Черное море под экологическую защиту

Морские порты
Черное море под экологическую защиту

Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истребление морских обитателей и их гибель достигли опасного предела. Не обошла стороной эта беда и Черное море, о чем с озабоченностью говорили участники состоявшегося в конце октября в Новороссийске круглого стола «Международный день Черного моря – 2018. Охрана окружающей природной среды на морском транспорте в Черноморском бассейне», приуроченного к 23-ей годовщине Международного дня Черного моря.

В заседании приняли участие представители контролирующих природоохранных структур, капитаны морских портов северо-восточного побережья Черного моря, члены Общественной палаты муниципального образования город-герой Новороссийск, представители предприятий морской отрасли, научных, образовательных и общественных организаций.

Владимир Меланин, Новороссийск

Открывая заседание круглого стола, заместитель руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Виталий Харченко акцентировал внимание собравшихся на одной из важных функций служб капитанов морских портов, которую они должны неукоснительно исполнять, – обеспечении экологической безопасности.

Выступившие на заседании затронули целый ряд проблем, таких как состояние экосистемы Черного моря, особенно прибрежных районов от Тамани и Анапы до Туапсе; наиболее актуальные экологические проблемы современного этапа развития данных территорий; формирование приоритетных направлений снижения антропогенной нагрузки и предотвращения деградации черноморских экологических систем и другие.

Мониторинг и контроль за сбросами с судов

Руководитель группы предупреждения, предотвращения и организации ликвидации загрязнения акватории морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря» Вячеслав Берд-ников посвятил свое выступление организации системного управления экологической безопасностью и международного сотрудничества в рамках Бухарестской конвенции по защите Черного моря от загрязнений.

Основной упор в докладе был сделан на работе морского транспорта и деятельности ФГБУ «АМП Черного моря», которое в сфере экологии руководствуется документами и рекомендациями Черноморской комиссии по защите морской среды от загрязнений. Специалисты учреждения активно участвуют в работе экспертных групп Черноморской комиссии, за что комиссия отметила работу Администрации настольной медалью «За выдающийся вклад в защиту Черного моря от загрязнений». Кроме того, управление экологической безопасностью Администрацией осуществляется в рамках других международных документов в данной сфере, а также в соответствии с национальным законодательством.

Как отметил В.Бердников, Черное море, и в частности акватории морских портов, наделены статусом особого района, в котором запрещен сброс нефтесодержащих вод, за исключением случаев, когда они не связаны с грузом, соблюдаются условия нахождения судов в движении, они оборудованы фильтрационными устройствами с глубиной очистки не более 15 ppm, снабжены сигнализацией и автоматическими устройствами прекращения сброса.

В Черном море впервые в мировой практике реализована программа мониторинга нефтяных загрязнений на базе спутниковых данных и систем АИС, внедрен в практику автоматизированный сервис «Космоснимки – Черное море», с помощью которого с большой точностью определяются места загрязнений, их источники, или суда-нарушители.

Реализация программы космического контроля нефтяных загрязнений дала мощный дисциплинирующий эффект по предупреждению нелегальных сбросов с судов, последовавший после расследования ряда эпизодов причастности судов к загрязнению моря на подходах к порту Новороссийск, уведомления об этом судовладельцев и администраций государств флага, а также предания их гласности в СМИ (сброс сточных вод, согласно приложению IV MK MARPOL-73-78, допускается на ходу с судов за пределами территориальных вод).

Что касается судового мусора, то, как подчеркнул В.Бердников, с 2015 года ужесточены требования к судовладельцам и капитанам судов в отношении его утилизации. Мусор подлежит обязательной сдаче на приемные сооружения в портах. Например, в порту Новороссийск с 2009 года действует план управления приемными сооружениями для судовых отходов, адаптированный под международную и национальную нормативные базы, осуществляется входной контроль накопления судовых отходов при заходе судов в порт и контроль сдачи отходов на выход судов из порта.

