Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Морские порты
Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределения проектных рисков. Сбалансированное распределение рисков между участниками проекта – один из важнейших признаков государственно-частного партнерства (ГЧП), отличающих его от иных инвестиционных отношений.

Основным принципом проектного финансирования, а ГЧП традиционно считается его разновидностью, является такое распределение рисков, согласно которому риск относится на сторону, способную наиболее эффективно управлять им, и обладает для этого необходимыми ресурсами.

Продолжение. Начало см. в «МП» №3-2018 «ГЧП как оптимальный механизм развития инфраструктуры портов».

Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Особенности отраслевых рисков

В настоящей статье мы не будем касаться общих проектных рисков, характерных для концессионных проектов в целом (политических, правовых, технических, финансовых и т.д.), а идентифицируем лишь специальные риски, связанные с отраслевыми особенностями проекта ГЧП.

Так, к отраслевым особенностям портовой сферы, обусловленным спецификой деятельности морских портов, их социально-экономической, стратегической, геополитической значимостью, на наш взгляд, возможно отнести следующие:

– высокий уровень государственного участия и государственного регулирования деятельности морских портов. Как было отмечено в первой публикации, портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы;

– комплексный характер и значительное количество участников проекта. Проект, как правило, включает несколько отдельных самостоятельных проектов, объединенных в единый комплекс для эффективного функционирования, в частности обустройство акватории морского порта, строительство причальных гидротехнических сооружений, строительство железнодорожных подходных путей, строительство портовой и инженерной инфраструктуры;

– значительный объем инвестиций и длительные сроки окупаемости;

– вопросы режима права собственности в отношении объектов инфраструктуры морского порта. Важную особенность портовых ГЧП-проектов обусловливает фактор собственности на объекты инфраструктуры морского порта, которые в зависимости от их стратегического значения возможно разделить на две группы: объекты исключительно государственной собственности, как правило, связанные с вопросами безопасности, портового контроля, пограничного контроля и т.д.; иные объекты, предполагающие возможность закрепления их в частной собственности;

– особенности предоставления и использования водных и земельных ресурсов. Для реализации портового проекта помимо земельного участка потребуется предоставление акватории морского порта в пользование для строительства объекта, проведения дноуглубительных работ и последующей эксплуатации объекта соглашения;

– тарифную политику. В силу комплексности портовых проектов, включающих различные объекты инфраструктуры, тарифному регулированию подлежат не только услуги, связанные с функционированием морского порта, но и относящиеся к железнодорожной перевозке.

Анализ отраслевых особенностей позволяет выделить следующие, наиболее болезненные для портовой сферы риски, структурированию которых необходимо уделить особое внимание:

– риск закрытия морского порта, изменение границ морского порта;

– открытие конкурентных морских портовых мощностей;

– изменение обязательных требований (нормативных и портовых);

– действия/бездействия третьих лиц (в том числе субъектов естественных монополий);

– неподведение обеспечивающей инфраструктуры (например, отсутствие железнодорожной ветки);

– рыночные риски, связанные с изменением политической конъюнктуры, введением санкций, установление международных требований (экологических и иных норм);

– изменение тарифного регулирования, возложение обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложение запрета на оказание отдельных видов услуг;

– экологические риски в результате возможных аварий, заиливание порта.

Механизмы управления рисками

Для управления указанными рисками используются различные механизмы. Рассмотрим некоторые из них.

Риск недозагрузки портовых мощностей может быть вызван как обстоятельствами, за которые отвечает концессионер (например, неграмотное управление проектом), так и внешними факторами, за которые несет ответственность концедент, либо событиями, и вовсе не зависящими от сторон (изменение рыночной конъюнктуры, форс-мажор и прочие).

Во втором случае интересы концессионера могут быть защищены договорными механизмами. К наиболее распространенным следует отнести институт особых обстоятельств, то есть возникновение права концессионера на компенсацию со стороны концедента и на продление договорных сроков исполнения обязательств при наступлении согласованных сторонами событий.

Например, в случае строительства объекта инфраструктуры морского порта, конкурирующего с мощностями концессионера, соглашением будет предусмотрено обращенное к концеденту право требования выплаты, компенсирующей возможные потери концессионера.

Такое точечное управление рисками позволяет уже на этапе подготовки проекта застраховать стороны от возможных неблагоприятных последствий. Ведь дефолт концессионера, как правило, не выгоден никому из участников проекта – при досрочном расторжении соглашения концедент обязан компенсировать расходы, понесенные концессионером на создание объекта соглашения.

Вместо точечного управления риском спроса может использоваться механизм гарантии минимальной доходности, именуемый нередко аббревиатурой МГД. Он отличается от особых обстоятельств прежде всего перекладыванием риска недостижения предусматриваемых соглашением рыночных ковенант на концедента.

МГД используется в проектах, где управление грузовыми потоками в большей степени контролируется публичной стороной, при этом концессионер обязан обеспечить безупречную эксплуатацию объекта соглашения, в противном случае к нему применяются существенные штрафные санкции.

Еще одним способом достижения запланированной доходности концессионера в портовых проектах может быть перенос рыночного риска на третьих лиц, не участвующих в концессионном соглашении. Речь идет о ключевых потребителях услуг портового оператора в проектах, где их количество и состав изначально может быть ограничен.

Подобные гарантии обеспечиваются путем заключения долгосрочных контрактов take-or-pay по российскому или английскому праву, обязывающих потребителей закупать гарантированный объем услуг под угрозой расторжения со значительными потерями. Практика их применения только начинает формироваться в концессионных проектах, но, безусловно, получит свое развитие уже в обозримом будущем.

Говоря об удобстве концессионного соглашения для структурирования капиталоемких проектов, нельзя не упомянуть гибкость в настройке платежных механизмов, допускающих прямое бюджетное участие в форме бюджетных инвестиций и субсидий.

Софинансирование может осуществляться как на инвестиционной стадии, так и на этапе эксплуатации объекта соглашения. При этом помимо прямых обязательств бюджета соглашением устанавливаются и косвенные гарантии, не обременяющие бюджетную систему РФ, за исключением случаев наступления соответствующих негативных событий. Речь идет прежде всего о компенсациях при досрочном расторжении, которые являются достаточными для банков, охотно финансирующих подобные проекты без традиционного ипотечного обеспечения.

Одним из наиболее болезненных вопросов развития портовой инфраструктуры эксперты считают наличие обеспечивающей и подводящей инфраструктуры, прежде всего железнодорожной. В концессионных проектах соответствующие обязательства относятся к сфере ответственности концедента, что предполагает отсутствие любых неблагоприятных последствий для концессионера, также целесообразно предусмотреть возмещение любых убытков, которые могут возникнуть у концессионера при просрочке концедента в обеспечении транспортной доступности порта.

Разнообразие договорных инструментов позволяет весьма гибко и довольно эффективно структурировать самые разнообразные проектные задачи. Портовая инфраструктура не является в этом смысле исключением и имеет все перспективы развития за счет концессионной модели и инфраструктурной ипотеки как наиболее современных инвестиционных инструментов.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...