Порт Поронайск: прошлое и настоящее - Морские вести России

Порт Поронайск: прошлое и настоящее

05.05.2015

Морские порты

Порт Поронайск: прошлое и настоящее

Морской порт Поронайск последние годы переживает не лучшие времена. Продолжительное время в его акваторию не заходят транспортные суда, морской терминал (торговый порт) не выполняет полностью свои функции. О том, чем живет предприятие сегодня, как работает служба капитана порта, журналу «Морские порты» рассказал и.о. капитана порта Александр Платонов.

Наталья Примака, Сахалин

 

От реорганизаций – к реконструкции

Морской порт Поронайск расположен на восточном побережье острова Сахалин, на берегу залива Терпения Охотского моря. Площадь акватории – 12,5 кв. км. Порт имеет 6 причалов общей протяженностью 386,7 пог. метров. Грузооборот за наиболее успешный 1987 год – 740 тыс. тонн.

За свою многолетнюю историю порт пережил несколько реорганизаций. Он был создан в 1946 году.  Сначала это был портпункт с подчинением Макаровскому морскому торговому порту (г. Макаров). В 1950 году Поронайск получил статус самостоятельного морского торгового порта. А через пять лет вновь был реорганизован в портпункт, но уже Корсаковского морского торгового порта (г. Корсаков). Еще 2 года спустя Поронайску вернули и уже навсегда статус морского торгового порта.

За послевоенные годы Поронайский порт из небольшого портпункта превратился в крупное механизированное предприятие с портальными и плавучими кранами, механическими мастерскими, дизельным цехом, корпусами производственных зданий, судоподъемным устройством. Через порт предприятиям района и области доставлялась древесина, строительный гравий, здесь производилась отгрузка экспортного леса, бруса, целлюлозы, другой лесопродукции (погрузка и разгрузка рейдовая). Порт занимался и перевозкой пассажиров катером на острова Южный и Северный внутри города Поронайска.

Очередная крупная реорганизация порта произошла в 90-х в результате повсеместного акционирования и приватизации морских портов. Однако после отделения порта от Сахалинского морского пароходства, разрыва наработанных экономических связей и погружения в условия «дикого рынка» дела в порту пошли плохо.

– Уже несколько лет морской порт не имеет возможности работать из-за падения грузопотока, связанного с прекращением работы многих предприятий, леспромхозов, целлюлозо-бумажного завода, и отсутствия финансирования, – говорит и.о. капитана порта Поронайск Александр Платонов. – Причалы порта частично находятся в нерабочем состоянии, требуют ремонта и реконструкции. Дноуглубительные работы через бар реки Поронай не производились более 20 лет, что делает невозможной обработку транспортных судов у причалов порта. Заход-выход небольших судов из/в порта возможен только два раза в сутки, в зависимости от приливных вод. Фарватер через бар реки Поронай для захода-выхода из порта на внешний рейд промывается только винтами рыболовных судов.

Как рассказал А.Платонов, руководители стивидорной компании в свое время столкнулись и с противодействием на различных уровнях, и даже с рейдерским захватом порта. Свои права хозяйствующему субъекту приходилось отстаивать в суде.

Сейчас обстановка стабилизируется, готовятся к подписанию долгосрочные договоры на глобальную реконструкцию порта и ремонт причалов. Большую помощь в этих вопросах оказывает ФГУП «Росморпорт». В настоящее время планы на ближайшую перспективу огромные.

 

Добро пожаловать, рыбаки!

Деятельность службы капитана морского порта Поронайск сегодня связана главным образом с рыболовными судами, базирующимися на внутренней акватории морского порта. Основным владельцем рыбопромыслового терминала здесь является рыболовецкий колхоз «Дружба» – местное рыбодобывающее и перерабатывающее предприятие. Работают здесь также и другие судовладельцы – всего в работе одновременно бывает до 36 судов типа МРС-150 и МРС-225, не считая маломерных судов. Они осуществляют от 1500 до 2000 судозаходов в год.

Количество судозаходов в разное время года отличается, оно зависит от того, промысел какого биоресурса ведется в заливе Терпения, на берегу которого располагается порт, – кукумарии, камбалы, наваги, минтая, рыб лососевых пород или других. Больше всего судозаходов приходится на январь: в период наважьей путины отмечается до 400-500 судозаходов. Летом их количество сокращается практически вдвое. Меньше всего судозаходов в конце года. В октябре-ноябре работают всего несколько рыболовных судов, которые совершают до 10-15 судозаходов в месяц.

– Каждое судно подвергается обязательной инспекции раз в три месяца, в промежутке между этими сроками при обнаружении несоответствий суда проверяются дополнительно, – отмечает А.Платонов. – Главная задача такого контроля – обеспечение безо-пасности мореплавания и порядка в морском порту.

 

Нарушителей стало меньше

Для осуществления функций, установленных Законом о морских портах и другими нормативными правовыми актами РФ, капитан порта издает акты ненормативного характера (распоряжения, предписания, действие которых не охвачено нормативными актами), подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся в морском порту или осуществляют там хозяйственную деятельность. Акты не должны противоречить законодательству РФ.

