Грамотный бизнес на углях - Морские вести России

Грамотный бизнес на углях

22.02.2010

Морские порты

Кандалакшский морской торговый порт наращивает перевалку угля, привлекает новые грузы и развивает социальную политику

Несмотря на экономический кризис, ООО «Кандалакшский морской торговый порт» (КМТП) по итогам 2009 года не только удержал положительную динамику роста объемов грузооборота, но и превысил важную отметку в 1 млн тонн.

Для сравнения: стивидорной компанией в 2008 году было переработано 981,9 тыс. тонн, в 2007-м – 671,7 тыс. тонн, в 2006-м – 293,5 тыс. тонн.

Такое стало возможным благодаря эффективной организации работы порта и грамотно выстроенной собственником стратегии его развития.

Ирина Румянцева, Кандалакша

Важным фактором в деятельности Кандалакшского морского торгового порта (КМТП), старейшего предприятия Кандалакши, основанного в 1915 году, является более чем удачное месторасположение – в вершине Кандалакшской губы Белого моря. Губа представляет собой удобный, защищенный от ветров и штормов залив с надежной якорной стоянкой и глубинами, доступными для захода крупнотоннажных судов с осадкой до 9,8 метра.

Заполярный порт работает круглый год, хотя в период с января по апрель, в зависимости от метеорологических условий, для захода судов может потребоваться ледокольная проводка.

Говорить об успехах кандалакшских портовиков, достигших в кризисном 2009 году грузооборота более 1 млн тонн, сегодня вряд ли было возможно, если бы около трех лет назад у КМТП не появился новый частный собственник.

Впрочем, до этого предприятие также находилось в частной собственности у структур Виктора Вексельберга, которые в 2004 году в ходе аукциона приобрели принадлежащий государству порт, оказавшийся на грани банкротства. Вероятно, тогда покупатель питал надежду на строительство второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода (КАЗ), которая могла бы гарантировать загрузку порта в больших объемах. Однако в начале 2007-го, после того как стало известно, что в ближайшее время возведение второй очереди КАЗа не планируется, первый частный собственник предпочел продать КМТП.

В апреле того же года 99-процентную долю в уставном капитале Кандалакшского морского торгового порта приобрела Барнаульская инвестиционная компания «ЮКАС-Холдинг», в состав которой входит ЗАО «Талдинская топливно-энергетическая компания» (ТалТЭК), владеющая тремя разрезами и двумя угольными шахтами в Кемеровской области. После чего началось возрождение порта.

 

Активная стратегия + эффективный менеджмент

С самого начала новый инвестор предложил активную стратегию развития предприятия, сделав ставку на экспорт кузбасских углей как на основной грузопоток в портовой перевалке. Были начаты программы по ремонту и модернизации причалов, подъездных железнодорожных путей, подходных каналов с проведением дноуглубительных работ, запущена программа технического перевооружения порта и другие.

В 2008 году были капитально отремонтированы железнодорожные пути, продолжились работы по дноуглублению, обследовались причалы на предмет возможности их дальнейшей модернизации для переработки дополнительных грузов. В этом же году в порту появились 8 новых грейферов, мощный фронтальный погрузчик, ковшовый погрузчик, 2 установки для очистки угля.

В 2009-м закупки нового оборудования продолжились. Но главным приобретением года стала современная дробильно-очистительная установка, с пуском в эксплуатацию которой весь экспортный уголь стал отгружаться полностью очищенным от металлических примесей, неизбежно возникающих в ходе добычи, перегрузки и перевозки угля открытым способом.

– Несомненно, именно планомерная модернизация основных средств предприятия позволила повысить производительность труда и существенно увеличить грузооборот, – говорит генеральный директор ООО «Кандалакшский морской торговый порт» Николай Ковалев. – И в 2009 году он мог быть намного выше 1 млн тонн, если бы не экономический кризис. Однако, несмотря на возникшие у шахтеров в прошлом году проблемы с добычей и сбытом, обусловленные падением цен на уголь, компания «ЮКАС-Холдинг» – собственник порта – не сократила объемов экспорта продукции через КМТП. А в текущем году рассчитывает увеличить грузопоток углей в адрес порта на 30-40%.

Если говорить о современном состоянии порта, то нужно отметить, что за три года оно заметно улучшилось. На сегодняшний день КМТП располагает 5-ю грузовыми причалами общей протяженностью 584 метра, которые оснащены современным перегрузочным оборудованием: портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, гусеничными кранами – до 16 тонн, автопогрузчиками – от 1,5 до 10 тонн, ковшевыми погрузчиками для работы в твиндеках судов и в крытых железнодорожных вагонах, ролл-трейлерами грузоподъемностью 20 тонн.

– Нынешний уровень технического обеспечения стивидорной компании позволяет уже сегодня увеличить ее грузооборот как минимум в 2 раза, – поясняет  Николай Ковалев. – К сожалению, производственный потенциал порта в настоящее время используется не более чем на 50%. Между тем, полтора года назад речь шла всего о 30-процентной загруженности.

С целью повышения производительности труда для обработки судов дедвейтом 20-30 тыс. тонн в порту стали применять практику установки понтонов размером 8х12 м между причалом и корпусом судна, которая позволила осуществлять погрузку судов у одних причалов с осадкой 8 м, у других – с осадкой до 9,8 м. Таким образом, теперь порт имеет возможность обрабатывать суда длиной до 190 м и шириной до 25  м.