Особая ответственность в курортный сезон

Более детально о работе по защите акваторий черноморских портов рассказали представители их портовых властей. Врио капитана морского порта Анапа Дмитрий Кабанов и главный инспектор государственного портового контроля (ГПК) морского порта Геленджик Игорь Загреба проинформировали об ужесточении требований экологического законодательства в их портах в связи с тем, что порты находятся на территориях городов-курортов. Естественно, это накладывает на портовые власти особую ответственность.

Так, экологический контроль акватории порта Анапа осуществляется ежедневно путем патрулирования катерами с последующим докладом капитану порта о замеченных нарушениях. Кроме того, каждые 4 часа инспекторы ИГПК обходят портовые причалы и осматривают прилегающие к ним участки акватории с целью обнаружения загрязнений. За обязательное правило взят контроль бункеровки судов. На случай разливов всегда наготове специальная техника и люди.

Аналогичные задачи решает и Служба капитана порта Геленджик. Этот город-курорт только летом принимает около 4 млн отдыхающих и туристов. Вот почему, по словам И.Загребы, очень важна экологическая безопасность, ведь малейшая аварийная ситуация с каким-либо судном может привести к загрязнению бухты и срыву курортного сезона, который длится здесь круглый год.

Вместе с тем, в курортных портах есть проблемы, требующие незамедлительного решения. Из года в год здесь растет количество маломерных судов, используемых как для личного отдыха на море, так и с коммерческими целями, что создает угрозу для безопасности судоходства и чистоты моря. С целью упорядочения движения маломерных судов и плавсредств, а также контроля их передвижения необходимы особые меры, в том числе законодательного характера.

Что касается портов Новороссийск и Туапсе, то здесь, по словам заместителя капитана порта Новороссийск Игоря Пушко и капитана порта Туапсе Игоря Хочолавы, наряду с задачами обеспечения безопасного отдыха людей, приезжающих в прилегающие к акваториям портов санатории, пансионаты, детские лагеря, приходится решать проблемы куда более сложные, так как здесь расположены мощные грузовые терминалы и осуществляется заход и обработка крупнотоннажного грузового флота.

Так, в порту Туапсе разработана и введена в эксплуатацию система орошения для предотвращения пыления при перегрузке угля, а периметр сухогрузного района огражден пылезащитными экранами. Нефтерайон оснащен системой рекуперации газов. Недавно порт приобрел два специализированных судна экологической защиты, которые, по словам И.Хочолавы, весьма пригодились для ликвидации последствий стихийного подтопления города и загрязнения моря в конце октября этого года, вызванных шквалистым ветром и сильнейшим дождем. В нас-тоящее время акватория морского порта Туапсе полностью очищена от привнесенного стихией городского мусора и отходов.

Сложность решения экологических вопросов в Новороссийском порту, крупнейшем в России и третьем в Европе по грузообороту, проистекает из постоянного наращивания его мощностей, объемов переработки грузов и судозаходов. В настоящее время порт переваливает более 148 млн тонн грузов в год, из которых 93 млн тонн – нефть и нефтепродукты. При этом, по словам И.Пушко, при грузовых операциях и бункеровке судов в последние годы не допущено крупных загрязнений моря, а отдельные мелкие загрязнения быстро устранялись без какого-либо ущерба морю, городу и пляжам.

Как отметил капитан морского порта Новороссийск Евгений Тузинкевич, для поддержания всех сил экологичес-кого реагирования в морских портах регулярно проводятся учения и тренировки. Например, в 2017 году в порту Новороссийск их проведено более 70. Порт приобрел оборудование для уборки причалов и водяные пушки для снижения пыления на площадках хранения. Если раньше горожане и отдыхающие жаловались на пыление из порта и замазучивание пляжей, то в последние годы таких случаев не было. Научились перегружать и пылившие ранее зерновые грузы: теперь таких случаев нет, нет и нареканий.

