Все может быть… В период катаклизмов

Российская экономика
Все может быть… В период катаклизмов

Датский инвестиционный банк Saxo Bank подготовил очередной шокирующий прогноз будущего развития мировой экономики. Эксперты сфокусировались на 10 событиях, последствия которых необходимо изучить, так как в случае их возникновения они могут затронуть все человечество. Главным возможным шоком 2018 года специалисты назвали потерю независимости Федеральной резервной системы США (ФРС) и передачу полномочий регулирования финансовых рынков Министерству финансов страны. На второй позиции – нестабильность на мировых валютных и фондовых рынках, при этом американский индекс S&P 500 может одномоментно упасть сразу на 25%...

Урегулировать создавшиеся макроэкономические проблемы, а также утихомирить бури и штормы на финансовых рынках, по мнению экспертов, смогут женщины. Уже сейчас они занимают ведущие позиции во многих глобальных корпорациях. В будущем этот тренд усилится благодаря тому, что ежегодно все больше девушек получает бизнес-специальности.

Елена Александрова

Как отметили специалисты Saxo Bank, в своем отчете они спрогнозировали невероятные события, потенциал которых игнорируется другими аналитиками. Вместе с тем, эти события могут иметь ощутимые последствия для всех, следовательно, они достойны углубленного рассмотрения. «С уверенностью можно сказать, что, если любое из наших предсказаний в 2018 году сбудется, мир окажется в совершенно новой ситуации», – подчеркнули представители банка.

Напомним, что на август 2018 года многие прогнозы банка почти сбылись, по крайней мере финансовые рынки двигались именно в тех направлениях, о которых говорили банкиры.

ФРС лишится власти

Начнем с прогноза главного экономиста Saxo Bank Стина Якобсена о ФРС США. В отчете он вспомнил, что с момента образования Федерального резерва в 1913 году уровень его влияния на правительство США несколько раз менялся. Так, во время Второй мировой войны независимость ФРС была потеряна из-за инфляции: государству пришлось взять под контроль печатный станок путем введения потолка доходности гос-облигаций.

Напомним, что деньги в экономику США поступают после того, как Казначейство займет их у ФРС под проценты, выпустив долговые бумаги (гособлигации), а ФРС, в свою очередь, выкупит данные бумаги и затем продаст их другим инвесторам. Федрезерв, по сути, – это денежный печатный станок.

В период экономических кризисов спрос на деньги у американского правительства многократно возрастает. К примеру, у администрации Трампа текущая потребность в займах вызвана снижением доходов бюджета вследствие сокращения налоговой нагрузки на бизнес и ухудшением бюджетной дисциплины.

Из-за увеличения нового госдолга доходность облигаций, выпущенных ранее, быстро растет. Получается замкнутый круг, правительство должно брать новые займы, чтобы выплатить старые долги.

Увеличение объемов выпуска гособлигаций, в свою очередь, приводит к росту процента по кредиту, устанавливаемому ФРС. Банкиры как бы говорят правительству: хочешь больше денег – плати за них. В идеале такой механизм позволяет регулировать объем денег в экономике для предотвращения инфляции, чтобы не допустить ситуации, когда количество денежной массы превышает объем товаров и услуг, вследствие чего цены начинают расти.

Вместе с тем, политика количественного смягчения, проводимая центральными банками США и ЕС после мирового финансового кризиса 2008 года, привела к бесконтрольному росту госдолга. Гособлигации выпускались под нулевые проценты, экономика наполнялась дешевыми деньгами, однако это не привело к ее оживлению, то есть объем выпуска товаров и услуг не увеличился, тогда как предложение денег значительно возросло. Как следствие, начался рост цен (инфляция в США в 2018 году превысила 2%), остановить который можно только выключением печатного станка и повышением ключевой ставки (ставка, по которой ФРС покупает облигации правительства США), устанавливаемой Федрезервом.

