Наперегонки с Германией

Российская экономика
Наперегонки с Германией

Правительство запланировало вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира – в 2023 году ВВП страны должен стать выше ВВП Германии, которая сейчас находится на пятом месте по размеру экономики, исходя из паритета покупательной способности. Единый план по достижению национальных целей развития РФ был подписан председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 8 мая 2019 года. Достигнуть поставленной цели кабинет министров намерен за счет усиления экономического роста и сдерживания инфляции.

При этом паритет покупательной способности национальной валюты экономисты не считают достоверным показателем, на основании которого можно судить о размерах экономики, так как он сильно зависит от курса валюты – в случае ее слабости ВВП в пересчете на паритет будет завышен. В то же время по номинальному размеру ВВП (чистой стоимости всех произведенных за год товаров и услуг) Россия занимает 12-е место в мире, а по размеру ВВП на душу населения – 73-е место.

Елена Александрова

Планов громадье…

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Это межпрограммный документ, включающий планы развития на ближайшие пять лет сразу по нескольким направлениям развития страны. Фактически правительство закрепило в нормативном акте те национальные цели развития, которые сформулировал президент РФ в своем указе от 7 мая 2018 года, подкрепив их набором показателей, отражающих стадию реализации того или иного проекта.

Как отмечают составители Единого плана, достижение ни одной из национальных целей не может быть обеспечено в рамках лишь одной государственной программы или национального проекта, так как они тесно взаимосвязаны. Достижение одних целей находится в прямой зависимости от достижения других. Так, снижение в два раза уровня бедности невозможно без устойчивого экономического роста, а рост производительности труда – без широкого распространения цифровых технологий и инновационного развития.

Таким образом, Единый план представляет собой набор показателей, характеризующих данные цели, а также перечень инструментов и механизмов, направленных на их достижение вне зависимости от принадлежности к государственным программам и национальным проектам (см. «Национальные цели развития России»).

Для исполнения национальных целей развития РФ утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Инструментами реализации ОНДП являются государственные программы, наиболее значительные направления реализации которых выделены в национальные проекты.

В свою очередь, госпрограммы и национальные проекты представляют собой комплексы мероприятий по достижению целевых показателей, структурированные по этапам, срокам и ответственным исполнителям. При этом система управления национальными проектами отвечает принципам проектного управления: в национальных проектах обозначены конкретные механизмы и инструменты достижения целевых показателей, объемы и источники их финансирования.

В то же время Единый план представляет собой «траектории выхода показателей, характеризующих данные цели, на целевые уровни».

Ответственность за достижение национальной цели развития «Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%» возложена на Первого заместителя председателя правительства – министра финансов РФ Антона Силуанова. Данная цель базируется на оценках Международного валютного фонда (МВФ), согласно которым в 2017 году Россия находилась на шестом месте по объему ВВП по паритету покупательной способности (ППС). При этом отставание от Германии, занимающей пятое место по данному показателю, составило 4,4%, а от седьмой по списку Индонезии Россию отделяло 19,1%.

Для того чтобы занять пятую строчку в рейтинге МВФ, российскую экономику необходимо будет серьезно разогнать – ее темпы роста должны превышать темпы роста мировой экономики. Вместе с тем, сейчас эта задача выглядит фантастично. Напомним, что в 2018 году мировая экономика приросла на 3,3%, а российская – всего на 1,5%.

Какими силами

Как полагают в правительстве, для ускорения темпов экономического роста необходимо решить четыре задачи: во-первых, повысить качество инвестиций в основной капитал и увеличить их объем до 25% ВВП, во-вторых, добиться роста производительности труда, в том числе не связанного с новыми инвестициями, в-третьих, увеличить уровень добавленной стоимости, формируемой на территории России, и в-четвертых, повысить экономическую активность населения и увеличить численность рабочей силы.

Каждая из этих задач довольно сильно структурирована. Так, инвестиции в основной капитал потребуют обеспечения стабильности налоговой системы и генерирования внутренних финансовых ресурсов. На достижение цели направлены такие государственные программы, как «Развитие транспортной системы», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» и другие.

