Стратегия ММТП на сотом году жизни и в новых условиях - Морские вести России

Стратегия ММТП на сотом году жизни и в новых условиях

13.10.2015

Морские порты

Стратегия ММТП на сотом году жизни и в новых условиях

В этом году Мурманскому морскому торговому порту исполняется 100 лет. В истории порта множество славных и героических страниц. Сегодняшний день также богат событиями и достижениями. Порт обеспечивает 5,5% объема перевалки сухих грузов, следующих через морские порты Российской Федерации, в том числе 6,96% «сухого» внешнеторгового грузооборота. В планах крупнейшей стивидорной компании порта – Публичного акционерного общества «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) – модернизация, рост грузооборота, освоение новых грузопотоков.

Александр Масько, генеральный директор ПАО «Мурманский морской торговый порт»

 

Роль порта вчера и сегодня

Для Мурманского морского торгового порта 2015-й – год знаменательный, год 100-летнего юбилея!

Датой рождения порта является 1 сентября 1915 года, когда к временной пристани пришвартовался первый пароход, доставивший оборудование для строительства порта и железной дороги. Именно со строительства свайно-ряжевой пристани и доставки первых кранов началось развитие порта и железной дороги на Мурмане, а Россия впервые получила «свободный выход к свободному морю», как писала в октябре 1915 года английская газета «Таймс». И только 4 октября 1916 года появился город Романов-на-Мурмане, позднее переименованный в Мурманск.

Огромный путь и испытания прошел Мурманский порт за свое столетие. Порт-труженик, порт-воин, порт, давший импульс развитию Кольского Севера и рождению Мурманска. В годы интервенции и военного лихолетья порт стал надежной артерией, по которой шли необходимые стране грузы.

Мало кто знает, что во время Великой Отечественной войны самое большое количество бомб было сброшено на Сталинград и Мурманск. Город был почти полностью разрушен, но, несмотря ни на что, порт продолжал работать, и страна бесперебойно получала импортное вооружение, столь необходимое для победы. Свои жизни на трудовом посту отдали 103 портовика, более 300 получили ранения.

Значение порта для экономики и обороны страны всегда было огромно: незамерзающий и глубоководный порт служил отправной точкой в освоении Арктики, становлении и развитии промышленности Кольского полуострова.

Сегодня Мурманский морской торговый порт – это мощный транспортный узел за Полярным кругом, имеющий открытый выход в океан и обеспечивающий связь с арктическо-атлантическими морскими маршрутами, это морские ворота Арктики, начало Северного морского пути, важнейший экономический и стратегический объект региона.

 

Рис. 1. Грузооборот ПАО «ММТП» (включая ЗАО «Агросфера», ООО «МБТ»)

 

 

В XXI веке роль порта значительно возрастает, ведь Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России. Разработка шельфа арктических морей, активное таяние льдов Северного Ледовитого океана открывают новые перспективы в развитии перевозок по Северному морскому пути, который является кратчайшим морским путем между Европой и Азией по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал.

 

Результаты и перспективы деятельности стивидора

ПАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) является крупнейшей стивидорной компанией по перевалке сухих грузов в Арктическом бассейне.

2014 год оказался непростым для ММТП, впрочем, как и для России в целом: резкое изменение конъюнктуры мировых рынков, значительное понижение стоимости энергоносителей, санкционная политика Евросоюза и США. В прошлом году произошел прогнозируемый уход грузов ОАО «ГМК «Норильский никель» на собственный терминал, построенный компанией в Мурманске, что привело к перераспределению объемов перевалки каботажных, генеральных импортных грузов и экспортной металлопродукции. Однако анализ грузооборота позволяет с уверенностью констатировать, что ММТП по-прежнему сохраняет лидирующие позиции на рынке портовых услуг.

Доля ММТП в обработке грузов через морские порты РФ в 2014 году составила 2,58%, в обработке российских сухих грузов – 5,5%, в том числе сухих внешнеторговых грузов – 6,96%. В этом же году на 6,2% были увеличены объемы перевалки экспортного угля, на 57,4% – объемы перевалки импортной марганцевой руды, при этом было обработано наибольшее количество вагонов с углем – 197 909 единиц. 13 июня 2014 года достигнута максимальная суточная выгрузка угля – 663 единицы, максимальная среднесуточная выгрузка была достигнута также в июне и составила 579 вагона в сутки.

