Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Транспортная политика
Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морской коллегии. Безусловно, вопросы, вынесенные на рассмотрение членов Морской коллегии, свидетельствуют о постоянном внимании президента и Правительства РФ к проблемам реализации национальной морской политики, месту и роли России среди великих морских держав, обеспечению ее безопасности с морских и океанских направлений. Тому подтверждение, что указанное совещание было проведено под руководством недавно утвержденного председателя Морской коллегии при Правительстве РФ, заместителя председателя Правительства России Ю.И. Борисова, ответственного в правительстве за развитие оборонно-промышленного комплекса.

Михаил Московенко, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ в 2001-2004 гг., член Научно-экспертного совета Морской коллегии, кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военных наук

Однако вызывает удивление, что до сих пор в перечне обязанностей членов правительства отсутствует ответственность за национальную морскую политику. Всего «государственных политик» различного назначения, за которые отвечают конкретные члены правительства, более 40. В то же время почти двадцать лет в стране действует утвержденная президентом Морская доктрина РФ, объявляющая национальную морскую политику, а ответственность за ее реализацию несет общественная организация, в которой периодически меняются председатели, члены, количество которых постоянно растет, и ответственные секретари.

Поэтому конкретный вопрос, который был задан Ю.И. Борисовым заместителю министра науки и высшего образования РФ А.М. Медведеву – докладчику по проблемам реализации национальной морской политики в области морских научных исследований: «Так кто уже у нас в стране проводит морскую политику, в частности, в области морских научных исследований?», – сразу выявил самое слабое место в почти двадцатилетней деятельности Морской коллегии. Вопрос так и остался без вразумительного ответа.

Главная задача

А ведь с решения именно этой главной задачи – реализации Морской доктрины – и начала работать Морская коллегия, которая и создавалась в целях обеспечения условий для решения Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти задач реализации национальной морской политики России, а также в качестве меры по повышению эффективности координации федеральных органов исполнительной власти при изучении, освоении и использовании Мирового океана. Замыслом формирования Морской коллегии предусматривалось поэтапное создание в государстве преемственного административно-правового механизма реализации национальной морской политики, объединяющего усилия органов государственного и военного управления и обеспечивающего реализацию и защиту национальных интересов России в Мировом океане и в то же время способного решить задачу разграничения полномочий между центром и приморскими регионами в сфере морской деятельности, использовать ее результаты для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создания благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2001 г. № 662 Морская коллегия была создана, утверждены Положение о ней и ее состав. На коллегию легли задачи реализации морской политики и требований Морской доктрины, которые определял Президент РФ. Одной из важных функций коллегии было решение проблем в области реализации Морской доктрины межотраслевого и межрегионального уровней.

Мы поступили правильно, что не пошли по ведомственному пути решения морских проблем, а объединили усилия по всем видам морской деятельности. Можно констатировать, что принятая в государстве Морская доктрина и создание Морской коллегии заложили теоретические и организационные основы для реализации национальной морской политики. Устойчивое развитие России, обеспечение ее национальной безопасности в сфере экономики не могло происходить без опоры на морскую деятельность, являющуюся одним из важных факторов осуществления стратегии социально-экономического развития страны.

С созданием коллегии необходимо было перейти к началу практической реализации морской политики на основе принятой Морской доктрины РФ. 21 декабря 2001 г. в Санкт-Петербурге, в историческом здании Адмиралтейства, было проведено первое заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. С этого времени и началась работа Морской коллегии по реализации Морской доктрины.

Прежде всего следовало через Морскую коллегию определить приоритетные направления морской деятельности государства по комплексному развитию и использованию морского потенциала. Было признано необходимым выработать единые подходы к реализации национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине, в рамках единой стратегии социально-экономического развития страны и поставить конкретные задачи федеральным органам исполнительной власти. На том же заседании члены Морской коллегии постановили, что проекты ежегодных докладов правительства Президенту РФ о комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности подлежат предварительному обсуждению на заседаниях Морской коллегии.

В выступлении заместителя председателя правительства, министра промышленности, науки и технологий, первого заместителя председателя Морской коллегии И.И. Клебанова по вопросу о задачах федеральных органов исполнительной власти по реализации национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине, было отмечено, что в России сформирована национальная морская политика, предусматривающая обеспечение государственных интересов страны в сфере освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана, и тем самым заложены основы общегосударственных подходов к решению проблем морской деятельности России в целях устойчивого ее развития и укрепления международного авторитета.

