«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

Морской транспорт
«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Танкер» (г. Нижний Новгород) в порту Херсон. 10 августа он был незаконно задержан береговыми властями Украины при выполнении перевозки гидроочищенного дизельного топлива HPGO в адрес компаний Maddox SA (Швейцария) и Maddox Ukraine (Украина). Задержание было осуществлено в нарушение Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины капитан танкера «Механик Погодин» за трое суток до прибытия в порт направил уведомление о заходе и получил разрешение Администрации (капитана) порта через агента – украинскую компанию «Инфлот-Херсон». Уведомления и дополнительные запросы от уполномоченных властей Украины в лице СБУ и Администрации порта в ответ не поступали. Но сразу после постановки к причалу «Механику Погодину» было запрещено покидать акваторию украинского порта. Законные основания для задержания, предусмотренные как международным, так и украинским правом, предъявлены не были. Хотя запрет пограничной службы Украины на выход судна из порта Херсон и отказ капитана порта в выдаче разрешения на выход до сих пор в силе…

Мария Сорокина, спецкор

Спустя три дня

Срок трехдневного запрета, вынесенного Администрацией (капитаном) порта, истек вечером 13 августа. Утром 14 августа грузополучатели – Maddox SA (Швейцария) и Maddox Ukraine (Украина) – повторно пытались растаможить груз, прибывший на танкере, однако, таможня добро не дала, как и комментариев о причинах отказа. В дополнение к этому, капитан порта вынес новый запрет на выход судна из порта, ссылаясь на ст. 91 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и письмо Государственной пограничной службы Украины. Нарушения, которые могли бы стать основанием к законному применению капитаном порта данной статьи КТМ, отсутствовали.

Ни на момент захода судна в порт, ни к концу четвертого дня его задержания в херсонском порту претензий о допущенных нарушениях к судну и его экипажу не было предъявлено. В адрес Администрации (капитана) порта, пограничной и таможенной служб и СБУ Украины компанией были направлены уведомления о незаконности и необоснованности задержки судна, а также ответственности за вызванные этим убытки.

Остался у причала

17 августа к теплоходу прибыла группа лиц, представившихся инспекцией портового контроля для проверки анонимной жалобы о «неудовлетворительном состоянии судна», якобы поступившей от одного из членов экипажа. В связи с отсутствием правовых оснований, группа на танкер допущена не была.

Ранее капитан теплохода представил в Администрацию порта заявления всех членов экипажа об отсутствии претензий к содержанию судна, пожарной безопасности и трудовым взаимоотношениям с работодателем. Более того, в июле этого года судно успешно прошло проверку в украинском порту Южный на предмет соблюдения требований Парижского меморандума. Информация об этом факте была доступна Администрации порта Херсон.

Это была уже не первая попытка лиц с неподтвержденными полномочиями проникнуть на судно, что давало команде основания для опасения касательно возможных провокаций и силового захвата танкера. Так, 16 августа, группа лиц, представившихся сотрудниками СБУ и Пограничной службы Украины, попыталась подняться на борт «Механика Погодина» с намерением осуществить проверку, не объяснив ее цели. Следом попытку пройти на судно предприняли «экологи» в связи с якобы поступившим на горячую линию звонком от неизвестного источника. Обе группы не предъявили документы, подтверждающие полномочия для проверки, и во избежание провокаций на танкер допущены не были.

Капитан теплохода Михаил Замятин впоследствии пояснил:

