Порт Кавказ готов к перевалке ОЯТ - Морские вести России

Порт Кавказ готов к перевалке ОЯТ

12.02.2010

Морские порты

Порт Кавказ готов к перевалке ОЯТ

Через порт Кавказ повезут ядерные материалы – такое решение в конце 2009 года, приняло Правительство РФ. До этого перевозки ядерных материалов, в частности, между Россией и Болгарией, осуществлялись по железной дороге через Украину в соответствии с трехсторонним соглашением 2006 года об условиях транзита ядерного топлива для болгарской АЭС.

Однако препятствие этим перевозкам с украинской стороны вынудили Россию искать альтернативный путь, в обход территории Украины. Выбор пал на морской маршрут, через порты Варна и Кавказ. Очевидно, что с точки зрения транспортной логистики он является наиболее оптимальным и выгодным. И хочется верить, что при определении порта российское правительство учло все риски перевозки грузов повышенной опасности – ядерного топлива и его отходов – через Азово-Черноморский регион, регион густонаселенный, курортный и сельскохозяйственный…

Но в наше нестабильное время, когда в стране официально объявлено сохранение террористической угрозы, когда на памяти техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, крушение судов в Керченском проливе во время шторма 2007 года, невольно задаешься вопросом – а насколько оправдано такое решение, и все ли можно измерить выгодой и оптимальностью маршрута?

Елена Ермакова

 

Немного истории

При технической поддержке и финансовом содействии СССР в Болгарии в прошлом веке была построена и в 1974 году запущена атомная электростанция (АЭС) «Козлодуй» мощностью 220 МВт. В соответствии с соглашением сторон изготовление ядерного топлива и весь цикл работ с ним осуществлялся Советским Союзом, а впоследствии Российской Федерацией. В 90-х годах  станция располагала 6-ю энергоблоками (4 реактора ВВЭР-440 и 2 реактора ВВЭР-1000), суммарная мощность которых составляла 3760 МВт, что обеспечивало свыше 45% необходимой Болгарии электроэнергии.

СССР поставлял для болгарской АЭС ядерное топливо (ЯТ) и вывозил все отработанное ядерное топливо (ОЯТ) вплоть до 1990 года, до заключения соглашения о хранении радиоактивных веществ с АЭС «Козлодуй» во временном хранилище на территории Болгарии.

В 1992 году российский парламент принял закон о защите окружающий среды, запретив создание в стране ядерных могильников, и вопрос с болгарским ОЯТ повис в воздухе. Вероятно, это решение было поспешным, так как ни одна из сторон не была готова к такому повороту событий. Тесное сотрудничество обеих сторон в области атомной энергетики накладывало на каждую определенные обязательства, при этом Болгарии надо было избавиться от ОЯТ, а для России, учитывая ее нестабильное экономическое положение, это была прибыльная статья доходов. Так что соглашение между Болгарией и Россией о сотрудничестве в области атомной энергетики от 19 мая 1995 года, которое также предусматривало поставки на АЭС «Козлодуй» ЯТ и вывоз ОЯТ, было вполне предсказуемо.

Для транзитных перевозок ядерных материалов было решено оставить маршрут, который использовался со времен существования Союза: из Болгарии речным путем до Рении (Украина) и далее поездом: Молдова (через Приднестровье) – Украина – Россия.

Однако в 2004 году Молдова под давлением экологических организаций, оппозиции и гражданского общества приняла закон, запрещающий транспортировку любых ядерных материалов по территории страны, и маршрут отменили.

Альтернативный путь был найден в 2006 году: Болгария, Россия и Украина подписали 10-летнее соглашение об условиях транзита ядерных материалов для болгарской АЭС через украинскую территорию, которое утвердило маршрут перевозок ЯТ и ОЯТ. Но, несмотря на соглашение, у российской стороны стали возникать проблемы с получением разрешения на железнодорожный транзит грузов по украинской территории.

В связи с этим Россией по просьбе Болгарии был разработан очередной альтернативный маршрут перевозки ядерных материалов, но уже морским путем в обход Украины – по Черному морю через порты Кавказ и Варна. Для этого Правительство РФ включило морской порт Кавказ, расположенный в Азово-Черноморском бассейне на Юге России, в перечень российских портов, в которые разрешен заход (выход) судов, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и содержащие их изделия. Соответствующее распоряжение 14 декабря 2009 года подписал премьер-министр РФ Владимир Путин.

