Развитие портов в период кризиса - Морские вести России

Развитие портов в период кризиса

13.03.2014

Морские порты

Развитие портов в период кризиса

Очередной выездной Совет директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) прошел в сентябре в Анапе, неподалеку от планируемого нового сухогрузного района порта Тамань. Поэтому значительная часть Совета была посвящена презентации проекта строительства порта в Тамани.

В целом Совет директоров подвел итоги работы портовой отрасли за истекший период и совместной законотворческой деятельности с Минтрансом в рамках заключенного с ведомством соглашения. В заседании Совета принял участие заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, который дал положительную оценку этой работе, отметив заметно увеличившийся ее объем.

Владимир Михайлов

Открыл заседание Совета директоров АСОП президент Ассоциации Олег Терехов. Он напомнил, что сегодня российское правительство ставит перед отраслью задачу создать достаточный резерв портовых мощностей в долгосрочной перспективе. Относительно Азово-Черноморского бассейна, в одном из портов которого проходил Совет, был рассмотрен проект развития портовой инфраструктуры Таманского полуострова – его-то и обсудили члены Совета директоров.

С презентацией данного проекта выступил Игорь Русу, генеральный директор ООО «РМП-Тамань», управляющей компании, образованной с целью управления проектом строительства нового сухогрузного района порта Тамань. В начале выступления он подчеркнул, что, исходя из планов правительства и Министерства транспорта РФ по развитию портовой инфраструктуры, можно сделать вывод, что южное направление является приоритетным и достаточно перспективным с точки зрения увеличения возможностей портов, расположенных на Черном и Азовском морях.

Затем И.Русу рассказал о существующей ситуации в портовой сфере Азово-Черноморского бассейна. По его словам, из 15 портов бассейна основной грузооборот (83%) делают три – Новороссийск, Туапсе и Ростов-на-Дону. По итогам 2012 года суммарный грузооборот портов бассейна увеличился незначительно – всего на 1,5% по сравнению с 2011 годом, и это означает, что многие порты бассейна подходят к пределу свой пропускной способности и, соответственно, требуется развитие портовой инфраструктуры.

Далее докладчик сообщил о перспективных проектах в Азово-Черноморском бассейне, которые вошли в «Стратегию развития портовой инфраструктуры России до 2030 года», в том числе об одном из крупнейших проектов – строительстве сухогрузного района порта Тамань мощностью 94 млн тонн в год.

И.Русу отметил, что в соответствии с проектом размещение нового порта предусмотрено в самой западной точке Краснодарского края – на Таманском полуострове в районе мыса Тузла. Порт предполагается строить с защищенной акваторией как на существующих земельных участках, так и на вновь созданных. В рамках проектной документации, которая в настоящий момент проходит государственную экспертизу, разработаны проектные решения по объектам федеральной собственности, а именно: подходной канал и акватория с глубиной 19,6 метра, волнозащитные сооружения, причалы, внутрипортовая инфраструктура – для обеспечения работы государственных служб и организаций, внешняя наземная инфраструктура – автомобильная дорога 2-ой категории длиной 36 км, соединяющая место строительства порта с трассой М-25, железная дорога от порта до существующей станции Вышестеблиевская длиной 32 км, припортовая станция в составе железной дороги.

Как сообщил генеральный директор «РМП-Тамань», с точки зрения структуры проекта, основанного на государственно-частном партнерстве, для строительства морских терминалов привлекаются инвесторы: уже подписан ряд инвестиционных соглашений с компаниями Global Ports, UCL Holding, «Еврохим», «Металлоинвест», «СУЭК», «Объединенная зерновая компания», в ближайшее время планируется подписание соглашений еще с несколькими инвесторами, среди которых «Русал» и «Кузбассразрезуголь».

«В первом полугодии 2014 года предполагается окончательно определиться с инвесторами, которые будут участвовать в строительстве инфраструктуры порта. И вторая половина следующего года – начало активной фазы строительства. В соответствии с поручениями президента РФ проект должен быть завершен в 2020 году. В рамках подготовленного плана-графика реализации этого проекта предполагается, что порт будет запущен в эксплуатацию во второй половине 2017 года», – заключил И.Русу.

