За сплоченность и эффективное взаимодействие - Морские вести России

За сплоченность и эффективное взаимодействие

23.07.2024

Морские порты

За сплоченность и эффективное взаимодействие

Фото: ИА «Морские вести России»

В конце марта в Санкт-Петербурге состоялась годовая конференция (Общее собрание) членов Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на которой были подведены итоги работы за прошедший год и намечены планы на будущий. В ходе конференции были рассмотрены актуальные вопросы нормативно-правового регулирования деятельности стивидоров, импортозамещения портовой перегрузочной техники, подведены итоги конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2023 год и вручены награды победителям. Совет директоров Ассоциации избрал своим председателем Дениса Викторовича Илатовского.

Кроме того, учитывая большой вклад в создание и многолетнюю деятельность Ассоциации Олега Анатольевича Терехова, Совет директоров принял решение сохранить за покойным звание президента АСОП, но выборы на этот пост больше не проводить, а его полномочия возложить на исполнительного директора и внести соответствующие изменения в Устав организации.

Владимир Михайлов

Общие вопросы высокой важности

Несмотря на важные политические события, происходящие в стране и мире, традиционно в адрес Общего собрания и Совета директоров АСОП поступили приветствия от представителей Госдумы РФ, Минтранса, Росморречфлота и правительства Санкт-Петербурга. С отчетным докладом выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.

Он отметил, что на российскую экономику оказывается беспрецедентное санкционное давление со стороны недружественных государств. Санкции, безусловно, оказывают негативное влияние на транспортную отрасль России и на деятельность морских портов. В течение двух последних лет произошли кардинальные изменения транспортной логистики и, как следствие, значительное перераспределение внешнеторговых, каботажных и транзитных грузопотоков. Все это происходило на фоне отказа крупнейших иностранных судоходных компаний от захода в российские порты, ограничений по страхованию морских перевозок российских грузов, прекращения поставок ранее согласованного импортного перегрузочного оборудования из недружественных стран.

Однако, подчеркнул С. Жусупов, несмотря на указанные обстоятельства, портовикам совместно со смежниками – железнодорожниками, судовладельцами, грузовладельцами, экспедиторами и другими – удалось не только устоять под напором санкций, но и нарастить производственные мощности российских портов, сформировать устойчивую тенденцию роста производственных показателей в очередном году. Совокупная мощность российских морских портов в 2023 году выросла на 68 млн тонн и составила более 1,35 млрд тонн, а общий объем переваленных грузов за год вырос более чем на 5% и превысил отметку в 900 млн тонн.

Говоря об итогах работы Ассоциации в законодательной сфере, исполнительный директор АСОП отметил, что всего за отчетный период Ассоциацией было рассмотрено более 237 проектов нормативно-правовых актов, в том числе 6 проектов изменений и дополнений в кодексы, 18 проектов федеральных законов, 62 проекта постановлений и распоряжений правительства, 151 проект приказов и распоряжений федеральных органов исполнительной власти. По всем проектам указанных документов Ассоциацией на основании предложений, полученных от членов АСОП в рамках рабочих комитетов, была сформирована консолидированная позиция и направлена инициаторам данных предложений.

Как сообщил исполнительный директор АСОП, основными вопросами, которые находились в центре внимания Ассоциации, были: регламентирование государственного регулирования в части вывоза грузов из морских портов флотом под российским флагом; осуществление экологической экспертизы в рамках закона об экологической экспертизе; условия аренды причалов по перевалке угля в морских портах в рамках закона о морских портах; обеспечение северного завоза и внесение изменений в подзаконные акты; обустройство и осуществление деятельности в пунктах пропуска в рамках постановления правительства и технического регламента о безопасности объектов морского транспорта и другие.

