Двойной стандарт: провокация Украины и лицемерие Запада

Актуальные статьи
Двойной стандарт: провокация Украины и лицемерие Запада

25 ноября 2018 года в Керченском проливе произошел инцидент, в ходе которого судами ВМС Украины были нарушены государственная граница России, нормы международного права и федерального законодательства. Действия соответствующих российских служб по пресечению этой явной провокации, которую не потерпело бы по отношению к себе ни одно государство Запада, а также США, были этим «цивилизованным» сообществом немедленно объявлены «агрессией» России.

Вадим Кисловский, специалист по морским зонам национальной юрисдикции и их делимитации, производил расчеты морских границ СССР/РФ

Пересечение госграницы

Пункт 1 ст. 2 Конвенции ООН 1982 г.1 гласит: «Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем».Согласно этому положению и двум российским законам2 внешняя граница территориального моря является государственной границей на море. Любое пересечение государственной границы суверенного государства должно быть обоснованно и «гласно» в случае его законности.

Из абсолютного суверенитета прибрежного государства над своим территориальным морем Конвенция ООН 1982 г. делает единственное исключение в виде права на «мирный проход». Права и обязанности прибрежного государства, а также не только права, но и обязанности других государств при осуществлении мирного прохода, регламентированы в разделе 3 части II Конвенции ООН 1982 г. (статьи 17-26).

Однако право мирного прохода не отменяет своевременного извещения о намерении осуществить его, а также обоснования законности и целей пересечения государственной границы. И это действует во всех странах. Правда, на Украине – с некоторыми «особенностями». Например, гендерные ограничения – пересекать госграницу Украины запрещено россиянам мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. Также Порошенко подписал закон, вступивший в силу с 8 ноября 2018 г. и предусматривающий уголовное наказание3 для граждан только РФ за «незаконное» пересечение государственной границы Украины. Поскольку этот закон вводится для лиц, пересекших госграницу «вне пунктов пропуска», и лиц, «не имеющих при себе документов», то во вполне реальные нарушители государственной границы уже автоматически попали все россияне, которые по работе или для отдыха хоть раз побывали в Крыму. Теперь, даже если они будут пересекать сухопутную государственную границу Украины при наличии биометрического загранпаспорта на вполне законных основаниях, для них велика вероятность закончить поездку в украинской тюрьме.

При таких фактах заявления «цивилизованного» Запада о том, что моряки ВМС Украины, участвовавшие в провокации в районе Керченского пролива, не являются нарушителями государственной границы России, звучат более чем странно и противоречат положениям и нормам международного права.

Мирный проход

Пункт 1 ст. 18 Конвенции ООН 1982 г. так определяет цели прохода через территориальное море:

«1. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

b) пройти во внутренние воды…».

Согласно пункту а) такое плавание осуществляется с целью пересечь это море, т.е. «спрямляя курс» у выступающего в море мыса, пройти из одной части исключительной экономической зоны в другую, например, для экономии топлива или времени в пути. Или пересечь территориальное море между двух островов (например, в гряде Алеутских или Курильских островов). Даже в этом случае Береговая охрана ФСБ России имеет право запрашивать и настаивать на получении ответа о целях нахождения, тем более военных судов в территориальном море России.

При этом, например, плавание вдоль южного побережья Крымского полуострова в пределах территориального моря России на довольно значительное расстояние, не имеющее ни одной из двух указанных целей, не подпадает под понятие мирного прохода, поскольку Конвенция ООН 1982 г. в ст. 18 определяет понятие прохода, как плавание через территориальное море, а не вдоль него.

Во внутренних водах нет права «мирного прохода» и очевидно, что Конвенция ООН 1982 г. в данном случае не рассматривает возможность «вольной» туристической прогулки по внутренним водам суверенного государства. Для прохода во внутренние воды иностранное судно должно иметь веские, подтвержденные (например, портовыми властями пункта назначения) основания необходимости его захода во внутренние воды суверенного государства.

