Нужны усилия, чтобы наращивать конкурентоспособность, развиваться и расти

Транспортная политика
Нужны усилия, чтобы наращивать конкурентоспособность, развиваться и расти

Итоги работы морского и внутреннего водного транспорта в 2017 году, задачи на 2018 год и среднесрочную перспективу до 2020 года стали главной темой совместного расширенного заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, которое состоялось в конце марта этого года в Москве под председательством заместителя министра транспорта РФ руководителя Росморречфлота Виктора Олерского.

Алина Гурова, спецкор

В заседании приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, депутат Государственной Думы, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Артур Чилингаров, заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, представители Администрации Президента РФ, государственных ведомств, руководители морских и речных бассейновых администраций, капитаны портов, руководители отраслевых союзов, предприятий, компаний и учебных заведений.

Ключевые цели

Обеспечение безопасности судоходства и надежности перевозок, реализация стратегически важных для страны инфраструктурных проектов, обновление аварийно-спасательного, ледокольного и обслуживающего флота – ключевые цели работы отрасли морского и речного транспорта. О них сказал в приветственном слове М. Соколов.

– В прошлом году совокупная мощность портов России преодолела отметку в 1 млрд тонн. Одной из важнейших целей является создание новых мощностей морских портов, в том числе в Мурманске и Тамани, с применением механизмов ГЧП, что позволит переориентировать на них дополнительные грузы, перерабатываемые в зарубежных портах, – сказал глава Минтранса.

Другим позитивным показателем работы отрасли по итогам прошлого года является объем перевозок по СМП, который в навигацию 2017 года оставил 10 млн тонн, что является абсолютным рекордом. Министр подчеркнул, что необходимо активизировать работу по навигационно-гидрографическому и аварийно-спасательному обеспечению в акватории Севморпути, завершить строительство ледокола мощностью 25 МВт, расширить полномочия Администрации СМП.

– Севморпуть должен стать глобальной, конкурентной транспортной артерией, благодаря которой будут развиваться территории Арктической зоны России, – отметил М. Соколов.

Новые законы

Анализ работы отрасли в 2017 году сделал в основном докладе заседания Коллегии В. Олерский. Он проинформировал о производственных показателях работы морского и внутреннего водного транспорта, состоянии флота, развитии внутренних водных путей, обеспечении комплексной безопасности на объектах транспорта, развитии отраслевого образования и других направлениях деятельности Росморречфлота.

– В 2017 году принято более 100 нормативных правовых актов в области морского и внутреннего водного транспорта, из них 6 федеральных законов, – сообщил он.

В. Олерский перечислил практически все нововведения. Среди них, к примеру, существенные поправки в закон о морских портах и сопряженные законодательные акты в части регулирования имущественных и земельных отношений, порядка создания морского порта, формирования и изменения его границ. Законом также предусматривается система инфраструктурного сбора для внебюджетного развития морских портов.

Внесены поправки в КТМ, закрепляющие за российским флагом право на перевозку определенных видов грузов на Северном морском пути, а также расширяющие понятие каботажа – теперь любая перевозка или буксировка из любой юрисдикции России в любую юрисдикцию России является каботажем (а не только между портами, как это было ранее) с приоритетным правом российского флага на такие перевозки.

Изменены требования к капитанам в морских портах с большим акцентом на стаж работы в службе капитана порта (общий стаж 24 месяца, из которых только 7 месяцев надо работать капитаном судна – остальное можно в службе капитана порта). Законодательно закреплена возможность выдачи судовых документов и квалификационных свидетельств членов экипажей в форме электронных документов.

Вступили в силу новые правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними. В Кодексе торгового мореплавания явным образом дано поручение капитанам морских портов осуществлять проверки судов на соответствие международным нормам в области труда в морском судоходстве. Это реализация Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года.

Для тех, кто собирается строить новые суда, значимым является утверждение правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию.

ГЧП будет расширяться

Немало положительных моментов в международной деятельности. Так, Россия избрана в Совет ИМО на следующий двухлетний период. По результатам выборов наша страна показала седьмой результат (по количеству голосов) из 43 претендовавших в Совет стран, обогнав США и Великобританию.

Что касается производственных показателей работы морского транспорта, то объем перевозок грузов морским транспортом под государственным флагом составил почти 25 млн тонн, что примерно соответствует уровню прошлого года. При этом морским транспортом перевезено 11,7 млн пассажиров. Наибольшее количество пассажиров перевезено в 2017 году через Керченскую паромную переправу – 6,16 млн человек. Положительные сдвиги произошли в развитии внутреннего водного транспорта и деятельности морских портов.