В то же время было совершенно очевидно, что хозяйственная сфера в море и возможности военно-стратегического использования океанов продолжали неразрывно расширяться, обеспечивая и дополняя друг друга. При этом политические намерения ведущих морских держав доминировать в Мировом океане или в отдельных морских акваториях опирались на их реальную военно-морскую мощь.

Ясно было главное: все существующие проблемы в области морской деятельности могут быть решены только на государственном уровне.

Ограниченность экономических ресурсов и возможностей государства требовали сконцентрировать их на тех географических и отраслевых направлениях деятельности в Мировом океане, которые наиболее важны с точки зрения обеспечения задач социально-экономического развития страны и ее национальных интересов в мире.

Это были сферы морской деятельности, изложенные в Морской доктрине, а именно: морские перевозки; освоение и сохранение ресурсов Мирового океана, в том числе биологических, минеральных и топливно-энергетических; совершенствование научной деятельности; осуществление военно-морской деятельности; экономическое обеспечение морской деятельности; судостроение; обеспечение безопасности морской деятельности, включая безопасность мореплавания, поиск и спасание на море, защиту и сохранение морской среды; информационное обеспечение морской деятельности.

В этих целях было целесообразно дальнейшее социально-экономическое развитие государства осуществлять с обязательным учетом требований Морской доктрины как основополагающего документа, определяющего государственную политику РФ в области морской деятельности.

Поэтому федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию национальной морской политики, было поручено совместно разработать соответствующие предложения по направлениям национальной морской политики и ее обеспечению. Следовало уточнить и действующие в федеральных органах власти положения об этих органах в соответствии с задачами национальной морской политики, изложенными в Морской доктрине, и возложением на них соответствующей ответственности за реализацию национальной морской политики. Это в полной мере касалось и Аппарата Правительства.

Каспийский урок

Первым опытом совместной подготовки всех субъектов морской деятельности в соответствии с Морской доктриной и Основами государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2010 года стало проведение по распоряжению Президента В.В. Путина сбор-похода Каспийской флотилии, который проходил с 1 по 15 августа 2002 г. Его главная цель заключалась в совершенствовании работы органов государственного и военного управления РФ по планированию, организации и выполнению мероприятий, направленных на обеспечение национальных интересов в Каспийском регионе. И хотя сбор-поход проводился под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала флота В.И. Куроедова, в ходе учения на Каспийскую флотилию прибыли Верховный главнокомандующий В.В. Путин и министр обороны С.Б. Иванов.

Главный вывод, который был сделан по результатам сбор-похода, состоял в констатации факта, что структуры высших органов государственной власти изначально не предусматривали своей ответственности за проведение национальной морской политики. Руководящая роль государства в этой сфере деятельности ослабла или вообще отсутствовала. Результаты морской деятельности России не стали неотъемлемой составной частью ее социально-экономической политики. Более того, после утверждения Морской доктрины практически ни в одном федеральном органе исполнительной власти, ответственном за реализацию национальной морской политики, – а их руководители являлись членами Морской коллегии – пока ничего не делалось для ее выполнения.

Ни одна из государственных структур, в том числе Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства и Федеральное Собрание, не имела органов, ответственных за формирование и реализацию политики страны в Мировом океане. В системе федеральных органов исполнительной власти (Министерство обороны, Минтранс, ФПС, Росгидромет, МИД, Госкомрыболовство, Минэкономразвития, Россудостроение) были определены только некоторые координирующие органы. Поэтому механизм разработки и реализации морской политики оставался слабым и разобщенным, а ограниченность усилий в области морской деятельности, тем более крайняя медлительность их применения, ни в коей мере не соответствовали ни потребностям страны, ни тем возможным экономическим и политическим выгодам, которые могли бы быть получены при централизации системы федерального руководства морской деятельностью.

Следовало уточнить состав и структуру федеральных органов исполнительной власти, непосредственно участвовавших в морской деятельности и ответственных за реализацию морской политики в соответствии с задачами, изложенными в Морской доктрине, и нормативными документами о совершенствовании морской деятельности.

