ФАС меняет правила игры

Российская экономика

Рыбаки требуют ввести мораторий на трансформацию «исторического принципа»

Не утихают споры вокруг попытки Федеральной антимонопольной службы изменить «исторический принцип» распределения квот на вылов рыбы, принятый в большинстве стран мира и показавший положительную динамику в России. На этот раз рыбацкая общественность взволнована подготовкой ФАС проекта распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в план мероприятий (дорожную карту) по развитию конкуренции, согласно которому предлагается распределять не менее 50% объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов, ранее распределявшегося по «историческому принципу», путем проведения аукциона в электронной форме.

Анна Горнова

Квота на вылов

В 2016 году летом был принят по итогам Госсовета фактически новый закон о рыболовстве, установивший «правила игры» в отрасли на 15 лет, этим же законом введен новый вид квот на инвестиционные цели. В 2018 году рыбаки перезаключили договора на следующие 15 лет, заложив в свои инвестиционные бюджеты постройку нового флота. Казалось бы, закон не имеет обратной силы, но ФАС настаивает на развитии конкуренции. Основной мотив – повышение эффективности отрасли, увеличение доходов в госбюджет.

Однако, полезна ли предлагаемая антимонопольщиками мера для самой отрасли и насколько она согласуется с документами долгосрочного стратегического планирования – вопрос весьма спорный. Так, к примеру, Стратегия пространственного развития России предполагает сконцентрироваться на «точках роста» каждого региона и улучшить условия жизни населения на местах, стимулировать привлечение населения в регионы, а не его отток. Стратегия национальной безопасности предполагает сохранение населения на окраинных территориях Севера и Дальнего Востока. Есть еще у нас прогноз социально-экономического развития, а также поручение президента РФ о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса и кооперации.

Для рыбохозяйственного предприятия квота на вылов – это, по сути, инструмент долгосрочного планирования бизнеса. Инвестиционный цикл в отрасли в среднем 5-10 лет, чтобы выйти на окупаемость инвестиций. И так уж сложилось и в мире, и в России, что значительная часть рыбной отрасли – это как раз предприятия малого и среднего бизнеса, для которых новации антимонопольной службы – это прямой путь к банкротству. Отраслевые ведомства в лице Минсельхоза и Росрыболовства за минувшие годы уже посчитали, сколько нужно новых судов, составили и детально обговорили с рыбаками, какие суда и в какие сроки рыболовецкие компании построят на российских верфях. Рыбаки составили свои инвестиционные и производственные планы. Относительно производства продукции для промышленника в рыночной экономике ведь что важно – видеть спрос, удовлетворить его, иметь возможность спланировать предложение. Этой возможности на рынке ФАС пытается малый и средний рыбацкий бизнес своей новацией лишить.

Еще в России есть проблема северного завоза, окраинных удаленных территорий Севера и Дальнего Востока, с которых продолжается отток населения. И если поселкообразующие рыбацкие предприятия оттуда уйдут, население останется без работы, и его мы тоже потеряем. Кроме как «конкуренция – двигатель прогресса, аукционы хорошо пополняют бюджет», никаких других обоснований, анализа и прогноза возможных последствий введения своей новеллы ФАС общественности не представило. А ведь аукционы рыбаки уже проходили, и практика эта была отрицательная. Если основная все же цель – построить новый флот, то в некоторых зарубежных странах квота закрепляется за судном, но для этого у нас надо переделывать всю систему отраслевого права. При этом надо учитывать мировую тенденцию – переизбыток флота и сокращение ресурса. Нужна ли в итоге России такая трансформация отрасли – модель из нескольких десятков крупных предприятий и больших высокотехнологичных судов взамен уничтожения малых и средних организаций – большой вопрос. Устойчива ли такая модель для России? Или, может, все же надежнее оставить малых? И кто ответит за последствия, если новая модель окажется неудачной?

Есть колхоз – есть деревня

18 сентября в Москве в Торгово-промышленной палате РФ состоялось Всероссийское совещание рыболовецких колхозов (артелей), малых и средних рыбохозяйственных организаций РФ, участники которого единогласно высказались против распределения части объема квот добычи (вылова) ВБР, из ранее распределявшихся по историческому принципу, путем проведения аукциона. О данной инициативе ФАС рыбацкое сообщество узнало в августе уже после принятого в летнюю сессию Госдумой закона о распределении 50% долей краба с инвестиционными обязательствами посредством аукционов.

