На Волге растет качество водных путей

Речной транспорт
На Волге растет качество водных путей

В соответствии с государственным заданием в навигацию 2017 г. для судоходства в Волжском бассейне были открыты 3997,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3189,6 км. В целом на эксплуатируемых участках водных путей работало 34 обстановочные бригады. На водных путях бассейна было задействовано 4190 навигационных знаков, в том числе 1293 береговых и 2897 плавучих (2/3 плавучих и 1/3 береговых). Освещалось 2589 знаков. В среднем на километр судового хода приходился один знак. Средняя продолжительность действия обстановки в целом по бассейну составила 209 суток (плюс 2 суток к уровню 2016 г.), в том числе с освещаемой обстановкой 223 суток (плюс 6 суток к уровню 2016 г.), с неосвещаемой обстановкой 173 суток (плюс 1 сутки к 2016 г.), с отражательной – 200 суток (плюс 3 суток к 2016 г.). Отмечалось, что навигационная обстановка в бассейне содержалась до прогнозных дат окончания навигации, установленных в «Перечне судовых ходов в навигацию 2017 г.».

Судоводителям улучшили условия

Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Для производства транзитных землечерпательных работ были задействованы 9 земкараванов, которые извлекли 4 млн 487 тыс. кубометров (плюс 44% к 2016 г.).

На русловых изысканиях использовалось 8 русловых партий, которые выполнили на транзите 11,5 тыс. км промеров (плюс 15% к 2016 г.).

В 2017 г. протяженность водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой, увеличилась на 20 км: по р. Самаре (переведена из 7-й в 6-ю категорию) и на 63 км участок дельты Волги – протока Гандурино (участок переведен из 7-й в 3-ю категорию). Кроме того, на 14 км участка дельты Волги в рукаве Бузан увеличена гарантированная глубина до 380 см.

За последние семь лет были переведены с повышением категории водные пути:

– в 2011 году произошло изменение категории на подходе к Ахтубинску, примыкающему к Волге (из 6-й в 4-ю категорию);

– в 2011 году произошло увеличение протяженности водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой, на 14 км. Это участок дельты Волги – рукав Бузан (из 6-й в 1-ю категорию);

– в 2012 году произошло увеличение протяженности водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой, на 16,3 км. Это участки Нижней Волги (из 7-й в 3-ю категорию) – дополнительные судовые ходы в районе Волгограда.

Проведение комплекса работ, несомненно, сказалось на улучшении условий работы судоводителей и не осталось ими незамеченными. В последние годы перевод участков в категории с улучшенными условиями для судоходства стал более динамичным. Это является реальным результатом выполнения государственной программы, цель которой – улучшение качественных показателей внутренних водных путей. В рамках этой большой многоуровневой работы для нужд путевого хозяйства бассейна было приобретено новое современное оборудование: в 2015 году 215 буев; 59 плавучих знаков судоходной обстановки в 2017 году, выполненных из полимерных материалов, а также 267 навигационных фонарей с системой дистанционного мониторинга в прошлом году. Кроме того, в 2018 году будет приобретено 174 буя из полимерных материалов. Преимуществ у новых фонарей у полимерных перед старыми металлическими немало, но в случае наезда судна они не подлежат ремонту. Призыв путейцев бережно относиться к новому оборудованию на судовом ходу был принят судоводителями с пониманием.

Гидрологические условия навигации в 2017 г. были хорошими. К примеру, на участке Городец – Балахна гарантированная глубина 350 см выдерживалась в течение 178 дней, что на 11 дней больше, чем в 2016 г. На Нижней Волге наблюдались повышенные расходы воды до 15 августа, а по сравнению с 2016 г. расход воды 9 тыс. куб. м был на 63 дня больше. И после окончания навигации уровни воды на регулирующих водохранилищах были выше, чем в 2016 г.: по Рыбинскому – на 93 см, на Куйбышевском – на 154 см.

В 2017 г. по результатам двух инспекторских осмотров было зарегистрировано 15 замечаний по навигационным знакам, обслуживаемым филиалами Администрации Волжского бассейна, и 221 замечание по навигационным знакам, обслуживаемым владельцами подводных и надводных переходов. По всем этим случаям специалистами филиалов своевременно направлялись письма владельцам с просьбой устранить замечания.

В прошедшую навигацию судоводители не допустили ни одного транспортного происшествия, связанного с повреждением судами и составами гидротехнических сооружений. И несмотря на явное снижение количества случаев транспортных происшествий (на 49%), полностью избежать их не удалось. В Волжском бассейне был зафиксирован 21 случай, среди которых было 3 аварии и 11 инцидентов. Более дисциплинированными в прошедшую навигацию проявили себя владельцы маломерного флота. Число происшествий, связанных с их судами, уменьшилось с восьми до трех.