Для начала следует оформить запрос на такой заход, в котором обосновать его цель(как правило, это заход в какой-либо порт).Согласно действующим правилам, такой запрос на заход в территориальное море в районе Керченского пролива с целью следования во внутренние воды для прохода Керчь-Еникальским каналом подается за 48 часов, как минимум за 24 часа и за 4 часа до захода подтверждается.

Такие правила действуют не только в России4, а во всех государствах, имеющих выход к морю. И никем, ни Украиной, ни мировым сообществом (включая Европу и США) эти правила до сих пор не оспаривались, поскольку они соответствуют положениям Конвенции ООН 1992 г.

Следовательно (как и в сентябре 2018 года в аналогичной ситуации), украинская сторона должна была для начала оформить запрос на такой заход, в котором обосновать его цель. На задержанном украинском бронекатере был обнаружен «Контрольный лист готовности катера «Никополь» к выходу в море с 09:00 23.11.2018 до 18:00 25.11.2018» с заданием о переходе «скрытным порядком» из порта Одесса в порт Бердянск.

То есть за 46 часов до пересечения государственной границы России командир бронекатера знал о предстоящем проходе через территориальное море России и плавании во внутренних водах по Керчь-Еникальскому каналу. Соответственно, командование ВМС Украины, планировавшее предстоящий переход, знало об этом еще раньше. Времени, чтобы оформить запрос на заход в территориальное море и проход Керчь-Еникальским каналом, было более чем достаточно. Но ничего из положенного сделано не было, а это является нарушением положений Конвенции ООН 1982 г., в частности относительно мирного прохода.

Вечером5, накануне инцидента, патрульный катер Береговой охраны ФСБ России (пска-302) довел до группы кораблей ВМС Украины (судна обеспечения «Горловка» и морского буксира «Яны Капу», находящихся в исключительной экономической зоне России напротив Керченского пролива) информацию о закрытии района в территориальном море России на подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря. Такое закрытие района было осуществлено в соответствии с п. 3 ст. 25 Конвенции ООН 1982 г.6.

А перед этим (на подходе этой группы) на запрос пска-302 от командиров кораблей ВМС Украины получен ответ, что пересечение государственной границы РФ и проход Керченским проливом корабельной группой не планируется. Но командир «Яны Капу» через несколько часов после этого, видимо, «передумал».

Представим себе, что братья Шерифа Шакта, устроившего 11 декабря 2018 г. стрельбу в центре Страсбурга, за несколько дней до этого болтают на улицах города и в кафешках, что скоро будет устроен теракт. Разве спецслужбы Франции в целях защиты населения не приняли бы меры по его недопущению? Не перекрыли бы улицы патрулями, а входы на рождественскую ярмарку рамками металлоискателей?

А тут не кто-нибудь, а депутаты (например, И. Мосийчук) Верховной рады Украины публично призывают к террористическому акту, с помощью диверсионных групп ВС и ВМС Украины взорвать и уничтожить Крымский мост со всеми людьми, которые на нем в это время находятся. Но меры, аналогичные мерам западных спецслужб, предпринятые российскими спецслужбами, «цивилизованный» Запад тут же объявил «агрессией» России.

25 ноября в 05:35 командир украинского бронекатера «Бердянск» сообщил на пост технического наблюдения (м. Такиль) о планируемом проходе кораблей ВМС Украины в порт Бердянск Керченским проливом в 06:00 киевского времени (07:00 мск). То есть менее чем за полтора часа и несмотря на предупреждение о закрытии района.

Статья 25 Конвенции ООН 1982 г. гласит:

«1. Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

2. В отношении судов, направляющихся во внутренние воды…, прибрежное государство имеет также право принимать необходимые меры для предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются во внутренние воды».

Предельно ясно и понятно. Условия, на которых судно допускается во внутренние воды, кораблями ВМС Украины уже были нарушены. Дело оставалось за мерами.

Со стороны Черного моря вход в Керченский пролив еще во времена СССР, и Украиной (с 1992 до 2014 г.), «перекрыт» прямой исходной линией между мысом Кыз-Аул (до 2014 г. – Украина) и мысом Железный Рог (Россия). В соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции ООН 1982 г. воды, расположенные в сторону берега от этой линии, являются внутренними водами.