Роль служебно-вспомогательного флота в КМТП исполняют 2 буксира мощностью по 1600 л.с. и 1 буксир мощностью 225 л.с. В перспективе планируется пополнить флот еще несколькими современными буксирами. Все суда, заходящие в Кандалакшский порт, могут рассчитывать на бункеровку топливом и пресной водой (топливо на суда доставляется самоходной баржей – бункеровщиком).

Помимо всего, порт имеет статус международного, поэтому на его территории работают пограничный и таможенный посты.

 

Расширение грузопотоков

Безусловно, главным направлением производственной деятельности стивидорной компании остается и в перспективе будет оставаться перевалка угля, поступающего по железной дороге из Кузбасса. В дальнейшем она будет только технологически совершенствоваться, будут совершенствоваться и процессы взаимодействия со смежниками, в частности с железной дорогой.

К слову, в прошедшем году во взаимоотношениях КМТП с ОАО «РЖД» произошло важное событие – весь документооборот между транспортными компаниями был переведен в электронный вид, что значительно упростило и ускорило процессы обработки вагонов и оформления грузов. А в этом году портовики совместно с железнодорожниками планируют заняться разработкой проекта Единого технологического процесса в Кандалакшском транспортном узле.

Очевидно, что на данном этапе это не будет составлять большой сложности, поскольку КМТП, с одной стороны, можно сказать, специализируется на одном виде груза, а с другой стороны, пропускная способность железнодорожной станции на сегодня составляет 11 млн тонн в год, и чтобы порту нарастить грузооборот с 1 млн тонн до этой цифры, потребуется определенное время. Хотя стивидорная кампания уже поставила себе такую задачу, и эти планы отражены в Концепции развития КМТП.

Понятно, что реализация стратегии развития предприятия во многом будет зависеть от успехов и активности его главного инвестора – компании «ЮКАС-Холдинг». Между тем, КМТП намерен расширять грузопотоки за счет привлечения новых видов грузов – компания готова к сотрудничеству с предприятиями не только Мурманской области и Российской Федерации, но и с зарубежными партнерами.

Большие надежды КМТП связывает и с грядущим освоением Штокмановского месторождения. Недавно на совещании у директора Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» представителем руководства стивидорной компании было заявлено о готовности и технической возможности КМТП участвовать в перевалке газовых труб.

Заместитель гендиректора КМТП Николай Тарасов так прокомментировал это заявление:

– Считаю, что у нас лучшая грузовая площадка, ведь Мурманский порт и железная дорога на подступах к нему перегружены. С моим мнением согласен и представитель Московского трубозаготовительного комбината, который считает, что для обеспечения плановой заготовки и заблаговременной поставки труб по проекту комбинату нужно будет ежедневно отгружать по пятьдесят вагонов в адрес строителей Штокмана. А это очень большие объемы.

По предварительным данным, плановая заготовка труб начнется уже в текущем году. Поэтому, как надеются портовики, Кандалакшский порт не должен остаться без дополнительных объемов переработки и без нового вида груза, который пойдет на реализацию современного мега-проекта.

 

Вот так социальная политика!

С приходом в порт заинтересованного собственника портовики, практически потерявшие надежду на возрождение предприятия, сразу почувствовали перемены, и не только производственного плана. Они с удивлением обнаружили, что новый собственник и руководство КМТП стараются  решать их социальные проблемы.

Поскольку порт находится в стороне от маршрутов общественного транспорта, персонал стал доставляться на работу в порт и с работы домой на специально приобретенном для этих целей автобусе. В столовой порта было организовано полноценное (обед из трех блюд) питание по сниженным ценам. На регулярной основе на территории порта заработал собственный здравпункт с терапевтическим и процедурным кабинетами. Впервые за многие годы дети портовиков отдохнули в оздоровительном лагере на южном курорте России.

Заботу и внимание почувствовали и ветераны труда, уже ушедшие на заслуженный отдых, – их стали приглашать на встречи с руководством порта и бывшими коллегами, пообщаться за чашкой чая. И сегодня праздники, проводимые в коллективе совместно с ветеранами порта, как говорится, становятся доброй традицией.

Таким образом, вопросы социальной политики были «разморожены» новым руководством порта и приобрели системный характер.

В настоящее время во главе угла социальной программы КМТП, естественно, стоят вопросы мотивации и стимулирования труда: сохранить высококвалифицированные кадры – одна из главных задач высшего менеджмента компании. Именно поэтому в КМТП активно используют не только моральные, но и материальные формы поощрения лучших специалистов.

К примеру, в июле прошлого года, когда коллектив порта отмечал День работников морского и речного флота и 94-ю годовщину со дня образования предприятия, самые достойные работники КМТП были награждены почетными грамотами, знаками «Старая гвардия российского флота» и памятными медалями.

Но наибольший резонанс среди портовиков, да и горожан, получила публичная церемония награждения за трудовые успехи бригадира единой комплексной бригады докеров-механизаторов Юрия Пафурина, имеющего стаж работы в Кандалакшском порту около 40 лет, легковым автомобилем Nissan Note.

На площади перед управлением порта, вручая ключи от иномарки, украшенной лентами и шарами, генеральный директор КМТП Николай Ковалев поблагодарил счастливого бригадира за отличную работу. А обращаясь к портовикам, сказал, что к 95-летнему юбилею порта, который состоится в 2010 году, ждет от них повышенных результатов в работе, и что для награждения лучших специалистов на юбилейных торжествах компания подготовит уже два автомобиля. Это событие обсуждала вся Кандалакша. Ну, а портовики теперь думают, как повысить производительность труда и как попасть в число двух очередных счастливчиков…

 

Морские порты №1 (2010)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России