Итоги работы АСОП за отчетный период подвел исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Сначала он коротко коснулся результатов работы портов, подчеркнув положительную динамику роста грузооборота: в целом по портам России за 8 месяцев грузооборот составил практически 390 млн тонн, это более 4% роста. Несмотря на то, что многие порты снизили объемы переработки грузов, для ряда портов результаты являются позитивными, а именно: Мурманск (+42%), Усть-Луга (+37%), Высоцк (+29%), Калининград (+11%), Ванино (+23%), Восточный (+16%), Магадан (+10%), Находка (+8%), Ейск (+6%).

Затем С.Жусупов подвел итоги работы АСОП в рамках соглашения с Минтрансом России и планом совместной законотворческой деятельности. Так, в части работы над Законом о морских портах Ассоциации удалось прийти к единому пониманию с железнодорожниками стандартов взаимоотношений, что «необходимо типовое решение в рамках типового договора взаимодействия оператора морского терминала с железнодорожным перевозчиком, которое исключило бы какие-либо разногласия на местах». Также продолжалась активная работа над законами о транзите, о железнодорожном транспорте, над Уставом РЖД.

Одним из направлений работы Ассоциации исполнительный директор АСОП назвал необходимость решения вопроса о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации для исключения дополнительной налоговой нагрузки на собственника, имущество которого передается на безвозмездной основе государственным контролирующим органам для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля.

«Этот вопрос очень актуален, потому что нормативные требования и предложения контролирующих органов по обустройству и обеспечению пунктов пропуска год от года растут, – сказал С.Жусупов. – И все эти расходы по обустройству и функционированию безвозмездно переданного имущества, в связи с неурегулированностью данного вопроса, зачастую ложатся на операторов морских терминалов, особенно в тех портах, где у нас в установленном порядке не открыты пункты пропуска».

Исполнительный директор АСОП выразил надежду, что в ближайшее время механизм учета совместных предложений Минтранса, Росграницы и Асоциации в части внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс будет реализован. Также он попросил заместителя министра транспорта Виктора Олерского в рамках Комиссии Росграницы еще раз вернуться к вопросу легализации статуса пунктов пропуска: «Нужно открыть пункты пропуска там, где фактически осуществляется перевалка грузов… А дальше уже можно определять, что необходимо реконструировать в том или ином пункте пропуска». Как пояснил С.Жусупов, в настоящий момент ввиду того, что пункт пропуска не открыт – у Росграницы юридически нет объекта инфраструктуры, соответственно государственный контролирующий орган не может и нести расходы по его обустройству и реконструкции.

Также с боем операторам приходится выбивать деньги и на содержание пунктов пропуска. У тех же операторов, у кого пункты пропуска открыты приказом Росграницы, таких проблем не возникает.

Также серьезным вопросом, которым занимается Ассоциация и который успешно продвигается, С.Жусупов назвал прекращение государственного ценового регулирования на погрузо-разгрузочные работы в портах и исключение операторов морских терминалов из реестра естественных монополий. Позитивным моментом, который ускорил процесс дерегулирования тарифов, стало внесение изменений в соответствующий приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ) о расширении географических границ товарного рынка в морских портах. «Если раньше рынок ограничивался морским портом, то теперь он ограничивается соответствующим морским бассейном. Это очень серьезный прорыв, который нам совместно с Минтрансом удалось сделать, – сказал С.Жусупов.

В настоящее время, рассмотрены материалы и приняты решения о неприменении ценового регулирования по всем стивидорным компаниям Азово-Черноморского бассейна, а по стивидорным компаниям Балтийского бассейна проведены общественные слушания. До конца года ФСТ России планирует завершить работу по изменению государственного регулирования в отношении операторов морских терминалов по остальным морским бассейнам.

«Необходимо отметить, что мы рассматриваем работу по отмене ценового регулирования как промежуточный этап на пути к исключению операторов морских терминалов, работающих в рыночных условиях и конкурирующих не только между собой, но и с портами сопредельных стран, из Реестра субъектов естественных монополий», – сказал исполнительный директор АСОП. – Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон от 29.04.2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», предусматривающий контроль со стороны государственных органов за иностранными инвестициями в портовой сфере. Такая работа ведется, и Ассоциация принимает в ней самое активное участие. Подготовлены поправки в закон №57-ФЗ. В настоящее время ФАС России продолжает работу по согласованию текста поправок».