То есть акватория всего Азовского моря (включая Керченский пролив до указанной линии) является внутренними водами. Не говоря уж о России, это подтверждается действующими официальными документами Украины: вербальная нота в ООН (1992 г.), нота МИДу России (1997 г.), а также договором между Украиной и Россией (2003 г.). К сказанному можно добавить, что и до 2014 г. Украина при том варианте разграничения, на котором она настаивала, не отрицала, что часть Керчь-Еникальского канала (на севере его)относится к внутренним водам России.

В 07:01 25 ноября корабли ВМС Украины пересекли линию государственной границы РФ и направились к Керченскому проливу. С 07:20 сторожевые корабли Береговой охраны ФСБ России «Дон» и «Изумруд» принимали меры по пресечению прохода кораблей ВМС Украины Керчь-Еникальским каналом, вызывали украинские корабли по радиосвязи, требовали немедленно покинуть территориальное море РФ, но украинцы эти законные требования игнорировали и на связь, вплоть до их задержания, не выходили.

Правила мирного прохода

Статья 19 Конвенции ООН 1982 г. гласит:

«2. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

а) угрозу силой… против суверенитета…

l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу».

По телевидению уже не раз демонстрировалась видеозапись Береговой охраны ФСБ России расчехленных (с 08:35) орудий бронекатеров Украины, направленных на российские суда, т.е. приведение кораблей ВМС Украины в боевую готовность («угроза силой»), а раз была такая «угроза силой» против реализации компетентными властями России мер по охране (защите) своей суверенной территории и обеспечения безопасности государства, то такой проход согласно п. 2 ст. 19 «считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» и согласно п. 1 ст. 19 такой проход не является «мирным» и противоречит положениям Конвенции ООН 1982 г.: «1. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства».

Относительно подпункта l пункта 2 статьи 19 Конвенции ООН 1982 г. следует констатировать тот факт, что если в течение более 10 часов подряд военные суда украинских ВМС с расчехленными орудиями опасно маневрируют, ставя под угрозу безопасность других судов, ожидающих своей очереди для прохода Керчь-Еникальским каналом, не отвечают на законные требования Береговой охраны России, не отвечают на предложение взять на борт лоцмана для проводки по каналу, поскольку она обязательна, то такая «деятельность» не имеет абсолютно никакого (а не только «прямого») отношения к «мирному» проходу.

А это вновь означает, что такой проход (или намерение его совершить) согласно п. 2 ст. 19 «считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» и согласно п. 1 ст. 19 такой проход не является «мирным» и противоречит положениям Конвенции ООН 1982 г.

Законы и правила прибрежного государства

Статья 21 Конвенции ООН 1982 г. гласит:

«1. Прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них:

а) безопасности судоходства и регулирования движения судов;

4. Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, соблюдают все такие законы и правила».

Искусственный Керчь-Еникальский канал, прорытый еще Российской империей в XIX веке, является единственным безопасным проходом между Черным и Азовским морями. Соответственно, он имеет свое навигационное ограждение и радионавигационное обеспечение. Проход по нему в целях соблюдения безопасности судов осуществляется и регулируется специальной службой управления движением судов (СУДС) с обязательной лоцманской проводкой (даже с 1991 по 2014 год, когда большая часть этого канала контролировалась Украиной).

Право России устанавливать правила прохода по этому каналу, в том числе подхода к нему, включая проход через территориальное море по установленным в нем рекомендованным путям и схемам разделения движения судов, ясно и четко зафиксировано в положениях Конвенции ООН 1982 г.

Статья 22 Конвенции ООН 1982 г. гласит:

«1. Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться такими морскими коридорами и схемами разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов».

А статья 300 Конвенции ООН 1982 г. гласит:

«Государства-участники добросовестно выполняют принятые на себя по настоящей Конвенции обязательства и осуществляют права и юрисдикцию и пользуются свободами, признанными в настоящей Конвенции, таким образом, чтобы не допускать злоупотребления правами».

