Перспективы развития морского порта Кандалакша - Морские вести России

Перспективы развития морского порта Кандалакша

23.01.2017

Морские порты

Перспективы развития морского порта Кандалакша

Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и представляет собой удобную, защищенную от волнений всех направлений губу с надежной якорной стоянкой и глубинами, доступными для захода крупнотоннажных судов. Границы морского порта установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. №419-р.

Виктор Бородачев, капитан морского порта Кандалакша, ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Из истории

Июль 1915 года считается датой рождения морского порта Кандалакша, когда в порту был разгружен первый пароход, доставивший грузы для постройки железной дороги от Петрограда до Романова-на-Мурмане (будущего Мурманска). В 1915 году были построены первые береговые маяки и створные знаки на подходах к порту. Сначала порт представлял собой деревянную пристань и до 1935 года являлся приписным пунктом Сорокского порта (ныне морской терминал Беломорск). В 1935 году рядом с деревянной пристанью построили перегрузочный комплекс, которому официально был присвоен статус морского порта с утверждением границ территории и акватории.

Современная история порта начинается в 2007 году, когда ООО «Кандалакшский морской торговый порт» вошло в состав Талдинской топливно-энергетической компании (ТАЛТЭК). С появлением нового собственника порт был обеспечен новым оборудованием, которое позволило организовать экспортную перевалку очищенного от металлического контамината угля энергетических марок.

Наряду с главным направлением деятельности порта – перевалкой экспортного угля, добытого на разрезах ТАЛТЭК, сегодня работа порта направлена на динамичное и планомерное увеличение грузооборота, превращение порта, работающего только с навалочным грузом, в универсальный порт с полной загрузкой существующих мощностей и доведением грузооборота до 1,6-1,8 млн тонн в год.

Инфраструктура

Морской порт Кандалакша располагает пятью грузовыми причалами, общая длина причальной линии 584,5 метра. Порт способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 33 метров.

Оператором, осуществляющим деятельность в морском порту, является ООО «Кандалакшский морской торговый порт». Порт оснащен современным перегрузочным оборудованием: портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, гусеничными кранами до 16 тонн, автопогрузчиками от 1,5 до 10 тонн, ковшевыми погрузчиками для работы в твиндеках судов и в крытых железнодорожных вагонах. Складские площади позволяют принимать на хранение до 120 тыс. тонн грузов.

ООО «Кандалакшский морской торговый порт» обладает лицензией на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Разрешенный класс опасных грузов – 3, 4, 9.

Порт ориентирован на перевалку навалочных и генеральных грузов. Пропускная способность порта по навалочным грузам составляет 1,5 млн тонн. В 2014 году грузооборот порта составил 858,4 тыс. тонн.

Морской порт Кандалакша имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Навигационная обстановка

Морской порт Кандалакша является замерзающим портом, среднее число дней со льдом – 183, максимальная толщина льда – 1,2 метра. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично. К порту ведет фарватер, пролегающий по проливу Кибиринская Салма и оборудованный плавучими предостерегательными знаками.

Лоцманская проводка в порту является обязательной и осуществляется круглосуточно лоцманской службой Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт».

Ледовый режим наблюдается с ноября по май. Вершина Кандалакшского залива зимой сплошь покрыта неподвижным припаем. Морские суда, заходящие в порт в период ледового режима, должны иметь ледовые усиления. Начало и окончание ледокольной проводки судов устанавливается распоряжением капитана морского порта.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.01.1997 г. №14-р в морской порт Кандалакша разрешен заход судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками.

Ледокольное обеспечение осуществляется ледоколами ФГУП «Росморпорт» в соответствии с графиком расстановки и распоряжением Штаба ледокольных операций в Белом море.

В зимнюю навигацию 2014-2015 гг. проводка судов осуществлялась ледоколами «Диксон» и «Капитан Косолапов». Период зимней навигации составил 151 сутки, за который проведено 26 судов и отгружено 413,9 тыс. тонн грузов.

Административная реформа

Во исполнение приказа Минтранса России от 27.06.2014 г. №170 «О реорганизации Федерального государственного учреждения «Администрация морского порта Мурманск» в форме присоединения к нему Федерального государственного учреждения «Администрация морского порта Архангельск»» 12 декабря 2014 года создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Западной Арктики».

