Инвестиции вместо изъятий

Транспортная политика
Инвестиции вместо изъятий

Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе помощника президента РФ Андрея Белоусова крупнейшие отечественные экспортеры, не относящиеся к ТЭК, а именно 14 холдингов из угольной, металлургической и химической отраслей, будут инвестировать часть прибыли в новые проекты строительства дорог, мостов и портов. В связи с ослаблением рубля и высокими мировыми ценами на продукцию этих компаний их доходы значительно выросли, причем налоговая нагрузка по сравнению с экспортерами нефти и газа, напротив, сократилась.

В настоящее время идет формирование перечня инвестиционных проектов для компаний из так называемого «Списка Белоусова». Решено, что проекты будут реализовываться в особом режиме - компании вложат деньги, а государство предоставит льготы и гарантии.

Элеонора Григорьева

Уравнять прибыль

В июле текущего года помощник президента РФ Андрей Белоусов обратился к президенту Путину с письмом, в котором предложил разработать новый налоговый механизм, обеспечивающий получение дополнительных доходов в бюджет из прибыли российских компаний-экспортеров, не связанных с нефтегазовым сектором. По его подсчетам, ослабление рубля на 10 рублей за доллар обеспечило ненефтегазовым экспортным компаниям 700 млрд рублей дополнительных доходов в 2017 году. Речь идет об угольных, металлургических и химических (экспортеры удобрений) предприятиях. Всего в «Список Белоусова» вошло 14 таких холдингов: «Норникель», АЛРОСА, СИБУР, «Полюс Золото», Evraz, «Акрон», НЛМК, «Северсталь», ММК, «Металлоинвест», СУЭК, «Мечел», «Фосагро» и «Уралкалий».

Данный шаг, по мнению инициатора изъятия сверхдоходов у компаний ненефтегазового сектора, позволил бы обеспечить исполнение майских указов президента РФ. Тем более, положительный опыт в этом вопросе у российского правительства уже имеется: в 2016-2017 годах компании ТЭК за счет увеличения таможенных пошлин пополнили казну государства на 600 млрд рублей больше, чем было предусмотрено бюджетом.

Сейчас, как отметил А.Белоусов, ввиду выгодной рыночной конъюнктуры отечественные металлурги и химики суммарно получили более 1,5 трлн рублей EBITDA (прибыль до налогообложения). Вместе с тем, налоговая нагрузка на них составила всего 7%, тогда как для нефтяного комплекса она находится на уровне 28%. По мнению чиновника, увеличение отчислений в бюджет 14 компаниями до уровня нефтегазовой отрасли обеспечит казне дополнительные 513,7 млрд рублей.

По приведенным в письме расчетам, наибольшие суммы предлагалось выплатить «Норильскому никелю» – 114 млрд рублей, АЛРОСЕ – 67,3 млрд, СИБУРу – 65,2 млрд, «Полюс Золоту» – 58,2 млрд, отчисления Evraz и «Акрона» должны были составить соответственно 5,5 млрд и 8,3 млрд рублей.

28 июля президент Путин одобрил инициативу своего помощника, поставив на письмо резолюцию «Согласен».

Инвестиции вместо налогов

Властная инициатива стала неожиданностью для бизнеса, и 24 августа представители компаний из «Списка Белоусова» встретились в РСПП с самим А.Белоусовым и первым заместителем председателя правительства РФ – министром финансов Антоном Силуановым. По итогам обсуждений было принято решение не повышать налоги компаниям, вместо этого они должны будут увеличить объем инвестиций в инфраструктурные проекты. Бизнесмены согласились подготовить перечень проектов, в которые они готовы вложить деньги.

После встречи А.Белоусов заявил, что надеется на привлечение в инвестпроекты от 14 компаний от 200 до 500 млрд рублей. «Ни о каких обязательных действиях по заталкиванию бизнеса в реализацию таких проектов речи не идет, – уточнил он. – Но, безусловно, и обществу, и правительству будет интересно посмотреть, насколько бизнес готов подставить плечо под реализацию такой общественной повестки».

