Новые реалии – старые задачи - Морские вести России

Новые реалии – старые задачи

14.08.2015

Морские порты

Новые реалии – старые задачи

Как известно, сегодня транспорт становится одним из эффективных инструментов управления глобализационными процессами в мире, где особое место занимает наиболее динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Одним из сильных игроков на этом рынке может стать и Россия при условии глубокой модернизации и инновационного обновления всей транспортно-логистической инфраструктуры и развития действительно рыночных механизмов в транспортной отрасли.

Именно это имел в виду в своем последнем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин, определив вектор развития транспорта на Дальнем Востоке как стратегический и предложив, в частности, придать порту Владивосток статус «свободный порт». В связи с этим основные направления перспективного развития транспорта должны быть связаны с совершенствованием программно-целевого управления комплексом, развитием его материально-технической базы и инфраструктуры, а также повышением уровня подготовки и квалификации кадров.

Андрей Городиштьян, руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В настоящее время на Дальнем Востоке России процесс развития и интеграции транспортно-логистического комплекса в транспортную систему АТР идет непросто и не так быстро, как этого хотелось бы, представляя собой процесс постепенного «складывания» неспециализированного кластера, призванного обеспечить внедрение современных технологий перевозок, хранения, переработки и материально-информационных потоков.

Переориентирование в последние месяцы экономических связей России на Восток, в том числе на страны АТР, серьезно трансформировало структуру внешнеэкономической деятельности нашей страны. По статистическим данным, за 11 месяцев 2014 года морские порты Дальневосточного бассейна перевалили грузов примерно около 150 млн тонн (+14%), из них сухогрузов –около 90 млн тонн (+18%), наливных грузов – 60 млн тонн (+8%).

 

Чего нельзя допускать

Новые реалии экономической жизни заставляют по-новому посмотреть на среду, в которой работают морские порты, более рационально и ответственно подойти к обоснованию планирования их деятельности. Один из актуальных вопросов отрасли – сможет ли транспортная инфраструктура в целом и морские порты в частности справиться с увеличивающимися объемами грузовых перевозок и растущим спросом на быстрые, эффективные, надежные и экологически сбалансированные транспортные решения?

Да, в 2014 году ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» благодаря росту грузопотоков смогло повысить собираемость различных сборов. Только деятельность рейдово-перегрузочных комплексов принесла в государственную казну в этом году в три раза больше средств, чем в предыдущем, соответственно 1,8 млрд рублей против 600 млн рублей.

При этом отмечается сильная загруженность железной дороги и ее неспособность в период пиковых нагрузок справиться с большим потоком грузов. Поэтому, как следствие, на подходах к портам возникают заторы из грузовых поездов и вагонов, развести которые возможно лишь в ручном режиме, потеряв при этом драгоценное время.

Проблемы на железной дороге появляются с изрядным постоянством последние 10-15 лет, но только сейчас федеральные власти сдвинули с мертвой точки вопрос о расширении и модернизации БАМа и Транссиба, а также подходов к дальневосточным морским портам, выделив средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Теперь можно надеяться, что проблема пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке будет решаться.

Существенным тормозом на пути развития внешнеторговых перевозок грузов в Приморском крае в ближайшее время может стать дефицит нефтебаз в морских портах Дальнего Востока. Уже сегодня в порту Находка бункеруется по 3-4 контейнеровоза в сутки. А что будет, когда их количество увеличится пропорционально росту грузооборота? Судам тогда негде будет даже встать для бункеровки? Этого допустить нельзя.

Другой архиважный вопрос – экологический. Его решение стоит, можно сказать, на первом месте. Многие порты не обладают сооружениями для приема и утилизации отходов с судов, что противоречит международным экологическим требованиям. Даже имеющиеся в ряде портов приемные сооружения для нефтесодержащих твердых и жидких отходов, сточных вод и мусора не удовлетворяют необходимым требованиям. К сожалению, у нас на Дальнем Востоке эти вопросы на местном уровне, как правило, не решаются. Следовательно, эта проблема выходит за рамки отдельно взятого порта и региона и становится общегосударственной.

Что мы можем сделать со своей стороны? Нам удалось усилить контроль за работой экологических компаний и организаций. Мы провели несколько совещаний, создали межведомственную комиссию, но сложность работы заключается в том, что экологией занимаются 12 организаций, а спросить зачастую не с кого. То есть силы и средства есть, но они распыляются.

Уже давно и портовики, и независимые эксперты говорят о необходимости передачи экологических функций в руки одной организации – ФГУП «Росморпорт». Однако пока эти предложения остаются без внимания.

Между тем портовый бизнес нельзя рассматривать только с точки зрения экономической выгоды. Необходимо учитывать влияние, которое портовая деятельность оказывает на окружающую среду, и интересы общества. В данном случае делегирование полномочий в вопросах экологии такой госструктуре, как «Росморпорт», на мой взгляд, окажет положительное влияние на состояние экологии в дальневосточных портах.

