Четверть века на службе флоту

Морской транспорт
Четверть века на службе флоту

25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание членов палаты, прошедшее в Гербовом зале Министерства транспорта России.

В торжественном мероприятии приняли участие заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, председатель Совета палаты, генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, депутат Госдумы Виктор Дерябкин, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, заместитель генерального директора – директор Дирекции Севморпути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша, руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, ветераны морского и речного флота, представители более 80 организаций и компаний морской и речной отрасли.

Мария климова, спецкор

Площадка взаимодействия

Председатель собрания Сергей Франк зачитал поздравительные приветствия от помощника президента РФ Игоря Левитина и представителей морской отрасли. От имени моряков поблагодарил Российскую палату судоходства Юрий Сухоруков, председатель Российского профсоюза моряков, отметив, что работа этой организации направлена на развитие в стране социально ответственного судоходного:

– Российская палата судоходства как объединение работодателей не забывает о тружениках флота. Об этом свидетельствует Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018-2020 годы: оно впервые заключено с участием четырех крупнейших профсоюзов страны и регулирует условия труда исключительно моряков. В этом его принципиальное отличие от предыдущего документа. Да, в ходе обсуждений между нами были разногласия, однако благодаря желанию обеих сторон сделать условия труда членов экипажей лучше мы пришли к компромиссу.

Все выступавшие отметили большой вклад Российской палаты судоходства в возрождение российского флота, создание профессиональной площадки взаимодействия бизнеса и власти, консолидацию и отстаивание позиции судоходного сообщества в деле формирования законодательной базы отрасли. Так, Алексей Рахманов, президент ОСК, напомнил о 305-м федеральном законе о поддержке судоходства и судостроения (разработан и принят титаническими усилиями тогдашнего заместителя министра транспорта Виктора Олерского – ред.), в котором были увязаны интересы судостроителей и судовладельцев и с которого начался поворотный этап в российском судостроении. Руководитель ведущей судостроительной корпорации назвал РПС своим надежным партнером и заверил, что «корабелы готовы к реализации масштабных проектов».

Участники заседания приветствовали Михаила Романовского, который стоял у истоков Российской палаты судоходства и в период 1995 -2013 гг. возглавлял Cоюз российских судовладельцев.

Задачи и решения

После торжественной части заседания участники собрания перешли к повестке дня, основным вопросом которой был отчет о деятельности Российской палаты судоходства в 2018 году. Президент Алексей Клявин, возглавляющий организацию с 2011 года, выступил с докладом, в котором отметил достижения РПС за 25 лет, и рассказал о задачах, которыми решает палата сегодня, а также определил приоритетные направления современной деятельности.

Он отметил, что РПС – это объединение судоходных компаний и других организаций, которое отражает современные интересы отрасли и участвует в решении самых актуальных задач. По сути, РПС сегодня – это «голос отрасли». Ни одно значимое событие, касающееся внутреннего водного и морского транспорта, не обходится без ее участия. Можно вспомнить, к примеру, подготовку к президиуму Госсовета по развитию ВВП в 2016 году или подготовку и принятие важнейших законов о СМП, о поддержке судостроения и судоходства и др.

Сегодня РПС объединяет крупнейшие отечественные компании: 81 организацию морского и речного транспорта, из них 55 судоходных с общим совокупным дедвейтом флота около 19 млн тонн, в том числе судов под российским флагом, занятых в международном судоходстве, – 2,27 млн тонн.

Тем не менее, многие отраслевые вопросы, например, речного флота, остаются нерешенными либо решаются недостаточно эффективно и быстро, что свидетельствует о недостаточном использовании потенциала ВВП. Так, грузооборот внутреннего водного транспорта на фоне роста общего грузооборота продолжает сокращаться (за период с 1990 года он сократился на 150 млрд тонн на км). Что же мешает остановить этот процесс и обратить его вспять?

