Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону - Морские вести России

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

23.01.2017

Морские порты

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фактором социальным, и результатом этой деятельности должно быть сохранение жизни и здоровья людей.

Морской порт – это достаточно сложный транспортный комплекс, в его состав входят акватория, на которой находятся суда грузового, пассажирского и служебно-вспомогательного флота, а также портовые терминалы, судостроительные и судоремонтные предприятия, средства навигационно-гидрографического обеспечения и другие объекты инфраструктуры.

В настоящее время одним из актуальных вопросов в морских портах является обеспечение транспортной безопасности. Основополагающим законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», определяющий транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в их деятельность.

Павел Захарченко, капитан морского порта Ростов-на-Дону, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Задачи Службы капитана порта

Одной из функций капитана морского порта является обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению и прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта, а также информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Анализ состояния транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону показывает, что решение этой задачи зависит в значительной степени от совершенствования взаимодействия Службы капитана порта с субъектами и объектами транспортной инфраструктуры и судоходными компаниями с одной стороны и правоохранительными и контрольно-надзорными органами – с другой.

Мы четко понимаем, что успех в деле предупреждения актов незаконного вмешательства прежде всего зависит от выявления их подготовки и оперативности передачи информации правоохранительным органам для принятия мер, а также от своевременности оповещения участников транспортного процесса о предстоящей угрозе с целью уменьшения негативного воздействия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Комплекс мер, предпринимаемых Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону для предупреждения актов незаконного вмешательства, условно можно разделить на организационно-распорядительные и технические.

В силу закона обязанность решения задач обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие свою деятельность в границах морского порта. В соответствии с этим каждым портовым средством разработан план обеспечения транспортной безопасности, в котором учтены требования Кодекса по охране судов и портовых средств (ОСПС). Одним из аспектов исполнения планов является отработка действий «судно – берег» и портовых властей, осуществляемых в рамках схем взаимодействия.

На разработку мер транспортной безопасности существенное влияние оказывают особенности расположения границ территории и акватории порта. Морской порт Ростов-на-Дону не является исключением. К акватории порта относится участок реки Дон протяженностью 30 км, проходящий большей частью в центре г.Ростова-на-Дону, где в период разводок железнодорожного моста идет интенсивное движение грузового флота, включая наливные суда и суда с опасными грузами. Акватория имеет 8 рейдов для постановки судов, является транзитной для флота, следующего с внутренних водных путей в Черное и Средиземное моря и обратно.

Портовые терминалы и предприятия водного транспорта не расположены единым комплексом, а рассредоточены вдоль правого и левого берега реки, порою не имея смежных территорий. В порту осуществляет деятельность нефтяной терминал и 14 бункеровочных компаний. Наблюдается тенденция к росту объемов перевалки опасных грузов.

Особо актуален вопрос обеспечения транспортной безопасности в порту в связи с тем, что акватория фактически является зоной свободного доступа маломерного флота, а на берегах реки расположены базы отдыха, пляжи и лодочные станции.

В сложившейся ситуации первостепенным является осуществление мониторинга за обстановкой в акватории с целью выявления признаков подготовки актов незаконного вмешательства и принятия мер по их предупреждению.

Использование технических средств

Важным составляющим звеном по предотвращению актов незаконного вмешательства является использование возможностей современных технических средств. В связи с этим в соответствии с «Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, в морском порту Ростов-на-Дону в 2015 году завершено оснащение акватории системой современных инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). Целью данной программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Созданная система ИТСОТБ имеет 12 автономных постов технического наблюдения (АПТН), в основном расположенных на портовых терминалах на мачтах высотой до 30 метров, для размещения тепловизоров, камер видеонаблюдения и радиорелейных станций. Оперативная информация с АПТН передается на центральный пост наблюдения для обработки и хранения. Возможности созданной системы безопасности позволяют осуществить доступ и вывод видеосигнала заинтересованным государственным органам, уполномоченным принимать необходимые действия по предотвращению актов незаконного вмешательства.

Важным аспектом и в определенной степени проблемой является подготовка операторов по управлению созданной системой безопасности, так как в задачи оператора входит не просто наблюдение, а выявление признаков, свидетельствующих о намерениях подготовки акта незаконного вмешательства с использованием плавсредств, что требует специальных знаний.

Эксплуатация оборудования ИТСОТБ акватории морского порта возложена на Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» (АБФ ФГУП «Росморпорт»), которым разработан регламент технического наблюдения за акваторией морского порта Ростов-на-Дону, где отражены процедуры взаимодействия между Службой капитана порта и АБФ ФГУП «Росморпорт» по организации обеспечения транспортной безопасности в акватории порта.