При выявлении нарушений, допущенных капитанами судов, судовладельцами или другими лицами на территории или акватории морского порта, оценивается их тяжесть и последствия и принимаются меры реагирования: составляются протоколы, выносятся постановления согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, выписываются распоряжения и предписания. Сведения о нарушениях передаются в транспортную прокуратуру или транспортную полицию.

Капитаном порта постоянно издаются распоряжения по подготовке судов к эксплуатации в осенне-зимний период навигации, о закрытии навигации и расстановке судов на зимний отстой с указанием всех мер, необходимых для безопасной стоянки, в том числе с точки зрения экологии окружающей водной среды. Исполнение распоряжений и предписаний находится под постоянным контролем портовых властей.

Как рассказал и.о. капитана порта, к основным нарушениям безопасности мореплавания и порядка в морском порту Поронайск относятся следующие: несоблюдение требований по герметизации судна при проходе бара реки Поронай (при заходе-выходе из порта), швартовка без разрешения к нерабочим причалам, нарушение требований по установке трапов и подтраповых сеток и условий хранения пиротехнических средств, вопросы стояночной вахты и охраны окружающей водной среды, несоблюдение правил пожарной безопасности. Наказание за такие нарушения предусматривает штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Между тем, по словам А.Платонова, вследствие принимаемых мер и работы с капитанами судов и судовладельцами в последние годы нарушения выявляются все реже.

 

Затопленные суда – в утиль

Для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту Поронайск выполнены работы по осушению, удалению от причалов, поднятию на берег и утилизации затопленных судов.

До недавнего времени в южной части порта было пять затопленных судов. Они лежали на грунте у причалов. Три года назад с акватории порта, от причала №2, были удалены два судна типа МРС, еще одно типа СРП, принадлежащее Росморпорту, убрали пару лет назад, два оставшихся – весной и летом 2014 года. Теперь причалы порта с правого берега реки Поронай полностью освобождены от ненужного металлолома.

– Работа эта трудоемкая. Одно проржавевшее судно весит около 180 тонн. Вытаскивать их на берег приходилось по частям с использованием судоподъемного комплекса. Для этого использовались газовые резаки и насосы для осушения, материалы для устранения водотечности корпуса судна, – говорит А.Платонов. – На разных стадиях процесса были задействованы от трех до шести человек. На поднятие и утилизацию одного судна уходило до двух месяцев.

 

Взаимодействие с силовиками

Служба капитана порта работает в тесном  взаимодействии с силовыми и надзорными органами.

– Со времен работы Комиссии по морской безопасности (КМБ аннулирована с ноября 2011 года) и работы пункта пропуска через госграницу РФ мы не теряли контактов с пограничниками, ФСБ и линейным отделом полиции, – продолжает рассказ и.о. капитана порта. – В настоящее время, с появлением большого количества маломерных судов, зарегистрированных в государственном судовом реестре морского порта Поронайск, мы сотрудничаем с такими структурами, как Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) и Государственная зональная инспекция пограничного управления ФСБ РФ по Сахалинской области в г. Поронайске (ГЗИ ПУ ФСБ РФ). С ними мы взаимодействуем по вопросам охраны водных биологических ресурсов, даем различные консультации, информацию о судах и судовладельцах (местонахождение, порт приписки и т.д.), уточняем сведения, необходимые для нашей службы.

В апреле 2014 года, с началом активизации деятельности маломерных судов, капитан порта провел совещание с государственными контролирующими органами и силовыми структурами по координации, взаимодействию и информированию в процессе выявления судов, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью в зоне ответственности капитана морского порта Поронайск.

По итогам совещания были получены положительные результаты. Например, компания «Посейдон», суда которой базировались на побережье залива Терпения, зарегистрировала свои суда в морском порту Корсаков. В мае-июле 2014 года в государственном судовом реестре морского порта Поронайск зарегистрировано свыше 50 маломерных судов, а всего с февраля прошлого по июль текущего года в этом документе появились отметки о 421 маломерном судне.

– Теперь они – законные участники коммерческой деятельности в порту, – не без гордости заявляет А.Платонов и добавляет, – А в общем с судовладельцами маломерных судов мы постоянно проводим разъяснительную работу и оказываем им всемерную помощь по регистрации судов.

 

Справка

Большой вклад в развитие морского порта Поронайск внес Владимир Павлович Человский (24.02.1913-12.02.1994 гг.), возглавлявший предприятие с 1960 по 1979 год. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Это был прекрасный человек и руководитель, настоящий начальник порта, ветеран Великой Отечественной войны, награжденный многими боевыми орденами и медалями.

За 19 лет руководства Владимира Человского порт получил наибольшее развитие и процветание. За многолетнюю плодотворную работу на морском транспорте Владимир Человский был награжден медалью «За трудовое отличие», Почетной грамотой Министерства морского флота СССР.

 

Морские порты №6 (2014)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021