Парадокс заключается в том, что повышение ключевой ставки ФРС автоматически приводит к росту инфляции, ведь стоимость денег в экономике возрастает. Соответственно, чтобы не допустить роста цен, ключевую ставку необходимо ограничивать.

По мнению С.Якобсена, в 2018 году маятник вновь качнется в противоположную от ФРС сторону, так как Министерство финансов возьмет на себя чрезвычайные полномочия и вынудит ФРС ограничить доходы американского правительства перед угрозой краха долгового рынка. В частности, доходность долгосрочных гособлигаций США не сможет превысить 2,5%.

Для того чтобы продемонстрировать верность прогнозов и их соответствие текущей ситуации в экономике США, достаточно посмотреть, что в августе 2018 года доходность 10-летних американских гособлигаций составляла 2,9%, 30-летних – 3%. При этом, как отмечает главный исполнительный директор JP Morgan Chase & Co. Джейми Даймон, уже в этом году инвесторам стоит ждать доходности 10-летних облигаций США на уровне 4-5%. По его мнению, рост ВВП, инфляция, а также увеличение заимствований правительства могут подтолкнуть ФРС к повышению ключевой ставки. В августе она составляла 2%, в то же время инвесторы ждут уровня 3,25%.

Юань потеснит доллар

Глава отдела стратегий на сырьевых рынках Saxo Bank Оле Хансен предположил, что китайская национальная валюта в скором времени обгонит доллар в качестве основной валюты расчетов в мире. Логика здесь простая: с 2017 года Китай является крупнейшим в мире импортером нефти (на втором месте США) и первой страной по экспорту продуктов нефтепереработки. Многие страны, например Россия и Иран, уже сейчас охотно заключают нефтяные сделки в юанях.

Кроме того, в сентябре 2017 года Шанхайская международная энергетическая биржа запустила торговлю фьючерсами на сырую нефть в национальной валюте, тогда как до этого на рынке нефтяных фьючерсов все сделки заключались исключительно в долларах США. Помимо нефти Китай торгует на бирже за юани фьючерсами на металлы, золото и другие товары.

Таким образом, потеснив доллар на бирже, юань сделает то же самое и на валютном рынке. И чем больше будет расчетов в юанях, тем большее количество контрагентов станет закупать китайскую валюту и хранить ее в своих резервах, чтобы рассчитаться с китайскими поставщиками.

Добавим, что статус мировой резервной валюты юань получил еще в 2015 году, когда МВФ включил его в корзину СДР (специальных прав заимствований) с долей 11%. В результате китайская валюта заняла третью строчку среди мировых резервных валют после доллара, имеющего 40% в корзине СДР, и евро (31%), опередив японскую йену и британский фунт стерлингов.

От доллара к рублю

Прогноз датских банкиров хорошо согласуется с нынешней мировой ситуацией: на фоне напряженных отношений с США некоторые страны мира, в том числе Россия, сокращают свои валютные резервы в американских долларах и ценных бумагах, переводя их в более надежные активы.

Так, по словам главы Минфина России Антона Силуанова, доллар США становится ненадежным инструментом для расчетов в международной торговле. «Мы все больше и больше налаживаем расчеты не в долларах, а в других валютах: в первую очередь <...> в рубле, в евро, в китайских юанях и так далее», – заявил он, отметив, что в дальнейшем возможен переход от доллара к другим национальным валютам при торговле нефтью.

Также Минфин существенно уменьшил вложения российских резервов в американские госбумаги. В частности, Банк России в текущем году сократил долю американского госдолга в своих резервах на сумму $81 млрд (с $96 млрд до $15 млрд). Часть средств пошла на увеличение запасов золота до 2170 тонн (на июль 2018 г.), которое размещается в хранилищах ЦБ. Общая сумма российских золотовалютных резервов (ЗВР) на 10 августа текущего года оценивалась в $457,6 млрд.