 

Рис. 2. Структура грузооборота ПАО «ММТП»

 

 

Компания предпринимает все необходимые усилия для минимизации потенциального влияния негативных факторов и использует время стабилизации грузооборота для выполнения значительного объема работ по модернизации и реконструкции. Для снижения влияния сложившихся факторов ММТП повышает качество обслуживания клиентов, использует гибкую тарифную политику, а также непрерывно наращивает технологический потенциал, тесно взаимодействует с ОАО «РЖД», ФГУП «Росморпорт», грузоотправителями.

 

Рис. 3. Перспективы увеличения грузооборота ПАО «ММТП»

 

 

По нашему мнению, основными драйверами развития отрасли в будущем являются:

1. Увеличение общих объемов российского экспорта.

2. Развитие российского Севера, в том числе с точки зрения укрепления обороноспособности государства.

3. Увеличение объемов перевозок по трассе Северного морского пути.

4. Разработка месторождений полезных ископаемых на Севере и Арктическом шельфе, строительство нового порта на Ямале.

Таким образом, можно ожидать увеличения грузооборота Мурманского порта и появления новых грузопотоков. Уже сейчас в порт поступает щебень, отгружаемый направлением на Ямал, Новую Землю, ростверки и комплектующие к ним – на Ямал (отгрузка намечена и на весь 2015 год). Стивидорная компания готовится к летней навигации и новым предложениям грузовладельцев.

 

Инвестиционные программы и планы ММТП

В рамках стратегии развития компании ММТП шаг за шагом реализует следующие задачи: увеличение объемов перевалки груза, повышение операционной эффективности и производительности труда, снижение непроизводительных издержек компании.

Акционерным обществом была разработана и принята инвестиционная программа, предполагающая с целью увеличения грузооборота проведение технического перевооружения, а также модернизацию причалов и перегрузочного оборудования.

Первым масштабным проектом является реализация инвестиционного проекта «Реконструкция объектов второго грузового района», намеченная на 2013-2015 годы. Ожидаемый объем инвестиций в реализацию этого ключевого проекта составляет около 1,5 млрд рублей. Данный инвестиционный проект ПАО «ММТП» реализует в рамках соглашения о взаимодействии, заключенного в 2013 году с ФГУП «Росморпорт» и согласованного Федеральным агентством морского и речного транспорта.

 

Рис. 4. Инвестиции ПАО «ММТП», (млн руб.)

 

 

В 2014 году на грузовом районе №2 в рамках проекта завершено строительство следующих объектов: железнодорожных и подкрановых путей; новых сетей электроснабжения причалов №13, 14; создание новых складских площадей. Продолжаются работы по установке системы периметрального освещения района,сетей ливневой канализации, строительству очистных сооружений и системы орошения угля.

В прошлом году были приобретены и введены в эксплуатацию 3 новых портальных крана «Витязь», которые установлены на кордонной линии самого глубоководного причала №14 порта, способного принимать под погрузку суда дедвейтом до 160 тыс. тонн. Это совершенно новая линейка так называемых тяжелых кранов, имеющих внушительные технические характеристики: грузоподъемность в грейферном режиме – 32 тонны, грузоподъемность в крюковом режиме – до 100 тонн, вылет стрелы – 40 метров. Для работы с навалочными и насыпными грузами краны оборудованы грейферами объемом 20 кубометров. Для сравнения: у остальных кранов объем самого большого грейфера не превышает 9 кубометров.

Производителем и проектировщиком кранов «Витязь» является отечественная краностроительная компания ЗАО «СММ», которую с ММТП связывает давнее и успешное сотрудничество. Эксплуатация новых кранов показала, что они отвечают всем современным техническим и эргономическим требованиям. Кроме того, их применение позволило значительно сократить сроки обработки крупнотоннажных судов.

Акционерным обществом также проведена модернизация электрооборудования портального крана №63, приобретены 4 новых ковшовых погрузчика Liebherr, 3 вилочных погрузчика Kalmar. В 2014 году закуплена и успешно применена в сезон с положительными температурами мобильная система пылеподавления WLP, предназначенная для уменьшения количества твердых частиц в атмосфере во время перегрузочных работ и при открытом хранении сыпучих грузов, а также препятствования проникновению пыли за территорию порта при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Также в прошедшем году компанией выполнен значительный объем работ по ремонту причалов:

-         произведен ремонт шпунтовых стенок причалов №4, 9, 10, 13, 14;

-         выполнен ремонт анкерных систем причалов №4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15;

-         восстановлены проектные глубины причалов №4, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15.

Затраты на проведенные ремонтные работы в 2014 году составили около 200 млн рублей. Это позволило восстановить ресурс причалов и сохранить нормативный (паспортный) режим эксплуатации. Ряд причалов после проведения очередного обследования и освидетельствования получили срок нормативной эксплуатации 5 лет, что для гидротехнического сооружения с большим возрастом является максимальным.

