Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Морские порты

Эволюция восприятия местными жителями деятельности угольных терминалов на территории порта Хэй-Пойнт – одного из мировых лидеров по перевалке экспортного угля.

Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт (Hay Point) состоит из двух терминалов: угольного терминала Хэй-Пойнт (Hay Point Coal Terminal – HPCT) с пропускной способностью 55 млн тонн и угольного терминала бухты Далримпл (Dalrymple Bay Coal Terminal – DBCT) с пропускной способностью 85 млн тонн. Порт входит в государственную ассоциацию грузовых портов Северного Квинсленда (Northern Queensland Bulk Ports) и управляется ею.

После протестов местных жителей, недовольных загрязнением окружающей среды от деятельности терминалов, в последние годы руководство портом пересмотрело экологическую политику и приняло ряд программ, направленных на защиту окружающей среды и работу с населением.

Юлия Халявко, научный сотрудник факультета политологии и международных исследований Университета Квинсленда, магистр управления и государственной политики

Крупнейшие угольные терминалы Австралии

Одновременно с созданием порта Хэй-Пойнт в 1971 году был создан угольный терминал Хэй-Пойнт (Hay Point Coal Terminal – HPCT), который сегодня полностью принадлежит альянсу угледобывающих компаний BHP Billiton и Mitsubishi (BHP Billiton Mitsubishi Alliance) и управляется сервисной компанией Hay Point Services Pty Ltd. На терминал уголь поступает только с шахт, владельцем которых является BHP Billiton.

Проект HPCT был разработан Корпорацией развития американского штата Юта в начале 1970-х годов, а в 1975-1976 годах был расширен путем добавления второго причала. Последний проект расширения, завершенный в 2015 году, позволил увеличить пропускную способность терминала до 55 млн тонн в год.

Рис. 1. Динамика экспорта угля в порту Хэй-Пойнт в 2010-2015 гг., млн тонн

В 1983 году правительством штата Квинсленд по просьбе производителей угля, которые не могли получить доступ к HPCT, был создан угольный терминал бухты Далримпл (DBCT). Используемый множеством угледобывающих компаний, такой тип терминала позволил сократить их затраты на экспортную инфраструктуру, не прибегая к созданию собственных терминалов. Эта модель подходит для ситуаций, когда большое число разных производителей одновременно расположены на сравнительно небольшой территории, производя различное количество и виды угля.

В отличие от HPCT, DBCT сдается в аренду правительством штата компании Brookfield Asset Management и управляется субподрядчиком DBCT Management Pty Ltd. Имея годовую пропускную способность 85 млн тонн, DBCT занимает второе место по экспорту угля в стране после терминала Кураганг, расположенного на территории порта Варата в Ньюкасле (120 млн тонн).

Такие высокие показатели обусловлены наличием 4 причалов и 3 судопогрузчиков, способных на отгрузку 8500 тонн в час каждый, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн. Уголь хранится на 8 складах длиной 1,1 км каждый, занимающих площадь 366 тыс. м2 и обслуживающихся 6 стакер-реклаймерами, 4 стакерами и 2 реклаймерами. Максимальная возможность единовременного хранения на терминале составляет 2,3 млн тонн.

Виды угля, поставляемого на терминал из долины Бауэн Бэйзин (Bowen Basin), включают коксующийся и каменный уголь. DBCT является важнейшим звеном в данной цепи поставок, на него приходится около 7% мирового экспорта каменного угля и 21% мирового экспорта коксующегося угля.

Рис. 2. Угленосная долина Бауэн Бэйзин (Bowen Basin) в Австралии

Работа с претензиями к качеству воздуха

Как и любому другому угольному порту, Хэй-Пойнту пришлось столкнуться с недовольством местных жителей его деятельностью, влияющей на окружающую среду и, следовательно, на здоровье людей. В частности, жалобы касались качества воздуха, понижающегося по причине выбросов ультрадисперсных частиц PM10 и PM2.5 – наиболее опасных для здоровья человека в связи с их способностью оседать в легких, захватываться кровью и достаточно трудновыводимых из организма.

Особо отличился и фигурировал в новостных сводках 2013 год, когда Ассоциация портов NQBP выступила с опровержением фактов, приведенных в отчете независимой неправительственной экологической организации Mackay Conservation Group. Из количественных данных отчета, предоставленных, по словам представителя группы, Департаментом по защите окружающей среды и наследия, следует, что данные по PM10 и PM2.5 оказались критически близки к максимально допустимому уровню, установленному Всемирной организацией здравоохранения. Согласно отчету, данный тренд держался на протяжении 12 лет – с 2000 по 2012 год.

Тем не менее, Ассоциация портов NQBP заявила о нехватке исследовательских доказательств, поскольку в ходе исследования данные о частицах не разделялись по источникам происхождения. Также Ассоциация предположила, что Mackay Conservation Group руководствовалась скорее мотивом популяризации отрицательной репутации угольной индустрии, а не интересами в определении источника пыли, вызывающей проблемы со здоровьем людей1.

В подтверждение своих предположений в конце 2013 года Ассоциация портов NQBP начала собственное исследование2, длившееся 15 месяцев и включившее измерения в трех локациях. Результаты позволили идентифицировать источники пыли и разделить их на производные от угля, минералов или от растений и насекомых и показали, что ни один из параметров не превысил максимально допустимых норм. Кроме того, 75-95% пыли состояло из останков насекомых или растений.

Рис. 3.