Открывая совещание, председатель правления Росрыбколхозсоюза Андрей Ануфриев однозначно заявил, что такое бремя в виде отъема половины объема квот предприятия союза не вытянут, а это не только рыболовецкие колхозы, но и организации малого и среднего бизнеса по стране. «Как говорят, есть колхоз – есть деревня, нет колхоза – нет деревни. У нас такие градообразующие предприятия тянут всю социалку. Люди там живут, потому что там родились, жили и работают», – пояснил Андрей Ануфриев.

«За этой историей стоят люди – это главный ресурс нашей отрасли, и мы едины, чтоб этот принцип сохранить», – подчеркнул заместитель председателя правления Росрыбколхозсоюза Петр Джунковский. Он поблагодарил ветеранов отрасли за их принципиальную позицию и уведомил собравшихся о том, что Минсельхоз, Росрыболовство, такие организации, как ВАРПЭ, РСПП, региональные законодательные власти ряда приморских субъектов выразили поддержку сохранения «исторического принципа» в отрасли. Петр Джунковский поделился положением дел на отдаленных территориях Хабаровского края, Камчатки, арктического побережья, где расположены предприятия союза и где уровень цен и тарифов в разы выше, чем в Центральной России, а на некоторые продукты зашкаливает, в то время как зарплаты совсем невысокие и население убывает. И тем не менее люди благоустраивают территории, стремятся жить в нормальных условиях, надеются на лучшее.

Обеспокоенность сложившейся ситуацией выразил и приглашенный на совещание депутат Госдумы от Хабаровского края Борис Гладких (фракция «Единая Россия»). «Есть вопрос – повышение эффективности, доходности от отраслей в бюджет, всех отраслей, и на него можно смотреть по-разному. Представители отрасли смотрят своим взглядом, у субъектов свое мнение, правительство тоже принимает решение. Цель – получить максимальную эффективность в рыбной отрасли, просто где-то на этапе принятия решения надо добиваться, чтобы вас услышали.

Есть сферы, где конкуренция избыточна, и не все сферы можно мерить конкуренцией. Сегодня через конкуренцию мы получим сиюминутный доход в бюджет, а завтра это повлечет за собой потерю базовых предприятий региона, которые обеспечивают всю социальную составляющую. К тому же есть инвесторы, которые уже вложились в предприятия, им обещали – построишь, создашь рабочие места, а ведь если инвестор поймет, что ожидания могут не подтвердиться, что инвестору делать? Он черпанет оттуда по максимуму и постарается как можно скорее выйти из этой гонки. Вложения в отрасль должны быть на основе долгосрочных программ направлены на создание дополнительных возможностей. Не все сферы можно измерить тем, что там должна быть обязательно конкуренция и быстрая отдача в бюджет, не только налоговой отдачей можно получить эффект, важно ведь и сохранить жизнь на этих территориях», – выразил свою позицию парламентарий.

Ветеран рыбной отрасли Вячеслав Зиланов указал на то, что в настоящее время власть не считается ни с успешным зарубежным опытом, ни с традициями отечественного рыболовства, а также подчеркнул, что ни в одной стране, кроме как в России, за рыбу в воде не взимают плату, только с иностранцев.

С резкой критикой выступил председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Он отметил, что квоты фактически забирают у местного населения в пользу олигархических структур и что речь идет о том, останутся люди жить на своих местах или нет? И кто осмелится им сказать – вы неэффективны, вы нам не нужны?

Солидарность с коллегами выразил и председатель правления Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов Олег Твердохлеб: «Если 50% ресурса у нас отберут, придется вполовину сократить работников, доходы упадут вдвое, и мы будем влачить существование на грани жизни и смерти. Это кому-то надо, это что-то дает государству?» – выразил сомнение представитель рыбацкой общественности. Олег Твердохлеб также привел пример, что Минсельхоз разработал пакет поправок, в котором в 5 раз для калининградцев увеличивается плата за ресурс. В связи со сложившейся ситуацией он призвал обратиться в адрес властей с просьбой ввести мораторий на все изменения законодательства, связанные с распределением квот по «историческому принципу», заявив, что это принципиальная позиция. «Мы проект судна заказали, планируем построить 14 судов, получается, что эти суда будут без работы? Условия нельзя менять каждый год. Сомнения рыбаков должны быть развеяны в ближайшее время», – обозначил принципиальную позицию руководитель регионального объединения.

