Наперегонки с Германией

Российская экономика
Наперегонки с Германией

Правительство запланировало вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира – в 2023 году ВВП страны должен стать выше ВВП Германии, которая сейчас находится на пятом месте по размеру экономики, исходя из паритета покупательной способности. Единый план по достижению национальных целей развития РФ был подписан председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 8 мая 2019 года. Достигнуть поставленной цели кабинет министров намерен за счет усиления экономического роста и сдерживания инфляции.

При этом паритет покупательной способности национальной валюты экономисты не считают достоверным показателем, на основании которого можно судить о размерах экономики, так как он сильно зависит от курса валюты – в случае ее слабости ВВП в пересчете на паритет будет завышен. В то же время по номинальному размеру ВВП (чистой стоимости всех произведенных за год товаров и услуг) Россия занимает 12-е место в мире, а по размеру ВВП на душу населения – 73-е место.

Елена Александрова

Планов громадье…

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Это межпрограммный документ, включающий планы развития на ближайшие пять лет сразу по нескольким направлениям развития страны. Фактически правительство закрепило в нормативном акте те национальные цели развития, которые сформулировал президент РФ в своем указе от 7 мая 2018 года, подкрепив их набором показателей, отражающих стадию реализации того или иного проекта.

Как отмечают составители Единого плана, достижение ни одной из национальных целей не может быть обеспечено в рамках лишь одной государственной программы или национального проекта, так как они тесно взаимосвязаны. Достижение одних целей находится в прямой зависимости от достижения других. Так, снижение в два раза уровня бедности невозможно без устойчивого экономического роста, а рост производительности труда – без широкого распространения цифровых технологий и инновационного развития.

Таким образом, Единый план представляет собой набор показателей, характеризующих данные цели, а также перечень инструментов и механизмов, направленных на их достижение вне зависимости от принадлежности к государственным программам и национальным проектам (см. «Национальные цели развития России»).

Для исполнения национальных целей развития РФ утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Инструментами реализации ОНДП являются государственные программы, наиболее значительные направления реализации которых выделены в национальные проекты.

В свою очередь, госпрограммы и национальные проекты представляют собой комплексы мероприятий по достижению целевых показателей, структурированные по этапам, срокам и ответственным исполнителям. При этом система управления национальными проектами отвечает принципам проектного управления: в национальных проектах обозначены конкретные механизмы и инструменты достижения целевых показателей, объемы и источники их финансирования.

В то же время Единый план представляет собой «траектории выхода показателей, характеризующих данные цели, на целевые уровни».

Ответственность за достижение национальной цели развития «Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%» возложена на Первого заместителя председателя правительства – министра финансов РФ Антона Силуанова. Данная цель базируется на оценках Международного валютного фонда (МВФ), согласно которым в 2017 году Россия находилась на шестом месте по объему ВВП по паритету покупательной способности (ППС). При этом отставание от Германии, занимающей пятое место по данному показателю, составило 4,4%, а от седьмой по списку Индонезии Россию отделяло 19,1%.

Для того чтобы занять пятую строчку в рейтинге МВФ, российскую экономику необходимо будет серьезно разогнать – ее темпы роста должны превышать темпы роста мировой экономики. Вместе с тем, сейчас эта задача выглядит фантастично. Напомним, что в 2018 году мировая экономика приросла на 3,3%, а российская – всего на 1,5%.

Какими силами

Как полагают в правительстве, для ускорения темпов экономического роста необходимо решить четыре задачи: во-первых, повысить качество инвестиций в основной капитал и увеличить их объем до 25% ВВП, во-вторых, добиться роста производительности труда, в том числе не связанного с новыми инвестициями, в-третьих, увеличить уровень добавленной стоимости, формируемой на территории России, и в-четвертых, повысить экономическую активность населения и увеличить численность рабочей силы.

Каждая из этих задач довольно сильно структурирована. Так, инвестиции в основной капитал потребуют обеспечения стабильности налоговой системы и генерирования внутренних финансовых ресурсов. На достижение цели направлены такие государственные программы, как «Развитие транспортной системы», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» и другие.

В правительстве полагают, что вслед за повышением уровня инвестиций в основной капитал и роста их качества придут новые технологии, что обеспечит рост производительности труда. В ближайшие пять лет на предприятиях предполагается внедрять методы «бережливого производства», обучать работников организаций перспективным технологиям, а также развивать систему профессиональной переподготовки, развитие квалификаций в соответствии с программой World Skills.

Рост рабочей силы предполагается обеспечивать за счет мигрантов и повышения продолжительности жизни россиян. «Повышению уровня экономической активности населения будет способствовать вовлечение в трудовую деятельность категорий населения с традиционно низким уровнем вовлеченности в рынок труда – людей старшего поколения, инвалидов, а также лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком», – отмечается в Едином плане.

Кроме того, обеспечение темпов экономического роста выше среднемировых потребует повышения вовлеченности России в глобальную экономику, в частности в международную торговлю, что предполагает рост российского экспорта. В этих целях будет осуществляться работа по устранению логистических ограничений при транспортировке экспортных товаров железнодорожным, автомобильным и морским транспортом, а также внедрение к 2021 году механизма «одного окна» для интеграции всех видов контроля международной торговли. По данным правительства, требований валютного контроля в отношении экспорта услуг с каждым годом будет все меньше, равно как и подтверждающих документов в экспортных операциях.