– В 2018 году мы ставим перед собой задачу увеличить мощности морских портов России на 28 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию второй очереди морского порта Сабетта (+6 млн тонн), реконструкции объектов второго грузового района порта Мурманск (+2 млн тонн), а также развития портовых мощностей в Азово-Черноморском (Новороссийск, Азов, Тамань) (+6,5 млн тонн) и Балтийском бассейнах (+3,5 млн тонн), – поделился планами В.Олерский.

Информируя о приросте портовых мощностей и реализации в связи с этим инвестиционных проектов, замминистра констатировал, что в ближайшие годы с привлечением средств федерального бюджета планируется реализовать только 3 инвестиционных проекта: строительство угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края, строительство терминала для обслуживания круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерском Калининградской области и строительство комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик.

Такое расширение использования механизмов государственно-частного партнерства, по мнению В. Олерского, приведет к тому, что примерное соотношение государственных и частных средств изменится с 1/8 (1 рубль государственных на 8 рублей частных) на 1/50 (1 рубль государственных на 50 рублей частных). Одной из форм государственно-частного партнерства, реализуемой Росморпортом, является применение инвестиционно-подрядной модели, которая предусматривает, что подрядчик одновременно является также и инвестором в объекты федеральной собственности. При этом понесенные подрядчиком затраты впоследствии компенсируются Росморпортом в рассрочку после ввода объектов в эксплуатацию за счет дополнительных доходов от портовых сборов.

Внимание – СМП

По словам замминистра, сегодня наращивается транспортный потенциал на северном и дальневосточном направлениях. В декабре осуществлена первая отгрузка сжиженного газа и газового конденсата в танкер-газовоз «Кристоф де Маржери».

По итогам навигации 2017 года объем перевозки грузов в акватории Северного морского пути увеличился в 1,3 раза и составил 9,9 млн тонн, в том числе порядка 194,4 тыс. тонн – это транзитные грузы. По экспертным оценкам, к 2025 году грузопоток достигнет 70-80 млн тонн.

В акватории СМП действует разрешительный порядок плавания судов. В 2017 году выдано 662 разрешения на плавание в акватории Северного морского пути, из них судам под иностранным флагом выдано 107 разрешений. На смену ледоколу «Ермак» в 2019 году войдет в строй многофункциональный линейный дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.

В этом году произойдет реорганизация ФГУП «Гидрографическое предприятие» и будет создано объединенное ФГБУ «Администрация Северного морского пути», способное решать весь спектр задач по обеспечению безопасности мореплавания в акватории СМП.

Флот и его безопасность

Характеризуя состояние флота, В. Олерский привел следующие цифры: на конец 2017 г. в российских морских реестрах зарегистрировано 7783 судна, из них 1141 – в Российском международном реестре. Суммарный дедвейт флота, зарегистрированного под российским флагом, составляет более 10 млн, из них половина – в международном реестре. За пять прошедших лет количество судов в Российском морском международном реестре стабильно растет. В 2017 году в реестрах под флагом РФ вновь зарегистрировано 580 судов, из них 200 судов – в международном реестре. Также за последнее пятилетие наблюдается незначительный рост количества судов обеспечивающего и обслуживающего флота. Однако есть и отрицательный факт: крупнотоннажный флот, контролируемый российскими компаниями, зарегистрирован под иностранными флагами. Так, 248 судов под иностранными флагами, контролируемые российскими компаниями, насчитывают примерно 14 млн тонн дедвейта, что превышает весь совокупный флот под российским флагом.

В целях безопасности судоходства проведен ряд мероприятий, среди которых, к примеру, введение в эксплуатацию 15 контрольно-корректирующих станций для передачи дифференциальных поправок к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС (7 на внутренних водных путях и 8 в морских портах). В нынешнем году работа по обеспечению безопасности судоходства будет продолжена, в частности, планируются: внедрение инновационных технологий для промеров глубин, мониторинга гидротехнических сооружений и акваторий с применением беспилотных аппаратов; подготовка к переходу на выдачу электронных судовых документов в части государственной регистрации судов, а также дипломов и квалификационных свидетельств морякам.

Абитуриентов стало больше

По словам замминистра, в морском образовании основной упор делается на обеспечение выполнения требований Конвенции ПДНВ.