Также в центре внимания АСОП оставались вопросы деятельности субъектов естественных монополий в части раскрытия информации по осуществлению закупок, на железнодорожном транспорте – участие в разработке правил примыкания к путям общего пользования, в отклонении на уровне Госдумы предложенной РЖД законодательной инициативы по внесению предложения в части условий «вези или плати».

«Вообще железнодорожному транспорту в отчетный период было уделено большое внимание. И необходимо отметить, что благодаря нашим усилиям все-таки удалось до-нести до высшего руководства страны тот факт, что основной проблемой транспортной системы Российской Федерации по перевозке внешнеторговых грузов <...> является отставание в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта от развития инфраструктуры морских портов», – заявил С. Жусупов.

Он также сообщил, что в отчетном периоде Ассоциацией было подготовлено и разослано в разные ведомства несколько нормативно-правовых предложений, которые касаются поддержки предприятий в условиях санкций. Особое внимание было уделено вопросу импортозамещения перегрузочной техники. Общестратегический посыл Правительства РФ заключается в том, что технологический суверенитет должен быть обеспечен поэтапно и полностью на транспорте, а ключевым условием данного технологического суверенитета и стабильности работы транспортной системы РФ должно быть «исключение зависимости от иностранных производителей».

«Если в отношении портальных кранов у нас есть аналоги российские, то все, что касается колесной техники, это один из основных вопросов отрасли», – пояснил исполнительный директор АСОП.

Завершая доклад, он акцентировал, что в 2024 году Ассоциация продолжит работу по тем направлениям, которые были определены в Программе деятельности АСОП и рассмотрены в рамках Совета директоров. «Настоящая ситуация требует от нас сплоченности, эффективного взаимодействия не только между собой, но и с региональными и федеральными органами власти, и с нашими профильными министерствами, и с общественными организациями, представляющими интересы смежных видов транспорта. Уверен, что совместными усилиями мы найдем решения, которые необходимы для эффективной работы и достижения поставленных целей», – заключил С. Жусупов.

Экономика во главе

О работе Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП отчитался его председатель Александр Алексеенко. Комитет в 2023 году работал по своим традиционным направлениям деятельности – вопросам налогообложения, расчетов, налогового администрирования, транспортной безопасности, а также решению социальных вопросов и охраны труда.

В прошлом году, по словам А. Алексеенко, наметилась тенденция к пересмотру, ревизии, условий арендных договоров между операторами морских терминалов и ФГУП «Росморпорт». Выразилось это внесением изменений в статью 31 Закона о морских портах, касающихся условий аренды федерального недвижимого имущества в порту сначала в части ответственности арендатора за экологию, а затем подготовки изменений в ту же статью в части пересмотра условий арендных платежей.

«Последний вариант законопроекта предлагает передать Правительству РФ функции определения <...> размеров арендной платы. Мы не согласны с таким предложением, – отметил председатель Комитета. – На сегодняшний день сложилась достаточно четкая система определения размера арендной платы, причем встроенная в общую систему РФ, которая базируется на учете независимой оценки с применением федеральных стандартов оценочной деятельности и учитывает все – и доходы с расходами арендаторов, и другие факторы, в том числе инфляционные ожидания, и так далее. Поэтому отход от этой практики мы считаем неправильным». Соответствующие письма с возражениями Ассоциация направила в Минтранс и Правительство РФ.

Вопросы транспортной безопасности в прошлом году носили текущий характер и были направлены на совершенствование уже сложившейся системы взаимоотношений органов власти и операторов морских терминалов. При этом некоторые новшества, которые отрицательно повлияли на деятельность стивидорных компаний, по мнению АСОП, впоследствии могут негативно сказаться и в будущем. Это внесенные изменения в Закон о транспортной безопасности, которые наделили Управление ведомственной охраны Минтранса России полномочиями по охране имущества от актов незаконного вмешательства, то есть функциями в области транспортной безопасности.

