Экономика ждет структурных изменений

Российская экономика

Счетная палата высказала претензии к качеству правительственных экономических прогнозов

Счетная палата (СП) РФ считает, что для улучшения качества прогнозирования социально-экономического развития страны необходимо более тщательно прорабатывать гипотезы, использующиеся для формирования исходных условий и основных показателей прогноза, а также предусмотреть вероятность таких внешних шоков, как резкое падение или рост нефтяных цен, введение санкций, геополитические конфликты, торговые войны, влияющие на рост мировой экономики. Об этом говорится в заключении Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Варианты

В частности, одобренные правительством базовый и консервативный варианты прогноза предусматривают понижательную динамику цен на нефть марки «Юралс».

При этом в базовом варианте нефтяные цены снижаются на протяжении всего прогнозного периода с $69,6 за баррель в 2018 году до $57,9 в 2021 году и до $53,5 за баррель в 2024 году, в консервативном варианте цена на нефть резко снижается к 2020 году, до $42,5 за баррель, и в дальнейшем прогнозируется ее слабый рост – до $43,3 в 2021 году и до $45,9 за баррель в 2024 году.

При существенных различиях в динамике нефтяных цен прогнозная динамика курса национальной валюты в базовом и консервативном вариантах различается в меньшей степени. Так, в базовом варианте ожидается ослабление национальной валюты с 61,7 руб./$1 в 2018 году до 63,9 руб./$1 в 2019 году, до 64 руб./$1 к 2021 году и до 68 руб./$1 к 2024 году. В консервативном варианте курс ослабляется соответственно до 65,7 руб./$1, до 67,5 руб./$1 и до 69,9 руб./$1.

По мнению Счетной палаты, существенное снижение нефтяных цен может приводить к более существенной коррекции курса.

В рамках базового сценария прогнозируется замедление темпов роста ВВП в 2019 году до 1,3% с постепенным увеличением темпов подъема российской экономики до 3,1% в 2021 году и до 3,3% в 2024 году. Консервативный вариант предполагает более существенное замедление роста экономики в 2019 году – до 1,0% с последующим ускорением до 2,5% в 2021 году и до 3,0% в 2024 году.

В Счетной палате считают, что прогнозируемые в консервативном варианте относительно оптимистичные макроэкономические показатели развития страны в условиях низких цен на нефть основаны на переоценке адаптивных возможностей российской экономики. В целом представляется, что консервативный вариант прогноза недооценивает возможные последствия значительного ухудшения внешнеэкономических условий.

Также СП РФ отмечает, что прогноз не содержит оценок вклада реализации национальных проектов в достижение национальных целей. Также в нем отсутствует большинство целевых показателей национальных проектов. Таким образом, не представляется возможным сделать вывод о том, насколько учтены в прогнозе мероприятия национальных проектов.

Так как базовый вариант прогноза является основой для разработки проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, Счетная палата при анализе вариантов основное внимание уделила рассмотрению именно базового варианта.

В прогнозе скорректированы количественные значения ряда основных макроэкономических показателей по сравнению с их значениями, приведенными в сценарных условиях прогноза социально-экономического развития РФ на период 2019-2024 годов, одобренных правительством в июле.

Инвестиции

С учетом текущих статистических данных Росстата по инвестициям в основной капитал понижена их прогнозная оценка на 2018 год с 3,5% роста в сценарных условиях до 2,9% в базовом варианте прогноза. В прогнозе отмечается также, что на рост инвестиций в основной капитал в текущем году окажут негативное влияние ухудшение настроений бизнеса, обусловленное повышенной волатильностью на финансовых рынках, и вялая динамика кредитования компаний. Динамика промышленного производства скорректирована в большую сторону в прогнозном периоде до 2021 года. Ожидается, что в 2018 году подъем индекса промышленного производства составит 3,0%, а в последующие годы будет ускоряться с 2,4% в 2019 году до 3,1% в 2021 году и до 3,3% в 2024 году.

Учитывая, что динамика инвестиций в основной капитал за аналогичный период была пересмотрена в сторону уменьшения, более высокая динамика промышленного роста не может быть связана с восстановлением инвестиционного спроса, как это отмечается в прогнозе, считают в СП РФ.