Результатом реорганизации стало снижение административно-хозяйственной нагрузки на капитана морского порта и увеличение времени для выполнения им своих основных функций – обеспечения безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему, стоянки судов в порту, а также осуществления государственного портового контроля.

Административно-властные полномочия в морском порту осуществляет филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Кандалакша, в состав которого входит инспекция государственного портового контроля (ИГПК).

Структура ИГПК позволяет в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в морском порту, пожарную, экологическую и транспортную безопасность. Специалисты инспекции обеспечены обустроенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи. Коллектив филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Кандалакша готов к выполнению текущих и перспективных задач.

Безопасность мореплавания

В целях обеспечения безопасности мореплавания и дальнейшего увеличения грузооборота в морском порту Кандалакша в 2011 году проведено площадное обследование глубин подходного фарватера и разработана проектная документация «Средства навигационного оборудования водных подходов к Кандалакшскому морскому порту». В 2012 году проект был согласован, а в конце года введен в действие.

В 2015 году схема плавучих предостерегательных знаков была усовершенствована. Новый водный путь позволил увеличить минимальную глубину фарватера до 10,1 метра, что позволяет проходить в порт судам длиной до 200 метров и дедвейтом свыше 30 тыс. тонн, а также увеличить судовую партию навалочных грузов до 30 тыс. тонн. До этого морской порт принимал суда длиной 185 метров и дедвейтом до 24 тыс. тонн.

Для обеспечения безопасности мореплавания в Кандалакшском заливе на подходах к морским портам Кандалакша и Витино установлена система управления движением судов (СУДС). Ввод ее в действие запланирован во втором полугодии 2015 года. СУДС существенно повлияет на обеспечение безопасности мореплавания и позволит выявить нарушения скоростного режима судов, дрейфа судов на якоре, своевременного выхода на связь.

Для предупреждения случаев загрязнения акватории морского порта и соблюдения требований экологической безопасности

ИГПК проводит контроль за бункеровочными операциями в порту, количеством и своевременной сдачей сточных и нефтесодержащих вод судами. В целях предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов в филиалe ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Кандалакша имеется План ликвидации разливов нефти.

В рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, проведено оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Кандалакша (ИТСОТБ). Установка данного оборудования позволяет круглосуточно следить за обстановкой и своевременно предупреждать акты незаконного вмешательства, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в акватории порта, осуществлять видеозапись всех происшествий.

Перспективы развития

С 2014 года в морском порту Кандалакша кроме грузов группы компаний «ТАЛТЕК» возобновлена работа с генеральными грузами. К этому подтолкнула удачная конъюнктура. Новый этап освоения Россией Арктики привел к появлению новых грузопотоков каботажного направления.

Реализация государственных проектов по развитию военной инфраструктуры в Арктике, а также строительства и модернизации инфраструктуры морских портов вдоль трасс Северного морского пути способствует повышению интереса грузоотправителей к северным портам России, в том числе и к морскому порту Кандалакша. С апреля по декабрь 2014 года и в первом полугодии 2015 года через морской порт осуществлялась отгрузка в направлении острова Котельный архипелага Новосибирские острова и острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.

В 2015-2016 годах планируется провести модернизацию с расширением угольного склада, которая позволит портовому оператору увеличить скорость подготовки судовой партии очищенного угля для погрузки на суда дедвейтом свыше 30 тыс. тонн, сократить простои железнодорожного подвижного состава под выгрузкой и исключить сверхнормативный простой судов. Выполнению этих задач будет способствовать также удлинение и развитие железнодорожных путей порта, запланированное до конца 2016 года.

Также в 2015-2016 годах планируется произвести капитальный ремонт крытого склада генеральных грузов и оборудовать новые открытые склады для генеральных грузов.

Безусловно, решающим фактором для перспективного развития морского порта Кандалакша является строительство новых причалов с целью обеспечения возможности приема морских судов большего водоизмещения. Начало строительства этих причалов запланировано на 2017-2018 годы.

Морские порты №8 (2015)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России