«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

Морской транспорт
«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный центр по контролю за движением судов в режиме реального времени. Центр располагает широким функционалом возможностей, которые для редакции оценил советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» капитан дальнего плавания Александр Андреев.

Своевременный шаг в цифровое будущее

C незапамятных времен человек использует цифры. Моментом начала информационно-цифровой революции принято считать появление электронных вычислительных машин. Конечно, первоначально человек задает им программу и ставит задачи, но с появлением систем искусственного интеллекта все большие классы задач компьютеры решают самостоятельно. Сегодня все мы используем цифровые технологии в повседневной жизни и воспринимаем их не как чудо, а как норму жизни, хотя пять лет назад мы и не предполагали, что наш сотовый телефон сможет одновременно заменить фотоаппарат, ноутбук и кредитную карту. Цифровизация так стремительно меняет нашу повседневность, что мы уже не пытаемся угадать, что будет дальше. Цифровизация предоставляет возможности качественного скачка и модернизации судоходства.

Операционный центр по контролю за движением судов в режиме реального времени – это своевременный шаг в цифровое будущее. Уже сегодня с помощью операционного центра возможно решение целого ряда навигационных задач. Остановимся на некоторых из них.

Планирование рейса

Программное обеспечение операционного центра позволяет осуществлять подбор карт и пособий; формировать заявки и заказывать карты на переход. Имеется набор различных сервисов по прогнозу погодных условий на маршруте следования. Для плавания в Арктике возможен подбор карт по ледовой обстановке на переход, анализ движения судов по маршруту, выбор концентрации потоков движения и их анализ, получение и анализ информации по навигационным предупреждениям по району.

Сбор и обработка информации с судовых систем контроля

Значительная часть времени навигационных офицеров уходит на формирование диспетчерской информации для фрахтователя и других пользователей. Когда операционный центр заработает на полную мощность, этим видом деятельности займется автоматика.

Контроль движения судна, группы судов, флота компании

Возможности центра обеспечивают круглосуточное непрерывное наблюдение за судами и оперативное дистанционное управление флотом по мере необходимости.

Контроль эффективности использования ГСМ

Поступающая с датчиков судна информация, обработанная компьютером, позволяет создать оборотные ведомости по поступлению и расходованию топлива и масла. Компьютеры способны рассчитывать потребность ГСМ в зависимости от длительности рейса и возможности бункеровки, формировать заявки на ГСМ. Функционал операционного центра также позволяет вести отслеживание операционной обстановки в портах погрузки и выгрузки. На основе полученной информации программа рассчитывает время начала отшвартовки, производит сведение заявок по судну с расчетным временем прибытия в порт, включая корректировку на погодные и ледовые условия, что позволяет эксплуатировать суда, соблюдая оптимальные параметры энергоэффективности.

Сбор и формирование базы данных по флоту

За счет накопления различной информации о движении судов центр позволяет ввести неограниченное число аналитических параметров для целей управления. Например, можно сформировать блок нештатных ситуаций, работы оперативных штабов, провести факторный анализ работы флота в разрезе районов плавания, временных интервалов, по конкретным судам, погодным и ледовым условиям. Большой архив информации подобного характера позволит повысить качество оперативного и стратегического планирования, более обоснованно подходить к формированию облика новых судов.

По мере наполнения центра нормативной, прогностической, оперативной информацией его возможности будут расширяться. Это позволит перейти к следующим действиям:

Обучение судового персонала в период плавания на борту судна. Формирование программ дистанционного обучения позволит проходить требуемые курсы по различным направлениям подготовки непосредственно на борту судна, это сократит сроки прохождения тренажерной подготовки на берегу и увеличит свободное время плавсостава.

Повышение безопасности судоходства. Используя колоссальные возможности операционного центра в части сбора, анализа информации, включая поиск и контент-анализ схожих нештатных ситуаций, появится возможность повысить качество и оперативность реагирования на них.

Беспилотные суда

Если заглянуть в середину 20-х годов нашего столетия, можно предположить, что моря начнут бороздить уже частично или полностью автономные суда. Работа в данном направлении активно ведется как в России, так и в других судоходных странах: Финляндии, Канаде, США, Китае. На современном подготовительном этапе осуществляется разработка и тестирование конкретных технологических решений для автономных операций, испытание последних на море в различных условиях окружающей среды с целью оптимального способа объединения различных технологий датчиков в различных рабочих и климатических условиях. В 2017 г. серия испытаний выполнена на борту судов FinFerries и Stella, работающих на каботажных перевозках между Korpo и Houtskar (Финляндия).

При этом особый акцент должен быть сделан на осознание и выявление измененных и новых рисков, которые несут цифровые технологии. Непонятно, например, кого признать виновным в случае ДТП с участием беспилотного автомобиля: программиста, оператора, разработчика или собственника? Очевидно, что сам робот недееспособен и ответственности нести не может. Требуют также детального изучения правовые проблемы строительства и эксплуатации демонстрационного судна на национальном уровне с одновременным рассмотрением соответствующих изменений правил в ИМО. Осуществляется изучение мнений заинтересованных сторон по вопросам удаленного и автономного судоходства, что необходимо для обоснования стоимости и доходов автономной работы для различных типов судов.

