Порт Зарубино: роль в развитии внешней торговли России - Морские вести России

Порт Зарубино: роль в развитии внешней торговли России

20.05.2015

Морские порты

Порт Зарубино: роль в развитии внешней торговли России

В современных условиях рыночной экономики динамика развития транспортных услуг, в том числе портовой инфраструктуры, служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области внешнеторгового оборота России. Именно поэтому руководство Приморского края большое внимание уделяет развитию портов региона, подходных путей к ним и в целом пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали.

В настоящее время правительством РФ одобрена новая экспортно-ориентированная модель экономического развития страны, меняется подход к программе развития Дальнего Востока, который заключается в поддержке инвестиционных проектов в высокой степени готовности, рассчитанных на привлечение в экономику региона около 2,4 трлн рублей в ближайшее время. Также меняются принципы обеспечения экономической безопасности страны: Россия в Приморском крае теперь строит не форпост, а коммуникационную площадку для интеграции в международную транспортную систему.

Петр Романов, капитан морского порта Зарубино ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

 

Выгодное местоположение

Морской порт Зарубино, так же как и все морские порты Приморского края, является торговыми воротами России и площадкой для развития коммуникаций с такими странами, как Япония, Южная Корея, Китай, Монголия, странами Северо-Восточной Азии (СВА) и всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Он может связать эти страны между собой в сквозной системе товародвижения.

По своему географическому и геополитическому положению порт Зарубино, расположенный в бухте Троицы на юге Приморья, способен реализовать потенциал России в международных транзитных перевозках на Дальнем Востоке и обеспечить увеличение внешнеторгового оборота страны.

Порт Зарубино с проектным грузооборотом 1,2 млн тонн грузов в год имеет выгодное местоположение (в 210 км от порта Владивосток) – в непосредственной близости к стыку трех границ: России, Китая и Северной Кореи, – и на расстоянии в несколько десятков километров  до ближайших погранпереходов на Китай (автомобильный пункт пропуска (АПП) «Краскино», железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) «Махалино») и погранперехода на Северную Корею (ЖДПП «Хасан»). Порт имеет выходы на Транссибирскую магистраль через линию Барановский – Хасан и федеральную трассу Раздольное – Хасан, а также на автомагистраль Владивосток – Хабаровск и автодороги, ведущие в направлении Китая и Корейского полуострова.

Сочетание таких факторов, как ровный рельеф береговой полосы и дна, выгодное географическое расположение бухты Троицы, делает незамерзающую бухту хорошей якорной стоянкой для судов различного тоннажа и убежищем для них в штормовую погоду, доступной  для захода судов с большими осадками в любое время года, обеспечивающей безопасную стоянку судов у причала и естественную защиту значительной береговой полосы от морского волнения и ветров без возведения дорогостоящих гидротехнических сооружений. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично без ледокольного обеспечения.

Порт Зарубино принимает суда длиной до 172 метров и осадкой до 8 метров. В порту функционирует международная грузопассажирская паромная линия с южнокорейским портом Сокчхо, открыт грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ.

 

Портовые мощности и их развитие

В порту расположены два терминала. Первым оперирует ООО «Морской порт в бухте Троицы». На причалах терминала протяженностью 650 метров и с глубинами от 7,5 до 8,5 метра обрабатываются суда длиной до 172 метров и осадкой до 8 метров. На них осуществляются операции с грузами, включая грузы 4-го класса опасности IМО, а также происходит обслуживание пассажиров.

На территории терминала обустроены площадка для хранения легковых автомобилей и спецтехники, рассчитанная на единовременное размещение до 4,5 тыс. единиц (импорт из Японии и Южной Кореи), контейнерная площадка для переработки 20- и 40-футовых контейнеров, площадки для переработки металлолома, лесных грузов. Здесь же располагается перегрузочный комплекс для б/у автотранспорта, площадки для перевалки тяжелой техники (экскаваторы, автокраны, бульдозеры и др. – импорт из Южной Кореи) с дальнейшей отгрузкой ее на железнодорожные платформы и отправкой в регионы России и страны СНГ.

Второй терминал, которым оперирует ООО «Зарубинская база флота», предназначен для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Причальная линия терминала, состоящего из двух причалов, имеет протяженность 191 метр и глубины от 6 до 9 метров. Максимальные габариты судов, обрабатываемых у терминала: длина – 100 метров, осадка – 5,5 метра.

