Рост грузооборота и экологическая безопасность в порту Мурманск - Морские вести России

Рост грузооборота и экологическая безопасность в порту Мурманск

09.05.2018

Морские порты

Морской порт Мурманск расположен на берегу Кольского залива Баренцева моря. Площадь акватории порта - 53,7 кв. км, территории - 645,9 га. Длина причального фронта 99 причалов и 1 пирса составляет 12121 пог. метр. Пропускная способность грузовых терминалов 23 млн тонн в год, пассажирских – 140 тыс. пассажиров в год. Максимальные габариты судов не ограничены. В порту осуществляется круглогодичная навигация. Безопасность мореплавания в порту обеспечивает Мурманский филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики».

В порту осуществляют деятельность около 20 стивидорных компаний, основные из которых ПАО «Мурманский морской торговый порт», ООО «Мурманский балкерный терминал», ЗАО «Агросфера», Мурманский транспортный филиал ПАО «ГМК Норильский никель», АО «Мурманский морской рыбный порт» и другие.

Николай Цепков, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Итоги 2017 года

По результатам работы в 2017 году через морской порт Мурманск перевалено всего 51,3 млн тонн грузов (+53% к 2016 году), из них сухих грузов – 22,5 млн тонн (+2%), наливных – 22,8 млн тонн (в 2,5 раза больше). Экспорт составил 40,8 млн тонн (+50%), импорт – 0,35 млн тонн (-12%), каботаж – 10,2 млн тонн (+65%).

Существенный рост грузооборота произошел за счет того, что практически в 2 раза увеличилась перевалка нефти ООО «РПК Норд» (с 8,7 млн до 16,9 млн тонн) и начались отгрузки нефти ООО «Кольский нефтяной терминал» (8,2 млн тонн в 2017 году).

Всего за год было осуществлено 4586 судозаходов, в том числе российских судов – 3652, из них 557 местного плавания, не включенных в базу данных FSC, иностранных судов – 934.

Службой капитана морского порта Мурманск в прошедшем году во исполнение обязанностей по обеспечению безопасности мореплавания было проведено всего 107 инспекций иностранных судов, из них 40 инспекций с выявленными замечаниями, 1 инспекция закончилась задержанием иностранного судна.

В 2017 году план финансово-хозяйственной деятельности Мурманского филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» по кассовому поступлению доходов от взимания корабельного сбора в зоне ответственности выполнен на 100% и составил 469,15 млн рублей. Расходы осуществлялись в пределах плановых показателей и выполнены на 100%.

Экологическая безопасность

Привлекательность порта, как известно, начинается с внешнего вида. А его внешняя промышленная эстетика, как правило, дополняется чистотой территории и акватории, зависящей от организации сбора и утилизации любых производственных отходов.

Мурманский филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в настоящее время участвует в подготовке предложений в ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы». Одним из направлений программы является ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива.

Учитывая довольно малое количество удобных бухт на российском берегу, Россия сильно ограничена в строительстве и развитии новых портов. Именно поэтому максимальные усилия приходится направлять на реконструкцию и расширение существующих портов, на строительство в них новой инфраструктуры, причальных сооружений и современных перегрузочных комплексов.

При этом организация всех технологических процессов в порту должна соответствовать лучшим международным стандартам, включая вопросы экологической и транспортной безопасности, отвечать требованиям и запросам клиентов. Большая ответственность сегодня ложится на экологические подразделения портов, которые обязаны обеспечивать чистоту территории и акватории, выполнять все без исключения конвенционные требования по обслуживанию судов.

В связи с этим созданные в Мурманском порту в районе акватории Кольского залива рейдовые перегрузочные комплексы (РПК) для перевалки сырой нефти соответствуют всем международным стандартам безопасности, экологии и конвенционным требованиям. Это относится к РПК у м.Краснощелье, РПК к востоку от устья реки Лавны южнее м.Мишуков, РПК в районе п.Белокаменка, РПК в районе м. Мохнаткин, РПК у причала №9 западного берега Кольского залива.

Повышение привлекательности порта

В большей степени на привлекательность морского порта с точки зрения бизнеса влияют технические характеристики, тарифы, оснащенность навигационными средствами, качественное буксирное обслуживание и предоставление других услуг.

В настоящее время морской порт Мурманск является крупнейшим транспортным узлом, связывающим воедино морской, железнодорожный, автомобильный транспорт. Вместе с тем, существует программа развития Мурманского транспортного узла, направленная на расширение его мощностей за счет реконструкции действующих терминалов, строительства новых, создания подходных железнодорожных путей, автодорог и т.д. Одним из перспективных проектов в рамках этой программы является проект современного специализированного угольного порта «Лавна», рассчитанный на перевалку 18 млн тонн грузов (проектная мощность).

Согласно Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года для увеличения привлекательности всех российских морских портов необходима реализация мероприятий по следующим направлениям: 1) увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры; 2) обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта; 3) создание условий, повышающих конкурентоспособность морских портов; 4) совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

Кроме того, необходимо дальнейшее наращивание мощностей причалов, причальных глубин, совершенствование механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ, развитие портовой сети железнодорожного транспорта, автодорог, конвейерного и трубопроводного транспорта, обеспечивающих наиболее рациональное взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, прямых грузовых операций.

Для повышения привлекательности российских морских портов необходимо повысить уровень безопасности и надежности их функционирования, сформировать систему охраны и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Международной морской организации. Реализация данного направления предполагает создание, развитие и поддержание на высоком уровне навигационно-гидрографического обеспечения подходов к акватории морских портов, оптимизацию путей движения судов, а также дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере глобального наблюдения за судоходством.

Наиболее значимым пунктом в определении привлекательности порта является тарифная политика государства и частных компаний, которые оказывают в морских портах транспортные услуги по перевалке грузов и иные виды портовых услуг. Тарифы на перевозки должны быть экономически обоснованы и не должны отпугивать клиентуру. Рационально использовать тарифы, которые будут сопоставимы с тарифами, применяемыми соседними иностранными портами-конкурентами.

Претворение в жизнь вышеперечисленных мероприятий позволит не только увеличить портовые мощности РФ в 2,2 раза к 2030 году согласно указанной Стратегии, но и повысить их привлекательность и конкурентоспособность.

Морские порты №1 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика