Научно-экспертный совет: приоритеты и проблемы

Транспортная политика
Научно-экспертный совет: приоритеты и проблемы

1 сентября 2001 г. постановлением Правительства РФ была создана Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации, утверждены Положение о ней и ее состав. Уже на втором заседании Морской коллегии 19 июня 2002 г. было принято решение о формировании организационной структуры Морской коллегии, ее секретариата, совещательных, научных, экспертных, рабочих и других органов. Однако практической реализации этих решений пришлось ждать более двух лет.

Лев Клячко, председатель НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ, член Морской коллегии при Правительстве РФ, советник заместителя генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

Время становления

Импульс к реализации решений Морской коллегии от 19 июня 2002 г. был дан назначением в 2004 году ответственным секретарем Морской коллегии Андрея Ивановича Николаева, помощника председателя Правительства РФ. Он внес ряд инноваций в деятельность Морской коллегии, в частности были созданы морские советы в приморских субъектах РФ, а во всех федеральных органах исполнительной власти, связанных с морской деятельностью, – советы по соответствующим направлениям морской деятельности, которые возглавили непосредственно министры. К примеру, такой совет был создан в Минтрансе России. Автор этих строк являлся ответственным секретарем Совета Морской коллегии по судостроению, председателем которого был министр промышленности и энергетики В.Б. Христенко.

Не все эти начинания оказались жизнеспособны. С уходом с поста ответственного секретаря Морской коллегии А.И. Николаева прекратили свое существование советы Морской коллегии при федеральных органах исполнительной власти.

Предложения по проекту Положения и регламенту работы Экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ были разработаны и представлены ВМФ. Большой вклад в это внес адмирал А.П. Рудометкин, впоследствии – член первого состава Научно-экспертного совета, председатель секции по военно-морской деятельности.

Положение о Научно-экспертном совете Морской коллегии при Правительстве РФ (далее – НЭС, Совет) было утверждено председателем Правительства РФ, председателем Морской коллегии при Правительстве РФ М.Е. Фрадковым 18 ноября 2004 г.Следует отметить, что данное положение остается актуальным по настоящее время. В 2013 году, в связи с образованием Президиума Морской коллегии, были подготовлены предложения по корректировке положения о НЭС. Однако, пока шло согласование этих документов, Президиум Морской коллегии был упразднен.

Как сказано в Положении о НЭС, он «создан в целях консультационного, научного и экспертного обеспечения деятельности Морской коллегии и должен способствовать повышению эффективности морской деятельности России, выработке объективных решений Морской коллегией в целях реализации национальных интересов России в Мировом океане и обеспечения военной безопасности с океанских и морских направлений». Известно, что инициатором создания в Российской империи первой Морской коллегии был Петр I. По его замыслу, коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов: «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит». Научно-экспертный совет Морской коллегии был призван усилить и приумножить эту функцию.

Первое заседание НЭС было проведено 2 декабря 2004 г. в Доме Правительства РФ.

В состав Совета вошли виднейшие ученые и специалисты в области морской деятельности: ВМФ и погранслужбы, морского и речного флота, портовой деятельности, судостроительной промышленности, рыбопромысловой отрасли, специалисты в области исследования и освоения ресурсов Мирового океана, виднейшие юристы по морскому праву.

В настоящее время в состав НЭС входит 43 представителя ведущих научных учреждений и федеральных органов исполнительной власти, которые обеспечивают научное обоснование управленческих решений Морской коллегии по широкому кругу актуальных вопросов, рассматриваемых на ее заседаниях.

Первый председатель

Первым председателем Научно-экспертного совета являлся академик РАН А.Г. Гранберг.

Выдающийся советский и российский экономист Александр Григорьевич Гранберг родился 25 июня1936 года в Москве. По окончании Московского государственного экономического института работал в Госплане СССР, совмещая работу с преподаванием в МИНХе и обучением в аспирантуре. В 1963 году переехал в Новосибирск, где начал работать в Лаборатории экономико-математических исследований Новосибирского государственного университета (1963-1969), а затем с 1969 по 1991 год – в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, который он и возглавил в 1985 году. В 1992 году назначен председателем Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития РФ.В 1990-1993 годах был народным депутатом России, председателем Комитета Верховного Совета России по межреспубликанским отношениям, региональной политике и сотрудничеству.