Алексей Клявин назвал несколько причин, среди которых, согласно проведенному РПС анализу, инфраструктурные ограничения, рост цен на топливо, старение флота, отмена акциза на топливо для речных судов, тарифная политика ряда естественных монополий и др.

Что касается морского транспорта, то есть реальное увеличение количества судов и тоннажа под российским флагом, однако эта тенденция встречает избыточное количество административных барьеров и нерешенные системные проблемы отрасли (доступ к грузовой базе).

Серьезную озабоченность вызывает вопрос каботажа. Незавершенность подзаконного регулирования позволяет заинтересованным грузовладельцам и заказчикам формально обходить требования, определяющие право российских судов осуществлять каботаж.

– Мы считаем, что для обеспечения права на каботаж и, соответственно, права на труд российских моряков требуется кардинальный пересмотр при­менения порядка выдачи разрешения иностранным судам. Наше мнение по этому вопросу сформировано и отправлено в Минтранс, – сказал А. Клявин.

Отдельный вопрос – о судовом топливе. По мнению А. Клявина, в связи с подступающей проблемой – вступлением в силу с 1 января 2020 года общего требования IMO по использованию низкосернистого топлива не более 0,5% по массе – судоходство стоит на пороге глобальных перемен. Нефтеперерабатывающая отрасль будет не в состоянии поставить необходимый объем топлива, следовательно, вырастут цены, а также стоимость импортных поставок, кроме того, придется пересматривать схемы перевозок, сокращать количество заходов в порты. Для российских судовладельцев эта ситуация усугубляется решениями, принятыми на национальном уровне. Речь, в частности, о полном запрете на территории Таможенного союза высокосернистого топлива (решение комиссии Таможенного союза от 2011 г. № 826). В конечном итоге все возникающие проблемы могут привести к сворачиванию программ по обновлению флота.

– Это вопросы, которые придется решать как приоритетные в ближайшей перспективе, – подчеркнул А. Клявин.

О проблемах и перспективах судоходной отрасли говорили и другие выступавшие. Так, Вячеслав Рукша, директор Дирекции Севморпути ГК «Росатом», отмечая достижения предприятия «Росатом» в строительстве ледоколов, сказал о необходимости в ближайшей перспективе обсудить прямой доступ морским транспортом на рынки Тихого океана для доставки продукции в азиатские регионы:

– Мы должны палатой обсудить «восточный вопрос», чтобы с большим объемом продукции оказаться на Тихом океане.

Виктор Олерский, экс-глава Росморречфлота, призвал речную и морскую индустрию к большей ответственности в вопросе безопасности и отметил два важных момента сегодняшнего дня. Первый, касающийся вопроса каботажа, который, по его мнению, «вызван совершенно искусственно, потому что законодательно урегулировано использование судов под иностранным флагом в каботаже в том случае, когда у нас нет для этого судов под российским флагом». По словам В. Олерского, с одной стороны, мы ратуем за защиту грузовой базы, а с другой, «даем на ровном месте иностранцам, пусть даже очень хорошим судовладельцам, эксплуатировать в каботаже и пытаемся открыть ящик Пандоры». Нет никакой проблемы, так как «ничто не мешает нам самим сделать то же самое». Второй: «мы не видим в полной мере желания больше строить».

В разрешении и того и другого вопроса может активно участвовать РПС, которая может стать для Росморречфлота, по словам В. Олерского, крепким помощником.

Российская палата судоходства появилась в результате реорганизации Союза российских судовладельцев, который был создан 19 апреля 1994 года. Основными целями РПС являются защита и продвижение интересов организаций-членов как на национальном, так и на международном уровне, а также улучшение имиджа российского судоходства в целом, содействие развитию и обновлению морского и речного флота.

Особое внимание уделяется вопросам сохранения лучших флотских традиций и продвижению качественного судоходства. Важнейшее направление работы – создание в России благоприятных условий для судоходного бизнеса при неукоснительном соблюдении требований безопасности мореплавания и судоходства.

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...