Кроме того, по мнению Счетной палаты, представляется маловероятным, что ослабление рубля, наблюдаемое в последние месяцы и запланированное на протяжении всего прогнозного периода, имеет настолько благоприятное воздействие для предприятий обрабатывающей промышленности.

Опережающие темпы роста производства предприятий по добыче полезных ископаемых (где большую долю занимает добыча нефти) прогнозом также не предусмотрены.

В результате более высоких темпов роста реальной заработной платы в прогнозе были скорректированы и темпы увеличения реальных располагаемых доходов населения в 2019-2021 годах. При этом, несмотря на более высокую прогнозную динамику по реальной заработной плате и реальным располагаемым денежным доходам, прогноз по уровню бедности на 2018-2021 годы был ухудшен, замечает СП РФ.

По мнению Счетной палаты, заложенных в прогнозе темпов роста российской экономики может быть недостаточно для достижения цели, предусмотренной указом президента РФ № 204, – обеспечить темпы экономического роста выше мировых.

В соответствии с базовым вариантом прогноза ожидается замедление темпов роста ВВП РФ в 2019 году до 1,3% в результате повышения налоговой нагрузки с 1 января 2019 года и проведения Банком России умеренно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на контроль инфляционных ожиданий. Минэкономразвития ожидает постепенного ускорения темпов экономического роста до 2,0% в 2020 году и выше уровня 3,0% начиная с 2021 года.

По мнению Счетной палаты, при условии прогнозируемого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры (снижение цен на нефть марки «Юралс» на $6,2 за баррель (-10,3%) и ослабления нацвалюты на 4,2 рубля за доллар США возрастают риски сохранения темпов прироста ВВП в 2020-2024 годах, не превышающих 2%.

В соответствии с прогнозом предусматривается относительно стабильная доля валовой прибыли в экономике, которая при этом на всем прогнозном периоде будет ниже уровня 2017 года. По мнению Счетной палаты, это является риском достижения прогнозных значений по динамике инвестиций в основной капитал.

По мнению Минэкономразвития, в прогнозном периоде ожидается увеличение доли прибыли организаций, направляемой на инвестиции в основной капитал. При этом доля собственных средств как источника финансирования инвестиций в основной капитал уже находится на высоком уровне – 51,3% в 2017 году (37,1% в 2009 году).

Несмотря на заявленное в прогнозе изменение структуры производства ВВП, существенные изменения отмечаются только в государственном управлении, доля которого снизится с 7,1% в 2017 году до 6,0-5,9% в 2021-2024 годах, а также в строительстве (его доля вырастет с 5,7% в 2017 году до 6,5% в 2021 году и до 7,1% в 2024 году). По остальным видам экономической деятельности масштабы изменений не существенны.

Выводы СП

Таким образом, отмечает СП РФ, можно сделать вывод, что структурных преобразований в экономике не происходит, несмотря на заявленное их проведение.

В части структуры использования ВВП Счетная палата также отметила наличие в прогнозе противоречий.

Вклад чистого экспорта в ВВП после максимального значения в 2018 году (9,2%) будет снижаться до 5,3% в 2021 году и до 4,2% в 2024 году. Такая динамика, по мнению СП РФ, не соответствует целям указа № 204 в части «создания в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора», а также целям национального проекта в сфере развития международной кооперации и экспорта.

Согласно прогнозу, «структура ВВП по использованию существенно сместится в сторону увеличения вклада инвестиционного спроса» за счет реализации плана действий правительства по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте. Предполагается, что системные меры, содержащиеся в плане, будут направлены на улучшение условий ведения бизнеса, что будет способствовать трансформации генерируемых компаниями свободных денежных потоков в инвестиции.

Однако, по мнению Счетной палаты, утвержденный план правительства не предусматривает механизмов оценки результатов мероприятий и их влияния на совокупный объем инвестиций, также план не содержит информации об объеме финансирования, который смог бы обеспечить рост инвестиций в основной капитал, предусмотренный документами стратегического планирования (25% в ВВП).

По сведениям Минэкономразвития, формирование окончательного перечня мероприятий в рамках реализации плана, а также установление целевых ориентиров по темпам роста валового накопления основного капитала в разрезе видов экономической деятельности на момент проведения контрольного мероприятия СП РФ не завершены, и оценка накопления основного капитала в прогнозе носит целевой характер.

