Порт Холмск: время перемен - Морские вести России

Порт Холмск: время перемен

27.01.2015

Морские порты

Порт Холмск: время перемен

На протяжении уже более 60 лет Холмский порт является «морскими воротами» Сахалинской области. Круглогодичная навигация, наличие паромно-железнодорожного сообщения о. Сахалин с материком позволяют осуществлять транспортные связи с регионами России и портами других стран. Сегодня для порта настало время перемен, модернизации и роста.

Наталья Примака, Сахалин

Морской порт Холмск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине незамерзающего залива Невельского. К порту относится морской терминал «Правда» в одноименной бухте и терминал «Яблочное».

В порту имеется 27 причалов общей протяжённостью 2,47 тыс. погонных метров, которые оборудованы железнодорожными путями, портальными, автомобильными, гусеничными, пневмоколёсными, козловыми и мобильными кранами, автопогрузчиками. Пропускная способность порта – около 3 млн тонн грузов и до 90 тыс. пассажиров в год. Площадь акватории – 15,62 кв. км.

Порт связан с областным центром автомобильными дорогами, железнодорожной веткой – со станцией Холмск-Северный. На его территории перерабатываются различные генеральные грузы, уголь, круглый лес, пиломатериалы, трубы различного диаметра, контейнеры, нефтегазовое оборудование. По объемам переработки грузов Холмский порт – один из крупнейших в островном регионе, традиционно входит в тройку лидеров.

 

Незамерзающий Маока

В южной гавани порта перевалкой грузов занимается стивидорная компания ОАО «Холмский морской торговый порт», 100% акций которой принадлежит юридическим и физическим лицам.

Как рассказал капитан порта Холмск Борис Тихомандрицкий, до русско-японской войны в южной гавани были рыбные промыслы. После войны японские власти сразу обратили внимание на выгодное положение незамерзающей бухты. При сдаче рыболовных участков на 1906 год они закрыли рыбные промыслы непосредственно в бухте Маока, так как здесь началось строительство порта.

Первые гидротехнические сооружения были созданы в 1909-1910 годах, основные объекты – в 1935-1938. Во времена губернаторства Карафуто порт Маока (Холмск) считался главным, через который шел поток переселенцев и грузовое сообщение, особенно зимой, когда замерзал порт Отомари (Корсаков). Во время советско-японской войны в порту Маока был высажен советский десант, освободивший сначала город, а затем и районы Южного Сахалина.

В советские времена порт, получивший название Холмск, начал бурно развиваться со строительством паромной переправы Ванино – Холмск, которая имеет важнейшее значение для связи острова с материком и по сей день.

Нужно отметить, что южная гавань порта сегодня доступна для любых среднетоннажных судов дедвейтом до 6 тыс. тонн. К переработке принимаются все виды грузов. Основу составляют каботажные грузы, перевозимые на железнодорожно-автомобильных паромах, курсирующих между Холмском и Ванино.

 

Снабженец шельфовых проектов

В северной гавани порта Холмск работает предприятие нефтегазового сектора ООО «Сахалин-Шельф-Сервис», которое предоставляет услуги по комплексному береговому обеспечению шельфовых проектов. В 80-е годы прошлого века в северной гавани располагался Холмский морской рыбный порт, в 90-е годы он обанкротился, портовые постройки пришли в негодность.

В 2002 году на его базе началась организация береговой базы снабжения второй фазы проекта «Сахалин-2». За 1,5 года в тесном сотрудничестве с оператором проекта – компанией «Сахалин Энерджи» – была проведена коренная реконструкция порта: отремонтированы причалы, производственные помещения, выполнены дноуглубительные работы, подняты затонувшие суда. Расширение и углубление входного канала до 10 метров позволило подходить к причалам ледоколам-снабженцам, обслуживающим шельфовые проекты, и крупным транспортным судам.

Модернизация такого важного объекта транспортной инфраструктуры Сахалина проводилась без привлечения бюджетных средств. А на месте полностью разрушенного рыбного порта появился новый Сахалинский западный морской порт (СЗМП) – обособленное подразделение ООО «Сахалин-Шельф-Сервис». Сегодня это самый современный на Сахалине и единственный на Дальнем Востоке специализированный порт по обслуживанию нефтегазовых проектов.

14 сентября 2003 года здесь был принят первый груз – трубы для проекта «Сахалин-2». В течение 3-х последующих лет береговая база СЗМП обеспечила переработку всех грузов для строительства транссахалинского нефтегазопровода и других береговых объектов в рамках проекта «Сахалин-2» – более 500 тыс. тонн.

С 2005 года предприятие работает в режиме единой береговой базы снабжения для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», с 2009-го – проекта «Сахалин-3», обслуживая новые добывающие платформы. Северная гавань доступна для любых судов дедвейтом до 10 тыс. тонн.

 

Модернизация инфраструктуры

В 2013 году в порту Холмск переработано 1,72 млн тонн грузов. Основная часть этих грузов традиционно поставляется в область через южную гавань, из них 1,078 млн тонн – паромами. Это продукты, стройматериалы для нужд области, топливо. Кроме того, паромами перевезено более 41,5 тыс. человек. Люди приезжают в отпуск, на работу, в основном, на сезонную переработку рыбы.

В составе вывезенных грузов большую часть занимает уголь – 385,3 тыс. тонн, он экспортируется в основном в Японию и Китай. На втором месте металлолом – около 70 тыс. тонн, который поставляется на переработку в Корею и Китай. Нефтепродуктов ввезено около 93 тыс. тонн. Рост грузооборота в южной гавани по сравнению с 2012 годом составил 11%. В северной гавани перевалка импортных грузов увеличилась на 97%, экспортных грузов – на 12%.

