Восточный Порт – ориентир успеха - Морские вести России

Восточный Порт – ориентир успеха

24.11.2014

Морские порты

Восточный Порт – ориентир успеха

Идея строительства нового мощного глубоководного порта на Дальнем Востоке страны возникла в 60-е годы 20-го века в процессе формирования совместной советско-японской стратегии расширения внешней торговли. В августе 1970 года правительство СССР приняло решение, а через два месяца – 19 ноября – строительство порта началось. 

27 декабря 1973 года, спустя всего 3 года, к причалам еще строящегося производственно-перегрузочного комплекса, который сегодня носит название Универсальный, встал под погрузку первый теплоход «Шадринск». Порт тогда начал работать как четвертый район Находкинского морского торгового порта. Но уже 28 февраля 1974 года приказом Министерства морского флота СССР №36 ему было дано имя Морской торговый порт «Восточный порт» и присвоена 1-я категория с включением в перечень важнейших морских портов, перерабатывающих экспортно-импортные грузы.

Сегодня Восточный – один из крупнейших российских портов на Дальнем Востоке, а ОАО «Восточный Порт» – одна из крупнейших и успешных стивидорных компаний не только в порту, но и в России, специализирующаяся на перевалке экспортного энергетического угля.

Максим Перевалов

Визитной карточкой Восточного порта всегда был Угольный комплекс. Его первая очередь была сдана в эксплуатацию в декабре 1978 года, вторая – спустя 20 лет, в 1998-м. Сейчас в планах акционеров стивидорной компании расширение перегрузочной способности – строительство третьей очереди.

 

ОАО «Восточный Порт» сегодня

В последние годы ОАО «Восточный Порт» работает с превышением проектной мощности своих терминалов. В структуру стивидора входят два производственно-перегрузочных комплекса, вспомогательные подразделения и собственный портовый флот. Причем показатели объемов перевалки угля растут на обоих комплексах.

Угольный производственно-перегрузочный комплекс – специализируется на перевалке с использованием конвейерного оборудования. Здесь обрабатывается более 84% от всего грузооборота стивидорной компании. Уровень автоматизации достигает 98%. Проектная мощность комплекса составляет 14,2 млн тонн в год. В 2013 году на нем было переработано 14,5 млн тонн.

Угольный комплекс включает 4 открытых склада с объемом единовременного хранения 600 тыс. тонн, что позволяет сформировать от 25 до 35 раздельных штабелей и хранить до 30 различных марок угля.

Погрузка судов ведется у пирса с двумя причальными линиями общей протяженностью 762 метра четырьмя судопогрузочными машинами, способными загружать в трюм судна до 3 тыс. тонн угля в час.

Длина причалов позволяет принимать одновременно два судна класса Panamax, по одному на каждой причальной линии и одно судно класса Capesize (у 49-го причала). Благодаря глубинам до 16,5 метра на комплексе обрабатываются суда дедвейтом до 150 тыс. тонн с максимальной осадкой до 16 метров.

Универсальный производственно-перегрузочный комплекс – способен обрабатывать различные навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на перевалке угольной продукции грейферным способом. Проектная мощность комплекса – 3 млн тонн в год.

Погрузка ведется на четырех причалах общей длиной причальной стенки почти 800 метров. Глубины позволяют принимать суда дедвейтом до 70 тыс. тонн. Площадь открытых складов составляет 107 тыс. м2. На комплексе возможно единовременное хранение 6 марок угля при 11 раздельных штабелях.

Оба производственно-перегрузочных комплекса оснащены специализированным оборудованием от ведущих японских, американских, европейских и российских производителей.

Портовый флот – состоит из мощных буксиров-кантовщиков и рейдового катера. В 2012 году по заказу ОАО «Восточный Порт» на верфи одного из ведущих мировых судостроителей – компании Damen – был построен новый азимутальный буксир. Управление судном осуществляется при помощи двух винторулевых поворотных колонок, которые обеспечивают изменения направления движения судна на 360 градусов. Помимо буксировочных операций он может привлекаться для ликвидации пожаров на судах и береговых объектах, так как оснащен мощным пожарным насосом и системой пенотушения. Буксировочные операции – еще одна статья доходов стивидорной компании.

 

Модернизация и качество услуг

Совместно с ООО «Управляющая портовая компания» (единоличный исполнительный орган ОАО «Восточный Порт») стивидорная компания постоянно ведет работу по увеличению грузооборота и повышению качества предоставляемых услуг. В 2010 году стартовала Программа совершенствования технологии работ, обновления и модернизации оборудования ОАО «Восточный Порт», рассчитанная на 5 лет. В рамках этой программы приобретается самая современная перегрузочная техника.

