Обмен опытом в порту Сингапур - Морские вести России

Обмен опытом в порту Сингапур

22.02.2017

Морские порты

По программе обмена опытом инспекторов портового контроля, утвержденной Комитетом портового контроля Токийского меморандума

В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда поет и плачет океан
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван...

Александр Вертинский, танго «Магнолия»

В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандума мне удалось побывать в Сингапуре. Это была не только познавательная, но и невероятно интересная поездка, впечатлениями о которой хотелось бы поделиться с коллегами по профессии. Главное, что я вынес от посещения порта Сингапур, это то, что обмен опытом – действительно, эффективный инструмент повышения качества инспектирования торговых судов в морских портах.

Евгений Иванов, начальник инспекции государственного портового контроля Холмского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Немного истории

Программа обмена опытом инспекторов портового контроля была утверждена Комитетом портового контроля Токийского меморандума на 5-й сессии, которая состоялась во Владивостоке в 1997 году. Она предусматривает участие инспектора в инспекциях судов в порту принимающей стороны, а также в совместных совещаниях подразделения портового контроля по вопросам, касающимся проверок судов и применения процедур их инспектирования.

Ежегодно Секретариатом Токийского меморандума готовится и утверждается план и очередность прохождения таких программ. Продолжительность программы составляет две недели.

За последнее время инспекторы портового контроля Дальневосточного региона участвовали в программах, организованных в следующих принимающих странах: Сингапур, Республика Корея, Новая Зеландия. В свою очередь Российская Федерация принимала инспекторов из следующих стран: Австралия (порт Владивосток), Сингапур (порт Находка), Гонконг (порты Находка и Восточный).

Знакомство с крупнейшим портом мира

Мне посчастливилось пройти данную программу обмена опытом в порту Сингапур. Первый день был посвящен ознакомлению с портом, инфраструктурой, знакомству с сотрудниками подразделения портового контроля и особенностями их работы.

С последнего этажа 42-этажного небоскреба PSA Building, расположенного в центральной деловой части города на Александра-Роуд, где находится администрация морского порта Сингапур, открывается панорамный вид на основную часть порта. С высоты птичьего полета вид, нужно сказать, захватывает.

Перед взором, как на макете, предстают объекты порта: с левой стороны –

пассажирский терминал, прямо – строящийся и действующий контейнерные терминалы (Пасир Панджанг) и справа – многоцелевые грузовые терминалы (Джуронг).

Динамика развития экономики страны и ограниченность свободного пространства мотивировали власти Сингапура смещать портовую инфраструктуру в северо-западном направлении с тем, чтобы освободить земли, находящиеся практически в центре города и до этого занятые под морские грузовые терминалы. Например, в районе пирса Клиффорд сейчас создаются всевозможные рекреационные зоны для нужд населения и гостей города. Для того чтобы город не ощущал дефицита бюджета от выпадающих доходов от деятельности порта, строительство новых терминалов осуществляется в ускоренном темпе.

Последующие дни, вплоть до отъезда, я полностью погрузился в совместную работу по инспектированию судов в порту. И мои впечатления перешли уже на профессиональную деятельность.

Порт Сингапур является одним из лидеров по количеству заходящих в него судов и по объемам перерабатываемых грузов. Штат инспекторов, осуществляющих инспектирование судов под иностранными флагами в порту, ограничен шестью специалистами, общее управление которыми осуществляется начальником подразделения.

На этапе планирования рабочего процесса на день определяются суда, которые необходимо проинспектировать в первую очередь. При определении приоритета инспекторам помогает информационная база Токийского меморандума, которая в автоматическом режиме определяет первоочередность инспектирования судна в зависимости от таких факторов, как возраст и тип судна, история его инспектирования за определенный период времени. Повышенное внимание уделяется так называемым субстандартным судам, которые не выполняют требования международных конвенций. Также в первоочередном порядке инспектируются суда, в отношении которых получена особая информация или с ними произошли аварийные случаи.

Рис. 1. Схема подходов к порту Сингапур в Центре управления движением судов

Принимающая сторона организовала мой рабочий день таким образом. Традиционно каждый день начинался с короткого совещания, целью которого было определиться с текущей обстановкой в порту и с судами, которые необходимо проинспектировать. Далее до обеда происходила проверка судов, а после обеда – решение дополнительных задач, возложенных на подразделение портового контроля. В среднем в день мы успевали проверить одно-два судна, стоящих как в порту, так и на рейде порта.

В дополнительные задачи были включены инспектирование и освидетельствование тренажерных центров подготовки судовых специалистов и центров по проверке судового спасательного оборудования и снабжения.

Расширение кругозора на тренажерах

Во время пребывания в Сингапуре мне посчастливилось не только получить уникальный опыт проведения инспектирования, но и расшить свой кругозор в отношении передовых технологий подготовки судовых специалистов в учебно-тренажерном центре Сингапурского технологического института.

Меня поразил комплекс тренажеров для судовых механиков, который располагается в отдельном здании и включает в себя наряду с главным и вспомогательным двигателями полный комплекс оборудования машинного отделения морского судна. При посещении этого симулятора возникло ощущение абсолютной реальности, которую смогли реализовать в пределах института.

Рис. 2. Курсанты Сингапурского технологического института отрабатывают практические навыки на тренажере СЭУ морского судна

Удивило и порадовало большое количество девушек, обучающихся на факультете эксплуатации судовых энергетических установок. Причем их не пугают сложности профессии, с которыми им приходится сталкиваться во время прохождения плавательной практики на морских судах в качестве мотористов-практикантов.

Помимо названного симулятора машинного отделения, в институте установлен тренажер по управлению судном. Тренажер исполнен таким образом, чтобы курсант испытывал реальные ощущения, которые возникают при управлении судном. Реальность ощущений достигается с помощью различных аудио- и визуальных эффектов, а также с помощью имитации качки судна во время морского волнения. Минут через пятнадцать-двадцать работы на тренажере человек практически полностью погружается в «морскую среду», из которой выходит только после окончания задания.

Рис. 3. Симулятор ходового мостика на тренажере по управлению судном, установленном в Сингапурском технологическом институте

На этом симуляторе отрабатывают навыки управления разными типами и разных размеров судов судоводители фактически со всего земного шара. Группы работают в составе – капитан, старший, второй и третий помощник капитана. Причем все они могут быть разных национальностей, поэтому на тренажере отрабатываются еще и коммуникативные навыки, и навыки работы в команде.

В Центре управления движением судов, где довелось побывать, меня восхитил уровень автоматизации процесса регулирования движения судов в порту и на подходах к нему. Конечно, основную работу по регулированию движения выполняют люди, но огромную роль играет мощная компьютерная техника, которая выполняет сбор, обработку и анализ информации, а затем логический комплекс предлагает варианты действий оператору центра.

Две недели моей командировки в Сингапур пролетели незаметно. Однако за это время было получено много полезной и интересной информации, приобретен бесценный запас знаний и определенный опыт, которые по возвращении в родной порт Холмск были проанализированы, обсуждены с коллегами и по возможности использованы в работе подразделения портового контроля.

Считаю, что такой обмен опытом очень полезен для всех сторон, которые участвуют в данной программе. Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо организаторам моей поездки всех сторон и выразить свою признательность всем людям, которые обеспечили мое познавательное и плодотворное пребывание в Сингапуре в течение этих двух незабываемых недель!

Морские порты №1 (2016)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021