Кроме этого, следовало создать такие условия, чтобы в Мировом океане деятельность всех российских организаций, независимо от форм их собственности, была подчинена национальным интересам. Предстояло провести комплексный анализ проблем морской деятельности в приморских субъектах Федерации, а далее определить меры по совершенствованию организации управления ею с учетом специфики каждого региона.

Итоги сбор-похода были доложены президенту. В соответствии с его поручением от 3 октября 2002 г. № К-1740 Правительству РФ было поручено не только принять меры по устранению недостатков, выявленных по итогам сбор-похода сил (войск) Каспийской флотилии, но и провести комплексный анализ проблем морской деятельности в приморских субъектах РФ и определить меры по совершенствованию организации управления морской деятельностью в этих субъектах с учетом специфики регионов. Разработанные меры требовалось рассмотреть на заседании Морской коллегии и доложить с необходимыми предложениями Президенту России до 1 июля 2003 г.

Решением Морской коллегии от 21 октября 2002 г. № 2(3) Минобороны с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти было поручено на основе долговременных задач национальной морской политики разработать меры по совершенствованию управления морской деятельностью в рамках научно-исследовательской работы «Исследование и разработка методологии создания системных проектов по проблемам обеспечения национальной безопасности РФ в сфере изучения, освоения и использования Мирового океана».

К работе были привлечены федеральные органы исполнительной власти, участвующие в морской деятельности, администрации приморских регионов, а также в соответствии с поручением руководителя Администрации Президента РФ А.С. Волошина от 3 октября 2002 г. аппараты полномочных представителей Президента в приморских федеральных округах. Указанными органами государственной власти был проведен комплексный анализ проблем морской деятельности по функциональным и региональным направлениям национальной морской политики с учетом специфики каждого региона. Соответствующие предложения были направлены в Администрацию Президента, Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН, Секретариат Морской коллегии. Были также получены предложения от полномочных представителей Президента в ДВФО, СЗФО, ЮФО и СибФО, а также от ряда руководителей приморских субъектов РФ (Магаданская обл., Хабаровский и Краснодарский края и др.).

Основное содержание представленных предложений сводилось к необходимости формирования на федеральном и региональном уровнях государственной власти административно-правового механизма управления морской деятельностью, позволяющего комплексно проводить морскую политику как в интересах РФ, так и в интересах ее субъектов. В конечном итоге признавалось необходимым формирование реального сектора экономики на основе всех составляющих морского потенциала России.

В результате комплексный анализ морской деятельности, проведенный по данным аппаратов руководителей приморских субъектов РФ, полномочных представителей Президента РФ в Северо-Западном, Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, федеральных органов исполнительной власти, а также практический опыт совместного решения задач в области обеспечения безопасности и защиты национальных интересов государства федеральными органами исполнительной власти при подготовке и проведении сбор-похода сил (войск) Каспийской флотилии в августе 2002 г. позволили определить подходы к разработке мер по совершенствованию организации управления морской деятельностью с учетом специфики приморских регионов и выделить следующие направления исследований:

– уточнение полномочий и функций федеральных органов исполнительной власти по управлению морской деятельностью, исключающее их дублирование;

– приведение состава и структуры этих органов в соответствие с задачами, определенными Морской доктриной и иными нормативными документами о совершенствовании морской деятельности;

– создание в приморских федеральных округах и субъектах Федерации органов, ответственных за координацию морской деятельности по всем функциональным направлениям в регионах;

– согласование функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование морской деятельности, и функций органов власти приморских субъектов РФ в интересах как обеспечения безопасности страны, так и социального и экономического развития регионов.

Этапы формирования

Первый этап (2003-2004 годы).

• Создание в рамках проводимой административной реформы основ административно-правового механизма реализации национальной морской политики:

– совершенствование законодательства в области морской деятельности с учетом специфики приморских регионов по отношению к континентальным (по вопросам разграничения предметов ведения деятельности и ее приморских субъектов на акваториях и морском дне, прежде всего в территориальном море, а также формирования экономической основы местного самоуправления приморских муниципальных образований за счет внесения изменений в налоговое, таможенное и иное законодательство);

– внесение изменений в структуры исполнительной и законодательной власти РФ, определяющих их полномочия в области формирования и проведения национальной морской политики и реализации Морской доктрины, в том числе: возложение ответственности за реализацию Морской доктрины на одного из заместителей председателя Правительства РФ и формирование в Совете Федерации и Государственной Думе комитетов или комиссий по национальной морской политике.