Из наиболее масштабных проектов можно отметить уже произведенную замену вагоноопрокидывателя и судопогрузочной машины на Угольном комплексе, а также закупку новых кранов, погрузчиков, телескопического ленточного конвейера, дробильно-сортировочных машин для Универсального комплекса.

Программа предполагает не только обновление техники, но и строительство необходимой инфраструктуры. Так, на Угольном комплексе построены ветрозащитные сооружения, дополнительные складские помещения вблизи объектов обслуживания для оптимизации работы, отремонтированы бытовые помещения для повышения комфорта работников стивидорной компании.

На Универсальном комплексе применяют инновационный подход к складской логистике. Здесь строятся дополнительные железнодорожные пути и склады в тыловых зонах причалов, которые ранее не были задействованы. Кроме того, на комплексе ведется перераспределение перегрузочной техники.

Руководством ОАО «Восточный Порт» в рамках программы модернизации разработан и активно применяется ряд мер по улучшению технологии выгрузки в зимний период. Введен в эксплуатацию бурорыхлительный комплекс, оснащенный 8 шнеками, модернизированы вагоноразмораживающие устройства, которые позволяют отогревать одновременно 80 полувагонов. Вдоль железнодорожных путей, идущих к вагоноопрокидывателям, построены ветрозащитные сооружения протяженностью 100 метров, которые закрывают пути и сверху.

Каждый из тридцатиметровых блоков вагоноопрокидывателей оснащен инфракрасными излучателями, обеспечивающими дополнительный подогрев для исключения примерзания угля к стенкам полувагонов. На надбункерных решетках вагоноопрокидывателей установлены обновленные дробильно-фрезерные машины. Весь комплекс мер позволяет не только сократить время разгрузки подвижного состава, но и минимизировать труд людей в опасных зонах.

«На довольно конкурентном рынке наша компания известна не только своими масштабами и объемами перевалки экспортного угля. Мы постоянно работаем в направлении улучшения качества предоставляемых услуг, – говорит управляющий директор ОАО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев. – Мы гарантируем высококачественную очистку груза от металлического контамината».

Как рассказал А.Лазарев, в процессе транспортировки весь уголь на обоих комплексах проходит через магнитные сепараторы, которые улавливают из потока угля металлические предметы, попавшие в груз при погрузке или транспортировке. Дополнительно рабочими комплекса производится постоянный мониторинг штабелей на возможность наличия в угле инородных предметов. Сепараторы установлены в самых эффективных местах: на пересыпных станциях, на всех реклаймерах, а самые мощные (так называемая станция магнитной очистки) – перед судопогрузочными машинами.

Для оперативного определения качества угля при погрузке на судно используется два автоматических пробоотборника, при помощи которых уголь прямо с конвейерной ленты автоматически отбирается на контроль качества.

В порту работают независимые специалисты – представители сюрвейерских компаний SGS, Incolab, «Росинспекторат P». Они производят всесторонний химический анализ угля с использованием сертифицированного современного оборудования. Результаты анализов готовы в течение 48 часов после окончания погрузки судна и могут включать в себя определение всех основных физических и химических параметров погруженного угля.

Еще одним положительным моментом, повышающим привлекательность стивидорной компании для клиентов, по словам А.Лазарева, является оказание дополнительных услуг: на комплексе возможно не только хранение угля по отдельным маркам, но и блэндирование (смешивание) нескольких марок в соответствии с пожеланиями заказчика.

 

Третья очередь и перспективы

В ноябре 2012 года ОАО «Восточный Порт» начало строительство третьей очереди специализированного комплекса мощностью 10 млн тонн угля в год. В соответствии с проектом, рассчитанным на 4 года, планируется создать зеркальное отражение действующего Угольного производственно-перегрузочного комплекса, оснащенного конвейерным оборудованием и станцией разгрузки вагонов.

На участке площадью почти 54 гектара, с учетом искусственного земельного участка, «с нуля» будет создана необходимая железнодорожная инфраструктура, разместятся 4 склада объемом единовременного хранения до 800 тыс. тонн грузов, которые будут оборудованы  двумя стакерами и четырьмя реклаймерами; так же как на действующем комплексе, предусмотрены вагоноразмораживающие устройства для одновременного разогрева 40 полувагонов, система конвейерного оборудования и два тандемных вагоноопрокидывателя роторного типа. На глубоководном причале, рассчитанном на прием судов дедвейтом 150 тыс. тонн, будут установлены две мощные судопогрузочные машины.