Как отмечают зарубежные инвесторы, сократив свои долларовые валютные запасы, Россия поступила разумно. «В апреле, когда были введены санкции, стало ясно, что сделки в долларах могут оказаться проблематичными для компаний и физлиц, и правительство при планировании своей деятельности стало учитывать данные обстоятельства. Думаю, так поступил бы любой ответственный регулятор», – говорит аналитик Moody’s Investors Service Кристин Ландау. По ее мнению, Россия готова нейтрализовать удар со стороны любых новых санкций, которые могут ввести в ее адрес США.

Схожей позиции придерживаются и эксперты Международного валютного фонда (МВФ), которые в июльском отчете написали о том, что справиться с санкциями и сохранить экономический рост России помогут высокие цены на нефть и газ, за счет которых бюджет будет стабильно обеспечен доходами. Эксперты МВФ прогнозируют рост ВВП в текущем году на уровне 1,7%, в 2019 году – 1,5%.

В то же время аналитики американского банка Morgan Stanley считают, что ужесточение санкций в отношении России вызовет удар по системообразующим госкомпаниям, что приведет к падению роста ВВП уже в 2018 году до 0,5% (в 2017 году рост ВВП составил 1,5%). Причем негативный эффект от санкций не удастся нейтрализовать даже подорожанием нефти до $70 за баррель.

В свою очередь Всемирный банк в июне 2018 года выпустил отчет, в котором ВВП России прогнозируется с плюсом 1,5% к 2017 году. Банк отмечает в стране рост реальных зарплат, восстановление частного потребления и низкую инфляцию.

Неожиданности на фондовых рынках

Глава отдела стратегий ценных бумаг Saxo Bank Питер Гарнри полагает, что финансовые рынки может ждать внезапный обвал котировок. «Мировые рынки полны тайных знаков и чудес, и одним из них стало резкое снижение волатильности в разных классах активов в 2017 году. Исторические минимумы индексов VIX (индекс «страха») и MOVE (индекс волатильности) сопровождались рекордными курсами акций и высокими ценами на рынке недвижимости. В результате образовалась пороховая бочка, которая вот-вот взорвется», – отмечает он в своем отчете. Предвестником взрыва, по мнению эксперта, станет потеря 25% стоимости ценных бумаг, входящих в индекс S&P 500, точно так же, как это случилось в 1987 году, когда данный индекс за сутки потерял 20%.

Виновата в такой ситуации политика количественного смягчения, регулирование процентных ставок и низкие или даже отрицательные ставки, полагает Питер Гарнри. Все это усиливает дисбалансы на различных рынках и ослабляет финансовую систему. С учетом того, что в 2018 году ФРС США и ЕЦБ будут активно сокращать вложения в госдолг, то предложение денег в мировой экономике резко снизится и это приведет к резкому оттоку средств с фондовых рынков.

Такую позицию разделяют и многие крупные инвесторы. Так, по мнению главы фонда RIT Capital Partners Джейкоба Ротшильда, человечество уже несколько лет живет в условиях глобального финансового эксперимента, который проводят мировые центральные банки, печатающие «из воздуха» рекордные объемы денег и опустившие процентные ставки до исторических минимумов. Общий объем денежных вливаний со стороны центробанков после кризиса 2008 года превышает $10 трлн.

Как отмечает финансист, предсказать последствия таких финансовых решений невозможно. Пока денежная накачка привела к взлету стоимости акций (рынок США, к примеру, подскочил втрое с 2008 года) и гособлигаций. При этом реальный сектор экономики по-прежнему остается недофинансированным, хотя именно на его восстановление и эмитируют деньги мировые центральные банки.

Проблема для инвесторов заключается в том, что можно потерять большие деньги в момент, когда в условиях сначала переизбытка денег, а потом их сокращения на финансовых рынках происходит хаос. Сейчас в первую очередь следует заботиться о сохранении капитала и лишь потом – о возможностях его приумножить, считает эксперт.

