Процессный подход в управлении перевозками - Морские вести России

Процессный подход в управлении перевозками

07.12.2016

Ж/Д транспорт

Процессный подход как основа повышения эффективности системы управления железнодорожными перевозками и обслуживания грузовладельцев

Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание грузовладельцев – потребителей транспортной услуги.

Вместе с тем, железнодорожному транспорту в условиях сокращения объемов перевозок и роста конкуренции со стороны других видов транспорта (прежде всего автомобильного) в настоящее время необходимо решать задачи по совершенствованию управления перевозочным процессом, повышению доходности отрасли и привлечению инвестиций для развития. Особое значение в сегодняшних условиях имеет поиск новых форм интеграции железнодорожного с другими видами транспорта, с грузовладельцами, экспедиторами и иными участниками логистических цепочек доставки грузов, а также применение новых технологий.

Сергей Елисеев, д.т.н., профессор кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ);

Елена Кулиева, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

Избыточный вагонный парк

Развитие в железнодорожной отрасли конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами и стремительный рост количества собственников грузовых вагонов привели к переходу от управления по принципу «единым парком» к самостоятельному построению логистических цепочек частными компаниями-операторами.

Сегодня под погрузку подается вагон собственника, с которым заключен договор на оказание услуги, а не просто ближайший вагон. Это приводит к ухудшению качества и эффективности использования грузовых вагонов. Ухудшение эксплуатационных показателей работы вагонного парка повлекло за собой увеличение его размеров, так как для вывоза одного и того же объема грузов, предъявленных к перевозке, потребовалось больше вагонов.

В настоящее время услуги по предоставлению вагонов под перевозку выполняют более 1800 собственников, большинство из которых владеют от нескольких единиц до всего нескольких сотен грузовых вагонов.

Рис. 1.

Увеличение количества вагонов на сети создает дополнительную нагрузку на железнодорожную инфраструктуру, ведет к снижению скорости движения поездов и замедлению товародвижения. При общей величине парка грузовых вагонов российской принадлежности более 1,2 млн единиц количество «лишних вагонов», перегружающих возможности инфраструктуры по эффективной эксплуатации парка, по оценкам экспертов, составляет порядка 250 тыс. единиц.

Сохранение тенденции увеличения вагонного парка в дальнейшем может привести к поступлению на сеть такого количества вагонов, при котором движение по железнодорожной инфраструктуре будет затруднено, а следовательно, перевозочный процесс не будет обеспечен в полном объеме и все предъявляемые к перевозке грузы не будут вывезены в срок.

Систему управления надо менять

Если говорить об управлении вагонопотоками, то следует отметить, что система регулирования движения порожних вагонов была сформирована в 50-е годы прошлого века в условиях плановой экономики с одним собственником вагонов, управляющим ими как единым обезличенным парком. Но и в настоящее время для ОАО «РЖД» важнейшими по-прежнему, как и при плановой экономике, являются эксплуатационные показатели, тогда как для оператора важнейшим показателем является доходность на вагон в единицу времени.

Под эффективным использованием вагона ОАО «РЖД» понимает прежде всего набор традиционных эксплуатационных показателей, не имеющих прямой связи с доходностью вагона в единицу времени, хотя косвенно, разумеется, эти показатели связаны с экономикой. А собственникам подвижного состава, в свою очередь, глубоко безразлична эффективность какого-либо эксплуатационного показателя, если это не отражается на их доходах.

Рост числа грузовых вагонов, увеличение порожнего пробега и оборота вагона делает проблему повышения эффективности управления парком грузовых вагонов особенно актуальной. Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, избранными подходами, принципами и методами.

Рис. 2.

В настоящее время известны более 13 научных подходов, среди них: комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, системный, процессный и другие.

Основным преимуществом процессного подхода перед другими является тщательно проработанный горизонтальный менеджмент, то есть управление на границах процессов. Процессный подход исходит из того, что виды деятельности, из которых складывается работа предприятия, взаимодействуют между собой, и если правильно организовать это взаимодействие, то можно получить колоссальный синергетический эффект. При этом очень важен принудительный контроль со стороны руководства стыков процессов, который создает непрерывное управление, что не достигается большинством других подходов.

Однако оценить результаты каждого вида деятельности при процессном подходе в числовом выражении не всегда возможно, ведь не все процессы могут быть выражены через статистику. Поэтому сегодня в управлении парком грузовых вагонов применяется функциональный подход, то есть когда потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

Перед руководителями отрасли сейчас остро встает вопрос о создании системы управления, которая бы учитывала новые условия работы в рыночных отношениях и способствовала бы усилению конкурентоспособности предприятий. В этой связи многообещающим оказывается применение процессно-ориентированной системы управления.

Принципы и модель процессного подхода

Первым идею процессного подхода выдвинул теоретик и практик менеджмента, основатель административной классической школы управления французский горный инженер Анри Файоль (1841-1925 гг.). С развитием теории А.Файоля процессный подход стал рассматриваться как сумма всех процессов предприятия - планирования, организации, мотивации и контроля. Он стал основой всех современных систем управления.

Процессный подход основывается на нескольких принципах.

1. Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой.

2. Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель – внутренний или внешний.

3. Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизировать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса.

4. Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты.

5. Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.

Рис. 3.

Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.

При процессном подходе в управлении каждая структурная единица обеспечивает выполнение конкретных бизнес-процессов, в которых она участвует. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждой структурной единицы сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретного бизнес-процесса.