Украина действиями судов своих ВМС грубо нарушила все перечисленные положения Конвенции ООН 1982 г. в отношении мирного прохода и злоупотребила своими правами и выполнением своих обязательств по Конвенции ООН 1982 г.со всеми вытекающими из этих положений последствиями.

Последствия

Статья 30 Конвенции ООН 1982 г. гласит:

«Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море».

В течение почти 12 часов Россия требовала от судов украинских ВМС покинуть территориальное море РФ, что подтверждается многочисленными свидетельствами. Но они, беспрерывно маневрируя, упорно пытались прорваться во внутренние воды России. Этого времени более чем достаточно для применения п.1 ст. 111 Конвенции ООН 1982 г., который гласит:

«1. Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства».

Представляется, что таких оснований у Береговой охраны (компетентных властей России) было более чем достаточно. Следует отметить, что в данном случае согласно этой ст. 111 преследование могло продолжаться через все Черное море до территориального моря другого государства (например, Украины или Турции).

Естественно, что это преследование осуществляется не ради самого преследования, а для «задержания судна в пределах юрисдикции этого государства и конвоирования его в порт этого государства». Причем не имеет значения, где было задержано судно – в «нейтральных» или «международных» водах (версия Запада), если преследование нарушителя осуществлялось в соответствии с положениями ст. 111 Конвенции ООН 1982 г.

В 21:06 сторожевой корабль «Изумруд» задержал бронекатер «Бердянск». В 21:15 сторожевой корабль «Дон» задержал морской буксир «Яны Капу», а в 21:27 был остановлен и в 23:21задержан сторожевым кораблем «Дон» бронекатер «Никополь». А дальше идет судебное разбирательство по федеральному законодательству о нарушении государственной границы России, поскольку, как указывалось выше, в данном случае о «мирном проходе» в рамках положений Конвенции ООН 1982 г. и речи быть не может.

«Беспрепятственный» проход

География Азовского моря такова, что оно соединяется с остальными водами Мирового океана только одним узким проходом – Керченским проливом. То есть, даже если бы воды Азовского моря относились к территориальному морю, география моря не дает возможности судну осуществить «сквозной» проход через него с целью пересечения и выхода за пределы территориального моря в месте ином, чем то, где «вошел». Иными словами, через территориальное море России (и Украины до 2014 г.), перекрывающее вход в Керченский пролив, свободный и бесконтрольный проход (только ради пересечения этих морей), как он обозначен в подразделе А раздела 3 части II Конвенции ООН (статьи 17-26), осуществляться не может.

С другой стороны, проход для морских судов по Керченскому проливу возможен только по Керчь-Еникальскому каналу с ограниченными возможностями для пропуска судов. Например, движение в самой его узкой части может осуществляться попеременно: сначала в одну сторону, затем в другую.

Статья 1 «Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» от 24 декабря 2003 года гласит:

«1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом РФ или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

2. Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него».

Ссылаясь на эти положения, политики Украины, Европы и США обвиняют Россию в нарушении свободы судоходства и права на «беспрепятственный» проход через Керченский пролив, при этом существенно искажая эти понятия.

Ведь свобода судоходства и «беспрепятственный» проход сами по себе не отменяют положения и нормы Конвенции о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72) и Конвенции ООН 1982 г. (раздел о мирном проходе в территориальном море).

Представим себе, что власти города (мэрия, муниципалитет) договорились с ГИБДД (дорожной полицией) об обеспечении беспрепятственного движения транспорта по улицам города. Разве эта договоренность отменяет ПДД (Правила дорожного движения)? Разумеется, нет. И водитель транспортного средства обязан останавливаться на красный свет светофора, останавливаться, чтобы пропустить пешеходов на нерегулируемом перекрестке, останавливаться по требованию инспектора ГИБДД, выполнять его указания и, если потребуется, обеспечить ему досмотр транспортного средства.

