Итоги и перспективы

Транспортная политика
Итоги и перспективы

Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразования системы лоцманского обеспечения торгового мореплавания в соответствии со стратегической перспективой развития морской деятельности РФ. Безопасность мореплавания как общемировая ценность находится в сфере ответственности государства, вне сферы рискового предпринимательства, регулируемого законами рынка.

Анна Горнова, координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов

Законодательные пробелы

Наравне с СУДС и АИС лоцманский сектор гармонично интегрирован в систему национальной безопасности любой страны. Обеспечение безопасности мореплавания является государственным приоритетом морских стан. Однако на сегодняшний день два ключевых вопроса лоцманского сектора до сих пор не урегулированы в российском законодательстве. Во-первых, работа лоцмана невозможна вне лоцманских организаций, в отношении которых нет каких-либо требований, национального стандарта и деятельность которых в России не лицензируется. Во-вторых, в районах обязательной лоцманской проводки законодательно установлена обязанность судна взять лоцмана, но не установлена обязанность лоцманской организации предоставить лоцмана. Причины столь существенных пробелов в нормативно-правовой базе кроются в истории лоцманского вопроса в постсоветской России.

В 90-е – начале 2000-х все негосударственные лоцманские организации в России были учреждены лоцманами (Self Employеd Pilot) и работали на некоммерческих принципах. На момент вынесения постановления Конституционного суда РФ в 2004 году лоцманская деятельность осуществлялась государственными и негосударственными некоммерческими организациями, принадлежавшими лоцманам. Частных лоцманских компаний не было. Решение КС РФ от 06.04.2004 № 7-П не было исполнено, деятельность негосударственных лоцманских организаций законодательного не была урегулирована, а с 2005 года в наиболее прибыльных портах вместо некоммерческих организаций начали появляться частные лоцманские компании, работающие на коммерческой основе. За те 15 лет, что не выполняется решение КС, из сферы безопасности мореплавания утекла значительная часть лоцманского сбора. Государство в лице ФГУП «Росморпорт» ежегодно несет убытки, примерно на величину лоцманского сбора, изымаемого частниками из лоцманского оборота, а это сотни миллионов рублей. Лоцманский сектор не развивается, в карманах бизнесменов не лоцманов каждый год безвозвратно пропадает 3-6 новых лоцманских катеров, которых не хватает в портах. Лоцманов вынужденно доставляют на тех плавсредствах, которые удается арендовать, что порой приводит к их гибели, травмам и аварийным инцидентам.

Кому выгодна такая ситуация?

Всего в России насчитывается порядка 900 морских лоцманов. Более 65% (около 600 лоцманов) – это лоцманские службы ФГУП «Росморпорт» в 52 морских портах. Около 30% (около 250 лоцманов) частные лоцманские организации в 15 высокодоходных портах и нефтяных терминалах (не более 1/3 всех лоцманских проводок). Порядка 5% лоцманы ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ГУП РК «Крымские морские порты». Отхватив доходную часть лоцманского пирога, практически все частные компании не имеют своего флота и работают на арендованных катерах, порой завышая себестоимость проводки в 2-7 раз. Госбюджет несет убытки, лоцманам не хватает современных плавсредств, а россиянам от этого и вовсе никакого проку. Такая ситуация выгодна исключительно нескольким владельцам частных лоцманских компаний – это 20-30 человек в стране. Нецелевое использование лоцманского сбора растет. После того как летом 2017 г. ФАС отказалась от регулирования лоцманских тарифов, доля вывода лоцманского сбора в карманы лоцманских «рантье» увеличивается. В 2010-2014 гг., когда грузооборот морских портов России составлял 500-600 млн тонн, величину лоцманского сбора оценивали в 2,4-2,5 млрд рублей. За 2018 г. грузооборот составил 816,46 млн тонн. За счет роста грузооборота суммарная величина лоцманского сбора составляет уже порядка 3,2-4 млрд рублей.

В чем же конкуренция?

Возникает справедливый вопрос – где же рынок и в чем состоит конкуренция? Выходит, что рынком называют борьбу за прибыльный сегмент лоцманских услуг в обход базовых целей лоцманского обеспечения. А конкурентное преимущество определяется нарушением инструкций и, вероятно, «откатами» агентам из лоцманского сбора за получение прибыльных заказов. Существующая система, сформировавшаяся в начале 2000-х, как минимум устарела и нуждается в кардинальном преобразовании. Правовая неопределенность создает высокий уровень коррупциогенности и отсутствие положительных стимулов развития профессионализма у лоцманов. Следует напомнить, что вывод, сделанный заведующим кафедрой международного права СПб ГУ, профессором, доктором юридических наук капитаном дальнего плавания Виктором Сидорченко: «Конкуренция среди лоцманских организаций недопустима», – неоднократно подтвержден другими экспертами.