Сотрудник отвечает не только за свои функции, но и за те бизнес-процессы, в которых он задействован. Функции и результат деятельности параллельных структурных единиц, которые участвуют в тех же бизнес-процессах, что и он, для него важны. Возникает взаимная ответственность за результат бизнес-процесса между всеми его участниками.

При правильном внедрении процессного подхода предприятие будет взаимодействовать как со структурными единицами, так и с внешней средой. Процессный подход ориентирован на конечный продукт, а также на заинтересованность всей компании в повышении эффективности деятельности. За счет того, что процессный подход создает горизонтальные связи в работе предприятия, он позволяет получить ряд преимуществ в сравнении с функциональным подходом.

Кроме того, у каждого процесса должны быть поставщики и потребители. Поставщики обеспечивают входные элементы процесса, а потребители заинтересованы в получении выходных элементов. У процесса могут быть как внешние, так и внутренние поставщики и потребители. Если у процесса нет поставщиков, то процесс не будет выполнен. Если у процесса нет потребителей, то процесс не востребован.

Показатели процесса необходимы для получения информации о его работе и принятии соответствующих управленческих решений. Показатели процесса – это набор количественных или качественных параметров, характеризующих сам процесс и его результат (выход).

Процессный подход на железнодорожном транспорте

Рассматривая процессный подход применительно к перевозкам железнодорожным транспортом, необходимо учитывать как количественные, так и качественные показатели каждого элемента перевозочного процесса: количественные (эксплуатационные показатели работы) – скорость доставки грузов, срок доставки, пропускную и провозную способность участков, количество погруженных и выгруженных вагонов, сданных груженых и порожних вагонов и другие; качественные (показатели вагонного и локомотивного парков) – оборот вагона, оборот локомотива, среднесуточный пробег вагона, среднесуточный пробег локомотива, производительность вагона, производительность локомотива и т.п.

Основными преимуществами процессного подхода являются:

координация действий различных подразделений в рамках процесса;

ориентация на результат процесса;

повышение результативности и эффективности работы предприятия;

прозрачность действий по достижению результата;

повышение предсказуемости результатов;

выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;

устранение барьеров между функциональными подразделениями;

сокращение лишних вертикальных взаимодействий;

исключение невостребованных процессов;

сокращение временных и материальных затрат.

В рамках реализации процессного подхода как основы повышения эффективности системы управления железнодорожными перевозками и обслуживания грузовладельцев предлагаем следующие направления работы.

1. Использование системы территориально дифференцированных тарифов на основе спроса на перевозки на отдельных направлениях с повышением инфраструктурной составляющей тарифа на наиболее загруженных участках и направлениях (например, назначением в определенные порты) и с ее понижением на менее загруженных участках и направлениях.

Подобная дифференциация позволит не только повысить доходность РЖД, но и оптимизировать инвестиционную политику: будет очевидно, какие направления наиболее доходные и потому нуждаются в первоочередном развитии (строительстве вторых путей, двухпутных вставок, усилении перерабатывающих способностей сортировочных станций и т.д.), а какие не нуждаются в развитии или избыточны. Одним из следствий реализации такого подхода должна стать разработка системы оперативной корректировки плана формирования поездов в зависимости от внутригодовой неравномерности перевозок по различным направлениям и участкам сети РЖД.

2. Учитывая, что ОАО «РЖД», с одной стороны, является собственником инфраструктуры и заинтересовано в ее развитии, а с другой стороны, заинтересовано в равномерной и предсказуемой загрузке своей инфраструктуры, необходимо развивать такой вид договоров, как договоры на гарантированные объемы отгрузки с ключевыми грузоотправителями.

Данные договоры должны быть обоюдовыгодны как грузоотправителям, так и железной дороге. Грузоотправителям подобные договоры гарантируют вывоз определенного объема продукции в приоритетном порядке даже в условиях дефицита провозных и пропускных способностей. Для ОАО «РЖД» подобные договоры делают более предсказуемым уровень загрузки инфраструктуры и выявляют необходимость ее развития на тех или иных направлениях.

3. Необходимо усилить значение экономических факторов при оценке эффективности подачи вагонов под ту или иную перевозку. Ориентиром здесь может служить нормативная величина доходности за вагон в сутки, формируемая на основе сопоставления с аналогичным параметром, сложившимся на рынке (рублей за вагон в сутки). При этом в случае если доходность перевозки предполагается выше, то подобная перевозка осуществляется, если ниже, то данная перевозка требует дополнительного детального рассмотрения на предмет возможности повышения ее доходности.

Инструментами повышения доходности перевозки могут быть: использование обратной загрузки вагонов, повышение провозных платежей до уровня нормативной величины доходности за вагон в сутки, возможность минимизации других издержек компании (например, в периоды избытка подвижного состава определенного рода перевозка груза с доходностью ниже нормативной может быть предпочтительнее отстоя вагонов на соответствующих станциях).

4. Заключение договоров с другими собственниками вагонов о взаимной возможности использования парка друг друга на паритетных началах при разного рода встречных пробегах или на направлениях возврата порожнего подвижного состава.

Рис. 4.

Резюме

Подведя итоги, отметим, что в условиях развивающегося рынка и здоровой конкуренции предприятиям целесообразней использовать процессный подход управления. Важными узловыми моментами, которым следует уделить особое внимание при внедрении процессного подхода, являются: понимание и выполнение предписанных требований; необходимость рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности; рассмотрение результатов выполнения процессов; результативность и постоянное улучшение процессов.

Основные достоинства процессного подхода – прозрачность, ориентированность всего предприятия на положительный результат и гибкость системы управления.

Морские порты №3 (2016)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021