Производительность труда в морских портах Российской Федерации - Морские вести России

Производительность труда в морских портах Российской Федерации

11.08.2015

Морские порты

Производительность труда в морских портах Российской Федерации

Суммарная производственная мощность 67 морских портов РФ (с учетом портов Крыма) составляет на сегодня около 880 млн тонн, при этом средняя загрузка перегрузочных комплексов в российских портах – 70%. для сравнения: перегрузочные комплексы в зарубежных портах в среднем загружены на 50%.

По грузообороту морских портов Россия находится в первой десятке мирового рейтинга, перегрузив в 2013 году около 590 млн тонн грузов различной номенклатуры, из них через специализированные комплексы – 77%.

А.Я.Шутка, доктор транспорта

 

В планах – развитие специализированных терминалов

За последние 10 лет мощности и объем грузооборота морских портов России выросли почти в 3 раза.

Если ранее большинство портов были универсальными, то есть предназначенными для перевалки грузов различной номенклатуры, то в настоящее время развитие портов осуществляется в основном за счет строительства и модернизации специализированных терминалов, мощность которых составляет 75% от общей. Это существенно повышает производительность, происходит резкое увеличение скорости обработки транспортных средств, изменяются нормы их обработки.

Государством уделяется большое внимание развитию морских портов России, и в первую очередь специализированных терминалов. В соответствии с поручением правительства РФ разработана «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года».

С учетом потребностей внешней торговли РФ в первую очередь получила развитие портовая инфраструктура по перевалке нефти и нефтепродуктов. За последние годы были построены специализированные перегрузочные терминалы для наливных грузов на северо-западе мощностью свыше 170 млн тонн  (порты Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Варандей) и на Дальнем Востоке мощностью свыше 60 млн тонн (порты Де-Кастри, Козьмино, Пригородное). Использование перегрузочных комплексов для наливных грузов по мощности составило 68%.

В перспективе будет реализован ряд проектов по строительству специализированных терминалов для перегрузки наливных грузов: на северо-западе общей мощностью 82,6 млн тонн, на юге – 10,8 млн тонн.

Если говорить о навалочных грузах, то прежде всего необходимо отметить программу развития угольных терминалов. Благодаря благоприятной конъюнктуре рынка угольная промышленность начала увеличивать экспортные поставки своей продукции. В 2013 году через морские порты было отправлено свыше 115 млн тонн угля. Доля угля в общей перевалке сухих грузов составила свыше 35%. Для удовлетворения потребностей внешней торговли нужно будет ликвидировать нарастающий дефицит перегрузочных мощностей по углю.

Ранее были построены специализированные угольные перегрузочные комплексы мощностью по 12 млн тонн в портах Усть-Луга и Ванино, произведена модернизация терминалов в портах Мурманск, Высоцк, Посьет.

Использование перегрузочных комплексов для навалочных грузов составило 78%, а скорость обработки судов на специализированных комплексах увеличилась в 2 раза.

В перспективе для обеспечения вывоза угля на экспорт с различных месторождений  страны «Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» предусмотрено строительство угольных перегрузочных комплексов мощностью около 100 млн тонн, в том числе на северо-западе общей мощностью 22 млн тонн, на юге – 14 млн тонн, на Дальнем Востоке – свыше 50 млн тонн.

Отдельно необходимо остановиться на перегрузке контейнерных грузов. Мировой рост контейнерных перевозок и контейнеризация обусловливают необходимость создания современных контейнерных терминалов. Рост перевозок грузов в контейнерах в России ежегодно составляет 10-15%.

В настоящее время для перевалки грузов в контейнерах используется 22 специализированных контейнерных терминала общей мощностью 6 млн TEU. Использование контейнерных перегрузочных комплексов по мощности составляет более 80%.

По итогам 2013 года в морских портах России перегружено 5,4 млн TEU. За последние 10 лет перегрузка контейнеров в России выросла более чем в 6 раз. Доля контейнеров в перевалке сухих грузов выросла с 7,1% до 17%, а переход перевозки генеральных грузов в контейнерах повышает производительность перевалки в несколько раз.

В мировой практике в контейнерах перевозится более 60% грузов, пригодных для этого способа транспортировки.

Согласно программным мероприятиям «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» общий прирост производственных мощностей составит порядка 18 млн TEU,  в том числе приоритетными инвестиционными проектами являются: дальнейшее развитие и строительство контейнерных терминалов в портах Усть-Луга, Санкт-Петербург (Бронка), Тамань, Новороссийск, Оля и проект «Восточный – Находка».

