Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов?

Транспортная политика
Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов?

В января в Москве прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. Одной из главных тем для обсуждения стали меры, направленные на увеличение торгового флота, повышение его конкурентоспособности и наращивание доли в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов.

Виктор Мурашов, спецкор

Торгового флота станет больше

Вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что за последние семь лет было построено более 150 транспортных морских судов и судов типа «река-море», из них на российских верфях – более 80 единиц. Таким образом, морской флот под флагом России увеличился на 30%.

При этом Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года предусматривается увеличение объема перевозок грузов в акватории Северного морского пути до 80 млн тонн. Предварительная оценка потребности в судах ледового плавания для освоения прогнозного грузопотока по СМП составит более 100 новых судов, в том числе ледоколы, газовозы для перевозок СПГ, танкеры для перевозки сырой нефти и газового конденсата, вспомогательные, аварийно-спасательные, навигационно-гидрографические суда и др. Кроме того, России требуется новый современный сухогрузный флот: контейнеровозы, балкеры для вывоза угля, паромы, рефрижераторы, пассажирские суда. Если большая часть этих судов будет построена и зарегистрирована под флагом Российской Федерации, то доля в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов будет существенно увеличена.

Перевозки судами под флагом РФ будут расти

Министерство транспорта РФ считает необходимым наращивать перевозки внешнеторговых грузов судами под российским флагом и прорабатывает меры для стимулирования привлечения таких судов к перевозкам. Об этом сообщил замминистра транспорта Юрий Цветков.

По словам Юрия Цветкова, несмотря на рост дедвейта и количества судов под российским флагом, доля РФ в перевозках внешнеторговых грузов сегодня остается незначительной – около 2%.

– Из 816,5 млн тонн (грузооборот портов РФ в 2018 году. – Прим. ред.) только 12-14 млн тонн перевозится судами под российским флагом, меньше чем 2%. Мы это видим как потенциальную грузовую базу, мы это видим как экспорт услуг, мы видим, как снизить риски зависимости от внешних судовладельцев, – отметил замминистра.

Он сказал далее, что тем компаниям, которые получают преференции, льготы либо субсидирование из федерального бюджета, можно дополнительно дать «домашнее задание» – на рыночных условиях привлекать суда под российским флагом.

В качестве второго мероприятия для судоходных компаний, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству, предлагается вовлекать российское судостроение и суда под российским флагом в перевозку внешнеторговых грузов.

Юрий Цветков подчеркнул, что, учитывая, что у нас экспорт составляет более 80% в грузообороте портов, в части энергоносителей должны присутствовать российские компании, поскольку это отражается на экономической безопасности государства.

– Мне кажется, это справедливо, когда компания получает поддержку из бюджета, платит налоги и хотела бы, чтобы государство создало условия рыночные, чтобы можно было перевозить внешнеторговые грузы, – сказал замминистра.

Он напомнил, что для строительства флота важнейшим вопросом является финансирование, и банки обращают внимание на наличие у судовладельца долгосрочных (чартерных) контрактов на перевозку грузов известным грузовладельцем. Минтранс считает возможным объединить такие меры поддержки судостроения, как утилизационный грант и субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, а также продлить срок действия этих мер.

– Мы говорили о возможных мерах экономической поддержки. Это, в частности, 383-е постановление правительства о субсидировании процентных ставок и 502-е постановление – утилизационный грант, возможности их пролонгации на более длительный период, поскольку в настоящее время они ограничены бюджетным циклом на три года, а по факту окупаемость цикла и кредиты превышают 7-10 лет, – сказал Ю. Цветков. – То есть у судовладельца создаются условия неопределенности для будущих поступлений средств из федерального бюджета.

– Как нам доложили судостроители, рубль в поддержку буквально через 4-5 лет обернется двумя рублями прибыли, которые придут в бюджет. Мы их в этом отношении поддерживаем, – резюмировал Ю.Цветков.

А Юрий Борисов пояснил, что субсидии государства направлены на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам и на возмещение части затрат на приобретение новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (так называемый утилизационный грант). Также часть субсидий идет на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азовском и Черном морях.

Ростовская область готова обеспечить новое судостроение

Заводы Ростовской области готовы строить новые сухогрузы для обновления торгового флота России, заявил глава региона Василий Голубев.

– К интеграции и кооперации готовы профильные заводы – «Азовская судоверфь», «Прибой», «Мидель», «Моряк», «РИФ», Усть-Донецкий судоремонтный завод. Они имеют современное оборудование, выполняют ремонт судов всех типов и классов, занимаются разработкой новых судов. Так, «РИФ» создал и внедрил уникальную технологию строительства судов малого класса на основе материала, который раньше не применяли в судостроении РФ, – полиэтилена высокой плотности.