– После объявления запрета на выход судна из Херсонского порта и откровенного молчания портовых властей о причинах подобных решений, к нам неожиданно поступила информация от украинских морских профсоюзов о том, что якобы кто-то из членов нашей команды по телефону пожаловался на плохие условия содержания. Естественно, мы в эту избитую уловку не поверили, ожидали провокаций, которые не заставили себя долго ждать: в тот же день вместо представителей профсоюзов к нам пришли «экологи». 11 крепких мужчин, в черных очках, с характерной прической и выправкой… Сказали, что мы «пошкоджуємо» экологию акватории Днепра какими-то «плямами», и потребовали пустить их на борт, мотивируя свои действия имейлами, которые они утром отправили нашим агентам в порту. При этом «экологи» путались даже в самых элементарных понятиях, применяемых в области соблюдения экологической безопасности на водном транспорте. Они даже не смогли указать на конкретное место загрязнения, которое, видимо, сами и придумали. Причем присутствующие среди «экологов» украинские силовики даже не особо скрывались: мы сразу определили в их числе сотрудника СБУ, который за несколько дней до этого сообщал нам о запрете выхода судна из порта.

Капитаном танкера был подан морской протест в связи с незаконным задержанием судна у причала нефтеналивного терминала порта Херсон в адрес портовых властей, пограничной и таможенной служб.

Вечером 17 августа капитан судна в третий раз подал заявку на отход, обозначив время – 21:00. Однако со стороны портовых властей какого-либо ответа не последовало, и танкер остался у причала.

Дело в санкциях?

Неофициальные претензии к судну со стороны портовых властей поступали хаотично. Среди них были: нарушение санкционного режима, неисправное состояние судна, загрязнение воды в акватории порта, нарушение таможенного и пограничного режимов и пр. Однако ни одно из них, в силу надуманности, не было подтверждено документально.

Через 10 дней с момента блокировки формальный повод был все-таки найден – финансирование строительства судна в 2011 году лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг», которая входит в санкционные списки Украины. Никого не интересовало, что с момента спуска на воду «Механик Погодин» находится на балансе, а также оперативном и коммерческом управлении компании «В.Ф. Танкер», не находящейся ни под какими санкциями. Только она несла и несет ответственность за все действия экипажа, риски эксплуатации судна, владеет им и распоряжается в текущей деятельности. Для снятия формальных причин «В.Ф. Танкер» переоформил остатки финансирования лизингодателя «ВЭБ-лизинг» на себя и с 20 августа по настоящее время титульное право собственности также принадлежит ООО «В.Ф.Танкер».

Такой формальный подход со стороны властей Украины затрагивал интересы грузовладельца, экипажа и судовладельца, но никак не касался собственно компании «ВЭБ-лизинг».

Экипаж в чрезвычайных обстоятельствах

22 августа представители руководства «В.Ф. Танкера» провели встречу с экипажем. Команда подтвердила, что чувствует себя хорошо, обеспечена всем необходимым, имеет возможность покидать судно и в любое время связываться с близкими. Хотя сложившаяся ситуация ее, конечно же, беспокоила.

– Когда судно заблокировано в порту другой страны и ему многократно отказывают в бункеровке, условия несения вахты экипажем трудно назвать приемлемыми, – рассказывал капитан Михаил Замятин. – Из-за отсутствия топлива в режиме строгой экономии электроэнергии была, например, отключена система кондиционирования, из-за чего температура в помещениях судна в дневные часы поднималась до 35 градусов. Прибавьте сюда постоянные провокации с украинской стороны, многочисленные неоднократные попытки провести то одну, то другую проверку людьми, не способными официально подтвердить свои полномочия на это…

23 августа компания «В.Ф. Танкер» была приглашена в офис СБУ в Херсоне под предлогом обсуждения юридических вопросов. Вместо этого сотрудник СБУ Григорий Вольвач и следователь Сергей Миглатий вручили прибывшему представителю компании два документа на украинском языке, добавив, что он является свидетелем по «универсальному» уголовному делу № 42014000000001194*, а документы – это повестки на допрос 28 и 29 августа. Таким образом, спецслужбы Украины по-прежнему уклонялись от обсуждения правовых основ задержания судна.

Иск в суд

Исчерпав все возможные варианты досудебного решения вопроса, ООО «В.Ф. Танкер» подало иск в Херсонский окружной административный суд на Азово-Черноморское региональное управление Государственной пограничной службы Украины и капитана Херсонского морского порта.

