Больше чем гавань - Морские вести России

Больше чем гавань

21.01.2014

Морские порты

Группа компаний «Ростовский порт» диверсифицирует бизнес

2013 год – новая веха в истории развития «Ростовского порта», который сегодня развивается как отраслевой холдинг. Сначала было принято принципиальное решение о переносе порта из центра Ростова-на-Дону, что повлечет существенное увеличение мощностей компании. Дальнейшее развитие уже идет по пути диверсификации бизнеса – создание новых производств под брендом «Ростовский порт». Группа уже объявила о создании собственной судоверфи и строительстве на ней первого теплохода. А в сентябре в Сочи будет открыта марина на 247 яхт, построенная на понтонах «Ростовского порта».

 

Порту — левый, набережной – правый берег Дона

«Наша цель – реализовать потребность Ростовского порта в полноценном развитии с учетом более выгодного географического положения, транспортной логистики, а также имеющихся и перспективных грузопотоков» – так генеральный директор ОАО «Ростовский порт» Денис Орлов еще в январе обозначил стратегию развития предприятия на ближайшие годы. Тактические действия в этом направлении не заставили себя ждать.

2 февраля 2013 года на совместном совещании руководства области, города и ОАО «Ростовский порт» было принято решение о подписании соглашения о переносе 1-го грузового района порта (расположен в центре Ростова-на-Дону), на противоположный, левый, берег реки Дон. Для этого порту необходимо было предоставить в промзоне «Заречная» более 16 га земли. Диалог с властями в рамках концепции по выносу промышленных предприятий из центральной части города и развитию инфраструктуры ростовской набережной привел к положительным результатам.

Предварительный договор с администрацией города был подписан уже 6 февраля. В рамках этого документа порт и администрация должны выполнить в оговоренные сроки ряд обязательств по формированию земельных участков и их оценке, после чего будет подписан основной договор, который закрепит итоговые условия обмена земельными участками. 

При освоении новых земель будет учтен опыт, полученный компанией при строительстве первой очереди 4-го грузового района. В 2007 году  порт построил и ввел в эксплуатацию 500 метров причальной стенки с 6 гектарами прилегающей территории. ОАО «Ростовский порт» в рамках своего бизнес-плана осуществил тогда первый этап освоения  территории в промзоне «Заречная». Сумма инвестиций составила более 500 млн рублей. Из них 30% – собственные средства, 70% – долгосрочный банковский кредит на инвестиционные цели.

При строительстве первой очереди возникли объективные сложности, остановившие на время дальнейшую реализацию проекта, а именно: наличие склада хлора Водоканала, расположенного в непосредственной близости от нового грузового района.

Сегодня непростым, но тоже решаемым остается вопрос юридического оформления обмена земельными участками так, чтобы сделка не содержала юридических пороков и были соблюдены интересы сторон. Портом будет передана городу из 11 имеющихся гектаров земель 1-го грузового района часть земельных участков, необходимых для муниципальных нужд, в том числе для строительства автодороги, а часть будет оставлена за собой для освоения территории уже в рамках концепции развития набережной. В Заречной промзоне ОАО «Ростовский порт» получит чистый участок площадью 16,4 га, примыкающий к уже построенному 4-му грузовому району. Обмен произойдет после проведения соответствующей оценки всех земельных участков.

Освободить  территорию в центре города «Ростовский порт» должен  к концу 2015 года. То есть на все про все — два с половиной года. Во время переноса будет перевезено только лучшее оборудование, а вся устаревшая техника – списана. Новый порт будет оснащен современной перегрузочной техникой, которая позволит увеличить производительность не менее чем на 50%.

«В итоге мы получим современное предприятие с потенциалом эксплуатации и развития на десятилетия вперед, – резюмировал генеральный директор порта. – Это будут универсальные причалы, способные эффективно перерабатывать широкий спектр грузов».

