«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

Морской транспорт
«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Танкер» (г. Нижний Новгород) в порту Херсон. 10 августа он был незаконно задержан береговыми властями Украины при выполнении перевозки гидроочищенного дизельного топлива HPGO в адрес компаний Maddox SA (Швейцария) и Maddox Ukraine (Украина). Задержание было осуществлено в нарушение Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины капитан танкера «Механик Погодин» за трое суток до прибытия в порт направил уведомление о заходе и получил разрешение Администрации (капитана) порта через агента – украинскую компанию «Инфлот-Херсон». Уведомления и дополнительные запросы от уполномоченных властей Украины в лице СБУ и Администрации порта в ответ не поступали. Но сразу после постановки к причалу «Механику Погодину» было запрещено покидать акваторию украинского порта. Законные основания для задержания, предусмотренные как международным, так и украинским правом, предъявлены не были. Хотя запрет пограничной службы Украины на выход судна из порта Херсон и отказ капитана порта в выдаче разрешения на выход до сих пор в силе…

Мария Сорокина, спецкор

Спустя три дня

Срок трехдневного запрета, вынесенного Администрацией (капитаном) порта, истек вечером 13 августа. Утром 14 августа грузополучатели – Maddox SA (Швейцария) и Maddox Ukraine (Украина) – повторно пытались растаможить груз, прибывший на танкере, однако, таможня добро не дала, как и комментариев о причинах отказа. В дополнение к этому, капитан порта вынес новый запрет на выход судна из порта, ссылаясь на ст. 91 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и письмо Государственной пограничной службы Украины. Нарушения, которые могли бы стать основанием к законному применению капитаном порта данной статьи КТМ, отсутствовали.

Ни на момент захода судна в порт, ни к концу четвертого дня его задержания в херсонском порту претензий о допущенных нарушениях к судну и его экипажу не было предъявлено. В адрес Администрации (капитана) порта, пограничной и таможенной служб и СБУ Украины компанией были направлены уведомления о незаконности и необоснованности задержки судна, а также ответственности за вызванные этим убытки.

Остался у причала

17 августа к теплоходу прибыла группа лиц, представившихся инспекцией портового контроля для проверки анонимной жалобы о «неудовлетворительном состоянии судна», якобы поступившей от одного из членов экипажа. В связи с отсутствием правовых оснований, группа на танкер допущена не была.

Ранее капитан теплохода представил в Администрацию порта заявления всех членов экипажа об отсутствии претензий к содержанию судна, пожарной безопасности и трудовым взаимоотношениям с работодателем. Более того, в июле этого года судно успешно прошло проверку в украинском порту Южный на предмет соблюдения требований Парижского меморандума. Информация об этом факте была доступна Администрации порта Херсон.

Это была уже не первая попытка лиц с неподтвержденными полномочиями проникнуть на судно, что давало команде основания для опасения касательно возможных провокаций и силового захвата танкера. Так, 16 августа, группа лиц, представившихся сотрудниками СБУ и Пограничной службы Украины, попыталась подняться на борт «Механика Погодина» с намерением осуществить проверку, не объяснив ее цели. Следом попытку пройти на судно предприняли «экологи» в связи с якобы поступившим на горячую линию звонком от неизвестного источника. Обе группы не предъявили документы, подтверждающие полномочия для проверки, и во избежание провокаций на танкер допущены не были.

Капитан теплохода Михаил Замятин впоследствии пояснил:

– После объявления запрета на выход судна из Херсонского порта и откровенного молчания портовых властей о причинах подобных решений, к нам неожиданно поступила информация от украинских морских профсоюзов о том, что якобы кто-то из членов нашей команды по телефону пожаловался на плохие условия содержания. Естественно, мы в эту избитую уловку не поверили, ожидали провокаций, которые не заставили себя долго ждать: в тот же день вместо представителей профсоюзов к нам пришли «экологи». 11 крепких мужчин, в черных очках, с характерной прической и выправкой… Сказали, что мы «пошкоджуємо» экологию акватории Днепра какими-то «плямами», и потребовали пустить их на борт, мотивируя свои действия имейлами, которые они утром отправили нашим агентам в порту. При этом «экологи» путались даже в самых элементарных понятиях, применяемых в области соблюдения экологической безопасности на водном транспорте. Они даже не смогли указать на конкретное место загрязнения, которое, видимо, сами и придумали. Причем присутствующие среди «экологов» украинские силовики даже не особо скрывались: мы сразу определили в их числе сотрудника СБУ, который за несколько дней до этого сообщал нам о запрете выхода судна из порта.