Прочь сомнения…

Специалисты МВФ полагают, что догнать Германию России не удастся. Более того, Россия спустится с шестого на седьмое место, уступив Индонезии. В этой связи интересны заявления премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о необходимости изменить методику оценки ВВП. На Гайдаровском форуме он, комментируя тему сбора статистических данных, задался вопросом, как правильно считать валовой внутренний продукт (ВВП) и надо ли вообще его считать, может, пора отказаться от этого показателя, чтобы адекватно отразить состояние экономики.

По словам Д.Медведева, изменения могут потребоваться также в таможенной статистике и в международных расчетах. Согласно правительственному плану, годовой рост ВВП в 2021 году должен резко увеличиться с 2% до 3,1% и в дальнейшем не опускаться ниже 3%, достигнув к 2024 году 3,3% при уровне инфляции 3,5%. При этом курс рубля начиная со следующего года снизится до 68,6 рубля за доллар США.

Между тем текущая ситуация в российской экономике не внушает оптимизма. Рост ВВП России в первом квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 0,5%. Это самый слабый показатель за последние два года. Он хуже прогноза Минэкономразвития, ранее оценившего этот же рост в 0,8%. В 2018 году рост ВВП России составил 2,3%. При этом, по оценке Минэкономразвития, рост российской экономики в 2019 году замедлится до 1,3%.

Обратим внимание также на тот факт, что показатель ВВП по паритету покупательной способности не признается экономистами объективным и точно отражающим экономическую ситуацию в той или иной стране, так как в этом случае номинальную (без учета инфляции) стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране, пересчитывают с поправкой на курс рубля к доллару (см. «Что такое ВВП»). К примеру, номинальный размер ВВП России по итогам 2018 года составил $1,6 трлн (данные МВФ), что соответствует 12-й позиции в рейтинге крупнейших экономик мира. В то же время ВВП по ППС составил $4 трлн – это 6-я позиция.

Германия с показателем ВВП по ППС $4,2 трлн находится на 5-й позиции в рейтинге МВФ, а по номинальному ВВП $4 трлн – на 4-й строчке рейтинга. Индонезия, так же как и Россия, имеющая слабую валюту, с $3,2 трлн находится на 7-й позиции по ВВП. В то же время номинальный размер ее ВВП составляет $1 трлн – это 16-я строчка рейтинга.

Так как ВВП по ППС не всегда признается экономистами значимой величиной, то чаще используется показатель ВВП на душу населения. По нему Россия в 2018 году заняла 73-е место ($9,3 тыс. на человека). Мировыми лидерами здесь являются Люксембург ($110,1 тыс. на человека), Швейцария ($80,1 тыс. на человека) и Норвегия ($73,8 тыс. на человека).

Отметим также, что в мае 2019 года Европейская комиссия пересмотрела в сторону понижения прогноз роста российской экономики на текущий год, ожидая, что ВВП России по итогам года вырастет на 1,5%. В предыдущем (осеннем) прогнозе регулятор предполагал, что ВВП страны увеличится на 1,6%. Кроме того, в начале апреля Всемирный банк (ВБ) ухудшил свой прогноз экономического подъема в России. Теперь ВБ ожидает, что российская экономика прибавит по итогам года 1,4% против ранее предполагавшихся 1,5%.

Национальные цели развития России

Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены девять национальных целей развития России:

1) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ;

2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);

3) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

4) снижение в два раза уровня бедности;

5) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;

6) ускорение технологического развития страны, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

7) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

8) вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%;

9) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Что такое ВВП

Валовой внутренний продукт (ВВП) отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. ВВП выражается в национальной валюте либо пересчитывается в иностранную валюту по биржевому курсу, а также может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС). ВВП по ППС – параметр, который рассчитывается исходя из стоимости товаров и услуг в стране в сравнении со стоимостью аналогичных товаров и услуг в других странах.

Номинальный размер ВВП России по годам (млрд рублей)

1995 г. – 1428,5

1996 г. – 2 007,8

1997 г. – 2342,5

1998 г. – 2629,6

1999 г. – 4823,2

2000 г. – 7305,6

2001 г. – 8943,6

2002 г. – 10830,5

2003 г. – 13208,2

2004 г. – 17027,2

2005 г. – 21609,8

2006 г. – 26917,2

2007 г. – 33247,5

2008 г. – 41276,8

2009 г. – 38807,2

2010 г. – 46308,5

2011 г. – 60282,5

2012 г. – 68163,9

2013 г. – 73133,9

2014 г. – 79199,7

2015 г. – 83232,6

2016 г. – 86010,2

2017 г. – 92089,3

2018 г. – 103626,6

Морские порты №4 (2019)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Планы «Канала имени Москвы» на 2020 год

Планы «Канала имени Москвы» на 2020 год Путевые работы, ремонт флота, комплексы мониторинга на земснарядах и новые фонари

Эквадорские бананы могут запретить к ввозу в Россию

Эквадорские бананы могут запретить к ввозу в Россию Из-за многочисленных мух

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП Обсудили планы и введение независимой оценки квалификации  докеров-механизаторов и инженер...

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов Часть требует дополнительного согласования

Морские порты

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт Впрочем, грузооборот по итогам 11 месяцев снизился на 20,7%

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый




Морской транспорт

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы До 4 тысяч пассажиров. На газу. Общая стоимость двигателей и цифрового оборудования  - 157...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны Возможно, на борт пустят путешественника Федора Конюхова

Речной транспорт

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019 Суда стали ходить на 4,7% реже

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...