Оператор оказывает различные виды услуг: обслуживание судов рыбопромыслового флота, прием, хранение, транспортировку и реализацию водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции. На территории терминала размещаются холодильные мощности для единовременного хранения водных биоресурсов и произведенной из них продукции до 2,5 тыс. тонн.

Недавно на терминале осуществлена реконструкция холодильного комплекса с температурным режимом до -25°С, позволяющего принимать для единовременного хранения 12 тыс. тонн рыбопродукции.

На рейд №2 морского порта заходят суда длиной до 400 метров и осадкой до 16,7 метра для осуществления бункеровочных операций и пополнения судовых запасов. По этим позициям порт Зарубино может стать одним из инструментов интеграции  Приморского края и Дальнего Востока России в экономическое пространство СВА и АТР.

Основными задачами в развитии транспортной инфраструктуры Приморья являются создание конкурентоспособного сервиса на приоритетных направлениях транзитных перевозок грузов и расширение присутствия морского порта Зарубино на рынке контейнерных перевозок стран СВА и АТР путем создания порта-хаба с развитой логистической инфраструктурой в бухте Троицы и  размещения в порту ТОСЭР1.

Сейчас в Приморье интенсивно обсуждается вопрос создания территорий опережающего развития – ТОСЭРов. Это новая структура, которая придаст ускорение экономическому развитию Дальнего Востока. Минвостокразвития России на сегодня рассмотрено более 400 предложений по созданию ТОСЭРов на Дальнем Востоке, отобрано 38 площадок. В список наиболее подготовленных площадок  был включен и морской порт Зарубино.

 

Транзитные возможности и перспективы

Являясь опорным пунктом международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2», Зарубинский порт уже сейчас связывает северо-восточные провинции Китая Хэйлунцзян и Цзилинь с морскими и сухопутными путями России. Развитие этих транспортных коридоров планируется реализовать как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения средств частных инвесторов.

Китаю интересен один из крупнейших проектов на Дальнем Востоке – строительство порта Зарубино. Проект имеет большое значение и для российского Дальнего Востока, и для Северо-Восточного Китая, в частности, провинции Цзилинь, в плане развития внешнеэкономических связей и способствует успешной реализации МТК «Приморье-2».

Строительство порта Зарубино выгодно вписывается в инициативу руководства КНР по возрождению Великого шелкового пути в части так называемого «Морского шелкового пути», которую активно продвигает губернатор провинции Цзилинь: он предлагает создать логистический центр на территории своей провинции, а дороги регионального значения, входящие в транспортный коридор, перевести в разряд федеральных.

Со своей стороны Администрация Владивостока предоставила полпреду президента РФ в ДФО для рассмотрения совершенно новый проект – МТК «Приморье-3», который, по мнению руководства города, даст мощный экономический эффект для всего Дальнего Востока и позволит наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые на строительство транспортной сети Приморья, и достичь лучших показателей, в частности, максимально загрузит порт Владивосток и сократит время доставки грузов до морских портов Восточный и Зарубино.

В настоящее время Приморский край является участником соглашения о сотрудничестве с провинцией Канвондо (Республика Корея) и ареной тройственного сотрудничества России, Южной и Северной Кореи. В июне 2014 года в рамках российско-корейского симпозиума «Российско-корейское сотрудничество в свете Евразийской инициативы» были обсуждены железнодорожные, энергетические и сельскохозяйственные «шелковые пути» между странами.

В соответствии с проектом планировки порта Большой порт Зарубино в бухте Троицы предусмотрено строительство контейнерного и зернового терминалов. Реализация проекта «Восточного зернового терминала» осуществляется ОАО «Объединенная зерновая компания» совместно с компанией Fesco на основе государственно-частного партнерства. Проект будет реализован в два этапа: с 2014 по 2018 год – с выходом на грузооборот до 5 млн тонн в год, и с 2018 по 2020 год – с выходом на грузооборот до 10 млн тонн. Сейчас инвесторы уже приступили к реализации проекта.

Несомненно, в ближайшей перспективе порт Зарубино будет играть весомую роль в транспортной системе Дальнего Востока и займет достойное место среди морских портов России.

 

1. Законопроект Минвостокразвития «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и на отдельных территориях РФ» и сопутствующие законопроекты, меняющие Налоговый кодекс и ряд других законов, вводят новое понятие только для Дальнего Востока (ранее правительством использовалась аббревиатура ТОР). Еще летом предполагалось, что такие территории будут создаваться по всей России вместе с особыми экономическими зонами.

 

Морские порты №7 (2014)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021