Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Морские порты
Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива». Например, в порту Ванино в отличие от других портов его можно отнести к разряду облегченных, несмотря на большую продолжительность. Интенсивное использование буксиров и ледоколов в зоне ответственности АМП в зимнюю навигацию позволило обеспечить стабильную деятельность портов АМП. На работе порта Магадан в зимний период положительно сказалась наработанная практика обколки льда в бухте Нагаева. Даже эпизодическое привлечение линейного ледокола к проводкам в порту Советская Гавань способствовало улучшению проходимости судов и уменьшению времени швартовных операций.

Нужно отметить, что в общем ледокольная проводка судов в порту Совгавань осуществляется эпизодически. Между тем объединение портов Ванино и Совгавань позволило бы в зимний период обеспечить оба порта надлежащей ледокольной проводкой и создать благоприятную обстановку для привлечения потенциальных грузоотправителей на терминалы Совгавани, обеспечив тем самым эффективную и стабильную работу и всего Ванино-Совгаванского транспортного узла.

Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Ванино

Льдообразование в северной части Татарского пролива началось на две недели раньше среднегодового наблюдения. Уже в третьей декаде декабря 2018 года ожидалось появление льда на подходах к морскому порту Ванино. Однако под влиянием ветра и волнения моря нарастание льда заметно замедлилось. И только во второй декаде января 2019 года кромка льда спустилась южнее порта Ванино. Наступившее после шторма маловетрие способствовало нарастанию и распространению льда по всей ширине Татарского пролива (рис. 1).

Рис. 1

В середине третьей декады февраля продолжительный ветер северо-восточного направления привел к значительному ухудшению ледовой обстановки на подходах к порту. Бассейновая комиссия ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» по организации и осуществлению ледокольных проводок судов (Штаб ледокольных операций, ШЛО), анализируя снимки с искусственного спутника Земли (ИСЗ), прогнозы погоды, местные погодные условия, заблаговременно рекомендовала отводить суда, стоящие у пирса №5 (район бухты Мучке) и на рейде, в безопасные районы, избегая опасных дрейфов. В конце февраля при слабых северо-западных ветрах образовалась полоса чистой воды шириной 3-5 морских миль. Но наличие в непосредственной близости обширных полей серо-белого, белого льда и возможное изменение ветра на северо-, северо-восточное направление создавали потенциально напряженную обстановку для судов, следующих как в порт, так и из порта (рис. 2).

Рис. 2

В первой декаде марта ветер северо-, северо-восточного направления с порывами до 15 м/сек привел к образованию труднопроходимых полей и сжатию льда на подходах к порту, что значительно затрудняло работу МФАСС «Спасатель Заборщик». Штабом ледокольных операций было принято решение о привлечении к ледокольным проводкам в порту Ванино и на подходах к нему ледокола «Капитан Хлебников». 9 марта ледокол прибыл в порт и сразу приступил к ледокольным проводкам судов. Попытки провести по несколько судов в караване не дали положительного результата. Суда часто застревали во льдах и выходили из каравана. ШЛО принял решение осуществлять проводку судов по одному.

Во второй декаде марта циклоны с ветрами северо-, северо-восточного направления сохраняли сложную ледовую обстановку на подходах к порту: сжатие льда, торошение, наслоение, отсутствие видимости, невозможность получить снимки с ИСЗ. Из-за отсутствия текущей ледовой информации на подходах к порту создавалась напряженная обстановка. Так, в районе пирса №5, в непосредственной близости, обнаруживался дрейф ледяных полей. Для недопущения аварийной ситуации ШЛО был вынужден привлекать буксиры, которые в районе оконечности пирса ломали ледяные поля. Благодаря этим действиям лед не оказывал критичного давления на суда в период подготовки их к отшвартовке.

В третьей декаде марта отсутствие ветра способствовало расплыву льда по всей ширине пролива. Но дрейфующие в непосредственной близости (5-10 морских миль) на подходах к порту обширные ледяные поля площадью до 10 кв. км продолжали сохранять потенциальную угрозу на подходах к порту, что и подтвердилось в первой декаде апреля. В течение 3-4 дней очередной циклон с ветром юго-, юго-восточного направления до 12 м/сек и высотой волны до 1,5-2 метров привел к тому, что кромка льда сместилась и спрессовалась у входа в порт шириной около 10 морских миль, образовав труднопроходимый район. Данное обстоятельство вынудило ледокол продолжить свою работу в порту.

Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов в порту Ванино можно отнести к более продолжительным, но влияние северо-восточных ветров было незначительным, случаи «ледовой реки» – редкими, что облегчало проходимость судов.

Учитывая рост грузооборота на действующих терминалах и увеличение его в ближайшем будущем за счет ввода новых терминалов (АО «Ванинотрансуголь» и АО «Прайм»), количество судозаходов в порту Ванино в перспективе увеличится в два раза. В связи с этим объединение портов Ванино и Советская Гавань, в котором ледокольная проводка осуществляется эпизодически, позволило бы в зимний период обеспечить оба порта надлежащей ледокольной проводкой и создать благоприятную обстановку для привлечения потенциальных грузоотправителей на терминалы Совгавани, обеспечив тем самым эффективную и стабильную работу и всего Ванино-Совгаванского транспортного узла. Полагаем, что для решения этой задачи необходимо иметь на постоянной основе в зимний период линейный ледокол и портовый ледокол с осадкой до 8 метров.