Впервые внедренная ММТП на грузовом районе №2 новая технологическая схема перевалки угля позволила на практике разделить операции по выгрузке вагонов, приведению угля в транспортабельное состояние (устранение металлических и неметаллических предметов), складированию и погрузке его на суда. Тем самым удалось увеличить пропускную способность складов, значительно увеличить скорость погрузки угля на суда, а также повысить качество услуг по приведению угля в транспортабельное состояние, оказываемой стивидорной компанией в рамках договора перевалки. В целом на грузовом районе №2 годовой объем грузопереработки увеличился с 5,8 млн до 8,0 млн тонн. Данная апробированная технологическая схема будет применена при реконструкции грузового района №1.

Удачно использованное сочетание повышения интенсивности обработки судов, увеличения емкости и пропускной способности складов позволило осуществлять обработку судов дедвейтом более 100 тыс. тонн на постоянной основе на грузовом районе №2 без дополнительного ожидания подхода судов и вагонов.

В 2014 году значительно увеличилась доля обработанных судов типа Cape Size, Baby Cape и Panamax по сравнению с 2013 годом. В 2014-м были обработаны 19 судов типа Cape Size и Baby Cape (5,15% от общего количества обработанных судов) против 12 судов (2,36%) в 2013 году. Количество судов типа Panamax увеличилось с 35,0% в 2013 году до 44,2%. Данные факты свидетельствуют о переходе работы ММТП на качественно более высокий уровень работы по круглогодичной обработке крупнотоннажных судов.

В 2015 году предстоит завершить проект «Реконструкция объектов второго грузового района», для чего необходимо ввести в промышленную эксплуатацию системы орошения территории грузового района, продолжить строительство очистных сооружений ливневых стоков.

В будущем, в рамках утвержденной программы развития, по аналогии с грузовым районом №2, планируется провести реконструкцию грузового района №1, которая предполагает:

-         строительство швартовного пала на причале №9, работы по дноуглублению. Это позволит увеличить грузооборот причалов №9, 10 с 3,5 млн. до 5 млн. тонн в год, производить погрузку одновременно двух судов типа Panamax, их независимую постановку к причалам и отвод.

-         ремонт причала №4, реконструкцию причала №2 с целью увеличения объема перевалки грузов через указанные причалы до 4 млн. тонн в год и возможностью полноценной обработки судов типа Panamax. Для улучшения экологичности производства предполагается строительство системы ливневой канализации, очистных сооружений и системы орошения, а также изменение технологии перевалки с использованием современного технологического оборудования.

Бюджет реализации проектов по предварительным оценкам специализированных проектных организаций составит около 4 млрд рублей. Принимая во внимание специфику проекта, затрагивающую существующие водные подходы, ММТП намерен реализовать данные проекты совместно с ФГУП «Росморпорт».

 

Экологическое направление в деятельности компании

Порт расположен в непосредственной близости к городу, поэтому экологическая безопасность производства является важным аспектом деятельности ММТП как при текущей эксплуатации терминалов, так и при реализации новых инвестиционных проектов. Разработана и подвергается постоянной корректировке комплексная экологическая политика предприятия, продолжается работа по совершенствованию системы анализа и оценки влияния производства на окружающую среду.

На предотвращение возможных загрязнений воздуха, воды и почвы направлен целый ряд организационных, технических и технологических решений. В работу вовлечены практически все подразделения ММТП. Проводится обучение персонала по программам экологической безопасности, осуществляется постоянный лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха, уровнем шума и уровнем электромагнитного поля на границе расчетной санитарно-защитной зоны. ММТП уже третий год подряд проводит исследования влияния своей производственной деятельности на чистоту атмосферного воздуха, учитывая, что основной груз, проходящий сейчас через порт, – уголь.

В 2013 и 2014 годах мониторинг проводился силами аккредитованной Росприроднадзором независимой лаборатории ЦЛАТИ по Мурманской области. В 2015 году ММТП заключен договор с Московским международным экологическим фондом «Чистые моря» по проведению круглогодичного мониторинга, выявлению, анализу и оценке фактических источников негативного воздействия на окружающую среду города Мурманска.

В процессе исследования независимой лабораторией будет произведен отбор проб снежного покрова и пыли техногенного происхождения в разных районах Мурманска с учетом направления ветра и обращения жителей города. Раз в квартал будут проведены анализ и идентификация 15 проб снежного покрова, 10 объединенных проб техногенной пыли, а также анализ концентрации взвешенных веществ в атмосферном воздухе – не менее 40 проб с помощью анализатора аэрозоля Dust Trak 8530. Кроме того, исследование включит отбор и анализ двух проб морской воды по 25 показателям и двух проб донных отложений по 20 показателям.