Капитаном танкера был подан морской протест в связи с незаконным задержанием судна у причала нефтеналивного терминала порта Херсон в адрес портовых властей, пограничной и таможенной служб.

Вечером 17 августа капитан судна в третий раз подал заявку на отход, обозначив время – 21:00. Однако со стороны портовых властей какого-либо ответа не последовало, и танкер остался у причала.

Дело в санкциях?

Неофициальные претензии к судну со стороны портовых властей поступали хаотично. Среди них были: нарушение санкционного режима, неисправное состояние судна, загрязнение воды в акватории порта, нарушение таможенного и пограничного режимов и пр. Однако ни одно из них, в силу надуманности, не было подтверждено документально.

Через 10 дней с момента блокировки формальный повод был все-таки найден – финансирование строительства судна в 2011 году лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг», которая входит в санкционные списки Украины. Никого не интересовало, что с момента спуска на воду «Механик Погодин» находится на балансе, а также оперативном и коммерческом управлении компании «В.Ф. Танкер», не находящейся ни под какими санкциями. Только она несла и несет ответственность за все действия экипажа, риски эксплуатации судна, владеет им и распоряжается в текущей деятельности. Для снятия формальных причин «В.Ф. Танкер» переоформил остатки финансирования лизингодателя «ВЭБ-лизинг» на себя и с 20 августа по настоящее время титульное право собственности также принадлежит ООО «В.Ф.Танкер».

Такой формальный подход со стороны властей Украины затрагивал интересы грузовладельца, экипажа и судовладельца, но никак не касался собственно компании «ВЭБ-лизинг».

Экипаж в чрезвычайных обстоятельствах

22 августа представители руководства «В.Ф. Танкера» провели встречу с экипажем. Команда подтвердила, что чувствует себя хорошо, обеспечена всем необходимым, имеет возможность покидать судно и в любое время связываться с близкими. Хотя сложившаяся ситуация ее, конечно же, беспокоила.

– Когда судно заблокировано в порту другой страны и ему многократно отказывают в бункеровке, условия несения вахты экипажем трудно назвать приемлемыми, – рассказывал капитан Михаил Замятин. – Из-за отсутствия топлива в режиме строгой экономии электроэнергии была, например, отключена система кондиционирования, из-за чего температура в помещениях судна в дневные часы поднималась до 35 градусов. Прибавьте сюда постоянные провокации с украинской стороны, многочисленные неоднократные попытки провести то одну, то другую проверку людьми, не способными официально подтвердить свои полномочия на это…

23 августа компания «В.Ф. Танкер» была приглашена в офис СБУ в Херсоне под предлогом обсуждения юридических вопросов. Вместо этого сотрудник СБУ Григорий Вольвач и следователь Сергей Миглатий вручили прибывшему представителю компании два документа на украинском языке, добавив, что он является свидетелем по «универсальному» уголовному делу № 42014000000001194*, а документы – это повестки на допрос 28 и 29 августа. Таким образом, спецслужбы Украины по-прежнему уклонялись от обсуждения правовых основ задержания судна.

Иск в суд

Исчерпав все возможные варианты досудебного решения вопроса, ООО «В.Ф. Танкер» подало иск в Херсонский окружной административный суд на Азово-Черноморское региональное управление Государственной пограничной службы Украины и капитана Херсонского морского порта.

Тем не менее, СБУ и портовые власти опровергают свою причастность к инциденту. Руководитель Управления взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью СБУ О. Гитлянская заявила в официальном ответе информационному агентству ТАСС: «Служба безопасности Украины решений относительно задержания судна «Механик Погодин» и экипажа не принимала». Так, кто же принял решение и, следовательно, несет ответственность за незаконное удержание в порту Херсон российского танкера «Механик Погодин»?!

Херсонский административный суд в ходе подготовки рассмотрения иска удовлетворил ходатайство представителя президента Украины в Крыму Бориса Бабина о вступлении в дело в качестве третьего лица на стороне ответчиков. Напомним, что именно Борис Бабин первым из украинских чиновников стал публично требовать ареста «Механика Погодина» после захода судна в морской порт Херсон, а его заместитель Изет Гданов настаивал на трехлетнем задержании танкера.

Последние события

Назначенное на 19 октября 2018 года первое заседание по иску было перенесено на 24 октября. Судья Херсонского окружного административного суда принял решение об отложении дела в связи с непредставлением ответчиками запрошенных документов, которые необходимы для оценки обстоятельств дела. К делу не были приложены письма Службы безопасности Украины, на которые ссылается Азово-Черноморское региональное управление погранслужбы Украины и которые запрещают выход танкера «Механик Погодин» из порта Херсон. По заявлениям представителей погранслужбы, «данные документы содержат служебную информацию с грифом ограничения доступа, в связи с чем не подлежат разглашению третьим лицам».