Взаимодействие с органами контроля и надзора

Другой, не менее важной составляющей в деле обеспечения соответствующего уровня транспортной безопасности в порту мы считаем решение Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону следующих задач:

– мониторинга исполнения портовыми средствами требований главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74, Кодекса ОСПС и планов охраны портовых средств;

– контроля исполнения указаний и распоряжений Росморречфлота, капитана морского порта Ростов-на-Дону по вопросам усиления мер охраны на объектах транспортной инфраструктуры;

– контроля предоставления судами, совершающими международные рейсы, подходной информации в соответствии с требованиями главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС;

– взаимодействия с органами пограничного контроля в вопросах мониторинга исполнения портовыми терминалами, судами, совершающими международные рейсы, правил режима в пункте пропуска через государственную границу;

– взаимодействия с организациями и предприятиями водного транспорта, осуществляющими свою производственную деятельность в морском порту, по вопросам выявления и предупреждения актов незаконного вмешательства в транспортный процесс;

– взаимодействие с подразделениями территориальных органов ФСБ, МВД, прокуратуры, Ространснадзора по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Сегодня в порту действует «Положение об организации взаимодействия пограничных, таможенных органов, органов внутренних дел на водном транспорте, государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ростовской области и Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону в случае выявления признаков угроз незаконных актов, направленных против транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону». Положение предусматривает действия государственных контрольных органов по выявлению на акватории и территории морского порта угроз защищенности и описывает алгоритм действий в сложившейся ситуации.

Подготовлен ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих процедуры информирования Службой капитана порта и объектами транспортной инфраструктуры компетентных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об актах незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуациях.

В порту Ростов-на-Дону сложилась практика проведения рабочих совещаний с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, портовых терминалов, судоходных компаний, где принимаются решения о дополнительных мерах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования объектов транспортной инфраструктуры. Мероприятия по усилению защищенности объектов порта и транспортных средств прежде всего ориентированы на создание условий по недопущению и предотвращению угроз актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Особое внимание уделяется усилению мер охраны, целостности и надежности ограждения объектов, проведению мониторинга состояния транспортной безопасности на терминалах и транспортных средствах, разъяснительной работе, направленной на повышение бдительности и личной ответственности персонала. В частности, Службой капитана порта осуществляется постоянный мониторинг мест перевалки нефтепродуктов и проведения бункеровочных операций. Круглосуточную готовность по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, несет Азово-Черноморский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Недостатки законодательства

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в акватории порта должны строиться на основе разработанного плана обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время этот документ не может быть разработан в силу того, что законодательно не утверждена процедура и критерии оценки уязвимости акваторий морских портов.

На выполнение капитаном порта своих функций в части обеспечения транспортной безопасности акваторий влияет отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих предотвращение и прекращение незаконного нахождения и передвижения судов в акватории морского порта, устанавливающих компетенции капитана порта и совокупность мер, которые он может применять при возникновении таких ситуаций.

К рискам и угрозам транспортной безопасности в порту на сегодня также можно отнести нарушения режима в пункте пропуска через государственную границу, а именно:

– несанкционированный подход катеров к судам, совершающим международные рейсы;

– нахождение на борту судов, совершающих международные рейсы, лиц без согласования с пограничными органами;

– доставка капитанами катеров на борт судов, совершающих международные рейсы, близких родственников членов экипажа, минуя спецпроходные, а также без согласования с пограничными органами;

– нахождение на режимной территории лиц и транспортных средств без действительных документов.

При оценке обстановки на акватории порта, учитывая протяженность акватории, интенсивность движения судов транспортного, технологического, прогулочного и маломерного флота, с целью оперативного реагирования на возможные угрозы безопасности назрела необходимость наличия в порту группы быстрого реагирования – мобильной, специально оснащенной, круглосуточно готовой к выполнению задач по предотвращению подготовки или совершения актов незаконного вмешательства.

Данный вопрос требует обсуждения с участием всех задействованных в обеспечении транспортной безопасности компетентных органов и принятия необходимых нормативно-правовых актов.

Упомянутые выше проблемы и трудности в той или иной мере присущи, на наш взгляд, многим морским портам. Их решение может существенно повысить эффективность деятельности по обеспечению транспортной безопасности в морских портах.

Морские порты №8 (2015)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021