С.Жусупов отметил ряд важных моментов, связанных с обеспечением транспортной безопасности в морских портах. 23 июля 2013 года президентом РФ В.В.Путиным подписан Федеральный закон №225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в начале следующего года вступает в силу. Законом вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), Закон о транспортной безопасности и Закон о морских портах.

Наиболее важными для портового сообщества являются изменения, внесенные в Закон о транспортной безопасности, которыми предусмотрено, что план обеспечения транспортной безопасности морского терминала является планом охраны соответствующего портового средства и разрабатывается с учетом требований международных договоров по охране судов и портовых средств и требований российского законодательства по транспортной безопасности. Таким образом, решен вопрос о подготовке оператором морского терминала единого документа, который будет соответствовать требованиям международных договоров и внутреннего законодательства в области транспортной безопасности.

В настоящее время работа над законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» продолжается, он принят Государственной Думой РФ в первом чтении. Как отметил С.Жусупов, замечания АСОП касательно неправомерности требования наличия лицензий, сертификатов для управляющей компании, как и для предприятия, которые предусматривались в первоначальном варианте законопроекта, были учтены при доработке законопроекта.

Вместе с тем, в существующей редакции законопроекта и проектах подзаконных актов, направленных на его реализацию, содержатся положения, предусматривающие дополнительные обязанности для субъектов транспортной безопасности. Так, предусматривается возложение на субъекты транспортной безопасности проведение досмотров на объектах транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной безопасности обязаны будут обеспечить требования обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и сведений о планах обеспечения транспортной безопасности, подготовку и аттестацию сил, занятых на предприятии обеспечением транспортной безопасности. С.Жусупов обратился с просьбой к замминистра В.Олерскому по вопросу внесения изменений в Закон о транспортной безопасности и попросил учесть мнение АСОП.

В заключение выступления исполнительный директор АСОП поблагодарил представителей Минтранса, его профильных департаментов за совместную плодотворную работу, Росморпорт и его Азово-Черноморский филиал за теплый прием в Анапе, а руководителей стивидорных компаний за серьезное внимание к работе Ассоциации и ее комитетов.

Выступивший на Совете директоров заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский отметил, что несмотря на все сложности и кризисные явления совместная работа Минтранса, АСОП и Комитета по транспорту Государственной Думы кратно возросла.

Вкратце он остановился на тех законопроектах, работа над которыми в данный момент идет – это законы о морских портах, о транспортной безопасности, КТМ, о внутренних морских водах, НК РФ и т.д. Он также поблагодарил портовиков за трудовые достижения, давшие возможность не намного, но нарастить объемы грузооборота и определил основные причины сдерживания расширения пропускной способности портов.

«Объемы грузопереработки портов растут на 4,5 – 4,8% в год, это уже неплохо, а с учетом стагнирующей экономики даже хорошо, – отметил В.Олерский. – Но при этом нас не очень радует качество этого прироста, мы понимаем, что основной прирост – это уголь. Есть небольшой прирост по нефти и нефтепродуктам. При этом основные показатели, например, в части генеральных грузов, проседают. Но мы ничего сделать не можем, это диктуется не нами, а конъюнктурой рынка».

«В то же время основная причина не самого высокого роста грузопереработки – низкие пропускные способности российских железных дорог, – продолжил замминистра. – Проблемные участки есть не только на ближних подходах, но и на дальних. Резервы повышения пропускной способности, конечно, еще есть, но они невелики, и без капитальных вложений заторы на железных дорогах не устранить. Повышение пропускной способности железных дорог – это проблема не только портов, но и проблема развития экономики всей страны, запуска индустриальных проектов в целом».

«Что касается порта Тамань, то мы пришли к общему решению, что бесперспективно строить для каждого порта – и Новороссийска, и Тамани – собственную железнодорожную инфраструктуру. Будут два, а не четыре пути, вокруг которых будет построена вся необходимая инфраструктура», – добавил В.Олерский.

 

Морские порты №7 (2013)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России