Порт Зарубино: перекресток больших возможностей - Морские вести России

Порт Зарубино: перекресток больших возможностей

19.07.2016

Морские порты

Порт Зарубино: перекресток больших возможностей

Большой порт Зарубино обещает выйти на новый уровень. В связи с недавними заявлениями федеральных властей о грядущей модернизации международного транспортного коридора «Приморье-2», к которому подключен морской порт Зарубино, с усиливающимся взаимодействием России и Китая, с заявлением президента РФ Владимира Путина о направлении многомиллиардных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты идея связать юг Приморья со странами АТР получила долгожданный толчок к развитию.

Петр Романов, капитан морского порта Зарубино, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Выгодное положение региона

Прошедший во Владивостоке первый Восточный экономический форум еще раз подтвердил простую истину: транзит в большей степени, чем экспорт или импорт, отражает транспортную привлекательность и уровень интеграции российского транспорта в международную транспортную систему. Более того, без транзита мы не сможем обеспечить эффективное развитие транспортной инфраструктуры юга Приморья.

Почему сегодня актуальны идеи развития портов на самом юге Дальнего Востока? Ответ прост – принципы обеспечения экономической безопасности страны изменились, и Россия в Приморском крае теперь строит не форпост, а коммуникационную площадку. Одной из ее основ является интеграция в международную транспортную систему.

Регионы, умеющие сформировать стратегические союзы с соседями, а также умело использующие свое географическое положение и транзитные возможности, именно за счет организации транзита получают прямые инвестиции в развитие инфраструктуры, становятся объектами внедрения современных технологий и новых образцов техники. Через региональные объединения и транзитные возможности происходит интеграция национальной транспортной системы в мировые транспортно-логистические коридоры, что дает мощный стимул развитию экономики регионов и территорий, предоставляет выгодные условия для роста внутренних перевозок, благоприятствует росту национальной внешней торговли, а также во многом способствует решению социальных проблем, таких как создание новых рабочих мест, объектов жизнеобеспечения, социально-экономической и культурной инфраструктуры.

С целью оптимизации, ускорения, удешевления грузовых перевозок, обеспечения должного сервисного обслуживания и безопасности доставки грузов на транснациональном, трансконтинентальном уровне в Приморье когда-то были созданы, а сегодня получили свое новое развитие транзитные коридоры «Приморье-1» (Владивосток, Находка, Восточный – Полтавка, Пограничный – северные провинции Китая) и «Приморье-2» (Посьет, Зарубино, Славянка – Краскино – северные провинции Китая). За их счет Приморье имеет возможность развития активной экономической (торговой, туристической, инвестиционной и т.п.) деятельности, поскольку транспортно-логистический комплекс региона может стать ключевым звеном партнерства с Японией, Южной Кореей, Китаем, Монголией и другими странами Северо-Восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Для того чтобы эффективно реализовать имеющийся потенциал, Приморье, обладая очевидным транспортным преимуществом в АТР, должно стать сильным игроком в регионе в сфере перевозок. Поэтому транспортная система Приморья должна соответствовать уровню развития транспортных систем окружающих стран и приобрести международный статус транспортного узла, что важнее простого участия в транспортных коридорах.

Такая задача сегодня стоит и перед морским портом Зарубино, который должен стать опорной точкой МТК «Приморье-2».

Порт в бухте Троицы и его проблемы

Выгодность расположения бухты Троицы, в которой расположен морской порт Зарубино, заключается в ее близости к стыку трех границ: России, Китая и Северной Кореи. Она находится как раз на перекрестке различных направлений перевозок: имеет выход на Транссибирскую магистраль, находится в непосредственной близости к месту железнодорожного соединения Транссиба с Транскорейской магистралью, а также является опорным портом российского МТК «Приморье-2». Расстояние от бухты до ближайших погранпереходов на Китай (автомобильный – АПП «Краскино» и железнодорожный – ЖДПП «Махалино») составляет всего несколько десятков километров.