А.Г. Гранберг был действительным членом РАН, членом Президиума РАН. Он – автор фундаментальных трудов по региональной экономике, математическому моделированию, государственному регулированию регионального развития, межрегиональному экономическому сотрудничеству.

Активную административно-организаторскую и научную работу Александр Григорьевич сочетал с плодотворной педагогической деятельностью: в разные годы руководил кафедрами применения математических методов в экономике и планировании (Новосибирский государственный университет), региональной экономики и экономической географии (Государственный университет – Высшая школа экономики), регионального управления (Государственный университет управления), преподавал как приглашенный профессор в Высшей школе экономики (Берлин), Университете Аляски (США).

А.Г. Гранберг – лауреат премии Ленинского комсомола, премии Правительства РФ, Государственной премии РФ, за выдающиеся достижения в области экономики награжден орденами«Знак Почета»,«За заслуги перед Отечеством»IV степени, Дружбы, большим числом международных, ведомственных и общественных наград.

Именно академика А.Г. Гранберга можно назвать основателем Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, он внес неоценимый вклад в становление и развитие НЭС как системного органа, обеспечивающего научно-экспертное обеспечение морской деятельности, в структурирование основных направлений деятельности НЭС, в формирование структуры и его рабочих органов.

Заместителями председателя Научно-экспертного совета являлись академик В.М. Пашин и профессор Г.К. Войтоловский.

Заместители председателя НЭС

Выдающийся советский и российский ученый, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии наук Валентин Михайлович Пашин родился 25 июля1937г. в пос. Алексеевка Саратовской области. В 1960 году с отличием окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «судостроение и судоремонт», получив квалификацию инженера-кораблестроителя.

С 1959 года и до конца своих дней работал в ЦНИИ имени академика Крылова. 1990-2012 гг. – директор, с апреля 2012 г. – научный руководитель института.

Руководя флагманом российской судостроительной науки, оптимальным образом сочетал разумную реализацию административных функций с активной научно-исследовательской работой, являясь выдающимся специалистом в области гидродинамики и аэродинамики скоростных судов, занимался проблемами автоматизации проектирования судов и технологической подготовки их производства, снижения шумности кораблей, созданием технических средств для поиска и добычи нефти и газа на шельфе.

Под его руководством были разработаны фундаментальные основы современного кораблестроения, реализованы многие проекты надводных кораблей, подводных лодок и судов гражданского флота.

Будучи глубоко интеллигентным и доброжелательным человеком, Валентин Михайлович проявлял твердость и принципиальность в решении вопросов развития российского судостроения, отечественной науки. Возглавив институт в сложные 90-е годы прошлого века, сумел сохранить и расширить научный потенциал Крыловского центра. Понимая необходимость интеграционных процессов в промышленности, стал инициатором присоединения к институту отраслевых центров стандартизации (ЦНИИ «Лот») и электротехники (ЦНИИ судовой электротехники).

Под его руководством институт превратился в мощный научно-технический центр, способный проводить не только фундаментальные и прикладные исследования в области кораблестроения, но и выполнять полный цикл работ по созданию проектов новых кораблей, судов и другой сложной морской техники. Качественный скачок произошел и в развитии научно-экспериментальной базы института.

В.М. Пашин считался признанным авторитетом в международных научных кругах: член консультативного совета Международной организации опытовых бассейнов, действительный член института морских инженеров Великобритании, Европейского инженерного совета. Долгие годы он возглавлял Ассоциацию судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Научно-техническое общество судостроителей им. академика А.Н. Крылова.

Велик вклад Валентина Михайловича в создание, становление и развитие Научно-экспертного совета. Кстати, именно по предложению В.М.Пашина автор этих строк был назначен при образовании НЭС руководителем секции по судостроению, которую он и занимал на протяжении десяти лет до момента избрания председателем НЭС.