Данный факт ведет к тому, что, во-первых, в отрасли создан монополист, который может диктовать цены на свои услуги и условия при заключении договоров; во-вторых, создана законодательная коллизия – с одной стороны, Закон позволяет сторонним организациям (при получении соответствующий лицензии) заниматься этим видом деятельности, с другой стороны, с наделением УВО Минтранса этими функциями сторонние организации ими заниматься уже не смогут, потому что выбора нет: предприятие портовой отрасли может заключать договоры только с УВО Минтранса. Против этого Ассоциация также возразила, и работа в этом направлении продолжается.

Еще один важный вопрос, которым занимался Комитет в 2023 году, – сокращение отчетности и уменьшение объема информации, которую субъектам естественных монополий надо предоставлять в открытом доступе. В результате по предложениям АСОП Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ были подготовлены два проекта нормативных актов, которые позволяют сократить объем информации, предоставляемый операторами морских терминалов в открытом доступе как субъектами естественных монополий, и определенную часть не размещать в открытом доступе.

Комитет поддержал предложение одного из членов Ассоциации по внесению изменений в Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Вопрос об изменении критериев численности для средних предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, в Арктическом бассейне, и оказывающих платные услуги, был вынесен на Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в области транспорта при Минтрансе России. «Вы знаете, что в настоящее время идет интенсивное развитие Севморпути. И мы надеемся, что эта инициатива найдет поддержку в правительстве», – подчеркнул А. Алексеенко.

В заключение он сообщил, что Комитет и в предыдущие годы, и в прошлом году в рамках подкомиссии правительства по совершенствованию контрольно-надзорных функций принимал активное участие в так называемой регуляторной гильотине. Основные мероприятия гильотины давно прошли (2019-2020 гг.), но подкомиссия продолжает работать, рабочая группа, созданная при ней, тоже работает. «Мы считаем, что это положительная практика, потому что через эти группы проходят все проекты нормативных актов. И несогласие рабочей группы с проектом нормативного акта возвращает его на доработку... То есть с нами сотрудничают, выслушивают наше мнение и во многом соглашаются. В 2024 году работа в этом направлении будет продолжена, – добавил А. Алексеенко.

Риски – под контроль

Председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов рассказал о наиболее значимых законопроектах, рассмотренных с участием Комитета, предложения по корректировке которых поступали от членов Ассоциации и работа над которыми велась на площадках федеральных органов власти, Правительства РФ и продолжалась в Государственной Думе РФ после официального внесения законопроекта.

Прежде всего он назвал законопроект, связанный с внесением изменений в Закон о морских портах, в статью 31, о возможности расторжения договоров аренды при повторном нарушении экологического законодательства, законопроект о запрете рейдовой перевалки грузов «борт в борт», который совместными усилиями удалось остановить в начале прошлого года, а также законопроект о приоритетном вывозе экспортных грузов из морских портов судами под флагом РФ и о механизмах такого вывоза. Отметил в морской части два законопроекта – о северном завозе и о механизме его функционирования, в железнодорожной части – законопроект о перевозках «вези или плати», снятия которого также удалось добиться, как и законопроекта о статусе операторов железнодорожного подвижного состава, а также законопроект о прямых, смешанных перевозках, работа над которым в прошлом году была возобновлена на площадке Госдумы.

Кроме того, Д. Морозов рассказал о блоке экологических законопроектов, над которыми шла активная работа. Это законопроект, связанный с возможностью размещения хранилищ на территории морских портов, который благополучно был принят, несколько законопроектов, связанных с объектами государственной экологической экспертизы, законопроект о требованиях к стивидорам по оборудованию населенных пунктов, в границах которых размещены терминалы перевалки угля, комплексом измерительного и фиксирующего выбросы оборудования, который тоже был приостановлен.