Вместе с тем, в деятельности порта есть и проблемные моменты. Так, 70-75 дней в году он не работает в связи с неблагоприятными погодными условиями.

– При неблагоприятном прогнозе с силой ветра более 15 м/с северных и

северо-западных направлений суда вынуждены покидать южную гавань, – говорит капитан порта Б. Тихомандрицкий, – волны могут разбить их о причал. В открытом море им находиться гораздо безопаснее. Увеличение длины волноломов и закрытие гавани от северных и северо-западных ветров могло бы решить эту проблему. Для этого нужно проводить большую реконструкцию, которая требует значительных затрат.

И первый шаг уже сделан. В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», ее подпрограммой «Морской транспорт» для повышения защищенности акватории южной гавани Холмского порта и для более качественной обработки судов при неблагоприятных погодных условиях намечена реконструкция входных молов с усилением их конструкций. В перспективе планируется и реконструкция причала №8.

На первом этапе работ предполагается удлинить причал с 87 до 255 метров, расширить акваторию порта в северную сторону, углубить дно подходного канала и акватории до навигационной глубины 11,5 метра.

На втором этапе на базе причала №8 планируется создать угольный терминал, специализирующийся на отправке экспортных партий сахалинского угля. Уже сегодня есть протоколы на подписание долгосрочных меморандумов с российскими и иностранными инвесторами.

 

Развитие морских перевозок

Реконструкция причала №8 на первом этапе позволит обрабатывать в порту крупнотоннажные суда грузоподъемностью до 20 тыс. тонн с осадкой до 7 метров и увеличить объемы поставок нефтепродуктов.

– Суда осадкой до 6 метров способны перевозить в пределах 5 тыс. тонн грузов, везти которые из Холмска, к примеру, в Китай нерентабельно. Для перевозки хотя бы 7-8 тыс. тонн нужны суда большей осадки, – поясняет капитан морского порта Холмск.

При создании специализированного угольного комплекса с глубоководным пирсом длиной 255 метров реконструированные причалы будут использоваться и для генеральных грузов, и грузов в контейнерах.

Как сказал Б.Тихомандрицкий, на причалах №6 и №7 необходимо провести дноуглубительные работы для беспрепятственного приема судов дедвейтом до 7 тыс. тонн. Сейчас там могут швартоваться суда грузоподъемностью до 5,5 тыс. тонн. На сегодняшний день проведены замеры глубин. Документы оформлены и находятся на согласовании во ФГУП «Росморпорт», в  Москве.

Кроме того, совместно с Сахалинским филиалом Росморпорта в рамках реализации инвестиционного проекта ведутся проектные работы по строительству в южной гавани системы управления движением судов (СУДС) для повышения безопасности мореплавания. Будет модернизирован и паромный парк.

Через Холмский порт осуществляет перевозки ОАО «Сахалинское морское пароходство», суда которого ходят по маршруту Ванино – Холмск. В советские времена на линии работало 10 паромов, сейчас – всего 3: пассажирские «Сахалин-8», «Сахалин-9» и грузовой «Сахалин-10». По словам капитана порта, острой нехватки в дополнительных судах нет, но имеющиеся – требуют замены.

«Росморпорт» уже подготовил документы на строительство нескольких современных паромов, и в настоящее время проект проходит согласование. В конце года планируется начать их строительство, и до 1 декабря 2017 года на линии Холмск – Ванино должны появиться два новых универсальных железнодорожных парома.

 

Бункеровочный комплекс

В северной гавани активно реализуется план мероприятий по улучшению навигационной обстановки. Здесь ежегодно строятся новые объекты.

Создана система пневмоперегрузки. Работает единственный в России завод по приготовлению жидких буровых растворов. В прошлом году были возведены водо-бункеровочный комплекс и новые складские помещения. Продолжается строительство одного из самых крупных объектов – топливно-бункеровочного комплекса. На октябрь намечена его сдача. С вводом нового комплекса танкеры будут бункероваться не в южной гавани порта, как сейчас, а в северной, что намного удобнее и безопаснее.

Завершаются работы по ремонту  причалов. Помимо этого планируется строительство  дополнительного мола, который защитит порт от воздействия погодных условий. Проект прошел экологическую экспертизу и общественные слушания. Строительные работы начнутся в ноябре текущего года.

Не остается без внимания и дочернее предприятие «Сахалин-Шельф-Сервис» – судоремонтный завод ЗАО «Сахалинремфлот» (САРФ). В настоящее время САРФ обслуживает парк специализированных контейнеров и грузового оборудования, на его территории  работает современный высокоэффективный пресс для производства такелажного оборудования. Созданы условия для производства стропов для любого вида грузоподъемных работ.

Продолжается обслуживание контейнерного парка компании «Сахалин Энерджи», расширяется клиентская база. В ближайшее время начнется реконструкция и других мощностей. Завершено строительство и ввод в эксплуатацию третьего пролета блока цехов. Это  большой склад, оборудованный по последнему слову техники, в том числе пожарной сигнализацией, крановым оборудованием, модулем для персонала. Здесь планируется не только хранить грузы, но и минимально обрабатывать их. Помимо этого на территории предприятия отремонтированы существующие здания, обустроены открытые площадки для размещения материалов, контейнеров, оборудования.

Все эти объекты позволят расширить спектр услуг и улучшить качество работы порта.

 

Морские порты №2 (2014)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021