Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Морские порты
Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к берегам пяти морей – Черному, Азовскому и через внутренние водные пути к Каспийскому, Белому и Балтийскому морям. В 2009 году порту Ростов-на-Дону был присвоен статус морского порта.

В настоящее время это крупнейший транзитный и перевалочный пункт на Юге России. Общий судозаход порта превышает 6 тыс. единиц судов с общим грузооборотом 18 млн тонн в год. В 1998 году был открыт международный пункт пропуска через государственную границу, что позволило принимать суда под иностранным флагом и благоприятно сказалось на экономическом развитии порта и региона в целом. Ежегодно пункт пропуска осуществляет более 6 тыс. оформлений судов загранплавания.

Владимир Калашников, исполняющий обязанности капитана морского порта Ростов-на-Дону, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Важнейшей задачей Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону является создание, развитие и поддержание на высоком уровне всех систем и элементов, обеспечивающих безопасность мореплавания. В своей деятельности Служба руководствуется требованиями международных и национальных нормативных документов.

Вопросы обеспечения безопасности судоходства решаются в тесном взаимодействии с ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» и Службой капитана морского порта Азов, поскольку одной из особенностей нашего порта является наличие смежной акватории с морским портом Азов и прямого выхода на внутренние водные пути. В рамках взаимодействия происходит обмен информацией о подходящих судах, проводимых в акваториях и влияющих на безопасность мореплавания работах, об изменениях режима судоходства, о наличии навигационных опасностей, о чрезвычайных происшествиях.

Характеристики и показатели работы порта

Возможность захода морских судов с большой осадкой лимитируется глубинами в Таганрогском заливе и перекатами реки Дон в акватории морского порта Ростов-на-Дону. Эти глубины значительно меняются под влиянием сгонно-нагонных ветров.

Морской порт открыт для навигации круглый год, осуществляет работу круглосуточно, принимает суда длиной до 142 метров, шириной до 18 метров. Морской порт является замерзающим портом. В условиях льдообразования в акватории порта и на подходах к нему осуществляется ледокольная проводка судов.

В границах порта находятся шесть мостовых переходов через реку Дон, что усложняет плавание в акватории и ограничивает высотные габариты судов, которые способен принимать морской порт. Наибольшую сложность представляет проход судов под подъемной фермой Ростовского железнодорожного моста, подъем которой осуществляется три раза в сутки согласно графику. Ограниченное время подъема фермы и большое количество судов требуют четкого взаимодействия Службы капитана порта и диспетчерской службы железной дороги.

Морской порт Ростов-на-Дону – это крупнейший транзитный и перевалочный пункт на юге России. Грузооборот порта по итогам 2016 года составил 19,39 млн тонн, в том числе погрузка – 12,67 млн тонн (65,4%), выгрузка – 800,89 тыс. тонн (4,1%), транзит – 5,9 млн тонн (30,5%). Грузооборот порта по итогам 2017 года составил 21,6 млн тонн, в том числе погрузка – 14,56 млн тонн (67,4%), выгрузка – 730,77 тыс. тонн (3,4%), транзит – 6,31 млн тонн (29,2%). В период с 2007 по 2017 год грузооборот порта вырос фактически в 2,5 раза.

Порт Ростов-на-Дону идет в ногу со временем – современное оборудование, применяемое на терминалах порта, позволяет наращивать объемы перевалки грузов, о чем свидетельствует статистика (см. рис. 1).

Рис. 1. Объемы перевалки грузов в морском порту Ростов-на-Дону, 2007-2017 гг., тыс. тонн.

В номенклатуре грузов, обрабатываемых в порту и перевозимых транзитом, преобладают нефть и нефтепродукты, зерновые грузы, незерновые навалочные грузы, уголь, кокс, металлолом, генеральные грузы, металл, пищевые грузы наливом.

В 2017 году в порту оформлено 7252 прихода судов (в 2016 г. – 6474), отходов – 7254 (в 2016 г. – 6524), всего оформлено 14506 судов (в 2016 г. – 12998). Общее количество судозаходов увеличилось на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Рис. 2. Количество судозаходов в морской порт Ростов-на-Дону, 2007-2017 гг., ед.

На текущий момент 2018 года перевалка грузов демонстрирует рост на 18,3%, а судозаходы – на 21,1% в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.

Безопасность судоходства

Ведущая роль в обеспечении безопасности мореплавания в морском порту принадлежит инспекции государственного портового контроля (ИГПК), которая выполняет широкий круг задач по контролю за соблюдением судами и организациями действующих международных и национальных нормативных документов, а также инструкций и распоряжений, относящихся к торговому мореплаванию, проверке готовности судов к выходу в море, контролю за строительными и другими работами в акватории порта.