«Надо сказать, что на площадке Государственной Думы в 2023 году мы плотно работали с этими всеми законопроектами, участвуя и в заседаниях экспертов, и в заседаниях комитетов Государственной Думы не только по транспорту, но и по энергетике, экологии и других, – рассказал председатель Комитета АСОП. – Не всегда удавалось донести до законодателя и провести через чтения в Государственной Думе тезисы, которые защищала Ассоциация. Часть законопроектов была принята с сохранением определенной доли рисков для работы нашей отрасли».

Однако в связи с тем, что в соответствии с принятыми изменениями в Конституцию РФ у законодателя появились право и механизм контроля правоприменительной практики принятых законов и Государственная Дума готова уделять этому внимание, Ассоциация, по словам Д. Морозова, воспользовалась этой возможностью и начала работать с контролем реализации ряда законопроектов, сохранивших отраслевые риски. Например, с принятым в 2021 году Законом о дополнительных требованиях к инвестиционным проектам в морских портах, связанных с необходимостью дополнительных гарантий со стороны инвестора по объемам грузопотоков, срокам инвестиций, с предоставлением оформленных банковских гарантий и подобных документов.

Требования этого Закона (несмотря на то что они ни разу в отрасли не были реализованы и ни одного соглашения в соответствии с этим Законом подписано не было), тем не менее, сейчас начинают оказывать негативное влияние на инвестиционные процессы в отрасли, учитываются в составе критериев включения инвестиционных проектов в новый национальный проект «Транспорт 2025-2030», в Государственную программу. АСОП подала для включения в эту новую программу объемный список портовых инвестпроектов, составленных на основании предложений портового сообщества. Но уже на этапе обсуждения перечня для формирования программы в АСОП увидели, что риски начинают работать: критерием включения в нее выставляется наличие согласованной Декларации о намерениях, положения о которой как раз были в составе принятого Закона.

Как отметил Д. Морозов, подобная ситуация с сохранением рисков в принятых законопроектах в 2023 году реализовалась и в принятии закона о возможности расторжения договоров аренды при перевалке угля.

Ассоциация планирует продолжить работу в направлении контроля правоприменительной практики. Портовики надеются, что риски в последнем упомянутом случае не будут реализованы, поскольку связаны с достаточно сложным и громоздким механизмом реализации закона.

«Аналогичная ситуация существует и с принятыми двумя законами о северном завозе, в которых, несмотря на предпринятые Ассоциацией усилия, сохраняются риски, связанные с необходимостью обеспечения приоритетности в обработке грузов северного завоза стивидорами при отсутствии возможности реализации таких механизмов на практике. Будем следить за применением этого закона», – завершая выступление, сообщил Д. Морозов.

Ну, за взаимопонимание!

Отчет о работе Комитета по коммерческо-правовым вопросам АСОП его председатель Павел Поляков начал с вопроса повышения уровня взаимодействия и взаимоотношений с ОАО «РЖД». «У нас более качественным стал диалог [с холдингом РЖД] на постоянном экспертном уровне, есть площадка, есть план мероприятий, официально утвержденный руководством РЖД и исполнительным директором Ассоциации морских торговых портов. В этом наша общая большая заслуга, будем развивать взаимодействие», – отметил П. Поляков.

Говоря о перспективных планах работы Комитета, он подчеркнул, что в этом году Ассоциацией подписано соглашение с АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», недавно созданным Минтрансом России, в рамках которого будет осуществляться поддержка всех мероприятий по совершенствованию и развитию международных транспортных коридоров (МТК). Для портовиков это означает повышение эффективности перевалки в морских портах, скорости обработки флота, бескомиссионную работу и многое другое, а также все, что связано с технологиями обработки грузов и совершенствованием нормативной базы портовой отрасли.

В заключение П.Поляков сказал: «Много сегодня было сказано о транспортном и инфраструктурном дисбалансе [при перевозках и перевалке грузов]. Работу по его устранению мы с коллегами ведем на постоянной основе, работа проведена колоссальная для того, чтобы заинтересованные стороны видели фактические мощности и перспективы развития морских портов в рамках доработки индикативных прогнозов грузовой базы до 2035 года не только в адрес Азово-Черноморского бассейна, но и Северо-Запада, и Дальнего Востока России. Над этим мы работаем постоянно на разных площадках и на совещаниях с ОАО «РЖД», Министерством транспорта РФ, федеральными органами исполнительной власти, в Правительстве России».