В правительстве полагают, что вслед за повышением уровня инвестиций в основной капитал и роста их качества придут новые технологии, что обеспечит рост производительности труда. В ближайшие пять лет на предприятиях предполагается внедрять методы «бережливого производства», обучать работников организаций перспективным технологиям, а также развивать систему профессиональной переподготовки, развитие квалификаций в соответствии с программой World Skills.

Рост рабочей силы предполагается обеспечивать за счет мигрантов и повышения продолжительности жизни россиян. «Повышению уровня экономической активности населения будет способствовать вовлечение в трудовую деятельность категорий населения с традиционно низким уровнем вовлеченности в рынок труда – людей старшего поколения, инвалидов, а также лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком», – отмечается в Едином плане.

Кроме того, обеспечение темпов экономического роста выше среднемировых потребует повышения вовлеченности России в глобальную экономику, в частности в международную торговлю, что предполагает рост российского экспорта. В этих целях будет осуществляться работа по устранению логистических ограничений при транспортировке экспортных товаров железнодорожным, автомобильным и морским транспортом, а также внедрение к 2021 году механизма «одного окна» для интеграции всех видов контроля международной торговли. По данным правительства, требований валютного контроля в отношении экспорта услуг с каждым годом будет все меньше, равно как и подтверждающих документов в экспортных операциях.

Прочь сомнения…

Специалисты МВФ полагают, что догнать Германию России не удастся. Более того, Россия спустится с шестого на седьмое место, уступив Индонезии. В этой связи интересны заявления премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о необходимости изменить методику оценки ВВП. На Гайдаровском форуме он, комментируя тему сбора статистических данных, задался вопросом, как правильно считать валовой внутренний продукт (ВВП) и надо ли вообще его считать, может, пора отказаться от этого показателя, чтобы адекватно отразить состояние экономики.

По словам Д.Медведева, изменения могут потребоваться также в таможенной статистике и в международных расчетах. Согласно правительственному плану, годовой рост ВВП в 2021 году должен резко увеличиться с 2% до 3,1% и в дальнейшем не опускаться ниже 3%, достигнув к 2024 году 3,3% при уровне инфляции 3,5%. При этом курс рубля начиная со следующего года снизится до 68,6 рубля за доллар США.

Между тем текущая ситуация в российской экономике не внушает оптимизма. Рост ВВП России в первом квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 0,5%. Это самый слабый показатель за последние два года. Он хуже прогноза Минэкономразвития, ранее оценившего этот же рост в 0,8%. В 2018 году рост ВВП России составил 2,3%. При этом, по оценке Минэкономразвития, рост российской экономики в 2019 году замедлится до 1,3%.

Обратим внимание также на тот факт, что показатель ВВП по паритету покупательной способности не признается экономистами объективным и точно отражающим экономическую ситуацию в той или иной стране, так как в этом случае номинальную (без учета инфляции) стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране, пересчитывают с поправкой на курс рубля к доллару (см. «Что такое ВВП»). К примеру, номинальный размер ВВП России по итогам 2018 года составил $1,6 трлн (данные МВФ), что соответствует 12-й позиции в рейтинге крупнейших экономик мира. В то же время ВВП по ППС составил $4 трлн – это 6-я позиция.

Германия с показателем ВВП по ППС $4,2 трлн находится на 5-й позиции в рейтинге МВФ, а по номинальному ВВП $4 трлн – на 4-й строчке рейтинга. Индонезия, так же как и Россия, имеющая слабую валюту, с $3,2 трлн находится на 7-й позиции по ВВП. В то же время номинальный размер ее ВВП составляет $1 трлн – это 16-я строчка рейтинга.

Так как ВВП по ППС не всегда признается экономистами значимой величиной, то чаще используется показатель ВВП на душу населения. По нему Россия в 2018 году заняла 73-е место ($9,3 тыс. на человека). Мировыми лидерами здесь являются Люксембург ($110,1 тыс. на человека), Швейцария ($80,1 тыс. на человека) и Норвегия ($73,8 тыс. на человека).