Немаловажным аспектом обеспечения безопасности мореплавания является деятельность отдела по проверке российских и иностранных судов. Инспекторами отдела в рамках контроля за готовностью судов к выходу из порта налажено взаимодействие с Российским речным регистром и Российским морским регистром судоходства. Необходимый уровень компетенции работников ИГПК и отдела по проверке российских и иностранных судов поддерживается регулярным обучением инспекторов на курсах повышения квалификации и проведением технической учебы.

Морской порт Ростов-на-Дону входит в зону действия морского района Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), информационно связанного с морским спасательно-координационным подцентром «Тамань». Связь с судами в морском районе A1 ГМССБ обеспечивается работой базовой береговой станции MMSI №002734487, позывной «Таганрог-Радио-1» с зоной действия, перекрывающей всю акваторию морского порта. Суда, следующие в морской порт, устанавливают связь с капитаном порта на рабочем 14-м канале ОВЧ морского диапазона (150 МГц), позывной «Ростов-Порт-Контроль». Все суда в акватории порта несут радиовахту на 14-м и 16-м каналах ОВЧ морского диапазона (150 МГц).

Передача срочной информации об изменениях в навигационной обстановке, режиме плавания судов и штормовые предупреждения в акватории морского порта Ростов-на-Дону осуществляются начальником смены ИГПК (позывной «Ростов-Порт-Контроль») немедленно после их получения и далее с интервалом времени, установленным капитаном порта на 14-м канале ОВЧ морского диапазона (150 МГц).

Акватория морского порта Ростов-на-Дону расположена в густонаселенной экономически развитой территории, играя важную роль в транспортном процессе города и региона, и одновременно является одним из наиболее сложных участков для судоходства. В настоящее время в акватории порта ведется работа по улучшению безопасности судоходства. Осуществляется лоцманская проводка судов, регулирование движения флота. Установленная обязательная лоцманская проводка осуществляется 14 лоцманскими компаниями, из которых наиболее крупные – ООО «Аквалайнс», ООО «Торнадо», ООО «Меркурий». Лоцманы осуществляют проводку судов как в акватории морского порта, так и за ее пределами.

В акватории порта выставлены знаки плавучего ограждения, согласно системе МАМС, регион А. Установлены круглогодично светящиеся средства навигационной обстановки, что позволяет осуществлять круглосуточное движение судов не только в летний, но и в осенне-зимний период. Для оказания услуг и с целью обеспечения безопасности судоходства в акватории порта работают более 100 единиц флота.

Готовность к ЧС

Обеспечение безопасности мореплавания подразумевает не только контроль за безопасностью судоходства и предотвращением загрязнения окружающей среды с судов, но и организацию готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации. В порту осуществляются грузовые операции с различными грузами, в том числе с опасными грузами 3, 4, 4.1, 4.2 и 9 класса опасности согласно Международному морскому кодексу по опасным грузам (ММОГ).

Нефтеналивные терминалы и терминалы, на которых осуществляются грузовые операции с опасными грузами, расположены в черте города. Основной номенклатурой опасных грузов являются нефтепродукты и навалочные грузы, такие как уголь, отходы переработки зерновых культур. В целях обеспечения пожарной и экологической безопасности Службой капитана морского порта осуществляется мониторинг за перевалкой опасных грузов и проведением бункеровочных операций в акватории порта.

Транспортировка, перевалка, погрузка и хранение нефтепродуктов являются потенциальными источниками загрязнения акваторий. В границах порта Ростов-на-Дону операции с нефтепродуктами осуществляют ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» филиал «Ростовский», ООО «Росмортранс-Терминал» и более 10 бункеровочных компаний, имеющих собственные аттестованные аварийно-спасательные формирования либо договоры с профессиональными АСФ, обеспечивающими аварийно-спасательную готовность в порту Ростов-на-Дону.

Ледокольные проводки

Ростов-на-Дону является замерзающим портом, в котором в условиях льдообразования осуществляется ледокольная проводка судов, поэтому особое внимание уделяется вопросу обеспечения безопасности мореплавания в осенне-зимний период. При подготовке порта к осенне-зимнему периоду в Службе капитана порта проводятся совещания с участниками транспортного процесса, на которых определяется стратегия и порядок работы в этих условиях.

В целях обеспечения безопасности мореплавания и организации ледокольных проводок заблаговременно перед началом зимней навигации создается Штаб ледокольных операций морского порта Ростов-на-Дону.

Для руководства и оперативного управления ледокольными проводками в акваториях российских морских портов Азовского моря и на подходах к ним создается Бассейновая комиссия, в которую входят капитаны российских морских портов Азовского моря, представители АБФ ФГУП «Росморпорт» и работники Службы капитана порта. В задачи Бассейновой комиссии входит выдача рекомендаций с учетом имеющихся ограничений для судов по режиму ледового плавания и оценка возможности ледовой проводки по каждой конкретной заявке, определение составов караванов и изменения планов работы ледоколов в соответствии с полученным ледовым и метеорологическим прогнозом.

