороны России и ВМФ РФ воссоздают, по словам министра обороны России генерала армии С.К. Шойгу, «один из наиглавнейших воинских ритуалов, который сам по себе является предметом гордости за свою страну, зрелищем ярким и незабываемым».

При этом впервые в этом году указом президента было объявлено о проведении Главного военно-морского парада, и президент РФ В.В. Путин лично принимал Главный военно-морской парад кораблей Военно-Морского Флота России в акватории Невы и на рейде Кронштадта.

С этого года Главный военно-морской парад будет ежегодно проводиться по новой организации не только с обходом кораблей принимающим парад, но и с прохождением кораблей перед Верховным главнокомандующим. Присутствие на этом празднике высших должностных лиц государства и Вооруженных сил станет традиционным.

В отличие от предыдущих парадов, этот Главный военно-морской парад имел не только военное, но и политическое значение. Были показаны как понимание в высших эшелонах власти необходимости для России ее военно-морской силы, так и широкая поддержка населением страны авторитета отечественного Военно-Морского Флота и проводимой президентом военно-морской политики.

На параде был представлен весь типоряд основных классов современных надводных кораблей и подводных лодок ВМФ. Всему миру были продемонстрированы российский флот, его высочайшая традиционная морская культура, способность выполнять по приказу Верховного главнокомандующего конкретные боевые задачи на всех широтах Мирового океана.

Тенденции развития современной геополитической обстановки в мире убедительно подтверждают, что только наличие сильного Военно-Морского Флота обеспечит РФ, как великой морской державе, лидирующие позиции в многополярном мире в XXI веке, позволит ей эффективно реализовывать и защищать свои национальные интересы.

Президентом В.В. Путиным взят реальный и долговременный курс на возвращение российского военно-морского флота в Мировой океан. Одной из главных целей этого возвращения, как и проводимой военно-морской политики, является поддержание стратегической стабильности и международного правопорядка в Мировом океане, в том числе путем эффективного использования Военно-Морского Флота в качестве одного из основных инструментов внешнеполитической деятельности России.

Гарантией долговременности взятого курса и должна стать Военно-морская доктрина России, которая уже к середине XXI в. может претендовать на то, чтобы выступать в качестве основы Военной доктрины государства.

Будучи свидетелем в 1849 году смотра Черноморского флота императором Николаем I в Севастополе, И.К. Айвазовский написал в 1886 году историческое полотно, посвященное этому событию. Может, когда-нибудь и российский мастер создаст картину Главного военно-морского парада 2017 года, достойную Центрального военно-морского музея.

«Эти суда щеголяли безупречной чистотой вооружения. Распорядителями малейшего движения на каждом судне являлись избранные знатоки морского искусства. Это был как бы оркестр, составленный исключительно из виртуозов».

Такую оценку современника смотра 1849 года можно с полным правом применить и к Главному военно-морскому параду 2017 года.

1. Статья является продолжением статьи «К реализации морской политики России на современном этапе» («Морские вести России» от 2012 (361) № 6) и статьи «Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны» («Морские вести России» от 2017 (453) № 8).

2. Основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2010 года были утверждены в марте 2000 года, Основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2020 года были утверждены в мае 2012 года.

3. Автор статьи лично участвовал в разработках как проекта указа, так и проекта постановления.

4. Кузнецов Н.Г. Чему учила война: из неопубликованных рукописей // Красная Звезда. 1988. 29 июля.

Морские вести России №13 (2017)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...