Пока, к сожалению, практическая реализация международных грузоперевозок в «Приморье-2» не впечатляет. За первое полугодие 2015 года через морской порт Зарубино прошло 88 тыс. транзитных грузов, а железнодорожным транспортом по коридору КНР – Хасанский таможенный пост – таможенный пост «Морской порт Зарубино» — Республика Корея было перевезено всего лишь две товарные партии грузов общим весом брутто 16,3 тонны. В мае 2015 года из морского порта Зарубино в порт Пусан была открыта контейнерная линия, по которой за три месяца (май, июнь, июль) прошло всего 83 контейнера. И это при плане 20 тыс. TEU!

Что сдерживает развитие МТК «Приморье-2»? Во-первых, неурегулированность вопроса с железнодорожным пунктом пропуска «Махалино», который не попал в Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. №557 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)». Это является существенным препятствием для повседневного и бесперебойного пропуска грузов и товаров, особенно сельскохозяйственных, через государственную границу РФ. Изменения в данное постановление и внесение в список ЖДПП «Махалино» позволит существенно нарастить транзитные грузопотоки.

Во-вторых, повышение международной конкурентоспособности немыслимо без внедрения в практику лучшего международного опыта оказания услуг в порту. Потому что международная конкуренция и развитие новых технологий формулируют новые требования к безопасности, качеству и скорости обработки грузов в морских портах.

Для эффективной работы и соответствия лучшей международной практике морской порт Зарубино должен находиться на переднем крае оптимизации и повышения эффективности обслуживания судов. В этой связи большим подспорьем для него должен стать режим «свободного порта», который вместе с Владивостоком будет распространяться и на морской порт Зарубино. Режим «свободного порта» подразумевает преференции, в том числе фискального характера, которые будут предоставлены резидентам порта: пониженные ставки по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога и т.д. К тому же в зоне порто-франко иностранцы будут иметь возможность получать восьмидневную российскую визу прямо на границе, а ввозимое оборудование будет освобождено от уплаты импортной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Перспективы развития

В нынешних экономических условиях важной частью будущего Большого порта Зарубино является оптимизация таможенных процессов. В качестве транзитных деклараций, например, можно использовать копии поездной передаточной ведомости с прилагаемыми к ней копиями железнодорожных накладных (по аналогии с предусмотренными дополнительными экземплярами декларации о грузе или судового манифеста и прилагаемыми к ним копиями коносаментов). В пользу этой упрощенной технологии свидетельствует тот факт, что при перевозках товаров железнодорожным транспортом риск их недоставки минимальный.

Применение упрощенной технологии при перевозках товаров железнодорожным транспортом позволит сократить время, необходимое для совершения таможенных операций, что в сочетании с полноценной и повсеместной реализацией системы электронного декларирования транзита в Дальневосточном регионе благоприятным образом скажется на увеличении трансграничного грузопотока по транзитному коридору «Приморье-2».

Для реализации проекта «Большой порт Зарубино» важно обеспечить качественную транспортную составляющую (автомобильные и железные дороги). Единственной железнодорожной веткой, связывающей Российскую Федерацию и китайскую провинцию Цзилинь, является участок железной дороги Камышовая – Хуньчунь. В настоящее время этот участок дороги используется для перемещения из России в Китай угля и железорудного концентрата, однако при создании необходимой инфраструктуры номенклатура перемещаемых товаров может быть расширена. В этом заинтересованы обе стороны.

На наш взгляд, при выполнении данных мероприятий морской порт Зарубино действительно станет ключевым звеном в распределении транспортных потоков в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, планируемые группой «Сумма» проекты строительства в порту зернового терминала мощностью до 40 млн тонн, контейнерного терминала мощностью 2 млн TEU и бункеровочного терминала повысят мощность, возможности и привлекательность порта как транзитного центра по перевалке различных грузов.

Несомненно, в ближайшей перспективе морской порт Зарубино будет играть весомую роль в транспортной системе Дальнего Востока. В связи с этим, естественно, портовым властям и службе капитана порта прибавится работы, повысится ответственность за обеспечение безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему, так как увеличится число судозаходов в порт и в целом интенсивность судоходства в бухте Троицы.

Тем не менее, специалисты служб капитана порта и портового контроля готовы к исполнению возложенных на них обязанностей с учетом роста грузооборота порта и количества судозаходов.

Морские порты №6 (2015)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России