Заслуги В.М. Пашина отмечены Родиной: он являлся Героем Российской Федерации, награжден орденом Дружбы народов, рядом медалей. Лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РФ.

Имя Валентина Михайловича вписано в историю отечественного судостроения и кораблестроительной науки. В память о нем названа площадь в Санкт-Петербурге, на которой установлен памятник академику, а также средний морской танкер-снабженец ВМФ России.

Огромную роль в работе Научно-экспертного совета играл Генрих Константинович Войтоловский – человек широчайшей эрудиции, неисчерпаемой энергии, хорошо известный в нашей стране и за рубежом как крупный исследователь в области экономических и политических процессов, в том числе международных, всех видов морепользования, твердо и настойчиво внедряющий взгляды на масштабное научно обоснованное развитие морской деятельности, восстановление утраченных страной позиций в Мировом океане, укрепление морского потенциала России, ее оборонной и экономической безопасности.

Во главе НЭС

В 2011 году Научно-экспертный совет Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации возглавил вице-президент РАН академик Николай Павлович Лаверов.

Выдающийся советский и российский геолог и геохимик родился 12 января1930г. в с. Пожарище Архангельской области.

В 1954 году окончил с отличием Московский институт цветных металлов и золота имени М.И. Калинина. С 1966 года, занимаясь научной работой, обеспечивал развитие науки и научных исследований на различных высоких административных должностях в Министерстве геологии, а с1989 по 1991 год в качестве председателя Государственного комитета СССР по науке и технике – заместителя Председателя Совета Министров СССР. В 1991 году возглавил Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН.

Он был председателем постоянной комиссии по изучению Арктики (с 1989 г.), возглавлял Научный совет государственной научно-технической программы «Глобальные изменения природной среды и климата» (с 1990 г.), с октября 1993 года – председатель Комиссии при Правительстве Российской Федерации по геологическому обеспечению безопасного захоронения радиоактивных отходов. С 1996 года являлся председателем Комиссии Российской академии наук по научному флоту и исследованиям Земли из космоса, был членом Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.

Член Морской коллегии при Правительстве РФ, ряда других правительственных комиссий. Действительный член АН СССР, вице-президент АН СССР (1988-1991) и РАН (1991-2013). С июля1987 года по март1989 года – президент Академии наук Киргизской ССР.

На протяжении всей своей деятельности наряду с государственной и научной работой эффективно осуществлял и педагогическую деятельность. Так, с 2000 года заведовал кафедрой международных проблем ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО.

Мастер спорта СССР по самбо, являлся членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо.

Трижды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), орденом «Знак Почета», другими международными, ведомственными и общественными наградами.

Н.П. Лаверов привнес целый ряд новых идей в работу Научно-экспертного совета. В частности, предложил усилить роль экспертной составляющей в работе Совета, т.е. чтобы все крупные проекты в области морской деятельности проходили обязательную экспертизу в рамках Совета независимо от того, кто был инициатором этого проекта: государственные структуры или частные компании.

Заместителем председателя Совета в это время являлся Валентин Петрович Синецкий, заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор более 80 научных трудов, в т.ч. монографии «Концептуальная модель морской доктрины Российской Федерации» (2001). В.П. Синецкий был не только выдающимся ученым, но и уникальным организатором, умевшим доводить научные разработки до уровня нормативных документов, принимаемых высшими органами государственной власти.

В частности, именно его усилиями и под его руководством была разработана «Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2010 г.

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года по своему построению принципиально отличается от других концептуальных документов, принимаемых правительством. В ней не только отмечены основные проблемы и риски развития морской деятельности (в их числе недостаточное участие морских судов под российским флагом в обслуживании российской грузовой базы, а также слабое участие российского торгового флота в мировых перевозках, отставание развития транспортной инфраструктуры от темпов включения в хозяйственный оборот запасов углеводородов континентального шельфа России и т.д.), но и определены основные цели и задачи для их решения, а также показатели, по которым будет оцениваться работа. При этом прогнозные значения целевых показателей развития морской деятельности Российской Федерации на ближнюю и среднюю перспективу определены в количественном выражении, установлены ответственные исполнители по каждому из целевых показателей.