 

Выбор порта или все под контролем?

Морской порт Кавказ расположен на Косе Чушка в Керченском проливе, соединяющем  бассейны Черного и Азовского морей, и административно относится к Темрюкскому району Краснодарского края. Ближайший населенный пункт – п. Ильич – располагается в 8 км от порта, ближайшие базы (лагеря) отдыха – в 20-25 км; до всероссийской детской здравницы курорта Анапы, расположенного на берегу Черного моря, по кратчайшему автомобильному маршруту – 120 км.

Основное назначение порта Кавказ – обслуживание морской паромной переправы. Доставка и отправка грузов в порт и из порта осуществляется по железной дороге. В настоящее время в порту работает железнодорожно-паромный комплекс, который обслуживает паромные линии «Кавказ – Крым» (Украина), «Кавказ – Поти» (Грузия) и «Кавказ – Варна» (Болгария).

Последняя линия была открыта в марте 2009 года в соответствии с соглашением между Болгарией и Россией об организации прямого международного железнодорожного сообщения через порты Кавказ и Варна. В настоящее время на ней курсируют автомобильно-железнодорожные паромы «Авангард» и «Феруз», принадлежащие соответственно ООО «Аншип» и ООО «БФИ», которыми перевозятся наливные, генеральные, насыпные и контейнерные грузы. Можно предположить, что этими же паромами, начиная с осени 2010 года, будут перевозиться и ядерные материалы в Болгарию и обратно. Перегрузка железнодорожных вагонов с ЯТ и ОЯТ на паром и с парома рассматривается на причале стивидорной компании ЗАО «Лада-Геленджик-Транс».

Нужно отметить, что перечень портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов, транспортирующих ядерные материалы, определяется Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом РФ №170-ФЗ от 21.11.1995 г. «Об использовании атомной энергии» с изменениями и дополнениями (ст. 41). При этом правительством должно учитываться множество факторов, обеспечивающих безопасность транспортировки ядерных материалов. (В транспортировку ядерных материалов входит их перемещение, перегрузка, использование различных транспортных средств, начиная с отправления с ядерной установки отправителя и заканчивая прибытием на ядерную установку получателя).

«Выбор порта является прерогативой Правительства РФ на основе анализа множества факторов, которые могут иметь также и закрытый характер», – пояснили в пресс-службе Минтранса РФ.

Кроме того что порт Кавказ должен иметь разрешение органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, которое содержит необходимые требования для обеспечения безопасности при ведении работ (ст. 26 ФЗ №170), стивидорная компания, осуществляющая перегрузочные работы с опасными грузами, должна иметь соответствующую лицензию, а докеры-механизаторы пройти обучение по правилам работы с опасными грузами (Постановление Правительства РФ №490 от 13.08.2006 г. «Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах»), тем же федеральным законом предусматривается широкое участие органов исполнительной власти Субъектов Федерации по защите интересов и безопасности населения (ст. 11 ФЗ №170).

Однако Администрация Темрюкского района Краснодарского края, районный Совет депутатов не смогли этого сделать, так как были поставлены перед фактом, что через порт Кавказ будут переваливаться ядерные материалы. Почему Администрация Краснодарского края не встала на защиту интересов и безопасности населения района – тоже не понятно. Хотя, если учесть, что над этим решением изначально витала некоторая завеса тайны, например, ни Росатом, ни Ростехнадзор не ответили на запрос редакции о том, почему пунктом перевалки и маршрутом перевозки ядерных отходов был выбран густонаселенный курортный регион, чем обосновывается такой выбор и какова степень риска, то можно понять, почему для многих ответственных чиновников, депутатов и активистов общественных организаций данное решение правительства стало полной неожиданностью.

Тем не менее, как считает председатель Комиссии Совета Федерации РФ по национальной морской политике адмирал Вячеслав Попов, «с законодательной точки зрения вопрос урегулирован, а то, что касается выбора порта для перевалки ядерных материалов, то для европейской части России этот вариант является оптимальным».

– Безусловно, есть порты и практически в безлюдных местах, на севере, где поблизости находится всего пять домов.… Но, с точки зрения доставки грузов, эти направления или нереальны по причине бездорожья, или очень дороги, – прокомментировал адмирал.