В базовом варианте прогноза темп прироста инвестиций в основной капитал ускоряется с 2,9% в 2018 году до 7,6% в 2020 году с дальнейшим замедлением до 6,9% в 2021 году и до 6,1% к 2024 году.

Как полагает Счетная палата, предусмотренные в базовом варианте прогноза темпы роста инвестиций в основной капитал и валового накопления основного капитала не согласованы с темпами роста выпуска фондообразующих отраслей (производство машин и оборудования, строительство), а также темпами роста экспорта и импорта инвестиционных товаров, что создает значительные риски недостижения ожидаемых темпов экономического роста в период 2020-2024 годов.

Поскольку инвестиции (валовое накопление основного капитала) вносят существенный вклад в темп роста ВВП, существуют значительные риски недостижения ожидаемых темпов экономического роста в период 2020-2024 годов.

В связи с этим требует пояснения вопрос источников обеспечения инвестиционного спроса, особенно учитывая заявленное в прогнозе инвестиционно-ориентированное развитие как основы экономического роста.

В соответствии с прогнозом в результате пенсионной реформы удастся снизить дефицит на рынке труда за счет расширения границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста.

Однако эффект от повышения пенсионного возраста в части увеличения рабочей силы может быть переоценен, учитывая, что определенная часть граждан продолжает работать после достижения установленного пенсионного возраста, говорится в заключении СП РФ. По данным баланса трудовых ресурсов, в 2017 году занятые в экономике лица старше трудоспособного возраста составляли 7,2 млн человек.

В прогнозе приводится только динамика страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров. Реальный темп прироста указанного вида пенсий ускоряется с 1,6% в 2018 году до 2,5% в 2020 году (максимальный темп прироста за весь прогнозный период). В 2021 году темпы роста пенсии составят 1,6%, а к 2023-2024 годам замедлятся до 1%.

Такая динамика пенсий, считают эксперты СП РФ, является недостаточной для повышения уровня жизни пенсионеров: соотношение пенсии по старости неработающих пенсионеров и средней заработной платы лишь незначительно увеличится – с 33,5% в 2018 году до 33,9% в 2020 году, а с 2021 года соотношение пенсии и заработной платы начнет снижаться и к концу прогнозного периода (2024 год) составит 31,9%.

С учетом параметров оплаты труда и пенсионного обеспечения динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в прогнозе предусматривается умеренная – ускорение темпов прироста с 1% в 2019 году до 2,2% в 2021 году и до 2,5% в 2024 году.

Опережающими темпами в прогнозе растет потребительский спрос. За период 2018-2021 годов прирост оборота розничной торговли составит 9,5%, реальных располагаемых доходов населения – 8,5%. К 2024 году разрыв увеличится: накопленный рост розничного товарооборота составит 18,6%, а реальных располагаемых доходов – 16,5%.

Такая динамика возможна при снижении склонности населения к сбережению и активном росте потребительского кредитования. Такие гипотезы прогноза, отмечает СП РФ, противоречат денежно-кредитной политике Банка России на период до 2021 года, в соответствии с которой темп прироста требований к физическим лицам будет в дальнейшем постепенно замедляться – до 12-17% в 2019 году и 10-15% на среднесрочном горизонте.

Ожидаемый рост физического объема экспорта товаров (представленного в прогнозе по методологии платежного баланса) на 5,1% в 2018 году обусловлен как ростом нефтегазового экспорта, так и увеличением физических объемов отдельных товарных групп ненефтегазового экспорта.

Прогнозом предусматривается, что прирост физического объема экспорта в 2021 году по сравнению с 2018 годом составит 10,3%, в 2024 году – 25,7%. При этом в связи со снижением индекса цен экспортных поставок в стоимостном выражении экспорт товаров к 2021 году увеличится на 1,2% по сравнению с 2018 годом и составит $444,5 млрд, а уже к 2024 году прирост стоимостного объема экспорта по сравнению с 2018 годом составит 15% (номинальный объем – $505,5 млрд).

По мнению Счетной палаты, столь существенное ускорение экспорта в 2022-2024 годах труднообъяснимо. Такая прогнозная динамика экспорта (умеренный рост в период 2018-2021 годов и резко ускоряющийся – в период 2022-2024 годов) требуется для достижения целевых уровней, но обоснование этому в прогнозе не представлено.