По словам В. Голубева, при обычном сроке службы танкеров «река- море» 15 лет в среднем по России сухогрузы работают не менее 24 лет. При этом губернатор отметил, что в ближайшее время спрос на сухогрузы может вырасти.

– Спрос могут удовлетворить заводы Ростовской области, – подчеркнул В.Голубев.

К вопросу о грузовой базе

Председатель правления ПАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим, принимавший участие в заседании, прокомментировал предложение Минтранса о привлечении флота в российский морской реестр путем закрепления части экспортных грузов за судами под флагом РФ. Он сказал, что указание о закреплении 50% экспортных грузов за судами под флагом РФ «образное». Если компания получает госсубсидии или обращается в банк за финансированием проекта, предлагается прописывать привлечение флота под флагом РФ, пояснил он, но это может быть и обязательное, и преимущественное право, вопрос обсуждается. По словам главы «Совфрахта», закрепить четкую грузовую базу нереально, флота недостаточно, но с учетом роста грузопотоков, развития судостроения за пять лет можно прийти к показателям по перевозке под российским флагом в 20-25%. Д. Пурим считает, что по некоторым налоговым параметрам вести международную деятельность под флагом РФ дороже, но «не в разы». Судоходные компании четко реагируют на запросы и смогут решить вопрос, где взять новый флот, заключил он.

– Попробуйте зарегистрировать судно в РФ, построенное на кредит иностранного банка, – вам не дадут. Банк, обеспечивая свою безопасность, залоговое право, пропишет, что судно должно быть зарегистрировано в одной из стран открытой регистрации, – обратил внимание присутствующих президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

Грузоотправители оказались достаточно критичны в оценке предложений Минтранса. Например, НОВАТЭК, разделяя стремления правительства развивать судостроение, считает, что конкурентоспособность судов под флагом РФ нужно повышать за счет поддержки перевозчиков и судостроителей, а не введением дополнительных ограничений на вывоз грузов, в том числе и в каботаже.

Морской флот №1 (2019)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 282 партии рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 282 партии рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

После века затишья «проснулся» курильский вулкан Райкоке

После века затишья «проснулся» курильский вулкан Райкоке Мощное извержение с выбросом пепла на высоту 12-13 км над уровнем моря длилось более 12 часов.

Российская экономика

Fesco планирует представить бизнес-план компании осенью

Fesco планирует представить бизнес-план компании осенью Транспортная группа Fesco  планирует представить план развития компании осенью 2019 года. ...

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1%

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1% Грузооборот транспорта в России в январе - мае 2019 г. вырос по сравнению с показателем за аналогичн...

Транспортная политика

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России»

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России» В Думе состоялось очередное заседание оргкомитета по подготовке и проведению II Всероссийской отрасл...

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков принял участие в совещ...

Морские порты

В ПАО «НМТП» прошло совещание по вопросам защиты населения и территории от ЧС с участием главы МЧС России и губернатора Краснодарского края

В ПАО «НМТП» прошло совещание по вопросам защиты населения и территории от ЧС с участием главы МЧС России и губернатора Краснодарского края Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает о том, что 21 июня 2019 г. в ПАО «НМТП» состоял...

Восполнение водных биоресурсов Балтики – новый этап экологического марафона АО «Ростерминалуголь»

Восполнение водных биоресурсов Балтики – новый этап экологического марафона АО «Ростерминалуголь» АО «Ростерминалуголь» провело плановые мероприятия, направленные на восполнение водных биоресурсов в...




Морской транспорт

В Керченском проливе село на мель российское судно

В Керченском проливе село на мель российское судно Груженый углем теплоход сел на мель в Керченском проливе в понедельник утром.

Экипаж теплохода Blue Balance спас шесть северокорейских рыбаков в Японском море

Экипаж теплохода Blue Balance спас шесть северокорейских рыбаков в Японском море Шесть северокорейских рыбаков со шхуны, потерпевшей крушение еще 15 июня, спас экипаж теплохода Blue...

Речной транспорт

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» изготовит более 3,5 тыс. полувагонов для «дочки» РЖД в 2019 году

«Уралвагонзавод» изготовит более 3,5 тыс. полувагонов для «дочки» РЖД в 2019 году «Уралвагонзавод» (УВЗ,   входит в Ростех) за 2019 год изготовит порядка 3,5 тыс. г...

К 2023 году на Восточно-Сибирской железной дороге отремонтируют почти 2000 км пути

К 2023 году на Восточно-Сибирской железной дороге отремонтируют почти 2000 км пути На Восточно-Сибирской железной дороге в рамках технико-технологического совета обсудили объемы путев...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...