К проекту «Бронка» подключилось государство - Морские вести России

К проекту «Бронка» подключилось государство

27.02.2014

Морские порты

К проекту «Бронка» подключилось государство

Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» строится на южном побережье Финского залива в районе примыкания Комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (дамбы) и кольцевой автодороги к территории г. Ломоносов. Проект строительства включает в себя три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов и логистический центр.

Объем частных инвестиций в реализацию проекта составит к моменту ввода его объектов в эксплуатацию 43,7 млрд рублей. Объем федеральных инвестиций планируется в размере 15,2 млрд рублей.

Вероника Зотова, Санкт-Петербург

Новый грузовой район Большого порта Санкт-Петербург – многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» – войдет в эксплуатацию в конце 2015 года. Прогнозировать сроки первого судозахода инвесторам строительства аванпорта позволяют два стратегически важных для реализации этого проекта фактора.

Первый – получена официальная поддержка государства: 26 ноября 2012 года постановлением Правительства РФ строительство подходного канала и акватории ММПК «Бронка» включено в состав ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», дополнив статью «Реконструкция Санкт-Петербургского морского канала и инфраструктуры порта».

И второй – начавшиеся в июле 2013 года работы по созданию объектов федеральной собственности – подходного канала и акватории аванпорта «Бронка», а также средств навигационного оборудования.

Как констатировал исполнительный директор ООО «Феникс» (компания-оператор строительства) Алексей Шуклецов, государственно-частное партнерство наполнилось реальным (финансовым) содержанием, отметив при этом, что «как показывает практика, участие государства – гарантия реализации инвестиционного проекта». 

 

Подходной канал и акватория

Основной объем дноуглубительных работ по созданию морских подходных путей к ММПК «Бронка», в полном развитии обеспечивающих прием контейнеровозов класса Panamax и паромов класса Finnstar, планируется начать в навигацию 2014 года.

Прокладка подходного канала потребовала перенести коммуникации (газовый и водопроводный дюкер). И, чтобы обеспечить специализированному флоту с большой осадкой фронт работ на будущий год, до конца текущего года необходимо переложить еще три оставшихся мощных электрических кабеля. В настоящее время дноуглубительные работы ведутся на подходном канале, на участке свободном от инженерных сетей.

Создание морских подходных путей к ММПК «Бронка» планируется осуществить в 2 этапа. Отметка дна подходного канала в рамках первой очереди составит минус 11,2 метра и минус 14,4 метра – в рамках второй. В полном развитии самый глубоководный портовый комплекс в границах Большого порта Санкт-Петербург и Морской канал соединит подходной канал длиной 6,4 км, глубиной 14,4 метра и шириной 185 метров. 

В состав акватории порта также входят маневровая зона и операционная акватория у причалов. Проектные отметки дна у причального фронта комплекса соответствуют проходным глубинам судопропускного устройства С-1 Комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений (дамбы) минус 16,2 метра. (Изначально исходили из того, что рано или поздно канал будет углублен до этих параметров).

Помимо переноса кабельных трасс, до конца года планируется полностью закончить образование территории. При строительстве аванпорта, который проектировался как портовый комплекс ХХI века, была выбрана наиболее щадящая технология намыва – обвалования, наносящая минимальный ущерб окружающей среде. Речь идет о создания границ (дамб) территории, внутри периметра которых осуществляется намыв за счет песка и грунта, в том числе добытого в ходе дноуглубительных работ на акватории порта. (С трассы канала будет взято 2 млн кубометров песка).

 

Инфраструктура аванпорта

Проект ММПК «Бронка» включает в себя современные, высокотехнологичные терминалы по обработке контейнерных и накатных грузов и логистический центр. Площадь контейнерного терминала составляет 107 га, терминала накатных грузов – 57 га, логистического центра (начнет работу в 2017 году) – 42 га. Кроме того, в соответствии с современными требованиями проект предусматривает создание системы отдельных въездов на контейнерный терминал и на паромный комплекс, и место парковки автотранспорта (на 1800 грузовых автомобилей) со всей необходимой для водителей автоконтейнеровозов инфраструктурой общей площадью 9 га.