Второй ответчик по делу – капитан Херсонского морского порта – на первое заседание не явился. Представителей с его стороны также не было.

– Мы очень надеемся на справедливое решение, на то, что суд будет объективен, что буква закона для всех одинакова. И что «Механик Погодин» наконец-то вернется на Родину. Хочется верить, что херсонский суд будет беспристрастным, непредвзятым и справедливым, – поделился капитан Михаил Замятин.

Перенесенное на 24 октября судебное слушание состоялось. По его итогам срок рассмотрения дела был продлен на один месяц. В связи со сложностью по решению судьи вместо процедуры упрощенного искового производства дело будет рассмотрено в порядке общего искового производства коллегиальным составом суда. Следующее судебное заседание назначено на 14 ноября 2018 года.

По материалам пресс-службы ООО «В.Ф. Танкер» и интернет-сайтов

Украина заявила об аресте судна с российским грузом в Мариуполе

В Мариуполе Донецкой области арестована продукция Алчевского металлургического комбината (г. Алчевск, ЛНР), которую из РФ перевозило судно под флагом Либерии, сообщил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.

«В порту Мариуполя арестовано свыше 3000 тонн продукции захваченного оккупантами Алчевского меткомбината, которая перевозилась судном под флагом Либерии из российского порта в Бельгию. Причастные лица будут привлекаться к ответственности по статье УК за финансирование терроризма», – написал он в своем фейсбуке. При этом Луценко отметил, что это «наш ответ санкциям».

*«Универсальное» уголовное дело № 42014000000001194 было возбуждено в 2014 году Генеральной прокуратурой Украины по трем статьям – нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее, злоупотребление властью или служебным положением и государственная измена. Реестр судебных решений Украины содержит более 100 процессуальных решений, в рамках этого дела арестовано несколько судов, произведены многочисленные обыски, выемки и допросы по различным эпизодам. Универсальным это уголовное дело называется потому, что используется как инструмент правоохранительных органов для проведения следственных действий по всей Украине, когда объективных аргументов для их проведения нет.

Морской флот №5 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Попавшая под санкционное подозрение судоходная компания заявила, что работает только в РФ

Попавшая под санкционное подозрение судоходная компания заявила, что работает только в РФ Судоходная компания «Алиса», судно которой попало под подозрения в нарушении санкционного режима в о...

Медведев назначил Дмитрия Зверева заместителем главы Минтранса РФ

Медведев назначил Дмитрия Зверева заместителем главы Минтранса РФ Документ подписан 21 марта и опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник.&n...

Российская экономика

Медведчук попросил Медведева начать прямые поставки газа Украине

Медведчук попросил Медведева начать прямые поставки газа Украине Украине нужны прямые поставки газа из России, считает глава политсовета партии «Оппозиционная платфо...

На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 294 партии рыбной продукции

На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 294 партии рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

Туапсинский зерновой терминал вошел в число лучших отечественных стивидорных компаний

Туапсинский зерновой терминал вошел в число лучших отечественных стивидорных компаний АО «Туапсинский зерновой терминал» (ТЗТ, входит в ГК ТМТП) стал лауреатом ежегодного отрасле...

Северо-Западному бассейновому филиалу переданы средства навигационного оборудования в морском порту Высоцк

Северо-Западному бассейновому филиалу переданы средства навигационного оборудования в морском порту Высоцк В частности, филиалу переданы 5 светящих навигационных знаков, расположенных на мысе Вепревский о. С...




Морской транспорт

«Умную плавучую заправочную станцию» представят на VII Международном морском бизнес-форуме СИ МБФ 2019 в Севастополе

«Умную плавучую заправочную станцию» представят на VII Международном морском бизнес-форуме СИ МБФ 2019 в Севастополе Заправочная станция по уровню своей автоматизации и безопасности не имеет аналогов в мире.

Ледокол «50 лет Победы» совершит в 2019 году пять туристических рейсов к Северному полюсу

Ледокол «50 лет Победы» совершит в 2019 году пять туристических рейсов к Северному полюсу Первый круизный рейс запланирован на   середину июня. Путешествие занимает около 11 суток...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

«ТрансКонтейнер» отправил первый контейнерный поезд со станции Трофимовский-2

«ТрансКонтейнер» отправил первый контейнерный поезд со станции Трофимовский-2 Контейнерный поезд, отправленный 18 марта  со станции Трофимовский-2 Приволжской железной ...

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок Первая грузовая компания (ПГК) по итогам 2018 года заняла первое место в рейтинге INFOLine R...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...