Большой вклад был внесен В.П. Синецким в разработку Морской доктрины Российской Федерации до 2030 года, а также им были определены основополагающие принципы, легшие в основу построения проекта федерального закона о государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации.

К сожалению, все эти выдающиеся ученые ушли из жизни.

В 2013 году Научно-экспертный совет возглавил автор этой статьи.

Нельзя не отметить огромный вклад в работу НЭС его секретариата. Все эти годы секретарем Совета являлся Михаил Борисович Котенев, а помощником секретаря – Наталья Михайловна Федоренко. Именно их усилиями работа Научно-экспертного совета проходила организованно и планомерно, принимались ответственные рекомендации и решения при рассмотрении важнейших вопросов развития морской деятельности России.

Цифры и факты

За время работы НЭС провел более 40 заседаний, на которых были обсуждены основные вопросы морской деятельности. В результате были выработаны конкретные предложения и рекомендации о приоритетах в развитии морской деятельности Российской Федерации, осуществлялось выявление перспективных научных и практических направлений деятельности, принималось конструктивное участие в подготовке нормативных документов, регламентирующих осуществление морской деятельности Российской Федерации.

В ходе работы НЭС широко привлекал к решению вопросов, возникающих в процессе его работы, организации, участвующие в морской деятельности в пределах их компетенции, представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. По результатам работы Совет представлял в секретариат Морской коллегии доклады или отчеты по всем вопросам, входящим в компетенцию НЭС.

Для углубленной проработки поставленных перед Советом вопросов в рамках работы Совета создавались временные рабочие группы из ученых и специалистов именно по данному вопросу.

Пленарные заседания Совета предваряют обсуждения на секциях.

При образовании Научно-экспертного совета были созданы секции:

по научным исследованиям природы Мирового океана;

по освоению морских минеральных и энергетических ресурсов;

по судостроению;

по освоению морских биологических ресурсов;

по морскому и речному транспорту;

по военно-морской деятельности;

по реализации национальной морской политики и ФЦП «Мировой океан».

В ходе работы Совета дополнительно были созданы секции по государственно-частному партнерству, морской медицине, яхтенному туризму.

С момента своего образования активно действует секция по морской медицине, возглавляемая полковником медицинской службы, доктором медицинских наук, профессором И.Г. Мосягиным, по инициативе которого она и была создана. В частности, благодаря усилиям секции «Морская медицина» разработана концепция развития морской медицины до 2030 г., организован выпуск научно-практического рецензируемого журнала «Морская медицина».

В действующем составе Научно-экспертного совета 2 действительных члена РАН, 16 профессоров, 21 доктор наук, 18 кандидатов наук. Структурный состав НЭС представлен на рис. 1.

Рис.1. Структурный состав НЭС

Если говорить о научных специальностях кандидатов и докторов наук, то здесь представлен широкий спектр направлений, связанных с морской деятельностью: технические, экономические, геолого-минералогические, юридические, биологические, физико-математические, военные, исторические, медицинские, географические (рис. 2).

Рис.2. Научные специальности кандидатов и докторов наук

Широко представлен в НЭС военно-морской блок: в составе НЭС 3 вице-адмирала, 5 капитанов 1-го ранга.

Подавляющее большинство рекомендаций Научно-экспертного совета находило отражение в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. Вместе с тем, по мнению авторов, оказываются реализованными далеко не все решения Морской коллегии.

Стоит вспомнить при этом, что при Петре Первом при каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было «наблюдать за правильным и безволокитным» решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Рассматриваемые проблемы и их решения

Анализ вопросов, рассмотренных на заседаниях НЭС за истекший период, позволяет отметить, что в целом большая часть задач, изложенных в Морской доктрине, была рассмотрена на его заседаниях. Ряд вопросов в связи с их актуальностью выносился на рассмотрение НЭС неоднократно.