Тоже самое происходит в Керченском проливе. Все суда (включая российские) обязаны соблюдать правила, установленные для прохода Керчь-Еникальским каналом, выполнять требования СУДС и Береговой охраны ФСБ России.

И в этой связи инцидент 25 ноября 2018 года однозначно является провокацией Украины и нарушением именно ею норм международного права.

Двойной стандарт

Выше уже приводились образцы двойных стандартов «цивилизованного» сообщества в связи с инцидентом в Керченском проливе. Вот еще несколько примеров.

27 ноября (через два дня после инцидента) выступая на Берлинской конференции по вопросам безопасности, министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен заявила:«Россия должна обеспечить свободный проход по водным путям и отказаться от несоразмерных действий».

Германия во всем поддерживает Украину, закрывая глаза на гражданскую войну с многочисленными жертвами среди мирного населения и агрессивную губительную политику по отношению к народу Украины со стороны властей во главе с Порошенко. Также как Украина, Германия считает территорию Крыма «оккупированной» Россией. Напомним, что неотъемлемой частью территории является и территориальное море, прилегающее к Крымскому полуострову. Признание сухопутной территории Крыма «оккупированной», а прилегающего к ней территориального моря – свободным от «оккупации» и принадлежащем Украине, где она «имеет право» осуществлять любую деятельность, – это уже за гранью разумного и за любой «красной чертой».

Во времена Великой Отечественной войны, когда войска Гитлера заключили Ленинград в блокаду с юга, а войска его «союзника» Маннергейма – с севера, в 40 км к западу от Ленинграда на южном берегу Финского залива была в блокаде, но так и не захваченная немцами территория, которая называлась «Ораниенбаумский пятачок»7. Центр плацдарма приходился на форт Красная Горка8, а его ширина составляла в среднем 25 км (от побережья Финского залива до линии фронта).

Представим себе, что Генштаб Красной армии решил направить в помощь защитникам Ораниенбаумского пятачка танковую колонну через оккупированную территорию. Исходя из заявления Урсулы фон дер Ляйен, Германия должна была «обеспечить свободный проход» этой колонне и «отказаться от несоразмерных действий».

Г-же Меркель, мечтающей о восстановлении национальной армии, можно только посочувствовать. Сможет ли немецкая армия обеспечить безопасность государства, если у ее министра обороны такое «стратегическое» мышление?

Страны Евросоюза, НАТО и США призвали Россию «восстановить» свободу прохода судов в Керченском проливе и вернуть «захваченных» моряков и корабли Украине.«Цивилизованный» Запад в очередной раз цинично и в форме ультиматума требует от России отказаться от суверенитета, отпустить всех нарушителей государственной границы, норм международного права и национального законодательства, особенно если они – граждане Украины.

«Цивилизованный и демократический» Запад во главе с США отказывают России в охране государственных границ от ее реальных нарушителей, в то время как Трамп на границе США строит бетонные стены и опутывает ее «бритвенной» проволокой, направляет к границе 15-тысячную военную группировку и грозится никого не впустить, потому что у США есть предположения, что в «караване мигрантов» скрываются преступники и террористы. А тому, кто «бросит в полицейского камень», грозит длительным тюремным сроком.

«Цивилизованный и демократический» Запад во главе с США отказывают России в законном разбирательстве и судебном производстве, требуя немедленного освобождения «невинно заточенных моряков», в то время как М. Бутина более полугода подвергается пыткам в застенках США, а американская Фемида все никак не может выбить из нее признание в «шпионской» деятельности. Ведь у судебной системы США весомых доказательств нет, одни предположения, замешанные на русофобии.

Некоторые «умеренные» украинские эксперты говорят о гуманизме и необходимости «помилования» мальчишек, посланных Порошенко на провокацию с «запланированным» им исходом. Но нельзя помиловать того, кто еще не осужден. Другие «эксперты» (например, такие как Запорожский), представляющие агрессивные националистические силы в украинской власти, кричат на ток-шоу, что ребята – предатели, нарушили свою воинскую присягу уже тем, что не открыли огонь при приближении российских пограничных кораблей.