 

Наиболее значимые объекты и мероприятия

Морской порт находится на стыке железнодорожного, автомобильного, трубопроводного и речного транспорта. Исходя из этого, при развитии инфраструктуры морских портов значительное число мероприятий будет направлено на комплексное развитие транспортных узлов, где предусмотрено как строительство перегрузочных комплексов, так и железнодорожных и автомобильных подходов к портам.

Отметим наиболее значимые объекты строительства морской портовой инфраструктуры.

1. Комплексное развитие Мурманского транспортного узла, где проектом предусматривается создание перегрузочных комплексов на западном побережье Кольского залива с терминалами для перевалки угля и наливных грузов, строительство контейнерного и модернизация угольного терминалов на восточном берегу залива, развитие логистической и складской инфраструктуры, инфраструктуры железнодорожного транспорта. Суммарный грузооборот порта Мурманск может составить к 2030 году 84 млн тонн.

2. Дальнейшее развитие порта Усть-Луга. В настоящее время в порту Усть-Луга уже функционирует ряд терминалов по перевалке угля, серы, накатной техники, контейнеров, наливных грузов, а также автомобильно-железнодорожный  паромный комплекс. Планируются к постройке:

-         комплекс по перевалке и фракционированию стабильного газового конденсата и продуктов его переработки;

-         комплекс по перевалке сжиженного углеводородного газа и светлых нефтепродуктов;

-         терминал по перевалке минеральных удобрений;

-         терминалы для генеральных и навалочных грузов.

Грузооборот порта Усть-Луга к 2030 году составит свыше 100 млн тонн.

3. Развитие портовой инфраструктуры на юге России. В морском порту Тамань закончено проектирование сухогрузного района с расчетным грузооборотом до 100 млн тонн, в состав которого планируется включить: терминал для минеральных удобрений и серы; комплекс по перегрузке угля; терминал перевалки железной руды и железорудных концентратов; комплекс по перегрузке зерна; контейнерный терминал и комплекс перегрузки стали.

4. На Дальнем Востоке прежде всего будут развиваться порты Восточный, Ванино и Зарубино.

В настоящее время большое внимание уделяется повышению скорости прохождения грузов через морские порты. Работа государственных контролирующих органов происходит в соответствии с типовыми схемами работы пунктов пропуска через государственную границу РФ, увязанными с технологическим процессом. Допускается возможность производства грузовых операций одновременно с оформлением судов и грузов. Внедряется предварительное информирование государственных контролирующих органов.

 

Производительность труда и ее повышение

Производительность труда – это эффективность труда в процессе производства. В морских портах производительность труда измеряется количеством продукции (объем перевалки грузов в тоннах), произведенной в единицу времени (год) одним работником морского терминала. Руководством государства поставлена задача увеличения производительности труда в морских портах к 2018 году в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом.

Для морских портов существует статистика отчетности по перевалке грузов. Учет работников морских терминалов можно обеспечить через введение статистической отчетности по этому показателю или отражением их в Реестре морских портов РФ. Расчет производительности труда в морских портах, по предложению автора, можно представить исходя из следующих соображений.

Расчет производительности труда в морских портах

Р = (Рн∙Кн)+(Рс∙Кс), где

Р – производительность в порту;

Рн – производительность по наливным грузам;

Кн – коэффициент объема перевалки наливных грузов;

Рс – производительность по сухим грузам;

Кс – коэффициент объема перевалки сухих грузов.

Рн = Qн÷Nн, где

Qн – объем перевалки наливных грузов;

Nн – численность работников на наливных терминалах.

Кн = Qн÷Qг, где

Qн – объем перевалки наливных грузов;

Qг – общий объем грузооборота порта.

Рс = Qс÷Nс, где

Qс – объем перевалки сухих грузов;

Nс – численность работников на терминалах перегрузки сухих грузов.

Кс = Qс÷Qг, где

Qс – объем перевалки сухих грузов;

Qг – общий объем грузооборота порта.

В итоге:

Р = (Qн÷Nн)∙(Qн÷Qг)+(Qс÷Nс)∙(Qс÷Qг).

Повышение производительности труда, конкурентоспособности и привлекательности российских портов

Увеличение производительности труда в морских портах прежде всего обусловлено строительством новых перегрузочных комплексов, модернизацией действующих терминалов, внедрением современного оборудования и технологий. К 2018 году объем перевалки грузов российскими портами составит около 810 млн тонн (рост в 1,5 раза).