Меры по сокращению воздействия на окружающую среду

Как отмечается Ассоциацией портов NQBP, руководство порта Хэй-Пойнт серьезно относится к мониторингу воздействия на экологию, которое оказывается деятельностью терминалов, особенно учитывая тот факт, что она осуществляется в границах Большого Барьерного рифа, являющегося природным национальным и мировым достоянием, подлежащим охране ЮНЕСКО3.

В 2015 году Ассоциацией был принят План устойчивого развития 2015+4, основанный, первое, на обеспечении контроля за развитием производства, заключающемся в сохранении экологии штата Квинсленд для будущих поколений, второе, на миссии, состоящей в придании особого значения процветанию штата в целом и сообщества, которому принадлежит порт, в частности, а также в поддержании высокого уровня экологической и социальной целостности в процессе развития порта.

Рис. 4. Динамика качества воздуха на протяжении 100 дней в 2016 году и 365 дней в 2014 году

План состоит из пяти принципов, от поддержания которых зависит его успешное выполнение: 1. Целесо-образные портовые операции (сокращение выбросов парниковых газов и переход на использование источников возобновляемой энергии; сокращение количества отходов; организация безопасной погрузки). 2. Поддержание окружающей среды (регулярный мониторинг; поддержка исследовательской деятельности; адаптация к изменению климата; максимальное сокращение выбросов углекислого газа). 3. Поддержание здоровой рабочей среды. 4. Планирование светлого будущего (заключение партнерств; пространственное планирование и повышение эффективности его использования; устойчивость угольной цепи). 5. Отношения с общественностью (интеграция в работу порта; обучение; поддержка культуры коренного населения).

В порту используется Система управления влиянием на экологию (Environmental Management System), в основе которой лежит концепция адаптивного менеджмента5.

Особое внимание, как и на большинстве угольных терминалов, уделяется мониторингу уровня пыли, процесс которого запускается в самом начале угольной цепи.

В дополнение к этому на территории порта и за его пределами совершается регулярный мониторинг общего содержания TSP. Согласно отчету Your Ports 20176, составляемому каждые 2 года с 2013 года, данный мониторинг оценивает эффективность программы по управлению уровнем пыли и шума. Согласно другому ежемесячному отчету о состоянии воздуха, уровне шума и погодных условиях7, заказываемому Ассоциацией портов NQBP с декабря 2017 года у внешнего подрядчика, мониторинг совершается в локациях, отмеченных на карте, – близлежащих к порту жилых районах.

Отношения с местными жителями

Поскольку поддержание отношений с местными жителями является одним из основных принципов Плана устойчивого развития 2015+, данной деятельности присваивается один из главных приоритетов. Порт осуществляет спонсорскую деятельность, пожертвования и заключение партнерских контрактов посредством нескольких программ8.

Программа поддержки общественности (The Port Communities Program), благодаря которой проводятся регулярные встречи (раз в 3 месяца) с представителями бизнеса, местными жителями и работниками порта для осведомления их об осуществляемой деятельности порта и дальнейших планах.

Программа обратной связи для местных жителей (Community Reference Group Program), в рамках которой на встречах (каждые 2 месяца) обсуждаются вопросы работы порта и планов расширения, а также возможности инвестирования в развитие социальной сферы.

Программа экологически чистых портов (Ecoports Program), благодаря которой после обсуждений с представителями общественности родилось большое количество экологических инициатив.

Одним из самых масштабных мероприятий, поддерживаемых портом, является 21-километровый Морской марафон Маккая (Mackay Marina Run), к которому в 2017 году присоединилась Лига Северного Квинсленда по регби – Ковбои Северного Квинсленда (North Queensland Cowboys).

Помимо марафона порт также сотрудничает с лигой в ежегодной программе «Грузовые порты атакуют» (Bulk Ports Blitzes), в рамках которой в течение 2 дней происходит вовлечение местных жителей в спортивные мероприятия, начиная от тренировок со спортсменами и заканчивая их визитами в местные школы.

Всего в 2016-2017 годах в организацию и поддержку инициатив и программ по вовлечению общественности в деятельность порта Хэй-Пойнт было вложено более $130 тыс.

Согласно национальному стандарту, в штате Квинсленд общая максимально допустимая норма TSP равна 80 мг/м3.

Верхняя таблица отражает качество воздуха по категориям – от самого хорошего до самого плохого в зависимости от цвета, а график в середине – общий результат всех локаций, полученный в конце месяца.

На нижней диаграмме показана динамика TSP в измеряемых локациях (P1, P2, P3 и P4) на протяжении апреля 2018 года. Допустимая суточная норма TSP рассчитывалась путем добавления 50 мг/м3 к полученному за день показателю, что отражено красной кривой.

1. http://www.abc.net.au/news/2013-10-10/ports-corp-rejects-mackay-coal-dust-claims/5013406

2. https://nqbp.com.au/sustainability/research-and-reports/coal-dust-study

3. https://nqbp.com.au/__data/assets/pdf_file/0012/3315/Sustainability-Plan-2015.pdf

4. https://nqbp.com.au/__data/assets/pdf_file/0012/3315/Sustainability-Plan-2015.pdf

5. http://www.dbct.com.au/our-environmental-management-system

6. https://nqbp.com.au/__data/assets/pdf_file/0021/3567/BPC2771-Your-Ports-Report-2017-FINAL-WEB.pdf

7. https://nqbp.com.au/__data/assets/pdf_file/0018/30285/Hay-Point-Ambient-Air,-Noise-and-Weather-Monit...

8. https://nqbp.com.au/community/community-engagement

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...