Создание в федеральных округах постоянно действующих органов по координации морской деятельности на соответствующих региональных направлениях национальной морской политики. Это необходимо было сделать в рамках задач, возложенных на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ, и обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе.

Данные органы должны быть представлены координационными советами или межведомственными комиссиями с функциями, аналогичными полномочиям Морской коллегии при Правительстве РФ, но применительно к кругу деятельности аппаратов полномочных представителей Президента РФ в приморских федеральных округах и специфике регионов. В состав указанных органов целесообразно ввести руководителей администраций приморских регионов, флотов, флотилии (при необходимости военных округов), территориальных органов федеральной исполнительной власти, представителей научного сообщества и крупных хозяйствующих организаций, занимающихся морской деятельностью.

Определение в администрациях приморских субъектов РФ структур для координации морской деятельности.

Такие структуры могли быть представлены в соответствии со спецификой регионов и сложившейся практикой решения задач морской деятельности специализированными совещательными органами, центрами по межведомственному взаимодействию или штатными подразделениями администраций. Руководство указанными структурами целесообразно было возложить на заместителей руководителей администраций субъектов по вопросам, связанным с морской деятельностью в регионе. Практическая направленность их деятельности должна состоять в регулировании вопросов мониторинга акваторий, рыбоохраны, взаимодействия с силовыми ведомствами, спасания на море, экологической безопасности, мобилизационной подготовки гражданского флота, борьбы с наркобизнесом, терроризмом и организации комплексных учений и пр.

Второй этап (2005-2010 гг.). На основе опыта деятельности Морской коллегии, реализации Морской доктрины и ежегодных докладов Президенту РФ о комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности, практики функционирования на первом этапе административно-правового механизма реализации национальной морской политики следовало выработать предложения по оптимизации (укрупнению) системы федеральных органов исполнительной власти, участвующих в регулировании морской хозяйственной деятельности. В области морской деятельности действовали более 10 федеральных органов исполнительной власти (Минтранс, Госкомрыболовство, Минобороны, ФПС, Минэнерго, МВД, ФСБ, Росгидромет, Минпромнауки, МПР, Россудостроение, РАН, ГТК).

Одновременно осуществить разработку проекта федерального закона о государственном регулировании морской деятельности РФ, обобщающего и развивающего все нормативные правовые акты, действующие в области морской деятельности.

Третий этап (после 2010 г.). Продолжать совершенствование административно-правового механизма реализации национальной морской политики в целях дальнейшего развития сектора экономики РФ, связанного с морской деятельностью в направлениях:

активизации деятельности в Мировом океане в увязке с целями и задачами развития страны;

ориентации морской деятельности на получение конкретных практических результатов как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе;

сохранения принадлежащих России ресурсов и богатств Мирового океана;

обеспечения максимальной координации и повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти приморских регионов и российских деловых кругов;

экономического развития, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах, обеспечения военной безопасности и нейтрализации угроз с морских направлений, укрепления международного авторитета России.

Такая последовательность реформирования органов государственной власти в части морской деятельности и уточнение положений Морской доктрины РФ в соответствии со складывающимися социально-экономическими и геополитическими условиями должны были обеспечить проведение в государстве и обществе целенаправленной, скоординированной, преемственной, национальной морской политики, способствующей устойчивому экономическому развитию государства и его безопасности.

Поручением Правительства РФ от 31 декабря 2002 г. № МК-П4-18196 руководителям федеральных органов исполнительной власти, участвующим в реализации национальной морской политики, было предписано:

уточнить обязанности заместителей руководителей по реализации национальной морской политики и взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в морской деятельности, и при необходимости определить в структуре федеральных органов исполнительной власти ведущие организации и должностные лица по обеспечению реализации Морской доктрины РФ на период до 2020 г.;

подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений в положения об этих органах для уточнения задач и функций по обеспечению реализации Морской доктрины РФ на период до 2020 г. и иных актов, действующих в области морской деятельности РФ.