Определенный резерв увеличения производительности имеется в росте конкурентоспособности российских портов. Для этого в настоящее время на уровне правительства РФ разработан план мероприятий  по развитию конкуренции в сфере услуг портов, который предусматривает:

-         обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий;

-         прекращение избыточного регулирования со стороны государственных органов;

-         изменение законодательства, регламентирующего тарифное регулирование;

-         создание механизмов реализации инвестиционных проектов на основе ГЧП;

-         внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части уменьшения налогооблагаемой прибыли;

-         разработку ряда актов федеральных органов исполнительной власти и постановлений правительства РФ и прочее.

Реализация указанного плана мероприятий в значительной степени повысит конкурентоспособность отечественных морских портов в сфере транспортных услуг и будет способствовать росту производительности труда.

Более конкретно повышение производительности труда находится в зависимости от реализации следующих мер: 

1. Создание достаточных мощностей (в том числе специализированных).

2. Регулирование механизмов взаимодействия морских портов с железнодорожным, внутренним водным и автомобильным видами транспорта (ускорение принятия поправок в законы о железнодорожном транспорте и о морских портах для решения вопросов координации работы ОАО «РЖД» и операторов морских терминалов).

3. Формирование и совершенствование работы на базе портов транспортных узлов, логистических комплексов и свободных экономических зон.

4. Совершенствование тарифной политики (в том числе в области железнодорожных тарифов и тарифов на стивидорную деятельность).

5. Повышение качества и уровня подготовки профессиональных кадров.

6. Развитие механизмов привлечения внебюджетного финансирования при реализации инвестиционных проектов.

7. Согласование проекта распоряжения правительства РФ об утверждении Плана мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг портов (Минтранс России).

8. Мониторинг производительности труда через отражение работающих на морских терминалах в Реестре морских портов РФ или через статистическую отчетность.

Основные направления развития морских портов на период до 2018 года

1. Строительство современных комплексов для перевалки углеводородных грузов в Козьмино, Териберке, Усть-Луге, Приморске, Пригородном, Мурманске, Сабетте.

2. Строительство специализированных высокотехнологичных комплексов для перевалки угля в Ванино, Восточном, Мурманске, Усть-Луге, Тамани, Посьете.

3. Строительство современных контейнерных терминалов в Калининграде, Усть-Луге, Восточном, Санкт-Петербурге, Тамани, Новороссийске в соответствии с темпами роста контейнерных перевозок.

4. Строительство и дальнейшее развитие автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам, установка стационарных и мобильных инспекционно-досмотровых комплексов в целях обеспечения потребности России в расширении объема экспорта транспортных услуг.

Ожидаемые результаты

1. Удовлетворение национальной потребности в торговле и транспорте.

2. Достижение к 2018 году объема перевалки грузов в российских портах до 810 млн тонн и выведение России в число передовых стран в сфере портовой инфраструктуры.

3. Создание к 2018 году портовых мощностей в объеме 1,1 млрд тонн и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры.

4. Повышение коэффициента использования перегрузочных комплексов до уровня 73% (в 2011 г. – 67%).

5. Повышение роли морских портов в обеспечении транзитного потенциала России (в том числе Северного морского пути).

6. Переключение части объема внешнеторговых потоков РФ в порты России из Украины и стран Балтии (в 2011 г. их доля 17%, в 2013 г. – 13,5%, в 2018 г. – 5%).

7. Повышение скорости оформления грузов и обслуживания судов в отечественных портах.

8. Повышение уровня комплексной безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним.

9. Сохранение в морских портах рабочих мест в количестве 55 тыс. человек.

10. Учет работающих на погрузочно-разгрузочных работах через их отражение в Реестре морских портов РФ или через введение статистической отчетности работающих на морских терминалах.

11. Увеличение к 2018 году производительности труда в 1,52 раза против 2011 года (при задании увеличения в 1,5 раза).

12. Возможность расчета производительности труда в целом по отрасли, по каждому порту, по роду грузов.

 

Использованные материалы

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (рост производительности в 1,5 раза относительно уровня 2011 года).

2. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства РФ 31.10.2013 г. (увеличение перевалочной мощности российских морских портов).

3. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.), подпрограмма «Морской транспорт», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.05.2013 г. №401.

4. «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» (разработчики: ФГУП «Росморпорт», Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, «Инфра проекты», «Мортранспроект», «Союзморниипроект», ЦНИИМФ – 2012 г.).

5. Обзоры перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины (подготовлено ЗАО «Морцентр-ТЭК»).

6. Предложения стивидорных компаний морских портов Ванино, Туапсе, Калининград, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка, Восточный, Посьет.

7. Порядок ведения Реестра морских портов РФ (утвержден Приказом Минтранса России от 01.04.2009 г. №51).

8. Проект плана мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в портах (на согласовании для утверждения в Правительстве РФ) – Минтранс России.

 

Морские порты №9 (2014)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России