В свою очередь председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности АСОП Дмитрий Тарасов 2023 год назвал «годом активности Росприроднадзора», инициативы которого по совершенствованию нормативной базы в основном сводились к усилению фискальной функции ведомства и с которыми Комитет боролся с переменным успехом. Кроме того, внимание Росприроднадзора было приковано непосредственно к портам как объектам надзора и важным природопользователям – руководство ведомства недавно посетило Дальний Восток, планирует посетить Юг и Северо-Запад.

«Что-то нам удалось отстоять, за что-то мы боролись и будем бороться, стараться изменить ситуацию в пользу большей объективности в оценке наших природоохранных мероприятий», – констатировал Д. Тарасов.

Касательно другого направления работы Комитета – технологий, – то наиболее острый вопрос, которым пришлось заниматься, – это импортозамещение перегрузочной техники: приобретение новых образцов, строительство и оборудование техникой вводимых терминалов, обновление парка перегрузочной техники, проведение ремонта. Этими вопросами и Комитет, и Совет директоров АСОП занимались совместно с Минпромторгом России.

Исторически сложилось так, отметил председатель Комитета, что перегрузочную технику морские порты в основном приобретали за рубежом, свои производственные мощности не развивались, за исключением небольшого сегмента кранов ЗАО «СММ». Поэтому надежную технику для портов отечественные компании не научились производить, и уповать на то, что в России сегодня быстро появится свой погрузчик или манипулятор, к сожалению, не приходится, считает докладчик.

«Мы выступали с рядом нормативных инициатив по поддержке производителей и потребителей, чтобы мотивировать портовиков к приобретению и опытной эксплуатации отечественной техники, <...> но пока они в Минпромторге не рассматриваются, решения по ним нет. Надеемся на изменения в правительстве и более активный подход нашего профильного министерства по взаимодействию с Минпромторгом, чтобы у нас деньги не только на поддержку судостроения уходили, но и на поддержку портового машиностроения – кранов, погрузчиков, перегружателей и другой техники», – проинформировал Д. Тарасов.

Победители Конкурса

По итогам конкурса «Лучшая стивидорная компания» Ассоциации морских торговых портов за 2023 год в ходе конференции победителями признаны:

– в номинации «Лучшая компания по основной производственной деятельности» – АО «Зерновой терминал «КСК»;

– в номинации «Лучшая стивидорная компания, осуществляющая перевалку угля» – ООО «Компания «Аттис Энтерпрайс»;

– в номинации «Лучшая стивидорная компания, осуществляющая перевалку контейнеризованных грузов» – ПАО «Владивостокский морской торговый порт»;

– в номинации «Лучшее экологическое предприятие» – ООО «Компания «Аттис Энтерпрайс»;

– в номинации «Прорыв года» победителем признано ООО «Феникс», показавшее более чем трехкратный рост грузопереработки.

Впервые конкурсной комиссией были определены лучшие эксперты Ассоциации морских торговых портов:

– Беликов Сергей Вячеславович – ООО «Управляющая компания «Дело»;

– Курочка Олег Иванович – ПАО «Новороссийский морской торговый порт»;

– Севостьянова Елена Витальевна – ООО «Управление транспортными активами».

Фото. Вручение диплома победителя ПАО «Владивостокский морской торговый порт»

Фото. Вручение диплома победителя ООО «Компания «Аттис Энтерпрайс»

Фото. Вручение диплома победителя ООО «Феникс»

Фото. Вручение диплома лучшего эксперта АСОП Елене Севостьяновой из ООО «Управление транспортными активами»

Морские порты №5 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