Тем не менее, СБУ и портовые власти опровергают свою причастность к инциденту. Руководитель Управления взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью СБУ О. Гитлянская заявила в официальном ответе информационному агентству ТАСС: «Служба безопасности Украины решений относительно задержания судна «Механик Погодин» и экипажа не принимала». Так, кто же принял решение и, следовательно, несет ответственность за незаконное удержание в порту Херсон российского танкера «Механик Погодин»?!

Херсонский административный суд в ходе подготовки рассмотрения иска удовлетворил ходатайство представителя президента Украины в Крыму Бориса Бабина о вступлении в дело в качестве третьего лица на стороне ответчиков. Напомним, что именно Борис Бабин первым из украинских чиновников стал публично требовать ареста «Механика Погодина» после захода судна в морской порт Херсон, а его заместитель Изет Гданов настаивал на трехлетнем задержании танкера.

Последние события

Назначенное на 19 октября 2018 года первое заседание по иску было перенесено на 24 октября. Судья Херсонского окружного административного суда принял решение об отложении дела в связи с непредставлением ответчиками запрошенных документов, которые необходимы для оценки обстоятельств дела. К делу не были приложены письма Службы безопасности Украины, на которые ссылается Азово-Черноморское региональное управление погранслужбы Украины и которые запрещают выход танкера «Механик Погодин» из порта Херсон. По заявлениям представителей погранслужбы, «данные документы содержат служебную информацию с грифом ограничения доступа, в связи с чем не подлежат разглашению третьим лицам».

Второй ответчик по делу – капитан Херсонского морского порта – на первое заседание не явился. Представителей с его стороны также не было.

– Мы очень надеемся на справедливое решение, на то, что суд будет объективен, что буква закона для всех одинакова. И что «Механик Погодин» наконец-то вернется на Родину. Хочется верить, что херсонский суд будет беспристрастным, непредвзятым и справедливым, – поделился капитан Михаил Замятин.

Перенесенное на 24 октября судебное слушание состоялось. По его итогам срок рассмотрения дела был продлен на один месяц. В связи со сложностью по решению судьи вместо процедуры упрощенного искового производства дело будет рассмотрено в порядке общего искового производства коллегиальным составом суда. Следующее судебное заседание назначено на 14 ноября 2018 года.

По материалам пресс-службы ООО «В.Ф. Танкер» и интернет-сайтов

Украина заявила об аресте судна с российским грузом в Мариуполе

В Мариуполе Донецкой области арестована продукция Алчевского металлургического комбината (г. Алчевск, ЛНР), которую из РФ перевозило судно под флагом Либерии, сообщил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.

«В порту Мариуполя арестовано свыше 3000 тонн продукции захваченного оккупантами Алчевского меткомбината, которая перевозилась судном под флагом Либерии из российского порта в Бельгию. Причастные лица будут привлекаться к ответственности по статье УК за финансирование терроризма», – написал он в своем фейсбуке. При этом Луценко отметил, что это «наш ответ санкциям».

*«Универсальное» уголовное дело № 42014000000001194 было возбуждено в 2014 году Генеральной прокуратурой Украины по трем статьям – нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее, злоупотребление властью или служебным положением и государственная измена. Реестр судебных решений Украины содержит более 100 процессуальных решений, в рамках этого дела арестовано несколько судов, произведены многочисленные обыски, выемки и допросы по различным эпизодам. Универсальным это уголовное дело называется потому, что используется как инструмент правоохранительных органов для проведения следственных действий по всей Украине, когда объективных аргументов для их проведения нет.

Морской флот №5 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес»

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес» Впервые за 44-летнюю историю Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича...

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие Митинг памяти и шлюпочные гонки прошли в пятницу на Соловках в честь 80-летия со дня создания Солове...

Российская экономика

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу Российские производители намерены поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу.

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Транспортная политика

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Морские порты

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...




Морской транспорт

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней Верховный суд Гибралтара предоставил властям право на задержание иранского супертанкера Grace 1 еще ...

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...