Снабженец шельфовых проектов - Морские вести России

Снабженец шельфовых проектов

04.08.2015

Морские порты

Снабженец шельфовых проектов

Порт Москальво – самый северный морской порт на Сахалине. Он расположен на северо-западном берегу острова в заливе Байкал Охотского моря. Порт включает в себя морской терминал Набиль, который находится на восточном побережье острова в Набильском заливе. Акватория порта составляет 52,3 кв. км, общая длина причального фронта (6 причалов) - 475 метров. Порт может принимать суда длиной до 180 метров, шириной до 40 метров, осадкой до 6 метров. Здесь действует пункт пропуска для захода иностранных судов.

Москальво является замерзающим портом с сезонной навигацией: открывается 20 июня и закрывается 25 октября. Порт служит базой для обеспечения морских геолого-разведочных работ в рамках сахалинских шельфовых проектов, а также базой обеспечения «северного завоза».

Алексей Станоевский, и.о. капитана порта Москальво, ФГУ «АМП Сахалина»

 

Путевка в жизнь

История морского порта Москальво берет начало в 1950-х годах. Распоряжением Совета Министров СССР от 31 августа 1959 года в порт был разрешен заход иностранным танкерам для вывоза нефтепродуктов, проданных на экспорт всероссийским обществом «Союзнефтеэкспорт». Позже, в 1960 году, постановлением Совета Министров в порту был установлен морской грузовой многосторонний пункт пропуска через государственную границу СССР. Это событие стало его путевкой в жизнь.

Основное назначение порта в период интенсивного социалистического строительства заключалось в обеспечении бесперебойных поставок грузов социального назначения и генеральных грузов в северные, весьма отдаленные от основных морских путей, населенные районы острова, которые нуждались в топливе, продовольствии и прочих товарах.

В связи с тем, что с северной части острова до 51-й параллели, где расположен порт Александровск-Сахалинский, отсутствовали морские гавани, порт Москальво получил своего рода одобрение на перспективное развитие и статус ключевого порта, имеющего стратегическое значение для региона.

В 1970-1980-е годы порт активно развивается, его основная деятельность связана с отгрузкой нефтепродуктов. В поселке Москальво создается мощная производственная перевалочная база обеспечения грузами «северного завоза», строятся железнодорожные пути на направлении Москальво – Оха.

В 1990-е годы, в период развала Советского Союза и экономических реформ, в работе порта отмечается спад.

Новый этап в развитии порта Москальво приходится на период развертывания международных проектов по добыче углеводородов на морском шельфе Сахалина. С 2006 года оператором порта становится СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» – предприятие занялось береговым обеспечением морских геолого-разведочных работ в рамках проекта «Сахалин-5». Выкупив портовое имущество, здания и сооружения, «Сахалин-Шельф-Сервис» приступил к беспрецедентной работе по оптимизации портовой инфраструктуры, строительству новых современных причалов, техническому переоборудованию всего портового хозяйства и ресурсной базы.

В настоящее время в планах предприятия создать в порту Москальво береговую базу комплексного обслуживания проекта «Сахалин-5», а также других новых проектов на шельфе Сахалина и Дальнего Востока.

 

Грузы и услуги для шельфовых проектов

Последние годы порт в основном занимается обслуживанием шельфовых проектов. Здесь производятся операции с навалочными и генеральными грузами. Для заводов и буровых вышек сюда поставляются произведенные в Америке, Японии, Китае, Южной Корее многотонные конструкции, оборудование, трубы (они составляют почти половину всех перерабатываемых в порту грузов). Здесь для последующей утилизации обрабатываются шламовые отходы с буровых.

Кроме того, из порта в значительных объемах вывозится металлолом, который поставляется на переработку в Южную Корею. По окончании лососевой путины через порт отгружается рыба – сахалинская горбуша и кета поступают на реализацию на российский Дальний Восток и за рубеж.

