Порт Темрюк: высокая безопасность – рост привлекательности - Морские вести России

Порт Темрюк: высокая безопасность – рост привлекательности

06.10.2016

Морские порты

Порт Темрюк: высокая безопасность – рост привлекательности

Морской порт Темрюк расположен на Таманском побережье Азовского моря при впадении в него реки Кубань в 4 км от города Темрюк, входящего в состав субъекта Российской Федерации – Краснодарского края.

Сегодня морской порт Темрюк – это развивающийся морской порт, имеющий все предпосылки для дальнейшего экономического развития. Общий грузооборот порта ежегодно составляет более 2 млн тонн и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Обеспечение безопасности мореплавания в Российской Федерации является прерогативой государства. Государственный надзор за безопасностью мореплавания, как и за рядом других видов деятельности морского транспорта, осуществляется соответствующими органами государственного управления в форме административного надзора, путем контроля за соблюдением требований международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, федеральных законов и подзаконных актов.

Валерий Маляр, капитан морского порта Темрюк, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Роль Службы капитана порта

Согласно статье 74 КТМ РФ капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами правительства РФ административно-властные полномочия в морском порту – от контроля соблюдения международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, законодательства РФ о торговом мореплавании, оформления прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов до обеспечения транспортной безопасности в акватории морского порта, в том числе принятия мер по предотвращению, прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта и т.д.

Поставленные государством задачи реализуются через институт администраций морских портов, деятельность которых позволяет укреплять позиции государства в структуре управления портами, создавать новые системы государственного контроля в морской отрасли, отвечающие реалиям современных экономических отношений как между хозяйствующими субъектами портовой деятельности, так и во взаимодействии их с государством.

Темрюкский филиал является структурным подразделением ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря». В Службе капитана морского порта Темрюк работают опытные сотрудники, прошедшие непростую школу от курсантов морских учебных вузов до капитанов дальнего плавания, то есть люди высокой самодисциплины, имеющие большой жизненный опыт.

Эффективное выполнение государственных задач специалистами Службы обеспечивает динамичный рост экономических показателей работы морского порта Темрюк, способствует повышению привлекательности порта для отечественных и иностранных грузовладельцев и инвесторов. Одной из причин такого состояния является постоянная работа по повышению уровня безопасности порта в различных аспектах – от безопасности мореплавания и экологической безопасности до эксплуатации флота, режима и прочего.

Комплексная система мер обеспечения безопасности мореплавания подразумевает: навигационную безопасность, технологическую безопасность и систему охранных мероприятий в свете требований Кодекса ОСПС.

Для обеспечения навигационной безопасности мореплавания Службой капитана морского порта Темрюк совместно с Таманским управлением АЧБФ ФГУП «Росорпорт» выполняются мероприятия по созданию подсистем:

-         установленных путей движения судов (УПДС);

-         управления движением судов (СУДС);

-         мониторинга и автоматического сопровождения судов;

-         автоматической информационной системы (АИС);

-         средств навигационного оборудования (СНО);

-         морской радиосвязи, судовых сообщений и обеспечения информацией;

-         правил плавания и других нормативно-правовых актов, регулирующих мореплавание.

Взаимодействие с другими службами

Обеспечение безопасности мореплавания в акватории морского порта Темрюк и на подходах к нему невозможно без четкой координации действий Службы капитана порта и таких структурных подразделений Таманского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», как лоцманская служба и служба управления движением судов (СУДС). Своевременная корректура штатного расписания Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», введение должности заместителя начальника управления по безопасности мореплавания позволили объединить под единым началом лоцманскую службу и СУДС, а также вновь созданное подразделение, обеспечивающее эксплуатацию инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) акватории морского порта.

Совместное использование технических средств СУДС и ИТСОТБ, объединение их под общим руководством позволяют повысить качество контроля за акваторией порта с использованием радиолокационных и оптико-электронных технических средств, вероятность своевременного обнаружения надводных объектов, в том числе и маломерных плавсредств, что в свою очередь положительно сказывается на решении главной задачи – обеспечении безопасности мореплавания.

Одним из основных факторов в обеспечении безопасности мореплавания в морском порту является проведение комплекса мероприятий по контролю и поддержанию в надлежащем состоянии навигационных глубин, гидротехнических сооружений, систем и средств навигационного оборудования, связи, аварийно-спасательных сил и средств. Значительная роль в этом вопросе отводится взаимодействию специалистов группы СНО и ГТС с руководителями портовых организаций, являющихся владельцами причальных сооружений.

Наиболее затратной, сложной и трудоемкой является задача круглогодичного поддержания заданных навигационных глубин в акватории порта, особенно на входе в нее, и на баровой части. Большая работа в данном направлении совместно со Службой капитана порта проводится руководством АЧБФ ФГУП «Росморпорт» и ООО «Мактрен-Нафта». Только за 8 месяцев 2015 года Таманским управлением АЧБФ ФГУП «Росморпорт» с целью поддержания проектных значений навигационных глубин были выполнены дноуглубительные работы общим объемом извлеченного грунта более 150 тыс. м3.

Организация работ по поиску и спасанию судов, терпящих бедствие, спасанию людей на море невозможна без слаженной работы Морского спасательно-координационного подцентра Тамань (МСПЦ), входящего в штатную структуру Темрюкского филиала ФГБУ «АМП Азовского моря». Зона ответственности МСПЦ простирается от акватории морского порта Тамань в Черном море до морского порта Ростов-на-Дону, то есть распространяется на всю акваторию Азовского моря, находящуюся под юрисдикцией Российской Федерации. Работы МСПЦ по поиску и спасанию в зоне ответственности осуществляются в тесном взаимодействии с МСКЦ Новороссийск, с силами и средствами структурных подразделений Азово-Черноморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», Пограничной службой ФСБ России и судовладельцами в рамках утвержденного Бассейнового плана поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.

Работа ИГПК

По данным инспекции государственного портового контроля (ИГПК), входящей в состав Темрюкского филиала АМП Азовского моря, за 8 месяцев 2015 года в морской порт Темрюк всего было совершено 743 судозахода, из них судов под флагом РФ – 376, судов под иностранными флагами – 367.

С целью контроля мореходного состояния судов под флагом РФ инспекцией в рамках FSC проверено 95 судов, из них 87 с замечаниями, 4 судна было задержано. Также было проведено 25 инспекций судов служебно-вспомогательного флота.

Подразделением ИГПК в рамках PSC по Парижскому меморандуму за указанный период было проведено 42 инспекции судов под иностранным флагом, в том числе первичных (IN) инспекций– 3, более детальных (MD) инспекций – 19, расширенных инспекций (EI) – 5. Из проведенных инспекций: с замечаниями прошли 39, с задержанием – 1.

Для обеспечения безопасности мореплавания, безаварийной работы судов, охраны окружающей среды, предупреждения аварийности, охраны человеческой жизни на море Служба капитана морского порта Темрюк в своей деятельности руководствуется требованиями международных конвенций (СОЛАС-74, МАРПОЛ, ПДМНВ-78 и др.), международных кодексов (МКУБ, ОСПС и др.), резолюциями Международной морской организации (ММО), федеральными законами Российской Федерации, КТМ, Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, нормативными документами Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта.

Комплексная система мер способствует повышению безопасности мореплавания, обеспечивает безопасную практику эксплуатации судов, регулярно проводимые тренировки совершенствуют навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к реагированию в аварийных ситуациях.

Морские порты №7 (2015)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России