В Службе капитана порта приступает к работе Единый ситуационный центр, выполняющий функции по сбору и анализу заявок на ледокольную проводку, ледовых и гидрометеорологических прогнозов, информации о фактических условиях на маршруте движения караванов, контролю за положением ледоколов и судов. Данная информация предоставляется Бассейновой комиссии для выработки необходимых рекомендаций и принятия решений. Регулярно проводятся открытые заседания комиссии с приглашением всех участников транспортного процесса, до сведения которых доводится информация о работе Бассейновой комиссии и ледовой обстановке. Информация об итогах заседаний, движении флота, ледовых и метеорологических прогнозах размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Четкое выполнение своих функций, последовательная реализация приоритетных для транспортного комплекса проектов, соблюдение и совершенствование системы мер обеспечения безопасности судоходства и внедрение инновационных технологий в повседневную деятельность позволяет Службе капитана морского порта Ростов-на-Дону обеспечивать в зоне своей ответственности должный уровень безопасности мореплавания.

Морские порты №8 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Компенсации у виновников загрязнения трубопровода «Дружба» отсудит «Транснефть»

Компенсации у виновников загрязнения трубопровода «Дружба» отсудит «Транснефть» Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак.

Редакция газеты «Морские вести России» наградила участников парусной регаты «Ust Luga Cup 2019»

Редакция газеты «Морские вести России» наградила участников парусной регаты «Ust Luga Cup 2019» Часы и годовую подписку на журнал «Морские порты» из рук директора по маркетингу медиа-группы «Морск...

Российская экономика

«Газпром» построил 59% «Северного потока 2»

«Газпром» построил 59% «Северного потока 2» «Газпром», по данным на 15 июня, построил 58,7% морской части газопровода «Северный поток 2», го...

РФ намерена развивать транспортный коридор Восток - Запад через Каспий и Северный Кавказ

РФ намерена развивать транспортный коридор Восток - Запад через Каспий и Северный Кавказ Россия намерена развивать   международный транспортный коридор Восток - Запад и Запад - Во...

Транспортная политика

До 2025 года развитие магистральной инфраструктуры Дальнего Востока потребует 690 млрд рублей

До 2025 года развитие магистральной инфраструктуры Дальнего Востока потребует 690 млрд рублей Общая стоимость проектов, направленных на развитие магистральной инфраструктуры   Дальнего...

На сессии Комитета по безопасности на море ИМО обсуждены подходы к регулированию морских автономных надводных судов

На сессии Комитета по безопасности на море ИМО обсуждены подходы к регулированию морских автономных надводных судов В британской столице в период с 5 по 14 июня проходила 101-я сессия Комитета по безопасности на море...

Морские порты

В Новороссийском морском торговом порту презентовали уникальный портальный кран Liebherr

В Новороссийском морском торговом порту презентовали уникальный портальный кран Liebherr Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что в Новороссийске состоялась «НМТП» прошла п...

Модель порта Тамань подготовят до 28 июня Росморречфлот и Росморпорт

Модель порта Тамань подготовят до 28 июня Росморречфлот и Росморпорт Росморречфлот, Росморпорт и «РМП-Тамань» должны до 28 июня сформировать финансовую и организационную...




Морской транспорт

«Пелла» спустила на воду буксир «САДКО» проекта 90600

«Пелла» спустила на воду буксир «САДКО» проекта 90600 На территории судостроительного комплекса ОАО «Пелла» прошла торжественная церемония спуска на воду ...

В конце 2019 года в Гонконге представят российские яхты

В конце 2019 года в Гонконге представят российские яхты Китайские потребители заинтересованы в товарах с высокой добавленной стоимостью из России, в том чис...

Речной транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду обстановочного судна

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду обстановочного судна На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 14 июня 2019 года состоялась торжественная церемони...

На Онежском ССЗ спущено на воду многофункциональное обстановочное судно для Волго-Балтийского бассейна

На Онежском ССЗ спущено на воду многофункциональное обстановочное судно для Волго-Балтийского бассейна На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 14 июня состоялась торжественная церемония спуска н...

Ж/Д транспорт

Контракты на покупку 25 тыс. вагонов в 2019-2021 гг. заключила ФГК

Контракты на покупку 25 тыс. вагонов в 2019-2021 гг. заключила ФГК «Федеральная грузовая   компания» (ФГК) заключила контракты с «Уралвагонзаводом» и...

ПГК расширяет грузовую базу на Горьковской железной дороге

ПГК расширяет грузовую базу на Горьковской железной дороге Нижегородский филиал Первой грузовой компании (ПГК) за 5 месяцев 2019 года увеличил объем пе...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...