В сентябре на финансовом форуме в Москве А.Силуанов так прокомментировал ситуацию: «Как ни хотелось бы нам дополнительных ресурсов в бюджет, мы что видим сейчас: есть девальвационный эффект у компаний, есть хороший финансовый результат, прибыли растут достаточно устойчивыми темпами, <...> налог на прибыль у нас вырос за период с начала года на 12%. А куда деньги вкладывают компании? Дивиденды выплачивают, боятся инвестировать. Раньше выводили за границу все – cейчас за границу уже страшно… Поэтому наша задача заключается в том, чтобы помочь компаниям».

В сентябре же на заседании рабочей группы РСПП компании представили свои инвестиционные проекты на общую сумму 6 трлн рублей. Как и ожидалось, были предложены проекты, связанные с развитием собственной инфраструктуры, в том числе с имеющейся портовой. Но самое интересное – сумма инвестиций по проектам многократно превысила сумму первоначально предлагаемого изъятия. Связано это с тем, что в результате переговоров представителей власти и компаний бизнес добился гарантий государства и обещаний возврата налоговых отчислений при строительстве инфраструктурных объектов (см. врез «Инициативу изъятий сменила инициатива поддержки бизнеса»).

В то же время правительство предложило свой список проектов на 7 трлн рублей. В него вошли свыше 340 проектов от различных федеральных ведомств, в которых предполагается в том числе и бюджетное финансирование. По мнению экспертов, предложенный перечень носит скорее справочный характер, отражающий общее выражение интереса государства к инвестициям в различных секторах экономики.

При отборе конкретных проектов ожидается, что основным критерием станут приоритеты правительства, находящиеся на стыке задач поддержки экономического развития страны и интересов компаний. В частности, угольщикам предлагается поделиться доходами от роста экспорта через местные порты с дальневосточными регионами.

«От расширения к 2025 году пропускной способности Восточного полигона ОАО «РЖД» (БАМ и Транссиб) на 195 млн тонн угля в год и соответствующего увеличения портовых мощностей выигрывают всего пять-шесть компаний – СУЭК, «Мечел» и компании Кузбасса, –   заявил А.Белоусов в сентябре на заседании Госсовета по Дальнему Востоку. – Было бы разумно заключить соглашения, чтобы компании часть доходов от дополнительного экспорта угля вкладывали в регионы, через которые будут вывозить свою продукцию. Если этого не сделать, тихоокеанское побережье России получит экологические и иные проблемы от экспорта угля, а доходы уйдут за рубеж».

Президент Путин согласился с такой позицией.

Транспортная составляющая

В рабочую группу по отбору и оценке инвестиционных проектов в рамках инициативы А.Белоусова вошел министр транспорта РФ Евгений Дитрих. По его словам, ведомство подготовило свои предложения по проектам, которые касаются увеличения контейнерных перевозок, развития мощностей по перевалке грузов в портах, скоростного железнодорожного движения и строительства автомобильных дорог. Причем транспортные проекты являются самыми затратными – на их реализацию требуется 5,8 трлн рублей из общей суммы в 7 млрд рублей.

Среди проектов, предложенных Минтрансом, – проект развития порта Тамань, Мурманского транспортного узла вместе с портом Лавна, развитие порта Усть-Луга, порта Диксон в Арктике и другие инфраструктурные объекты.

Со стороны бизнеса было инициировано увеличение мощностей тихоокеанских портов, в частности порта Ванино, через который экспортируют уголь СУЭК и «Мечел», порта Посьет «Мечела» и Находка, в котором работает Evraz. В Усть-Луге о развитии терминала заявила компания «Фосагро», в Архангельске – «Уралкалий». О намерении создать мощности в порту Тамань для экспорта своей продукции сообщили «Металлоинвест», НЛМК, СУЭК и ряд других компаний.

В общем идея привлечения денег в бюджет приобрела такое значение, что дополнительные частные инвестиции должны стать основой финансирования государственной инфраструктуры в портовых и других проектах компаний.

По словам начальника Управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрея Болдорева, Минтранс в ситуации дефицита денежных средств в казне вынужден сокращать финансирование уже утвержденных проектов. «Прямое бюджетное финансирование портовой инфраструктуры себя изживает, выделение денег из казны предусмотрено только для объектов, связанных с безопасностью мореплавания, обеспечением северного завоза и перевозкой грузов и пассажиров между российскими регионами. В отношении экспорта делается акцент на применение различных инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП), подразумевающего привлечение частных инвестиций в объекты федеральной собственности», – пояснил он.