Еще одно направление, на которое мы тратим сегодня много усилий, – ситуация с брошенными и затонувшими судами. У наших берегов находится 11 брошенных судов, 8 из которых зарегистрированы в реестре иностранных государств. С 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались. Тем временем, чем дольше эти суда остаются бесхозяйными (без собственника, без экипажа и без охраны), находясь в акватории портов Приморья, тем большую угрозу для безопасности мореплавания и экологии они представляют, так как в один «прекрасный» момент они могут затонуть!

Стоимость поднятия одного судна составляет порядка 7 млн рублей. Да и длительность процедуры по реализации таких судов, отсутствие установленного порядка их утилизации приводят к нерациональному расходованию средств федерального бюджета. Так что экономнее решить вопрос сейчас.

И в данный момент мы над этим работаем: вынесли вопрос в Законодательное собрание Приморского края, обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.

 

Больше контроля

Повышение конкурентоспособности наших портов немыслимо без внедрения в практику оказания услуг в порту лучшего международного опыта. А значит, нам предстоит серьезно повысить уровень и качество подготовки морских специалистов. Современная система подготовки и переподготовки морских специалистов предполагает активное использование в учебном процессе компьютерных тренажеров, моделирующих на электронных дисплеях различные критические ситуации. Их использование позволяет повысить эффективность образовательного процесса и сократить время обучения и переподготовки. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в этом году разработало новую программу тестирования, в состав которой входит более 6 тыс. вопросов.

Также мы будем увеличивать расходы и на аварийно-спасательную готовность – примерно в три раза. Необходимость контроля за подготовкой специалистов в данном направлении как никогда важна. Это показала, например, ситуация с южнокорейским судном «Орион», затонувшим недавно в Беринговом море. Экипаж во многом оказался не готов к сложной ситуации, что и привело к гибели значительного числа людей. Даже прошедшие обучение отдельные морские специалисты из Южной Кореи оказались не готовы к принятию быстрых и правильных решений, к адекватной оценке складывающейся ситуации. А в России дела обстоят еще хуже.

Такое положение сложилось во многом из-за того, что подготовку моряков отдали на откуп коммерческим структурам, для которых главное – не качество предоставляемых услуг и сертификация моряков, а полученная выгода. Только на Дальнем Востоке образовательной деятельностью занимаются 12 учебных заведений, основные деньги зарабатываются на тренажерах.

Мы за каждым учебным заведением закрепили своих людей, которые проверяют готовность специалистов по ГМССБ, тренажерной подготовке, PFT. Однако на морских комиссиях (МКК) часто выясняется, что должную подготовку тот или иной «специалист» на деле не проходил, установить же тотальный контроль за процессом обучения не представляется возможным, да и вряд ли целесообразным. Мое мнение: должно быть только два профильных учебных заведения – например, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) и Морской государственный университет им. адмирала Невельского.

 

Море не терпит неподготовленных

За последний год количество судозаходов в порты Приморского края увеличилось в разы. В портах юга Приморья ежесуточно на якорной стоянке стоит по 5-6 судов в ожидании своей очереди. А что будет с принятием статуса «свободный порт»?!

Базовая инфраструктура порта должна обеспечить необходимый уровень безопасности мореплавания, экологической безопасности, аварийно-спасательной готовности и других аспектов. Мы ожидаем, что большая часть хлопот ляжет на плечи капитанов порта. Поэтому пришло время проводить аттестацию раз в пять лет всех морских специалистов, капитанов судов и т.д. Как показывает практика, многие из них работают, не особо следя за изменениями в законодательстве и международными нормами. А море не терпит неподготовленных.

В общем, реализация крупных национальных и международных транспортных и логистических проектов на российском Дальнем Востоке даст, мне кажется, существенный импульс не только для развития транспорта и внешней торговли, но и позволит привлечь на российские транспортные коммуникации дополнительные грузовые и пассажирские потоки, повысить инвестиционную привлекательность дальневосточных портов, что в свою очередь укрепит позиции России в АТР и обеспечит реализацию ее геополитических интересов.

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» за последний год сделало много для этого, в частности, модернизирована система слежения за движением судов, внедрен электронный документооборот, в результате чего скорость обработки документов и принятия решений увеличилась с нескольких дней до нескольких часов и т.д.

Несмотря на то что у АМП и капитанов портов влияния на судовладельцев практически нет, портовые власти должны идти им навстречу, подсказывать, дипломатично указывать на ошибки в вопросах безопасности мореплавания и делать это справедливо, качественно и профессионально, потому что обеспечение бизнеса государственными услугами в морских портах является одной из важных задач в деятельности АМП.

 

Морские порты №10 (2014)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021