С учетом полученного в 2002-2003 гг. практического опыта совместного решения задач по обеспечению безопасности и защите национальных интересов РФ в Дальневосточной, Южной и Северной морских зонах Морской коллегией 17 октября 2003 г. был утвержден План выполнения первого этапа формирования механизма реализации национальной морской политики РФ в 2003-2004 гг.

Меры совершенствования

В соответствии с этим решением предусматривалось принять:

1. Меры по совершенствованию законодательства в области морской деятельности:

рассмотреть на заседании Морской коллегии вопрос о ходе работы по нормативно-правовому обеспечению реализации Морской доктрины;

с учетом опыта, полученного в ходе реализации Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. и других нормативных правовых документов по соответствующим видам морской деятельности, а также результатов работы Морской коллегии при Правительстве РФ подготовить проект концепции сводного законодательного акта, в котором должны быть кодифицированы основополагающие нормы о государственном управлении морской деятельностью.

2. Меры по совершенствованию структуры системы государственной власти для повышения эффективности реализации национальной морской политики на ее региональных и функциональных направлениях:

Представить в правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения Морской коллегии по:

возложению ответственности за координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанных с морской хозяйственной деятельностью, на одного из заместителей председателя Правительства РФ;

уточнению в соответствии с поручениями председателя Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № МК-П4-13879 и от 31 декабря 2002 г. № МК-П4-18196 задач и функций Минобороны как головного координирующего органа в системе федеральных органов исполнительной власти по реализации национальной морской политики государства, изложенной в Морской доктрине;

формированию при губернаторах (руководителях администраций, правительств приморских субъектов) координационных структур для решения проблем, связанных с морской деятельностью, с участием в работе этих структур органов местного самоуправления береговых муниципальных образований.

Представить на рассмотрение Президенту РФ предложения Морской коллегии по:

формированию при полномочных представителях Президента РФ в Северо-Западном, Южном, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах постоянно действующих координационных органов по реализации национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях;

возложению на Совет безопасности РФ ответственности за формирование и реализацию государственной политики в области морской деятельности, а также контроль за состоянием национальной безопасности.

Представить в установленном порядке на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы предложения Морской коллегии по формированию в их составах соответствующих профильных комитетов (комиссий) по вопросам национальной морской политики.

Направить на рассмотрение полномочным представителям Президента РФ в Северо-Западном, Южном, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах проект типового положения о Совете по морской деятельности при полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе.

Направить на рассмотрение руководителям приморских субъектов РФ (г. Санкт-Петербург; Архангельская, Астраханская, Калининградская, Камчатская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Ростовская, Сахалинская области; Краснодарский, Приморский, Хабаровский края; Корякский, Ненецкий, Таймырский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа; республики Дагестан, Калмыкия, Карелия, Якутия) проект типового положения о Совете по морской деятельности при руководителе субъекта РФ.

3. Меры по созданию системы подготовки (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) руководящих кадров и специалистов в сфере управления морской деятельностью для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов:

организовать учебный и научно-исследовательский процессы по вопросам морской деятельности в образовательных учреждениях морского профиля и структурах Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС);

проработать вопрос о совершенствовании системы подготовки специалистов морского флота и создании университетских комплексов на Северо-Западе, Дальнем Востоке и юге России.

Одобренные на заседаниях Морской коллегии 30 апреля 2003 г. и 17 октября 2003 г. меры по совершенствованию организации управления морской деятельностью, которые учитывали процессы глобализации, а также фактор решающей зависимости уровня социально-экономического развития многих приморских регионов и государства в целом от эффективности морской деятельности были доложены 29 ноября 2003 г. Президенту РФ. В первоочередном порядке представлялось целесообразным принять меры по совершенствованию морского законодательства, по внесению изменений в структуры исполнительной и законодательной власти, по обновлению системы выдвижения руководящих кадров и специалистов для органов государственной власти и субъектов в области морской деятельности, профессиональной переподготовки и повышения квалификации таких кадров.

В совокупности, по мнению Морской коллегии, предлагаемые меры первого этапа формирования механизма реализации национальной морской политики должны были позволить создать административно-правовой механизм, объединяющий усилия органов государственного и военного управления, обеспечивающих реализацию и защиту национальных интересов России в Мировом океане, решить задачу разграничения полномочий между центром и приморскими регионами в сфере морской деятельности и использовать ее результаты для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти, создания благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Формирование полноценного административно-правового механизма реализации национальной морской политики должно было стать неотъемлемой частью проводимой в стране административной реформы.