На заседаниях и совещаниях НЭС рассматривались вопросы реализации положений Морской доктрины Российской Федерации, претворения в жизнь национальной морской политики на ее функциональных и региональных направлениях, а также комплексной оценки состояния национальной безопасности в области морской деятельности и предложения по ее обеспечению. На заседаниях НЭС неоднократно рассматривались проблемы, связанные с развитием и модернизацией отечественного гражданского судостроения, перспективными планами строительства кораблей, судов и морской техники для освоения шельфа Российской Федерации, созданием судостроительного комплекса на Дальнем Востоке и др.

К числу важнейших проблем, рассматриваемых Советом, относятся вопросы развития навигационно-гидрографического, поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации, водолазного дела. Следует отметить, что, несмотря на рекомендации НЭС по направлениям развития этих систем обеспечения морской деятельности, на государственном уровне необходимых решений не принято.

Учитывая важность арктического направления для достижения целей национальной морской политики Российской Федерации как в среднесрочном, а тем более в долгосрочном периоде, особое внимание на заседаниях НЭС уделялось рассмотрению мер по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике. Практически ежегодно рассматривались вопросы, связанные с осуществлением деятельности по обоснованию внешней границы континентального шельфа Российской Федерации и перспективами его изучения и освоения, задачами экономического и социального развития Арктической зоны Российской Федерации, обеспечением роста морских перевозок по трассе Северного морского пути (далее– СМП), реализацией мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам СМП.

Активное участие члены НЭС принимали в разработке и рассмотрении основополагающих документов морской деятельности, таких как Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, новая редакция Морской доктрины Российской Федерации, концепция и проект федерального закона о государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации, концепция и проект федеральной целевой программы «Мировой океан». В 2015 году по поручению Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Советом была проведена экспертная оценка проекта федерального закона о государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации, а в 2017 году по запросу Главного командования Военно-морского флота экспертная оценка Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности.

Развитие транспортного сектора российской экономики может стать существенным вкладом в увеличение ВВП России и, соответственно, привести к росту объемов транспортной работы и мультипликативному эффекту в других отраслях экономики. Поэтому на заседаниях НЭС большое внимание уделялось проблемам, связанным с повышением конкурентоспособности морского транспортного флота, включая увеличение его доли под отечественным флагом, развитием портовых мощностей и строительством портовой инфраструктуры, оптимизации работы морских пунктов пропуска в портах Российской Федерации.

Вопросы развития морского и речного транспорта рассматривались как при обсуждении общесистемных вопросов (таких как «О реализации основных положений Морской доктрины Российской Федерации», «О Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации», «О ходе реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации», рассмотрение реализации национальной морской политики Российской Федерации на региональных направлениях: в Каспийском, Азово-Черноморском, Тихоокеанском бассейнах и др.), так и в рамках отдельных, специализированных вопросов.

В частности, на повестку заседаний НЭС выносились такие вопросы, как «О мерах, направленных на увеличение торгового флота, повышение его конкурентоспособности и увеличение доли в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов», «О Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года», «О мерах по обеспечению роста морских перевозок по трассе Северного морского пути» и др.

Все это способствовало созданию благоприятной организационной и экономической среды, способствующей развитию и поддержанию флота и прибрежно-портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешнеторговых, каботажных и транзитных перевозок через территорию Российской Федерации.

После вхождения Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации особую насущность приобрел вопрос обеспечения транспортной доступности этого региона. Для связи его с другими частями России необходимо было решить две проблемы. Первая – наиболее острая – организация паромной переправы через Керченский пролив и вторая – организация регулярного морского сообщения между Республикой Крым и г. Севастополем с городами Краснодарского края, включая круизные рейсы.

В феврале 2015 г. и в 2016г. НЭС рассматривал вопросы об обеспечении транспортной инфраструктуры Крымского федерального округа и Краснодарского края к обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок.