Отраслевыми образовательными организациями выпущено порядка 9 тыс. специалистов. В настоящее время в вузах обучается около 55 тыс. человек, из которых более 30 тыс. – по плавательным специальностям. В 2017 году возросло количество заявлений абитуриентов для обучения по плавательным и береговым специальностям.

В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» в вузах создаются современные учебно-тренажерные центры и реконструируются существующие учебно-лабораторные корпуса. В отчетном году существенно улучшена материально-техническая база учебных заведений: закуплено оборудование на сумму 331 млн рублей за счет внебюджетных источников. Создан Морской федеральный ресурсный центр дополнительного образования детей (МФРЦ).

Выполнены показатели по повышению заработной платы преподавателей. В 2017 году средние значения по заработной плате составляли 95% для преподавателей среднего профессионального образования и 180% для преподавателей высшего образования от средней по региону. В 2018 году значения по заработной плате для преподавателей среднего профессионального образования соответствуют средней зарплате по региону (100%), а для преподавателей высшего образования превышают в 2 раза (200% к средней по региону).

Среди образовательных задач на 2018 год:

– сопровождение и разработка отраслевых профстандартов;

– разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов, учебно-методической документации в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами;

– совершенствование деятельности Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей (МФРЦ) и другие.

– Считаю, – отметил В. Олерский, – что все мы при поддержке Минтранса РФ, коллег из других федеральных органов, Правительства России проделали большую работу. Вместе с тем морской флот всегда существовал в конкурентной среде, мы видим тренд обострения конкуренции на внутреннем водном транспорте, тоже самое вскоре будет происходить в портах. Для того, чтобы морской и внутренний водный транспорт не просто выжил, а победил, все мы в Росморречфлоте должны приложить немало усилий, создавать условия, чтобы отрасль наращивала конкурентоспособность, развивалась и росла. Думаю, что у нас это должно получиться.

Выступивший с содокладом заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев отметил как достижение действующего руководства агентства то, что между регулятором и отраслью удалось выстроить отношения позитивного и содержательного диалога, когда отраслевая общественность, в том числе в рамках общественного совета ведомства, имеет возможность в ряде случаев не соглашаться с предлагаемыми решениями и предлагать корректировать их с учетом накопленного на местах опыта и мнения широкого профессионального сообщества.

Морской флот №2 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

В Росатомфлоте состоялось заседание Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии

В Росатомфлоте состоялось заседание Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии Накануне в Росатомфлоте состоялось заседание Общественного совета по вопросам безопасного использова...

При поддержке АО «ММТП» мурманские врачи проходят обучение в Москве

При поддержке АО «ММТП» мурманские врачи проходят обучение в Москве В минувшие выходные при содействии Мурманского морского торгового порта и фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» мурм...

Российская экономика

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением Глава Total принял участие в запуске третьей линии «Ямал СПГ» во вторник, 11 декабря, вместе с премь...

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот»

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот» 11 декабря 2018 года в Москве состоялось заседание Совета директоров ПАО «Совкомфлот», на котором бы...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Генеральный директор Рыбного порта Владивостока награждён медалью Росрыболовства

Генеральный директор Рыбного порта Владивостока награждён медалью Росрыболовства Руководитель Федерального агентства по рыболовству России Илья Шестаков в минувшую субботу вручил ге...

Ноябрьским лидером по доставке рыбы и морепродуктов в Мурманск стала «Атлантик Леди»

Ноябрьским лидером по доставке рыбы и морепродуктов в Мурманск стала «Атлантик Леди» Петербургский транспорт-рефрижератор привез свыше 2,5 тысяч тонн краба, сообщает пресс-служба ММРП.<...




Морской транспорт

Парусники ФГУП «Росморпорт» завершили навигацию 2018 года

Парусники ФГУП «Росморпорт» завершили навигацию 2018 года 12 декабря 2018 года во Владивостоке на паруснике «Надежда» подошла к концу заключительная в этом го...

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ»

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ» Старт грузовым операциям в порту Сабетта (ЯНАО) в режиме прямого телемоста с судном после до...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» в 2018 году оптимизировало расходы на 44 млрд рублей

ОАО «РЖД» в 2018 году оптимизировало расходы на 44 млрд рублей Себестоимость перевозок в ОАО «РЖД» выросла на 1%, что значительно ниже уровня инфляции в РФ ...

Россия может принять участие в строительстве трансафриканской железной дороги

Россия может принять участие в строительстве трансафриканской железной дороги Россия может принять   участие в строительстве трансафриканской железной дороги по &n...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...