Однако этому плану по ряду причин субъективного и объективного характера в полной мере не суждено было воплотиться в жизнь.

Заключение

За двадцатилетний период деятельности Морской коллегии эффективно работает Научно-экспертный совет Морской коллегии, объединяющий ведущих представителей различных отраслей российской морской науки. Организована работа с общественными организациями морской направленности и средствами массовой информации. Созданы при полномочных представителях президента в приморских округах и руководителях субъектов координационные органы – советы по морской деятельности. Впоследствии это позволило решить проблему разграничения задач и функций между органами государственной власти и органами власти приморских субъектов, а главное – координировать их действия на местах.

Однако до сих пор не принят федеральный закон «О государственном управлении морской деятельностью РФ», необходимость которого определена президентом еще в 2000 году. Предлагаемые изменения в структурах федеральных органов исполнительной власти, связанных с морской деятельностью, так и не внесены.

Следует также обратить внимание и на полушутливый вопрос Ю.И. Борисова к главнокомандующему ВМФ адмиралу В.И. Королеву: «А может, поручим главнокомандующему ВМФ координировать морские научные исследования в интересах реализации национальной морской политики?» Юрий Иванович не может не знать, что еще совсем недавно в стране существовало Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны (ГУНиО МО), которое не только самостоятельно проводило, но и координировало все научные исследования в Мировом океане. Хотя его планка в настоящее время значительно понижена до Управления навигации и океанографии Минобороны (Гидрографическая служба ВМФ), но, на мой взгляд, это не должно означать, что вместо того, чтобы возвращать исторический головной статус нашей отечественной заслуженной государственной организации, которой более 300 лет, начинается поиск общественных ассоциаций в лице Межведомственной национальной океанографической комиссии (при всем моем к ней уважении!) для реализации под эгидой ЮНЕСКО национальной морской политики России в области морских научных исследований (пункт 2 протокола совещания в Калининграде).

И еще об одном немаловажном аспекте в деятельности Морской коллегии при Правительстве РФ.

С образованием Морской коллегии в ее составе был создан эффективный силовой блок: министр обороны и главнокомандующий ВМФ – оба были в ранге заместителя председателя Морской коллегии, что давало право главнокомандующему ВМФ представлять на заседаниях Морской коллегии Минобороны как федеральный орган исполнительный власти. Тем более что в первый состав Морской коллегии были включены 11 министров, т.е. практически все руководители основных федеральных органов исполнительной власти Правительства России. Здесь же были представлены и руководители всех ведущих служб, которые были связаны с морской деятельностью. В результате главнокомандующий Военно-морским флотом получил реальную возможность через свое положение в руководстве Морской коллегией влиять на проведение морской политики с учетом интересов Военно-морского флота.

Такой «тандем» действовал достаточно эффективно вплоть до назначения министром обороны в 2007 г. А.Э. Сердюкова, который в Морскую коллегию входить не пожелал. К сожалению, такая традиция сохраняется и поныне. В настоящее время в поручениях (протоколах) Морской коллегии, которые касаются Минобороны России, ответственность за их выполнение все же возлагается на министра обороны. Однако, наконец, в протоколе совещания (выездного заседания) в Калининграде (пункт 4, раздел III поручения) записано: Минобороны России (В.И. Королеву). И это правильно!

Недостатки современного состояния законодательства в сфере реализации морской политики связаны с имеющимися проблемами в координации деятельности федеральных органов государственной власти, функционирующих в области управления морской деятельностью, размытостью и неопределенностью в установлении целей, задач и принципов государственного управления морской деятельностью, нечеткостью в определении субъектов морской деятельности, форм и способов государственного управления в данной сфере отношений.

Основная идея государственного управления морской деятельностью должна заключаться в формировании новой системы, при которой будет обеспечено проведение интегрального подхода к морской деятельности в целом и ее дифференциация на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации.

Главным должно стать сосредоточение усилий в Аппарате Правительства РФ по выработке упреждающих мер по обеспечению реализации Морской доктрины, для чего целесообразно включить в обязанности одного из заместителей председателя правительства функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам национальной морской политики. На такого заместителя председателя правительства, обладающего реальными правами по реализации национальной морской политики, и должно возлагаться руководство Морской коллегией. Тогда будет гарантированно исполняться и давно ожидаемый федеральный закон о государственном управлении морской деятельностью.