На данный момент перегрузка пылящих грузов осуществляется с соблюдением требований технологических карт, а также схемы «Природоохранные мероприятия по снижению выбросов в атмосферный воздух и порядок оповещения при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) и усилении ветра». Эта схема ограничивает, а при направлении ветра в сторону города запрещает грузовые операции.

На территории порта в летнее время организована круглосуточная поливка складских территорий, технологических проездов и дорог с использованием поливочных машин. Штабели каменного угля орошаются с помощью специальной передвижной автономной установки. Завершаются работы по созданию стационарной системы орошения и системы ливневой канализации на  территории грузового района №2.

В 2015 году наряду с проводимыми мероприятиями планируется выполнить работы по устройству системы орошения на грузовом районе №2 и провести предпроектные проработки по применению пылезащитных сооружений (экранов) в условиях ММТП. О масштабах этой работы достаточно убедительно свидетельствуют расходы на весь комплекс мероприятий. В 2015 году эта сумма составит около 190 млн рублей.

 

Социальная работа в ММТП

В 2014 году в ММТП была выполнена запланированная социальная программа, направленная на поддержание высокого уровня социального обеспечения сотрудников компании. В июле прошлого года была проведена индексация заработной платы, сейчас реализуется программа удешевления питания для работников. Постоянно проводятся мероприятия по улучшению условий труда, обеспечению портовиков качественной сезонной спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

 

Рис. 5. Инвестиции ПАО «ММТП» на экологию, (млн руб.)

 

 

Все работники акционерного общества застрахованы по программе ДМС, имеют возможность проходить санаторно-курортное лечение, в компании организован профилактический углубленный медицинский осмотр, с целью укрепления здоровья сотрудников проводится своевременная вакцинация. Для детей сотрудников действует программа выездов в детские оздоровительные лагеря.

В честь Дня работников морского и речного флота и к Новому году для сотрудников компании ежегодно организуются праздничные концерты, на которых в торжественной обстановке вручаются награды и памятные подарки победителям конкурса «Лучший по профессии», а также чествуются ветераны порта. Ведет работу Молодежный совет предприятия, силами которого реализуется множество мероприятий социального характера.

Основные слагаемые здоровья – это нормальные условия труда, отдых и спорт, поэтому организация спортивной работы является для компании одним из приоритетных направлений работы. В течение целого ряда лет акционерным обществом арендуется плавательная дорожка в бассейне, спортивный зал для любителей волейбола и мини-футбола. В яхт-клубе проходят занятия и соревнования по парусным видам спорта: кайтингу, виндсерфингу, яхтингу. Там же традиционно проводятся зимняя и летняя спартакиады, в которых участвуют команды других предприятий города, области, а также команды из других портов России. Организован родительский комитет, под эгидой которого проводятся разнообразные мероприятия с участием родителей и детей, в том числе два раза в год, в апреле и в сентябре, проводятся «Веселые старты».

Компания постоянно оказывает помощь городу и области в финансировании спортивных и иных социально значимых мероприятий.

В ММТП серьезное внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки и обучению кадров, продолжает работу собственный учебно-курсовой комбинат (УКК), получивший в свое распоряжение новые учебные классы. В 2014 году прошло обучение рекордное количество работников за всю историю УКК – 1242 человека, в том числе 267 человек – работники сторонних организаций города и области, физические лица. Фактически УКК, предоставляющий возможность пройти практическое обучение на действующей в порту современной и уникальной технике, превратился в единственную кузницу по подготовке специализированных кадров рабочих профессий для портового комплекса на Кольском полуострове. С развитием Арктического шельфа, перевозок грузов по Северному морскому пути данные кадры будут востребованы повсеместно.

На 2015 год запланирован незначительный рост грузооборота по основному грузу – уголь. Через причалы ММТП планируется перевалить 14,26 млн тонн (13,9 млн тонн в 2014 г.) экспортного угля. Для реализации этих планов стивидорной компанией подписано соглашение с ОАО «РЖД» об увеличении вагонной нормы до 600 вагонов в сутки.

Несмотря на кризисные явления на мировых товарных рынках и общее снижение объемов производства, в дальнейших планах ММТП совершенствование портовой деятельности, развитие инфраструктуры, увеличение грузооборота, реализация социальных программ. Все это позволит акционерному обществу достойно встретить 100-летний юбилей Мурманского морского торгового порта.

 

Морские порты №2 (2015)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021