Правовая коллизия

В итоге принцип безопасности мореплавания вступил в противоречие с принципом извлечения прибыли. Лоцманские службы ФГУП «Росморпорт» руководствуются КТМ. Цели лоцпроводки – некоммерческие. Частные лоцманские компании работают по ГК. Цель коммерческой компании – извлечение прибыли. Частники работают в прибыльных портах, текущая ситуация им выгодна, и они всеми силами стараются продлить ее по максимуму, пытаясь вывести лоцманскую деятельность в правовое поле свободного коммерческого рынка, что недопустимо. В результате дискуссия о том, как эффективно организовать деятельность 900 морских лоцманов в стране, ведется почти 20 лет! Именно это соотношение является показателем «эффективности» законотворческой работы по лоцманскому направлению. Удивляет желание некоторых государственных чиновников продолжать эту дискуссию и дальше, заседая за счет налогоплательщиков. Экспертная работа по выработке решения велась долгие годы в рабочей группе Минтранса, однако по ряду понятных сегодня причин не увенчалась успехом. Законопроект, отражавший государственную позицию, наткнулся на сопротивление частников и двух рыночных ведомств – ФАС и Минэкономразвития, и никакого решения в итоге так и не последовало.

Международная практика

В резолюциях IMO и рекомендациях Международной ассоциации лоцманов (IMPA) в отношении лоцманской проводки подчеркивается безусловный приоритет безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Практически во всех морских странах мира лоцманская проводка осуществляется монопольно: либо государственными лоцманскими службами, либо это право делегируется организациям, работающим на некоммерческих принципах по системе Self Employеd Pilot. Прибрежные государства ушли от экспериментов с рыночными отношениями в лоцманской деятельности и не допускают внедрения рыночной конкуренции в сферу безопасности мореплавания. Лишь одна из небольших стран ЕС, Дания, в 2006 г. на законодательном уровне ввела конкуренцию в лоцманском деле, но и там полной свободы рынка в лоцманском секторе нет. В таких странах, как Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Греция, Португалия, Китай, Бразилия, и многих других лоцманские службы государственные. Нигде в мире нет частных лоцманских служб с целью извлечения прибыли. Лоцманский сбор расходуется исключительно на покрытие затрат по обеспечению лоцманской проводки судов. Включение прибыли частных лиц в ставки лоцманского сбора противоречит основным общепринятым принципам расчета этих ставок.

Очевидные риски

Крупные нефтяные, стивидорные и другие компании смогут создавать свои лоцманские подразделения, которые будут работать исключительно в коммерческих интересах своих владельцев. В таком случае регламенты безопасности мореплавания неизбежно уйдут на второй план, что чревато увеличением количества аварийных инцидентов. Особенно опасно это на экологически уязвимой акватории Севморпути, находящейся под пристальным вниманием международного сообщества, где ожидается повышение интенсивности крупнотоннажного судоходства, в том числе с опасными грузами. В сфере лоцманского обеспечения судовладельцам придется договариваться о тарифах не с государством, а с коммерсантами, которые вместо целевого использования лоцманского сбора выводят его часть себе в доход. В перспективе это повышение тарифов, увеличивающих себестоимость перевозок, снижение качества услуг и незаинтересованность в развитии новых лоцманских компетенций, в т.ч. требующих дополнительных лицензий, а также снижение размера зарплат лоцманов. И как итог – потеря государством контроля ключевого сектора безопасности мореплавания. Результаты 20-летних попыток сформировать искусственный рынок на лоцманском сборе уже очевидны и неутешительны.

Исправить текущую ситуацию может законодатель принятием закона в виде поправок в КТМ РФ о создании единой лоцманской службы. Закон выведет лоцманский сектор на самодостаточность, позволит устранить в лоцманском деле лазейки перевода такой категории, как безопасность мореплавания, в частный сектор, в разряд рисковой коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли, позволит вернуть лоцманскую деятельность на принципы, принятые общемировой практикой, вывести ее из категории свободного рынка. Подчеркну, что закон комплексно устраняет все текущие пробелы нормативно-правового обеспечения лоцманской деятельности на современном этапе. Именно в этом его основное преимущество, т.к. все другие предлагаемые варианты урегулирования являются промежуточными полумерами, для реализации которых требуется огромный объем нормативно-правовых актов.

Социальное партнерство государства и лоцманов

К настоящему времени проанализирована работа экспертной группы и преобразование лоцманского сектора предложено в виде организационно-правовой формы федерального автономного учреждения, которое обеспечит эффективную работу порядка 900 морских лоцманов во всех 67 портах, целевое использование и прозрачное администрирование лоцманского сбора. Увеличения тарифов, несмотря на существующие перекосы, не потребуется, текущего объема лоцманского сбора с учетом высокодоходных портов хватит для содержания всех подразделений ФАУ, в том числе обеспечивающих малодеятельные и арктические порты. Национальная лоцманская служба сможет вести разработку прогрессивных технологий, содержать и строить специализированный флот, в т.ч. ледового класса, иметь на балансе современный национальный учебный центр подготовки и повышения квалификации лоцманов, в том числе лоцманов открытого моря (ледовых лоцманов), которые все более востребованы и особенно в Арктике на Севморпути.