Председатель подкомитета по развитию рыбохозяйственного комплекса Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Виктор Кирочкин подчеркнул, что рыбацкое сообщество видит прежде всего оставшихся без работы людей, человеческий фактор, а регулятор видит объемы, прибыли, экономические категории. И в этом в т.ч. принципиальное различие взглядов.

Вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина» Владимир Измайлов считает, что в данном случае правительство должно обязать ФАС дать обоснование к своей инициативе и нести ответственность за последствия. От ФАС должен быть анализ с расчетами и последствиями, к которым приведут аукционы. По мнению эксперта, рыбакам в сложившейся ситуации, возможно, следует обратиться в Конституционный суд, т.к. их лишают права на труд, и в Верховный суд, т.к. меняется законодательство, гарантирующее «правила игры» на 15 лет.

Заместитель председателя правительства Сахалинской области Виталий Гудин поддержал Олега Твердохлеба в том, что реальный выход из ситуации – это введение моратория на 15 лет с практическим мониторингом опыта по крабовым аукционам. За это время можно провести соответствующий анализ и расчеты. Основной аргумент, который, по мнению Виталия Гудина, обязана услышать власть, что предприятия малого и среднего бизнеса в отрасли, которые президент России Владимир Путин призывает поддерживать и развивать, – закроются.

Итоги подвел председатель правления Росрыбколхозсоюза Андрей Ануфриев. Участники совещания отразили свою позицию о введении моратория в решение совещания и намерены обратиться с этой просьбой к президенту РФ Владимиру Путину. А также проинформировать о своей позиции правительство, Минсельхоз, Росрыболовство и Законодательное Собрание РФ.

Морские вести России №13 (2019)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Российскую квоту на рыбу Атлантики могут «урезать» в пользу других стран

Российскую квоту на рыбу Атлантики могут «урезать» в пользу других стран Из-за изменений в законе о рыболовстве

Завод «по изготовлению» СПГ-заводов «НОВАТЭК» откроет в следующем году

Завод «по изготовлению» СПГ-заводов «НОВАТЭК» откроет в следующем году Стоимость проекта – 120 миллиардов рублей

Российская экономика

Россия в Египте хочет построить новую судоверфь и модернизировать имеющиеся в Суэцком канале

Россия в Египте хочет построить новую судоверфь и модернизировать имеющиеся в Суэцком канале Соответствующие проекты были представлены в ходе рабочей поездки в Египет замминистра промышленности...

Цены на российскую нефть достигли максимума за 19 лет

Цены на российскую нефть достигли максимума за 19 лет Причина – ограничение поставок в ноябре

Транспортная политика

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2»

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2» Хитрость не удалась

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы Авария в акватории создаст международно-правовую коллизию

Морские порты

Ледоколы Росморпорта начали сезон проводок в Архангельске

Ледоколы Росморпорта начали сезон проводок в Архангельске Надежное сопровождение

Собственный рекорд по погрузке угля на судно «побили» в торговом порту Мурманска

Собственный рекорд по погрузке угля на судно «побили» в торговом порту Мурманска Прошлый результат «держался» шесть лет




Морской транспорт

Подледный. Атомный. Танкер. Глава ОСК рассказал о концепте нового газовоза

Подледный. Атомный. Танкер. Глава ОСК рассказал о концепте нового газовоза Разработка корейцев и российских конструкторов

Спустя 33 года фрегат «Маршал Шапошников» вновь спустили на воду

Спустя 33 года фрегат «Маршал Шапошников» вновь спустили на воду Обновленный корабль получит новейшие ракеты «Циркон»

Речной транспорт

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае Стоимость проезда – 50 рублей

До «Петропавловки» на электроходе

До «Петропавловки» на электроходе Хорошая альтернатива метро для туристов Питера

Ж/Д транспорт

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем За счет широкой колеи и мультимодальности

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...