Упреждающие меры по обеспечению национальной безопасности в области морской деятельности могут также заключаться в:

безусловной и последовательной реализации положений Морской доктрины РФ;

совершенствовании деятельности Морской коллегии в продолжении формирования механизма реализации национальной морской политики на федеральном и региональных уровнях.

Хотелось бы, чтобы эти меры получили свое отражение в плане работы Морской коллегии на 2019 год.

Морские вести России №17 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

«Семинар офицеров СКФ» прошел в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

«Семинар офицеров СКФ» прошел в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Группа компаний Совкомфлот 21-22 мая провела двухдневный «Семинар офицеров СКФ» в ГУМРФ имени адмира...

Северная верфь начала резку металла на третий траулер для Группы НОРЕБО

Северная верфь начала резку металла на третий траулер для Группы НОРЕБО На Судостроительном заводе «Северная верфь» началась резка металла для строительства третьего морози...

Российская экономика

Минсельхоз повысил прогноз по экспорту зерна в текущем сельхозгоду до 44 млн тонн

Минсельхоз повысил прогноз по экспорту зерна в текущем сельхозгоду до 44 млн тонн Минсельхоз повысил прогноз по экспорту зерна в текущем сельхозгоду (июль 2018 - июнь 2019 года&#...

Дерипаска опроверг связь с компаниями, перерегистрировавшимися в Калининграде

Дерипаска опроверг связь с компаниями, перерегистрировавшимися в Калининграде Бизнесмен Олег Дерипаска опроверг связь с семью компаниями, перерегистрировавшимися во вторник на ос...

Транспортная политика

Утвердждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев

Утвердждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее размер и правила взимания и...

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО Новые инфраструктурные проекты, в том числе проект по строительству железной дороги «Кызыл-Курагино»...

Морские порты

Передача Севастопольского морпорта в федеральную собственность займет до трех лет

Передача Севастопольского морпорта в федеральную собственность займет до трех лет Процесс передачи ГУП «Севастопольский морской порт» в федеральную собственность может занять два-три...

Совет директоров ПАО «НМТП» рекомендовал направить на дивиденды 98% чистой прибыли за 2018 год

Совет директоров ПАО «НМТП» рекомендовал направить на дивиденды 98% чистой прибыли за 2018 год Совет директоров ПАО «НМТП» принял решение рекомендовать годовому общему собранию акционеров ПАО «НМ...




Морской транспорт

Вторая «Комета» появится на линии Севастополь - Ялта в 2019 году

Вторая «Комета» появится на линии Севастополь - Ялта в 2019 году Два судна на подводных крыльях «Комета 120М» планируется запустить на маршруте между Севастополем и ...

Скоростные суда «Комета» между Ялтой и Севастополем начнут курсировать с 1 июня

Скоростные суда «Комета» между Ялтой и Севастополем начнут курсировать с 1 июня Перевозки вдоль Крымского побережья на пассажирском судне на подводных крыльях «Комета 120М» открыва...

Речной транспорт

Модернизированный «СК-2018» спущен на воду

Модернизированный «СК-2018» спущен на воду 22 мая со слипа Жатайской БТЭФ ПАО «ЛОРП» спущен на воду теплоход «СК-2018», на котором установлено...

Речные трамваи с цветочными названиями начали курсировать по Москве-реке

Речные трамваи с цветочными названиями начали курсировать по Москве-реке Десять речных трамваев с цветочными названиями начали курсировать по Москве-реке по двум маршрутам.

Ж/Д транспорт

«Трансойл» может купить железнодорожного оператора УГМК – «Ъ»

«Трансойл» может купить железнодорожного оператора УГМК – «Ъ» «Трансойл» намерен диверсифицировать бизнес и купить у УГМК его железнодорожного оператора «Уголь-Тр...

FESCO и Холдинг РЖД запускают транзитный сервис для доставки грузов из Японии в Европу через Россию

FESCO и Холдинг РЖД запускают транзитный сервис для доставки грузов из Японии в Европу через Россию Транспортная группа FESCO и АО «РЖД Логистика» запускают совместный транзитный сервис Trans-Siberian...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...