Согласно указу № 204, к 2024 году необходимо обеспечить достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере $250 млрд в год, в том числе продукции машиностроения – $50 млрд в год и продукции агропромышленного комплекса – $45 млрд в год, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере $100 млрд в год.

В связи с этим в прогнозе структура экспорта по основным товарным группам претерпит существенные изменения. Так, прогнозируется снижение в структуре экспорта (по таможенной статистике) доли топливно-энергетических товаров – с 56,8% в 2018 году до 50,1% в 2021 году и до 41,1% в 2024 году.

По информации, предоставленной Минэкономразвития, удельный вес несырьевого неэнергетического экспорта (без нефтепродуктов) вырастет с 34,6% в 2018 году до 40,5% в 2021 году и до 49,1% в 2024 году. Доля машин, оборудования и транспортных средств останется относительно незначительной, но будет иметь тенденцию к росту: с 7% в 2018 году до 8,6% в 2021 году и 10,1% в 2024 году. Доля продукции агропромышленного комплекса (продовольственные товары и с/х сырье, кроме текстильного) в структуре экспорта также увеличится – с 5,4% в 2018 году до 6,8% в 2021 году и до 8,9% в 2024 году.

Вызывает сомнение, говорится в заключении СП РФ, достижение прогнозных темпов роста несырьевого неэнергетического экспорта при значительно более умеренной в аналогичный период динамике промышленного производства.

Темп прироста физического объема импорта (по методологии платежного баланса) по итогам 2018 года составит 3,7% (в стоимостном объеме – $257,7 млрд), замедлится до 2,1% в 2019 году ($271,7 млрд) и к 2021 году вырастет до 4% ($308,7 млрд). В 2022-2024 годах темпы прироста импорта будут планомерно замедляться и составят в 2024 году 3,0% (стоимостный объем импорта к концу прогнозного периода составит $365,4 млрд).

Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в структуре импорта (по таможенной статистике) снизится с 12,6% в 2018 году до 12,1% в 2021 году и до 11,7% в 2024 году, при этом темп прироста физического объема импорта продовольствия замедлится с 5,6% в 2018 году до 4% в 2024 году, что свидетельствует о продолжении реализации потенциала импортозамещения в секторе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Также в структуре импорта, представленной в прогнозе, предполагается увеличение удельного веса машин, оборудования и транспортных средств с 47,5% в 2018 году до 50,4% в 2021 году и до 52% в 2024 году при снижении доли химической и текстильной продукции к 2024 году до 16,2% и 5,2% соответственно.

Прогнозируемое относительно незначительное увеличение доли машин, оборудования и транспортных средств в структуре импорта, по мнению Счетной палаты, является недостаточным (с учетом текущего высокого уровня износа основных фондов – 48,1% в 2017 году в целом по экономике) для полноценного старта модернизации материально-технической базы промышленности при ограниченном внутреннем производстве машин и оборудования.

Морские вести России №15 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Нефть Brent подорожала до $60,35 на сигналах сокращения запасов в США

Нефть Brent подорожала до $60,35 на сигналах сокращения запасов в США Нефть дорожает утром в среду на данных Американского института нефти (API) о сокращении това...

Главгосэкспертиза одобрила II и III этапы проекта российской сухопутной части «Северного потока 2»

Главгосэкспертиза одобрила II и III этапы проекта российской сухопутной части «Северного потока 2» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проекту увеличения подачи газа на участк...

Российская экономика

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4%

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4% Предприятия Приморского края в I полугодии 2019 года увеличили экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4&...

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП»

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП» В школах Мурманска активно идет подготовка к новому учебному году. Важно вовремя обновить классы и п...

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования Эксперты Ростовского филиала Главгосэкспертизы России рассмотрели проектную документацию и результат...




Морской транспорт

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии 15 августа 2019 года парусник «Мир» ФГУП «Росморпорт» прибыл в морской порт Висмар (Германия)...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей Достижение такого эффекта стало возможным благодаря реализации мероприятий в рамках проекта «Внедрен...

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай 17 августа с Северной железной дороги отправлен тестовый контейнерный поезд в КНР. В его составе - 6...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...