Советская Гавань

Ледокольная проводка судов в акватории морского порта Советская Гавань в зимнюю навигацию осуществлялась эпизодически с помощью буксиров ледового класса «Ургал», «Тугнуй», «Хакас», «Чара» (АО «Дальтрансуголь»), «Хасанец» (ФГУП «Росморпорт»), «Василий Кириллов» (ООО «Компания Купец»), МФАСС «Спасатель Заборщиков» (ФГБУ «Морспасслужба») и ледокола «Капитан Хлебников» (ФГУП «Росморпорт»).

С 31 января по 21 марта 2019 года МФАСС «Спасатель Заборщиков» осуществил 11 ледокольных проводок. Буксир «Василий Кириллов» участвовал во всех проведенных швартовных операциях – 23 ледокольные проводки.

На основании разовых договоров с ФГУП «Росморпорт» судовладельцы стали привлекать ледокол «Капитан Хлебников». С 28 марта по 14 апреля ледокол «Капитан Хлебников» осуществил 4 проводки и один проход вглубь залива Советская Гавань, проведя работу по расширению фарватера и околке льда в бухтах.

В январе-феврале 2019 года время, затраченное МФАСС «Спасатель Заборщиков» на ледокольную проводку судов, составило от 4 до 14 часов. Ледокол «Капитан Хлебников» тратил на ледокольную проводку от 2 до 4 часов. Благодаря небольшой осадке ледокол производил околку льда вблизи от причалов, что способствовало выносу льда из акватории морского порта и сокращению сроков периода ледокольной проводки.

Даже эпизодическое привлечение линейного ледокола к проводкам способствовало улучшению проходимости судов и уменьшению времени швартовных операций.

Де-Кастри

Ледокольное обеспечение крупнотоннажных танкеров компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» в Татарском проливе осуществлялось судами обеспечения с ледовым классом Icebreaker-6 – буксиром «Норманн», буксиром «Помор» и ледоколом «Новороссийск». В акватории порта Де-Кастри дополнительно были задействованы буксир «Полар Певек» и буксир «Смит Новик».

Наихудшие условия плавания в Татарском проливе сложились 14-15 февраля в районе мыса Сюркум, сплоченность белого льда толщиной 50 см достигала 10 баллов. Максимальная протяженность ледокольной проводки в порту составила 154 мили, максимальная продолжительность ледокольной проводки – 14 часов.

Насыщенная работа буксиров и ледоколов в зимнюю навигацию позволила обеспечить стабильную работу порта.

Магадан

Наиболее тяжелая ледовая обстановка пришлась на период с 24 января по 22 апреля 2019 года. К плаванию в порту допускались только суда ледового класса ARC4 и выше. Преобладающие ледовые условия: серый, серо-белый, белый лед, торосистость льда – 2-3 балла, сплочение – 9-10 баллов.

С 24.12.2018 г. по 10.05.2019 г. дежурство в порту осуществлял ледокол «Магадан». Максимальная протяженность ледокольной проводки в зимнюю навигацию составила 95 морских миль, максимальная продолжительность – 16 часов.

Учитывая, что толщина ледового припая у причальных сооружений порта Магадан и в бухте Нагаева может достигать 1,7 метра, в результате чего могут возникнуть проблемы при осуществлении швартовных операций (до 4-6 часов), ШЛО было принято решение производить первую околку бухты силами ледокола уже 28 декабря 2018 года.

Всего в период ледокольных проводок было произведено 10 околок бухты (буксирами – 1, ледоколом – 9). Таким образом, максимальная толщина льда в акватории порта не превышала 0,3 метра. Приливо-отливным течением лед выносило из бухты, благодаря чему в акватории порта он не нарастал, поэтому швартовные операции длились в среднем 30-40 минут.

Всего на околку было затрачено 54 часа. Наработанная практика околки льда в бухте Нагаева уже не первый год положительно сказывается на общей работе порта в зимний период.

Морские порты №5 (2019)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Эксперт: существуют три основных проблемы обслуживания танк-контейнеров в России

Эксперт: существуют три основных проблемы обслуживания танк-контейнеров в России Экологические, бюрократические и организационные

В 86 раз выросла чистая прибыль «Совкомфлота» в третьем квартале

В 86 раз выросла чистая прибыль «Совкомфлота» в третьем квартале Движение ставок, продуктивное сотрудничество, новые инвестпроекты и ответственность приносят свои пл...

Российская экономика

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике Арктическим льготы разделят его по категориям.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг. Минэкономразвития внесло в правительство план приватизации.

Транспортная политика

Должности руководителя Росморречфлота и замминистра транспорта разделили

Должности руководителя Росморречфлота и замминистра транспорта разделили Постановлением Правительства

Определены полномочия «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Определены полномочия «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта И изменения в составе рабочего органа

Морские порты

Главный грузовой порт Сахалина оказался под водой

Главный грузовой порт Сахалина оказался под водой Но местные не теряются

Штатное расписание обновили в Группе Новороссийского морского торгового порта (НМТП)

Штатное расписание обновили в Группе Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Люди с опытом




Морской транспорт

Ледокольные паромы для Сахалина вновь «подорожали». Уже на 4 млрд рублей

Ледокольные паромы для Сахалина вновь «подорожали». Уже на 4 млрд рублей Во всем винят санкции

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября Данное решение было принято в связи с проведением внеплановых технических работ.

Речной транспорт

Для доставки в метро проходческого щита продлили навигацию в Московском бассейне

Для доставки в метро проходческого щита продлили навигацию в Московском бассейне Стратегический объект

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб.

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб. Недостача основных средств и акций выявлена в ходе сплошной инвентаризации.

Ж/Д транспорт

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД Доставка в 2,5 раза быстрее

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...