По мнению автора, гуманизм к этим ребятам (и их родным и близким) будет заключаться в том, чтобы за конкретные нарушения госграницы, норм международного права и российского законодательства осудить ребят на несколько лет, а когда обстановка на Украине «нормализуется» – помиловать. Иначе, вполне вероятно, их может ожидать участь Н. Савченко9.

Побесновавшись и введя новые «санкции» против России, «цивилизованный» Запад быстро «забудет» этих моряков, как «забыл» национального героя Украины, члена постоянной делегации Украины в ПАСЕ Н. Савченко, объявившую голодовку теперь уже в застенках СБУ.

Заключение

Статья 31 Конвенции ООН 1982 г. гласит:

«Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм международного права».

Представляется целесообразным параллельно с судебным процессом над задержанными нарушителями подготовить в международные судебные инстанции иск к Украине в соответствии с указанной статьей о возмещении России ущерба за лечение и содержание задержанных украинцев, поддержание «живучести» арестованных судов, ремонт судна Береговой охраны, вынужденного осуществить «навалы» на украинский буксир, меры по перекрытию канала сухогрузом, ущерб от остановки движения по Керчь-Еникальскому каналу, судебные издержки и т.д. Причем просить суд определить данный инцидент не только как явное нарушение положений и норм международного права, но и как преднамеренную провокацию со стороны Украины против суверенитета России.

И это будет достойный ответ не только Украине, особенно в связи с ее иском в Арбитражный трибунал о якобы нарушениях Россией положений и норм Конвенции ООН 1982 г., но и всем западным злопыхателям о некой российской «агрессии».

От редакции. 19 декабря 2018 года Секретарь совета национальной безопасности Украины – Турчинов (в период действующего военного положения – 2-е лицо государства после Порошенко) в интервью журналистам анонсировал «в ближайшее время» повторение прохода кораблей ВМС Украины через Керченский пролив с приглашением на них представителей мирового сообщества (предположительно из ОБСЕ) для «фиксирования нарушения» Россией норм международного права и «агрессии» России. Если вновь будет нарушены государственная граница России и действующие правила прохождения через внутренние воды России, установленные в строгом соответствии с положениями международного права – ответ будет соответствующий.

1. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года. Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года, ратифицирована Россией ФЗ от 26 февраля 1997 года № 30-ФЗ.

2. ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1997 г. № 155-ФЗ и ФЗ «О Государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. № 4730-I.

3. Закон № 7017 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. За повторное правонарушение или незаконное пересечение украинской границы группой лиц вводится ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, незаконный въезд в страну с оружием предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок от пяти до восьми лет.

4. Например, о проходе черноморскими (турецкими) проливами необходимо уведомлять за 7 суток, а о проходе балтийскими проливами – за 8 суток.

5. В отношении хронологии событий в Керченском проливе использованы материалы с официального сайта ФСБ России:http://www.fsb.ru/fsb/press.htm

6. П. 3 ст. 25 Конвенции ООН 1982 г.: «Прибрежное государство может без дискриминации по форме или по существу между иностранными судами временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности…».

7. Ораниенбаумский пятачок (также известен как Ораниенбаумский плацдарм, Приморский плацдарм, Таменгонтская республика, Лебежинская республика, Малая Земля, немцы называли его Ораниенбаумским котлом) – назван по городу Ораниенбаум (с 1948 г. – Ломоносов), находящемуся внутри «пятачка».

8. Радиус действия орудий форта фактически определял дальность расположения немецких позиций. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм).

9. Надежда Савченко 21 марта 2016 года осуждена Донецким городским судом Ростовской области «за причастность к убийству журналистов ВГТРК» на 22 года. За время судебного разбирательства избрана депутатом Верховной рады (с 27 ноября 2014 г.), ей присвоено звание Героя Украины (2015). Помилована Указом Президента России от 25 мая 2016 года. 22 марта 2018 года арестована СБУ в здании Верховной рады Украины по подозрению в организации госпереворота и терактов.

Морской флот №6 (2018)


Вернуться к разделу Актуальные статьи

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...