На круглом столе были подняты вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов-экологов. Об этом говорили профессор кафедры «Техносферная безопасность на транспорте» Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф.Ушакова Ирина Берёза и доцент этого университета, к.т.н. Николай Чура.

Они подчеркнули, что важной стороной работы вуза является реализация задач экологической направленности в транспортной сфере. В тематике курсовых и научных работ постоянно присутствуют вопросы экологии моря, объектов морского транспорта, инфраструктуры портов и терминалов.

Университет ведет подготовку и переподготовку спасателей по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). Только в 2017 году аттестовано более 200 таких специалистов. Сейчас в университете изучается вопрос подготовки специалистов по направлению «Защита в чрезвычайных ситуациях». Разумеется, это новые специалисты современного уровня, владеющие новейшими технологиями и методами экологической защиты окружающей среды, в первую очередь морской.

О проблемах охраны моря говорили и другие выступающие, в том числе член Общественной палаты муниципального образования город-герой Новороссийск Татьяна Митина, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, начальник Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Юлия Шершень, научный сотрудник Южного научного центра РАН, к.б.н. Ольга Ясакова.

В частности, О.Ясакова дала развернутую картину состояния биосферы Черного моря, а также влияния человека на морскую флору и фауну. Так, если в древности море изобиловало такими ценными видами рыб, как осетр, лосось, камбала-калкан и многие другие, то к середине XX века они полностью исчезли в результате человеческой деятельности и бесконтрольного лова. Особенно «отличились» в уничтожении запасов рыбы турки, но и советские рыбаки не остались в стороне. Из 26 видов промысловых рыб, обитавших в Черном море в 60-х годах прошлого века, по данным программы ООН по окружающей среде, лов только 6 видов не утратил рентабельности.

Еще одна причина – загрязнение моря бытовыми и промышленными сточными водами. Так, полное исчезновение скумбрии и тунца произошло от того, что на пути миграций рыб из Мраморного моря в Черное стоит мощный «химический барьер» – гигантский многомиллионный город Стамбул, в густонаселенных районах которого нет очистных сооружений, и все неочищенные стоки сливаются прямо в пролив Босфор.

Негативно сказывается на рыбных запасах и перелов. И еще. Несколько десятков лет назад в Черное море на корпусах судов и с балластными водами завезли вредного вселенца – гребневика мнемиопсиса, размножившегося и приспособившегося к новым для него условиям. Прожорливый гребневик, питающийся не только планктоном, но и икрой и личинками рыб, постепенно лишил черноморскую рыбу кормовой базы и потомства. К счастью, после такого же вселения еще одного гребневика – берое – численность мнемиопсиса резко снизилась, так как берое им питается.

К настоящему времени в Черном море зарегистрировано 142 вида вселенцев, в том числе 29 видов планктонных водорослей, 38 – водорослей-макрофитов, 39 – беспозвоночных. Подавляющее большинство из них являются вредными, наносящими огромный ущерб флоре и фауне.

Вместе с тем, О.Ясакова отметила, что в последнее время наблюдается процесс оздоровления моря. Экономический кризис 90-х годов способствовал снижению химического загрязнения, снизилась частота цветения морской воды, постепенно стала восстанавливаться донная растительность и, как следствие, увеличиваться рыбные запасы. Однако радоваться рано – процесс оздоровления может прерваться в любой момент очередным необдуманным вмешательством человека в естес-твенную жизнь моря.

И все же общий настрой участников круглого стола можно считать оптимистичным, потому что все выступления участников содержали положительные моменты, связанные с пониманием необходимости заниматься защитой окружающей среды и с успехами в решении экологических проблем там, где это стало не только профессиональной обязанностью, но и зовом сердца. Остается надеяться, что с наступлением бурного экономического роста в России и, соответственно, расширением портовой деятельности в Черном море обратного негативного процесса не последует.

Фото: Артур Папян

Морские порты №8 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» (далее – холдинг «РЖД») по...

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...