В результате Керченская паромная переправа, которая связывала Крым с Краснодарским краем, перестала быть «горячей точкой» на карте России – долгих очередей здесь больше не наблюдалось, время ожидания парома не превышало двух часов. Уже по итогам работы в 2015 году объем перевозок в обоих направлениях Керченской паромной переправы составил: пассажиров – свыше 4,7 млн; легковых автомобилей – свыше 1,07 млн ед.; грузовых автомобилей – свыше 250 тыс. ед.; автобусов – свыше 40 тыс. ед.

Керченская паромная переправа успешно выполняла свою функцию вплоть до введения в строй Крымского моста.

Рассматривал НЭС и проблемы развития портовой деятельности. В частности, при участии НЭС была разработана и утверждена Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, направленная на развитие портовых мощностей за счет строительства новых и модернизации действующих портов и терминалов, обеспечение сбалансированного функционирования и развития портовой инфраструктуры за счет строительства и реконструкции подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог и создания современных транспортно-логистических центров, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных морских портов.

Все эти вопросы предварительно рассматривались на секции по морскому и речному транспорту, возглавляемой генеральным директором ЦНИИ морского флота к.э.н. С.И. Буяновым.

Основные направления деятельности

Безусловно, в развитии морского флота еще достаточно много проблем и резервов для дальнейшего совершенствования.

Так, при рассмотрении в мае 2019 г. на НЭС вопроса «О проекте ежегодного доклада президенту Российской Федерации «О комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности и предложениях по ее обеспечению» как «кризисные» оценены такие показатели морских перевозок, как «доля перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов судами под государственным флагом Российской Федерации по отношению к общему объему перевозок, в том числе судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, недостаток/избыток производственных мощностей по отдельным видам грузов», «объем перевозки грузов морским транспортом под государственным флагом Российской Федерации во всех видах плавания», «динамика сокращения (пополнения) флота судоходных компаний России, зарегистрированного под государственным флагом России».

В целом можно отметить, что большинство предложений и рекомендаций НЭС включаются в протоколы заседаний Морской коллегии. Выработанные рекомендации способствуют повышению эффективности морской деятельности страны, выработке объективных решений Морской коллегией в целях реализации национальных интересов России в Мировом океане и обеспечения военной безопасности с океанских и морских направлений.

Вместе с тем такие важные вопросы, как обновление специализированного и обеспечивающих видов флота (ледокольный, аварийно-спасательный, природоохранный, научно-исследовательский, служебно-вспомогательный), в комплексе не рассматривались, а только как отдельные виды–например, аварийно-спасательный флот. Не рассматривались в полном объеме вопросы повышения уровня защиты окружающей природной среды. Заслуживают внимания НЭС вопросы состояния и развития пассажирских перевозок и проблемы строительства нового пассажирского флота для российских судовладельцев.

Безусловно, Совету необходимо:

активнее участвовать в выявлении перспективных научных и практических направлений деятельности для первоочередной государственной поддержки, в выработке предложений по приоритетам развития морской деятельности Российской Федерации;

активнее использовать такую форму работы Совета, как проведение совещаний по отдельным вопросам развития морской деятельности.

Одним из основных направлений деятельности Совета является экспертная оценка отдельных, имеющих сложный комплексный научно-технический характер концепций, программ, социально-экономических, научно-технических и инвестиционных проектов, планов и иных мероприятий. Однако проекты таких документов на рассмотрение и экспертизу НЭС от федеральных и региональных органов исполнительной власти и государственных корпораций не поступают. В связи с этим Совет рекомендовал Морской коллегии при Правительстве РФ более активно использовать потенциал Научно-экспертного совета при проведении экспертиз проектов документов стратегического планирования и нормативно-правовых актов, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти, администрациями приморских регионов, органами местного самоуправления береговых муниципальных образований и организациями, участвующими в реализации морской деятельности, на соответствие их целям и направлениям национальной морской политики.

Деятельность НЭС высоко оценивается руководством Морской коллегии, многие члены Совета награждены медалями Морской коллегии за большой личный вклад в реализацию государственной политики в сфере морской деятельности.

Морской флот №3 (2019)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...