Несмотря на все сложности, революция в судоходстве уже началась, и остановить ее невозможно, так же как невозможно было удержать развитие контейнерных перевозок в прошлом веке. Радует, что первый шаг в этом направлении сделан ПАО «Совкомфлот».

По материалам «Вестника СКФ»

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Виновники гибели моряков плавучего крана у берегов Крыма в октябре 2016 года получили реальные сроки заключения

Виновники гибели моряков плавучего крана у берегов Крыма в октябре 2016 года получили реальные сроки заключения Краснодарский краевой суд заменил условное наказание на реальные сроки заключения двум бывшим капита...

Юрий Цветков возглавил работу делегации РФ на Встрече министров транспорта Совета Баренцева/Евроарктического региона

Юрий Цветков возглавил работу делегации РФ на Встрече министров транспорта Совета Баренцева/Евроарктического региона В городе Умео, промышленном и университетском центре на севере Швеции, 11-12 сентября прошли меропри...

Российская экономика

Греф призвал Россию готовиться к «сырьевому шоку» на рынке нефти

Греф призвал Россию готовиться к «сырьевому шоку» на рынке нефти России следует готовиться к грядущему «сырьевому шоку» на нефтяном рынке. Такое мнение выразил экс-м...

Литва впервые закупит у России крупную партию СПГ

Литва впервые закупит у России крупную партию СПГ Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из РФ, впервые закупит крупнотоннажну...

Транспортная политика

Юрий Цветков: заявления о сомнении в целесообразности Севморпути политизированы

Юрий Цветков: заявления о сомнении в целесообразности Севморпути политизированы Такое мнение глава Росморречфлота высказал в интервью телеканалу «Россия-24» в рамках Восточного эко...

Юрий Цветков представил доклад о реализации федерального проекта «Внутренние водные пути» на совещании у главы кабмина

Юрий Цветков представил доклад о реализации федерального проекта «Внутренние водные пути» на совещании у главы кабмина Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков представил доклад о хо...

Морские порты

IT-проект ТМТП признан одним из лучших на конкурсе «1С: Проект года»

IT-проект ТМТП признан одним из лучших на конкурсе «1С: Проект года» Проект АО «Туапсинский морской торговый порт» по разработке и внедрению новой системы автоматизации ...

АО «Ростерминалуголь» отгрузило 17 млн тонн угля с начала года

АО «Ростерминалуголь» отгрузило 17 млн тонн угля с начала года По состоянию на 12 сентября АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 17 млн тонн угля с начала 201...




Морской транспорт

Аварийно-спасательное судно «Калас» успешно прошло ходовые испытания

Аварийно-спасательное судно «Калас» успешно прошло ходовые испытания Многофункциональное аварийно-спасательное судно-буксир проекта MPSV12 «Калас», построенное на Невско...

Госдеп нашел доказательства поставок нефти с танкера Adrian Darya 1 в Сирию

Госдеп нашел доказательства поставок нефти с танкера Adrian Darya 1 в Сирию У США есть доказательства того, что иранский танкер Adrian Darya 1 действительно поставил нефть в Си...

Речной транспорт

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бородкин» закрывает Индигирку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бородкин» закрывает Индигирку Завоз грузов в Арктическую зону вступает в завершающую стадию. «Теплоход «Капитан Шадровский» по р.Л...

Нижегородские власти обсуждают возможность запуска пассажирских перевозок по Волге

Нижегородские власти обсуждают возможность запуска пассажирских перевозок по Волге Власти Нижегородской области обсуждают возможность запуска в 2020 году пассажирских   речн...

Ж/Д транспорт

ФГК продлила скидку на предоставление платформ для отправки грузов с Дальнего Востока

ФГК продлила скидку на предоставление платформ для отправки грузов с Дальнего Востока АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) продлевает скидку на предоставление платформ при от...

Чувашский «Сеспель» будет производить танк-контейнеры для перевозки СПГ на основе новой технологии

Чувашский «Сеспель» будет производить танк-контейнеры для перевозки СПГ на основе новой технологии Институт физики прочности и материаловедения СО РАН (Томск) и ЗАО «Чебоксарское предприятие ...

Авто транспорт

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Росавтодор: реконструкция трассы Краснодар - Крымский мост ускорит путь на полуостров

Росавтодор: реконструкция трассы Краснодар - Крымский мост ускорит путь на полуостров Проект развития дальних автодорожных подходов к мосту ранее вошел в комплексный план модернизации.

Аналитика

Транспортная политика

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Научно-экспертный совет: приоритеты и проблемы

Научно-экспертный совет: приоритеты и проблемы 1 сентября 2001 г. постановлением Правительства РФ была создана Морская коллегия при Правительстве Р...

Морские порты

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Транспортный узел «Восточный – Находка»: прошлое и будущее

Транспортный узел «Восточный – Находка»: прошлое и будущее Развитие транспортной системы Дальнего Востока уже многие годы специалисты связывают с транспортным ...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Путевые заметки: курсанты «Макаровки» о практике на судах СКФ

Путевые заметки: курсанты «Макаровки» о практике на судах СКФ «Совкомфлот» принимает активное участие в образовании курсантов морских вузов, регулярно предоставля...

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Грузовая база

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...