Создание ФАУ позволит вывести лоцманский сектор на самодостаточность, рассчитать реальные ставки лоцманского сбора по каждому порту, сбалансировав прибыльные и убыточные; позволит сформировать эффективный тариф для каждого порта с учетом интересов государства, лоцманов и потребителей лоцманских услуг. В России лоцманский сбор составляет порядка 5-10% стоимости судозахода, а в портах Евросоюза, соответственно, 20% и более. При этом в портах стран АТР портовые сборы в целом меньше, а лоцманский находится на уровне российских величин. Государство заинтересовано, чтобы тарифы и, как итог, стоимость судозахода были не выше, а то и чуть ниже портов соседних стран. Интерес государства – это национальная безопасность, уровень безопасности мореплавания и стабильность тарифов. Интерес страховых компаний – в качестве лоцманских услуг, ведущих к снижению аварийности судов. Для судовладельцев важны качество и стабильность лоцманского обеспечения. Для всех россиян важна экология и чтобы тарифы, которые отражаются на стоимости товаров, не повышались.

Погружение судоходства в киберпространство несет в себе как новые угрозы, так и явные преимущества лоцманского обеспечения, которые дадут государству дополнительные возможности в деле защиты национальной безопасности. Такие аспекты потребуют обеспечения лоцманов сертифицированной аппаратурой, четкой регламентации деятельности подразделений ФАУ, определения в ней соответствующих уровней защиты и допуска персонала к информации.

В подготовленном законопроекте учтены географические особенности страны, перспективы ее морской деятельности и экономической стратегии. Речь идет об огромной России с ее Арктикой, Дальним Востоком, Крымом, Каспием и разнообразием климатических зон, которую никак нельзя сравнивать с небольшой страной Евросоюза. Поддержку законопроекту выразил Российский профсоюз моряков. С принятием данного закона Россия получит современную самодостаточную лоцманскую службу на уровне передовых стран мира, что является главной целью и результатом преобразований.

Особенности:

Это некоммерческий характер целей лоцманского обеспечения и целевой характер лоцманского сбора.

Эффективный тариф для каждого порта (с учетом наличия высокорентабельных и малодеятельных портов) можно сформировать только в рамках единой лоцманской организации.

Созданием ФАУ будут автоматически реализованы международные обязательства государства по стабильному качественному лоцманскому обеспечению во всех морских портах страны.

В заключение отмечу, что в странах с давними традициями рыночной экономики, которые тщательно заботятся о своем экономическом росте, очень четко разделено – что регулируется рынком, а что государством. Смешение этих двух категорий не дает ничего, кроме падения качества и роста коррупции, т.к. рынок не во всем и далеко не всегда приводит к положительным результатам. В данном случае мы видим яркий пример негативных последствий размывания рынком принципов организации лоцманского обеспечения. Искусственно создаваемый рынок не приведет ни к чему, кроме падения качества, постоянных споров, а в дальнейшем и к росту опасности аварийности. Самодостаточная лоцманская служба – отличная возможность подчеркнуть российский флаг в реалиях глобального мира, а также реализовать социальное партнерство государства и лоцманов. Дело за малым – внести поправки в КТМ РФ, чтобы создать единую лоцманскую службу.

По материалам доклада на IV Всероссийском форуме портовиков «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация» 2 апреля 2019 г.

Морские вести России №6 (2019)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Эксперт: существуют три основных проблемы обслуживания танк-контейнеров в России

Эксперт: существуют три основных проблемы обслуживания танк-контейнеров в России Экологические, бюрократические и организационные

В 86 раз выросла чистая прибыль «Совкомфлота» в третьем квартале

В 86 раз выросла чистая прибыль «Совкомфлота» в третьем квартале Движение ставок, продуктивное сотрудничество, новые инвестпроекты и ответственность приносят свои пл...

Российская экономика

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике Арктическим льготы разделят его по категориям.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг. Минэкономразвития внесло в правительство план приватизации.

Транспортная политика

Должности руководителя Росморречфлота и замминистра транспорта разделили

Должности руководителя Росморречфлота и замминистра транспорта разделили Постановлением Правительства

Определены полномочия «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Определены полномочия «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта И изменения в составе рабочего органа

Морские порты

Главный грузовой порт Сахалина оказался под водой

Главный грузовой порт Сахалина оказался под водой Но местные не теряются

Штатное расписание обновили в Группе Новороссийского морского торгового порта (НМТП)

Штатное расписание обновили в Группе Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Люди с опытом




Морской транспорт

Ледокольные паромы для Сахалина вновь «подорожали». Уже на 4 млрд рублей

Ледокольные паромы для Сахалина вновь «подорожали». Уже на 4 млрд рублей Во всем винят санкции

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября Данное решение было принято в связи с проведением внеплановых технических работ.

Речной транспорт

Для доставки в метро проходческого щита продлили навигацию в Московском бассейне

Для доставки в метро проходческого щита продлили навигацию в Московском бассейне Стратегический объект

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб.

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб. Недостача основных средств и акций выявлена в ходе сплошной инвентаризации.

Ж/Д транспорт

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД Доставка в 2,5 раза быстрее

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...