Анализируя итоги работы в навигацию-2017, мы отмечаем рост объема перевезенных грузов (более 40 млн т, плюс 22,5%), на 50-40% выросли перевозки лесных, зерновых, на 17,4% – серы. Хорошая водность, содержание водных путей, отвечающее нормативам стандартов, добросовестная работа флотских коллективов, поддержанных береговым сервисом, флотская солидарность стали залогом успешной навигации в Волжском бассейне.

Важной составной в деятельности Администрации бассейна стала работа по проектированию Нижегородского низконапорного гидроузла. В проекте бюджета РФ заложено порядка 43,5 млрд рублей на строительство этого транспортного объекта. С его вводом на мелководном участке реки Нижний Новгород – Городец будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам. ННГУ будет расположен на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области, его пропускная способность составит не менее 25 млн тонн в год.

Особое внимание – нормативным документам

Евгений Лепёхин, первый заместитель руководителя – Капитан Волжского бассейна

По официальным данным, объем грузоперевозок внутренним водным транспортом за январь-декабрь 2017 года составил 118,6 млн тонн, что на 0,5% превышает показатель 2016 года. Грузооборот в 2017 году составил 67,3 млрд тонно-км. Основная часть перевозок приходилась на Волжский бассейн, доля которого от общего объема перевозок грузов на ВВП составила 35,7%.

Номенклатура перевозимых грузов в Волжском бассейне обширна и представлена практически полным перечнем видов грузов, допущенных к перевозке на судах. Широко развита перевозка нефтепродуктов, металла, строительных, зерновых, навалочных, генеральных грузов. Формирование грузопотоков происходит в основном в границах бассейна. В среднем за навигацию более 50% грузооборота составляют внутрибассейновые перевозки, порядка 10 млн тонн грузов ввозится, столько же следует на выход из бассейна. Транзитные перевозки в каспийском направлении не превышают 10% общего объема перевозок и составляют в среднем не более 3-4 млн тонн грузов в год.

Таблица 1. Объем перевозок и судопоток по водным путям ФБУ «Администрация Волжского бассейна» за 2016-2017 гг.

Показатели

Ед. изм.

2016

2017

Результат +/-

%

Наливные

тыс. т

9605,3

10 049,2

443,9

4,6

Жидкие удобрения

тыс. т

2,7

0

-2,7

-100

Строительные

тыс. т

16 887,7

23 676

6788,3

40,2

Лесные

тыс. т

318,3

464,5

146,2

45,9

Зерновые

тыс. т

955,7

1446,1

490,4

51,3

Металл

тыс. т

2036,7

1409,2

-627,5

-30,8

Уголь

тыс. т

0

0

0

Руда

тыс. т

0

0

0

Соль

тыс. т

1101,9

1106,5

4,6

0,4

Химич. минер. удобрения

тыс. т

544,6

589

44,4

8,2

Прочие грузы

тыс. т

259,6

284,3

24,7

9,5

Сера

тыс. т

1420

1667

247

17,4

Всего грузов

33 202,4

40 707,1

7504,7

22,6

Всего рейсов

56321

68 997

12 676

22,5

Кол-во рейсов сухогрузных судов и барж

24 114

31 073

6959

28,9

Кол-во рейсов танкеров и наливных барж

5955

5890

-65

-1,1

Кол-во рейсов толкачей и буксиров

13 330

19 266

5936

44,5

Кол-во рейсов пассажирских судов

12 922

12 768

-154

-1,2

Кол-во перевезенных пассажиров

чел.

1 342 997,8

1 031 532

-311 465,8

-23,2

Оборот модуля

87 600 562 030,20

98 536 837 686,70

10 936 275 657

12,5

Соотношение и распределение общего грузопотока по направлениям вверх/вниз происходит в равных пропорциях. Как правило, на виды ввозимых и вывозимых грузов существенное влияние оказывает внешнеэкономическая деятельность организаций, внутрибассейновые перевозки определяются конъюнктурой рынка. Основу внутрибассейновых перевозок составляют навалочные строительные и наливные грузы. В навигацию 2017 года почти вдвое увеличились перевозки зерновых и строительных грузов, что явилось закономерным результатом урожая зерновых культур в регионах Волги и активизацией строительного рынка.

Всего за навигацию 2017 года было перевезено 40 674,1 тыс. тонн различных видов грузов, 1 025 659 пассажиров в транзитных перевозках и более 1 млн человек на местных линиях. В Волжском бассейне зарегистрировано 4357 судов и 1670 судовладельцев различных форм собственности. Суммарное количество совершенных судами рейсов составило 68 807, что на 22,2% больше предыдущего периода. В суточном движении в бассейне в среднем около 300 судов. Практически в каждом регионе бассейна развита судостроительная отрасль, суда выходят на ходовые испытания, осуществляют переходы к местам сдачи заказчикам.