 

Ядерные материалы

Из ядерных материалов предполагаемых к перевалке через порт Кавказ планируется как свежее ядерное топливо, так и отработанное на болгарской АЭС «Козлодуй».

Свежим называют ядерное топливо до загрузки его в реактор, отработанным – то же топливо, но после его использования – облучения.

Главное отличие свежего топлива от отработанного заключается в разной степени радиоактивности. Свежее ЯТ обладает довольно низкой радиоактивностью. А вот ОЯТ – это одно из самых радиационно-опасных веществ ядерного топливного цикла. Его опасность для окружающей среды и здоровья человека несопоставимо выше по сравнению с ЯТ, не побывавшим в реакторе.

Сегодня Россия, как одна из ведущих мировых держав в сфере ядерной энергетики, не только активно поставляет ЯТ в другие страны, но также и ввозит ОЯТ для переработки на своей территории.

Между тем, ОЯТ из Болгарии с двух работающих энергоблоков АЭС «Козлодуй» в настоящее время переработать невозможно, считает эколог Владимир Сливяк, сопредседатель Международной экологической группы «Экозащита», так как «у нас отсутствует предприятие для переработки ОЯТ с реакторов типа ВВЭР-1000… Таким образом, ОЯТ с АЭС «Козлодуй» могут ввозить только на длительное хранение и захоронение».

Заметим, что 4 первых реактора типа ВВЭР-440 этой АЭС, как устаревшие и не соответствующие нормам безопасности по стандартам Евросоюза, в 2003-м и 2006-м годах Болгария вынуждена была остановить, выполняя условия по вступлению в члены ЕС.

По словам В. Сливяка, вместе с тем, что Россия берется захоранивать ОЯТ с реакторов типа ВВЭР-1000 болгарской АЭС, «в мире пока не создано технологии для окончательного захоронения ОЯТ. В связи с этим ОЯТ будет оставаться смертельно опасным, по крайней мере, четверть миллиона лет, а материалов, которые могли бы изолировать радиацию на такое длительное время человечество создать не может».

 

Пусть говорят

Жители Темрюкского района Краснодарского края, местные экологические организации в настоящее время очень обеспокоены предстоящей перевалкой ядерных материалов через порт Кавказ.

– Администрацию нашего района поставили перед фактом – о решении правительства мы узнали из средств массовой информации, – говорит Алла Никанорова, депутат Темрюкского районного совета, сопредседатель Общественной организации «За спасение Тамани!». – Ни опроса жителей, ни референдума – ничего не было. Такой опасный груз повезут через порт, через город! Наша организация – против, жители – против.

– Мы и так живем в пяти метрах от химического терминала, а тут еще и перевалка ядерных материалов через порт Кавказ – вторит ей представитель той же общественной организации Ирина Гридина. – Источники в Администрации Темрюкского района, экологических служб, к которым мы обращались, данную информацию никак не комментируют.

А вот что заявил МП координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха:

– Мы думаем, что транспортировка радиоактивных грузов через Кубань представляет большую опасность. А если вдруг произойдет какая-то авария или действия злоумышленников? Через порт Кавказ и так уже что только не переваливают – и серу, и химикаты, и нефть. А теперь еще и ядерное топливо хотят…

Возможно, с точки зрения транспортировки ядерных материалов для болгарской АЭС маршрут Кавказ – Варна – Кавказ самый удобный и выгодный. Но, с точки зрения безопасности и здравого смысла, переваливать ОЯТ на Кубани – российской «жемчужине курортного отдыха» – можно сказать, на черноморском побережье рядом с уникальным детским курортом Анапой, в сельскохозяйственном стратегическом регионе, где выращивается и хранится основная часть российского зерна (хлеба), да и просто в густонаселенной местности – это решение из разряда «сначала делаем – потом думаем», если не сказать большего.

В 2001 году попытка перевозить ОЯТ через соседний черноморский порт Новороссийск (в 175 км от порта Кавказ) уже предпринималась. Но тогда общественность портового города выступила против и не допустила этого – решение было отменено на уровне Государственной Думы. И вот теперь опять – выгода транспортировки ОЯТ через Азово-Черноморский бассейн и южный регион, славящийся своими морскими курортами и плодородными землями, становится на первое место…

 

Морские порты №1 (2010)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021