В настоящее время закончено строительство 6 гидротехнических сооружений комплекса. Длина причальной линии контейнерного терминала (5 причалов) составляет 1176 метров, терминала накатных грузов в полном развитии (3 причала) – 630 метров. Начато строительство зданий и сооружений, обеспечивающих работу государственных контролирующих органов, в частности, пункта пропуска через государственную границу.

«От Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ нами получены технические условия на создание соответствующих инфраструктурных объектов. Этому направлению уделяется большое внимание, поскольку необходимо учесть все требования агентства до завершения строительства», – сообщил А.Шуклецов.

Пропускная способность первой очереди ММПК позволит обрабатывать 1,45 млн TEU и 260 тыс. единиц ро-ро грузов в год. В дальнейшем планируется расширение терминала накатных грузов и увеличение мощности контейнерного терминала до 1,9 млн TEU в год.

Обширная территория комплекса и логистического центра, расположенного рядом с кольцевой автодорогой и железнодорожной стацией Бронка, обеспечит возможность оператору комплекса, наряду со стивидорной деятельностью, предоставлять и другие сервисные услуги, в том числе сортировку, маркировку, отправку грузов мелкими партиями и т.д.

«Географическое положение ММПК «Бронка» позволяет инвесторам проекта планировать создание системы дистрибуции, по крайней мере, для Северо-Западного федерального округа, – сказал исполнительный директор ООО «Феникс». – Автодорожные подходы к порту, обеспечивающие максимально быстрый выход на дорожную сеть РФ без создания дополнительной нагрузки на улично-дорожную сеть Санкт-Петербурга, короткий морской ход (40 минут) до приемного буя и существующая сеть железных дорог создает транспортную систему, позволяющую нашим клиентам сокращать транспортную составляющую в конечной цене товара. Кроме того, рассматривается возможность производства товаров на свободных территориях в припортовой зоне, а также ряд других проектов, способствующих изменениям в логистике продвижения товара на рынок».

 

Конкурентные преимущества «Бронки»

Конкурентные преимущества нового строящегося порта, в том числе в виде непосредственной близости к нему Кольцевой автодороги и автодороги А-120, обеспечивающих быстрый выход автотранспорта на основные магистрали РФ, еще более усилятся к концу 2013 года. После завершения строящейся «Росавтодором» автомобильной развязки, соединяющей территорию ММПК «Бронка» с КАД, автотранспортные подходы к порту выйдут на принципиально новый, значительно более высокий уровень. Что касается железнодорожной составляющей, то данное направление реализуется инвесторами в рамках отдельного проекта.

«У нас подписаны с ОАО «РЖД» технические условия подключения к действующей инфраструктуре – железнодорожной станции «Бронка, и в настоящее время реализуется первый этап этой работы. К моменту запуска комплекса в эксплуатацию пропускная способность железнодорожной инфраструктуры обеспечит перевозку железнодорожным транспортом 475 тыс. тонн грузов в год. Это 2 пары поездов в сутки», – говорит А.Шуклецов.

Впрочем, совершенно очевидно, что до тех пор, пока ОАО «РЖД» не обеспечит гарантированные сроки доставки контейнерных грузов, приоритет останется за автотранспортом. Тем более что развитая автодорожная сеть, наряду с глубоководностью и сокращением времени на судозаход за счет значительного (минимум на 3 часа) снижения времени прохода судов по Морскому каналу, входит в число конкурентных преимуществ нового ММПК «Бронка».

Все это дает основания считать, что ввод ММПК в эксплуатацию восполнит дефицит специализированных перегрузочных мощностей в Северо-Западном регионе и «перетянет» значительную часть контейнерных и накатных грузов, обрабатываемых в портах Прибалтики и Финляндии. Помимо реализации старого лозунга «Российские грузы – в Российские порты», появление комплекса будет иметь и вполне реальные результаты в виде пополнения бюджетов всех уровней.

Уже подсчитано, что реализация проекта позволит создать 2300 новых рабочих мест.  При этом ежегодные прямые налоговые платежи от деятельности комплекса составят: в бюджет Санкт-Петербурга – 1,7 млрд рублей, в Федеральный бюджет – 2 млрд рублей. А косвенные налоговые поступления за счет мультипликативного эффекта составят: в бюджет Санкт-Петербурга – 5,1 млрд рублей, в федеральный бюджет – 5,9 млрд рублей. И ждать осталось совсем немного….

 

Морские порты №6 (2013)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России