Увеличение мощностей по перевалке является одним из принципиальных условий в техническом задании для проектировщиков. По оценкам руководства «Ростовского порта», на реализацию проекта по переносу мощностей на левый берег с последующим развитием набережной потребуется около 2 млрд рублей со сроком окупаемости около 10 лет.

 

В Питер — теплоход...

Развитие порта — главная, но не единственная производственная задача из заявленных в стратегии развития Группы компаний «Ростовский порт». Параллельно на мощностях холдинга развивается два интересных проекта. В частности, в мае порт объявил о начале строительства на территории 2-го грузового района (Аксайский ковш) первого прогулочного теплохода-ресторана, способного вместить 264 человека.

В России дефицит новых прогулочных пассажирских судов класса река-море. В основном используется старый флот, отслуживший более 25 лет. По проекту «пилотный» теплоход длиной 43 метра, шириной 12 метров и осадкой 1,5 метра. С учетом района плавания запланирован класс «О-2.0» по системе классификации Российского речного регистра (реки, озера, водохранилища).

Еще на стадии проектирования перед конструкторами была поставлена задача создания современного, комфортного, технологичного и привлекательного во всех смыслах судна. Высококлассное двойное остекление с панорамными окнами на нижней палубе, с защитой от запотевания, создаст прекрасные условия для пассажирских экскурсий.

«Закладывая в проект современное оборудование, мы стремимся идти в ногу со временем, – комментирует Денис Орлов. – Например, в качестве двух главных двигателей выбраны американские Caterpillar мощностью 410 лошадиных сил каждый».

На первый в линейке теплоход-ресторан, стоимость которого пока не разглашается, уже есть покупатель – одна из судоходных пассажирских компаний из Санкт-Петербурга. Во втором квартале 2014 года судно будет передано заказчику.

Завершение строительства судна позволит компании и получить производственный опыт и привлечь новых покупателей. Кстати, в ближайших планах группы – изготовление катеров специального назначения, не имеющих аналогов в России. Их корпуса будут из высокопрочного полиэтилена (срок службы до 50 лет). Повышенная «живучесть», долговечность, прочность и безопасность позволят использовать катера в различных областях. Модельный ряд (более 10) удовлетворит требования частных владельцев, портовых служб, судовых агентств и спасателей.

 

… а в Сочи – понтоны

Но если первые итоги работы верфи можно будет увидеть только через год, то результаты партнерства двух портов – ростовского и сочинского — уже в сентябре. Сейчас ГК «Ростовский порт» уже изготовила и отправила 45 понтонов для строительства в Сочи гавани на 247 яхт, которое ведется в рамках олимпийского проекта.

Работы идут полным ходом и в соответствии с графиком. После монтажа понтонов они буду покрыты высококачественным композитным материалом, на них установят швартовное оборудование для яхт, а также проведут магистрали для водоснабжения, электроснабжения и системы пожаротушения. Сейчас на территории 2-го грузового района порта завершается производство оставшихся 17 понтонов, которые прибудут в Сочи уже в июле. 

Ранее ГК «Ростовский порт» приобрела лицензию на производство железобетонных понтонов и их оборудование для строительства яхтенных гаваней у SFMarinSistem (Швеция), одного из мировых лидеров в данном сегменте. Благодаря уникальной технологии понтоны практически непотопляемы, имеют неограниченный запас по плавучести и остойчивости.

Марина создается в акватории морского порта Сочи в рамках масштабного олимпийского проекта «Международный центр морских пассажирских и круизных перевозок». В гавани смогут швартоваться яхты длиной от 12 до 50 метров. Срок окончания всех работ – сентябрь 2013 года, перед началом XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013».

 

Справка

Ростовский порт ведет свою историю с 1750 года. В 1993 году государственное предприятие преобразовано в акционерное общество и приватизировано. В настоящее время ОАО «Ростовский порт» с численностью работников 450 человек является основным юридическим лицом Группы компаний «Ростовский порт».

 

Морские порты №5 (2013)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021