Отметим также, что в мае 2019 года Европейская комиссия пересмотрела в сторону понижения прогноз роста российской экономики на текущий год, ожидая, что ВВП России по итогам года вырастет на 1,5%. В предыдущем (осеннем) прогнозе регулятор предполагал, что ВВП страны увеличится на 1,6%. Кроме того, в начале апреля Всемирный банк (ВБ) ухудшил свой прогноз экономического подъема в России. Теперь ВБ ожидает, что российская экономика прибавит по итогам года 1,4% против ранее предполагавшихся 1,5%.

Национальные цели развития России

Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены девять национальных целей развития России:

1) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ;

2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);

3) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

4) снижение в два раза уровня бедности;

5) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;

6) ускорение технологического развития страны, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

7) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

8) вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%;

9) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Что такое ВВП

Валовой внутренний продукт (ВВП) отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. ВВП выражается в национальной валюте либо пересчитывается в иностранную валюту по биржевому курсу, а также может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС). ВВП по ППС – параметр, который рассчитывается исходя из стоимости товаров и услуг в стране в сравнении со стоимостью аналогичных товаров и услуг в других странах.

Номинальный размер ВВП России по годам (млрд рублей)

1995 г. – 1428,5

1996 г. – 2 007,8

1997 г. – 2342,5

1998 г. – 2629,6

1999 г. – 4823,2

2000 г. – 7305,6

2001 г. – 8943,6

2002 г. – 10830,5

2003 г. – 13208,2

2004 г. – 17027,2

2005 г. – 21609,8

2006 г. – 26917,2

2007 г. – 33247,5

2008 г. – 41276,8

2009 г. – 38807,2

2010 г. – 46308,5

2011 г. – 60282,5

2012 г. – 68163,9

2013 г. – 73133,9

2014 г. – 79199,7

2015 г. – 83232,6

2016 г. – 86010,2

2017 г. – 92089,3

2018 г. – 103626,6

Морские порты №4 (20190


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Руководство ОСК почтило память легендарного конструктора Сергея Ковалева

Руководство ОСК почтило память легендарного конструктора Сергея Ковалева Руководство Объединенной судостроительной корпорации приняло участие в торжественных мероприятиях, п...

СМИ сообщили о неоднократных призывах Трампа к морской блокаде Венесуэлы

СМИ сообщили о неоднократных призывах Трампа к морской блокаде Венесуэлы Президент США Дональд Трамп несколько раз предлагал разместить корабли ВМС США вдоль береговой линии...

Российская экономика

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Допустить иностранные компании к освоению шельфа предложил Юрий Трутнев

Допустить иностранные компании к освоению шельфа предложил Юрий Трутнев Вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий вопросы развития Дальнего Востока и Арктики, написал письмо пр...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

АО «Морской порт Санкт-Петербург» возглавил Андрей Зубарев

АО «Морской порт Санкт-Петербург» возглавил Андрей Зубарев 19 августа 2019 г. на должность управляющего директора АО «Морской порт Санкт-Петербург» назначен Зу...

АО «Ростерминалуголь» отгрузило 15 млн тонн угля с начала 2019 года

АО «Ростерминалуголь» отгрузило 15 млн тонн угля с начала 2019 года АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 15 млн тонн угля с начала 2019 года. 17 августа 15-миллио...




Морской транспорт

Среди захваченных у берегов Камеруна моряков оказались четверо россиян

Среди захваченных у берегов Камеруна моряков оказались четверо россиян В числе захваченных пиратами у берегов Камеруна моряков находятся четверо россиян, трое филиппинцев ...

Иранский танкер Grace 1 покинул Гибралтар

Иранский танкер Grace 1 покинул Гибралтар Оказавшийся в центре международного скандала иранский танкер Grace 1 покинул Гибралтар, сообщает гиб...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с ООО «Полярная гру...

C начала 2019 года на выполнение инвестиционной программы Дальневосточной магистрали направлено 25 млрд рублей

C начала 2019 года на выполнение инвестиционной программы Дальневосточной магистрали направлено 25 млрд рублей Основные инвестиции направляются на развитие Восточного полигона в границах Дальневосточной железной...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...