На практике это означает, что компании из «Списка Белоусова» должны самостоятельно профинансировать реконструкцию причалов, провести дноуглубление и выполнить другие операции на портовых объектах, принадлежащих государству. При этом инвесторы сейчас совместно с государством вырабатывают такие механизмы реализации проектов, которые обеспечили бы им возврат вложенных средств.

Как отметил А.Болдорев, Минтранс во исполнение майского указа президента РФ разработал проект комплексного плана магистральной инфраструктуры страны. В соответствии с ним мощности портов до 2024 года увеличатся на 350 млн тонн. План пока еще не утвержден правительством, он находится на стадии рассмотрения, и с точностью сказать, какие проекты будут реализованы, а какие нет – нельзя. План магистральной инфраструктуры планируется утвердить на заседании президиума Госсовета по национальным проектам.

Вместе с тем, перечень инвестпроектов в рамках инициативы А.Белоусова не рассматривался при формировании магистрального плана – тогда такого источника ресурсов, как инвестиции металлургических и химических предприятий, еще не было. Однако именно проекты из магистрального плана в том числе и были предложены бизнесу со стороны правительства. Очевидно, план и перечень в дальнейшем будут скорректированы.

Стоит отметить, что теперь компании-экспортеры с большой охотой готовы участвовать в финансировании своих проектов, так как они заинтересованы в получении господдержки инвестиционных программ, льготных кредитов и возврате части налоговых отчислений. Так, глава СУЭК Владимир Рашевский в кулуарах IV Восточного экономического форума во Владивостоке высказал мнение, что дальневосточные проекты угольной компании могут по критериям попасть в перечень Белоусова и, соответственно, получить господдержку.

Инициативу изъятий сменила инициатива поддержки бизнеса

Дискуссия вокруг инициативы помощника президента РФ Андрея Белоусова привела к появлению законопроекта Минфина «О защите и поощрении капиталовложений в России». Документом предусматривается так называемое платформенное решение для стимулирования новых инвестиций в государственную инфраструктуру в виде соглашения о защите и поощрении капитало-вложений (СЗПК).

Суть соглашения заключается в обеспечении инвесторам гарантий стабильности условий инвестирования. Основной льготой стал возврат инвесторам налоговых платежей в ходе осуществления проекта. Деньги инвесторы должны взять из собственной прибыли и банковских займов (ЦБ обещает льготы по кредитам).

Ограничением для подписания СЗПК является регистрация инвестора и его «дочек» в офшорах, а также условие обязательности инвестирования средств, предусмотренных договором, в капитал компании-инвестора. Обычно в таких случаях увеличивается акционерный капитал, и в случае неудачи проекта у собственника имеется больше шансов сохранить средства, будучи основным кредитором компании. Подписать СЗПК может любой инвестор, готовый вложить в проект свыше 3 млрд рублей. Соглашение может быть заключено на срок от 6 до 12 лет и продлено при условии, что полученные доходы реинвестируются на территории России.

Принять соответствующий законопроект правительство планирует уже в июле 2019 года.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Нефть Brent подорожала до $60,35 на сигналах сокращения запасов в США

Нефть Brent подорожала до $60,35 на сигналах сокращения запасов в США Нефть дорожает утром в среду на данных Американского института нефти (API) о сокращении това...

Главгосэкспертиза одобрила II и III этапы проекта российской сухопутной части «Северного потока 2»

Главгосэкспертиза одобрила II и III этапы проекта российской сухопутной части «Северного потока 2» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проекту увеличения подачи газа на участк...

Российская экономика

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4%

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4% Предприятия Приморского края в I полугодии 2019 года увеличили экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4&...

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП»

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП» В школах Мурманска активно идет подготовка к новому учебному году. Важно вовремя обновить классы и п...

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования Эксперты Ростовского филиала Главгосэкспертизы России рассмотрели проектную документацию и результат...




Морской транспорт

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии 15 августа 2019 года парусник «Мир» ФГУП «Росморпорт» прибыл в морской порт Висмар (Германия)...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей Достижение такого эффекта стало возможным благодаря реализации мероприятий в рамках проекта «Внедрен...

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай 17 августа с Северной железной дороги отправлен тестовый контейнерный поезд в КНР. В его составе - 6...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...