Грядет матриархат

В основном специалисты Saxo Bank в своем отчете сконцентрировались на негативных трендах в макроэкономике. Единственный позитив они усмотрели только в усилении феминистических тенденций в бизнесе. Согласно их представлениям, этот нестабильный, находящийся на грани краха глобальный финансовый мир могут спасти только женщины.

Главный экономист Saxo Bank С.Якобсен считает, что в текущем году в мировой корпоративной среде власть могут захватить женщины. По его мнению, права представительниц прекрасного пола долгое время ущемлялись, но сейчас во главе крупнейших мировых корпораций, особенно на уровне исполнительных руководителей компаний из списка Fortune 500, стоят именно они. Показательно, что в 2017 году 6,4% должностей в исполнительном руководстве компаний из списка Fortune 500 занимали женщины, зарабатывающие больше своих коллег-мужчин.

«Ведь высокие гонорары им платят не за красивые глаза. Вероятно, они лучше!» – предполагает эксперт. Процесс прихода женщин к управлению в бизнесе неизбежен, так как из университетов США со степенью бакалавра экономики в настоящее время выпускается почти на 50% больше женщин, чем мужчин. Кроме того, почти половина всех выпускников американских вузов, специализирующихся на бизнесе, менеджменте и маркетинге, сегодня – женщины.

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Медпункты на автовокзалах станут необязательными

Медпункты на автовокзалах станут необязательными В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.11.2018 N 1342«О внесении изменения в пункт 2...

XVI Международная Конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»

XVI Международная Конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» 5 декабря 2018 года в г. Москве состоится  XVI Международная Конференция «Рынок транспортн...

Российская экономика

НОВАТЭК вложит 120 млрд рублей в создание верфи под Мурманском

НОВАТЭК вложит 120 млрд рублей в создание верфи под Мурманском Об этом сообщил генеральный директор ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Дмитрий Агеев на конференции «Освоение а...

Делегации компаний «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Сахалин Энерджи» встретятся с подрядчиками работ на шельфе

Делегации компаний «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Сахалин Энерджи» встретятся с подрядчиками работ на шельфе 5 декабря в отеле InterContinental состоится 13-я ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шел...

Транспортная политика

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

На развитие Московского транспортного узла будет выделено 120 млрд. руб.

На развитие Московского транспортного узла будет выделено 120 млрд. руб. Развитие Московского транспортного узла вошло в комплексный план развития магистральной инфраструкту...

Морские порты

Мурманский морской торговый порт соответствует международной системе экологического менеджмента

Мурманский морской торговый порт соответствует международной системе экологического менеджмента Для получения сертификата соответствия на предприятии был внедрен ряд инноваций.

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска С 8 часов начался налив, отставание от графика - одна позиция. Вновь ухудшение погоды прогнозируют н...




Морской транспорт

Продолжаются переговоры о включении Ирана в маршрут «Петра Великого»

Продолжаются переговоры о включении Ирана в маршрут «Петра Великого» Компания «Мостурфлот» продолжает переговоры с иранской стороной о возможности заходов головного круи...

Норвежский фрегат затонул, столкнувшись с танкером

Норвежский фрегат затонул, столкнувшись с танкером Фрегат ВМС Норвегии «Хельге Ингстад», столкнувшийся в минувший четверг с мальтийским танкером «Сола ...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Запуск платной трассы М-11 отложили до сентября 2019 года

Запуск платной трассы М-11 отложили до сентября 2019 года Движение по трассе М-11 «Москва - Санкт-Петербург» планируется запустить в сентябре 2019 года, сообщ...

Жители Забайкалья смогут выбрать дороги, которые отремонтируют до 2020 года

Жители Забайкалья смогут выбрать дороги, которые отремонтируют до 2020 года Выбор объектов для реализации нацпроекта по региональным автодорогам осуществлялся по принципу отбор...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...