Интенсивность движения судов накладывает высокую ответственность на деятельность всех служб и филиалов Администрации. Обеспечение безопасных условий судоходства в бассейне Волги в том числе обусловлено проведением контрольных действий и мероприятий при организации процессов движения самоходных судов и эксплуатации стоечных объектов. В целях повышения качественного уровня регулирования движения на основе информационных технологий введены дополнительные точки обязательных докладов с судов, организовано оперативное взаимодействие с филиалами Российского речного регистра по судам, не прошедшим ежегодные освидетельствования и отсутствия СУБ компании и судна.

В рамках исполнения функций государственного портового контроля осмотры судов в бассейне выполняли 43 инспектора. За год было проведено 2692 проверки, выявлено 5208 замечаний, в 77 случаях замечания послужили основанием для задержания судов. В рамках исполнения совместного распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта инспекторами портового контроля продолжалось оперативное взаимодействие по исполнению административных полномочий при осуществлении проверок судов.

Одним из критериев работы государственного портового контроля можно определить количество транспортных происшествий за истекший период. В 2017 году в Волжском бассейне произошло 4 столкновения (все с маломерными судами), 2 случая затопления судов (оба в межнавигационный период в местах отстоя), 5 посадок на мель (одно – пассажирское судно в первом рейсе в начале навигации на смене вахт), 3 удара (постановка/снятие судов на рейдах).

Отдельно необходимо обратить особое внимание командного состава всех судов и соответствующих подразделений организаций-судовладельцев на обязательность повышенного контроля при исполнении требований нормативных документов, регламентирующих соблюдение норм охраны труда и техники безопасности. Халатное отношение к выполнению указанных требований привело к трагической гибели механика на буксирном теплоходе и механика на пассажирском судне.

За 2017 год службой государственной регистрации судов было совершено более 1900 юридически значимых действий. С 1 января 2018 года вступили в силу нормативные изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. В качестве основания для исключения судна из Государственного судового реестра судов в статью 21 введен подпункт 1 пункта 1, в котором указано, что исключению из Государственного судового реестра судов подлежит судно, в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов. Подпункт 6 пункта 1 данной статьи предусматривает исключение из Государственного судового реестра судна, которое в результате перестройки или других изменений утратило качество судна. Приказ Минтранса России от 26.09.2001 № 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов» совершение данных юридически значимых действий не регламентирует.

В целом итоги навигации 2017 года показали положительную тенденцию и динамику: перевозки увеличились, транспортные происшествия уменьшились, количество задержаний судов осталось на прежнем уровне.

Искренне благодарю экипажи судов, работающих в Волжском бассейне, руководителей и сотрудников организаций, судовладельцев за совместную оперативную работу по организации безопасного судоходства и желаю всем безаварийной работы, обновления флота, сохранения кадров и развития бизнеса в навигацию 2018 года!

Морские вести России №3 (2018)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

В Росатомфлоте состоялось заседание Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии

В Росатомфлоте состоялось заседание Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии Накануне в Росатомфлоте состоялось заседание Общественного совета по вопросам безопасного использова...

При поддержке АО «ММТП» мурманские врачи проходят обучение в Москве

При поддержке АО «ММТП» мурманские врачи проходят обучение в Москве В минувшие выходные при содействии Мурманского морского торгового порта и фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» мурм...

Российская экономика

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением Глава Total принял участие в запуске третьей линии «Ямал СПГ» во вторник, 11 декабря, вместе с премь...

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот»

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот» 11 декабря 2018 года в Москве состоялось заседание Совета директоров ПАО «Совкомфлот», на котором бы...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Генеральный директор Рыбного порта Владивостока награждён медалью Росрыболовства

Генеральный директор Рыбного порта Владивостока награждён медалью Росрыболовства Руководитель Федерального агентства по рыболовству России Илья Шестаков в минувшую субботу вручил ге...

Ноябрьским лидером по доставке рыбы и морепродуктов в Мурманск стала «Атлантик Леди»

Ноябрьским лидером по доставке рыбы и морепродуктов в Мурманск стала «Атлантик Леди» Петербургский транспорт-рефрижератор привез свыше 2,5 тысяч тонн краба, сообщает пресс-служба ММРП.<...




Морской транспорт

Парусники ФГУП «Росморпорт» завершили навигацию 2018 года

Парусники ФГУП «Росморпорт» завершили навигацию 2018 года 12 декабря 2018 года во Владивостоке на паруснике «Надежда» подошла к концу заключительная в этом го...

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ»

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ» Старт грузовым операциям в порту Сабетта (ЯНАО) в режиме прямого телемоста с судном после до...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» в 2018 году оптимизировало расходы на 44 млрд рублей

ОАО «РЖД» в 2018 году оптимизировало расходы на 44 млрд рублей Себестоимость перевозок в ОАО «РЖД» выросла на 1%, что значительно ниже уровня инфляции в РФ ...

Россия может принять участие в строительстве трансафриканской железной дороги

Россия может принять участие в строительстве трансафриканской железной дороги Россия может принять   участие в строительстве трансафриканской железной дороги по &n...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...