Морской терминал Набиль в основном осуществляет пассажирские перевозки. Они связаны с доставкой вахтовых рабочих, обеспечивающих деятельность морских буровых установок на морском шельфе Сахалина. Здесь же обрабатываются баржи с грузами для снабжения буровых.

В акватории морского порта допускается проведение операций с опасными грузами 1, 2, 3-го классов (за исключением нефти и нефтепродуктов), а также 4, 5, 6, 8 и 9-го классов опасности по классификации Международной морской организации (МMO). Порт оказывает услуги судам по пополнению запасов продовольствия, пресной воды, приему с судов бытовых и пищевых отходов и т.д.

Приказом Минтранса России от 01.08.2002 г. №105 в морском порту Москальво установлена обязательная лоцманская проводка в целях обеспечения безопасности мореплавания судов в акватории и на подходах к порту.

Начало и окончание навигации объявляет капитан морского порта, который в соответствии с установленными полномочиями осуществляет государственный контроль за обеспечением безопасности мореплавания, экологической и транспортной безопасности и порядка в морском порту.

Несмотря на то что Москальво находится далеко на севере Сахалинской области (расстояние от областного центра составляет около 900 км), вдали от основных судоходных путей, что навигация здесь ввиду суровых зимних условий всего 4 месяца в году, АМП Сахалина, Служба капитана порта делают все, чтобы обеспечение безопасности мореплавания и государственного контроля в морском порту осуществлялось в соответствии с российским законодательством и всеми постановлениями и распоряжениями Минтранса России.

В результате отсутствие аварийности судов – один из важнейших показателей Службы капитана порта – говорит о том, что данный контроль и деятельность осуществляются на должном уровне. И в большей степени этому способствует профессионализм сотрудников инспекции государственного портового контроля.

 

Возможности и перспективы

Грузовые и технические возможности порта Москальво, включая морской терминал Набиль, позволяют обрабатывать до 600 тыс. тонн грузов в год, но фактический показатель колеблется в пределах 30-40 тыс. тонн.

Причин тому несколько. Это и короткий навигационный период, обусловленный специфическими погодными явлениями островного региона, и отдаленность от основных международных морских торговых путей, и отсутствие расширенной номенклатуры грузов, и конкуренция со стороны автотранспортных перевозок социальных грузов для нужд северных городов и поселков острова Сахалин. Все эти обстоятельства не позволяют загрузить порт Москальво на полную мощность.

Однако имеющийся потенциал порта позволяет надеяться на его загрузку в будущем. Перспективы развития порта связаны прежде всего с дальнейшей реализацией нефтегазовых проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3», которые в условиях сложившейся политической и экономической ситуации на мировой арене весьма актуальны и востребованы для интересов как Сахалинской области, так и Российской Федерации.

Проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» реализуются в рамках международного Соглашения о разделе продукции (СРП). Проектом «Сахалин-1» предусмотрена разработка месторождений нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин: месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Объем извлекаемых запасов оценивается в 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров природного газа. (Оператор проекта «Сахалин-1» – американская Exxon Mobil (30%), другие участники консорциума по его разработке – российская «Роснефть» (20%), индийская ONGC (20%) и японская SODECO (30%).

Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку двух шельфовых месторождений – Пильтун-Астохского (главным образом нефтяного месторождения) и Лунского (преимущественно газоконденсатного месторождения). Суммарные извлекаемые запасы этих двух месторождений составляют порядка 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. (Оператор проекта «Сахалин-2» – компания «Сахалин Энерджи», ее акционеры: «Газпром» – 50% плюс 1 акция, Shell – 27,5%, Mitsui – 12,5%, Mitsubishi – 10%.)

Проект «Сахалин-3» предполагает разработку четырех блоков: Киринского, Восточно-Одоптинского, Айяшского и Венинского, расположенных на шельфе Охотского моря. Их прогнозные извлекаемые ресурсы превышают 700 млн тонн нефти и 1,3 млрд кубометров газа.

 

Морские порты №8 (2014)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021