Часть объектов разместится на искусственном земельном участке площадью 17,2 гектара. ОАО «Восточный Порт» — одна из первых российских компаний, получивших разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте в соответствии с 246-м Федеральным законом.

Планируется, что в 2017 году третья очередь выйдет на проектную мощность. А к 2020 году, согласно прогнозам экспертного совета, ОАО «Восточный Порт» увеличит объем грузооборота до 33 млн тонн в год. Увеличение портовых мощностей на Дальнем Востоке положительно отразится на развитии промышленности не только в Приморье, но и в главных добывающих регионах России, где угольные компании активно увеличивают свои мощности.

Таким образом, еще один крупный терминал по перевалке экспортного угля станет гарантией реализации произведенной продукции и повысит конкурентоспособность российского энергоресурса на мировом рынке.

«Создавая в Приморье мощнейший угольный терминал, мы ориентируемся и на планируемое развитие железных дорог в регионе, – поясняет управляющий директор ОАО «Восточный Порт». – У нас с ОАО «РЖД», как с партнером, есть общая цель – увеличение пропускных способностей, реализация экспортного потенциала страны на мировом рынке. При этом ОАО «Восточный Порт» – открытый морской торговый порт: мы работаем с большим количеством российских грузоотправителей и намерены расширять партнерство в этой сфере».

 

Социальная политика

В ОАО «Восточный Порт» работает около 1700 человек. Компания входит в реестр социально-ответственных предприятий России. Как рассказали в компании, одним из важнейших вопросов социальной политики, которому придается большое значение, является размер заработной платы. В «Восточном Порту» оплата труда всегда была достойной, кроме того, ежеквартально проводится ее индексация.

Руководство Управляющей компании и ОАО «Восточный Порт» четко следят за исполнением Коллективного договора. В расходы по Коллективному договору входит: материальная помощь, приобретение путевок, оздоровление работников порта и членов их семей, новогодние подарки и многое другое. Согласно плану социальной работы предусмотрено ежегодное увеличение расходов на социальные нужды работников. Каждый год в компании удовлетворяется до 50 обращений работников, связанных с лечением, улучшением жилищных условий, а также кредитованием: любой работник имеет право взять у компании ссуду – беспроцентный кредит либо кредит с минимальным процентом на текущие расходы.

Проводится большая работа по организации культурно-массового и спортивно-оздоровительного отдыха работников: бесплатно предоставляются билеты на концерты звезд российской эстрады и гастрольные спектакли ведущих отечественных театров; организуются экскурсии по памятным местам и поездки выходного дня по красивым местам Приморского края; предоставляется возможность бесплатного посещения спортивных секций с профессиональными инструкторами на базе собственного спортивного комплекса; регулярно проводятся спортивные соревнования и спартакиады. Все это финансируется из бюджета акционерного общества.

ОАО «Восточный Порт» – предприятие со стабильным коллективом. Средний возраст работника компании составляет сейчас 36 лет и ежегодно молодеет. Компания старается принимать на работу больше молодых специалистов и по рабочим специальностям, и по инженерно-техническим. При этом приветствуется преемственность поколений и рабочие династии.

Кадровая политика акционерного общества направлена на формирование и сохранение квалифицированного коллектива. С этой целью в компании организована система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, действуют программы профессионального развития персонала, многие молодые специалисты получают смежные специальности как на базе собственного Учебно-курсового комбината, так и в специализированных техникумах и ВУЗах. Дополнительно для повышения квалификации работники компании направляются на обучение во Владивосток, Новосибирск, Санкт-Петербург и Москву.

«ОАО «Восточный Порт» – градообразующее предприятие, поэтому мы считаем своим долгом выделять финансовые средства на социальные и благотворительные цели. Мы оказываем посильную поддержку муниципальным и спортивным организациям, детским садам и школам, направляем деньги на развитие припортового поселка, где проживает около 14 тысяч человек, в том числе работники нашего акционерного общества и их дети, – говорит управляющий директор Анатолий Лазарев. – А с введением в эксплуатацию третьей очереди Угольного комплекса «Восточного Порта» мы обеспечим новыми рабочими местами со стабильной заработной платой, полным социальным пакетом и всевозможными социальными льготами еще почти 500 человек».

 

Морские порты №1 (2014)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021